Учета основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 18:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы является рассмотрение учета основных средств.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе решались следующие задачи:
- дать характеристику понятии и классификации основных средств;
- изучить оценку основных средств;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
3
1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ……
5
1.1
Понятие и классификация объектов основных средств ………………..
5
1.2
Оценка основных средств…………………………………………….......
9
1.3
Амортизация основных средств………………………………………….
12

2.
СИНТЕТИЧЕСКИЙ УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ………………….
16
2.1
Поступления и ввод в эксплуатацию основных средств……………….
16
2.3
Учет затрат на ремонт основных средств……………………………….
20
2.4
Выбытия основных средств………………………………………………
23
3
ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ……………………….
27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………
30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.………………………………………….
32
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа на тему Учет основных средств ооржак.docx

— 69.11 Кб (Скачать)

 

Выбранный метод начисления амортизации закрепляется в учетной политике для целей бухгалтерского и налогового  учета.

Начисление  амортизационных отчислений приостанавливается в случае перевода объекта по решению  руководителя организации на консервацию на срок более 3х месяцев, а также в период реконструкции, модернизации и капитального ремонта объекта, продолжительностью более 12 месяцев.

По объектам основных средств некоммерческих организаций, а также жилищного фонда предприятий  жилищно-коммунального хозяйства производится начисление износа в конце отчетного года по установленным нормам амортизационных отчислений. Движение сумм износа по указанным объектам учитывается на отдельном забалансовом счете 010 «Износ основных  средств».  
Списание амортизации производится при выбытии основного средства. Учет сумм амортизации ведется на счете 02 «Амортизация основных средств».

 

 

 

Таблица 2.2.4

Корреспонденция счетов по учету амортизации:

 

Содержание операции

Дебет

Кредит

1

Начислена амортизация основных средств

20,23.26,44...

02

2

Списана амортизация

02

01-В

3

Начислен износ

010

-

4

Корреспонденция при переоценке амортизации

-

-


 

 

2.3 Учет затрат на ремонт основных средств

 

Методические  указания по учету основных средств  предлагают 2 варианта учета затрат на ремонт основных средств:

- единовременное  включение расходов на ремонт  в состав текущих расходов  в случае, если это текущий  недорогой ремонт, который не  оказывает существенного влияния  на финансовый результат деятельности  организации;

- равномерное  отнесение затрат на себестоимость  продукции путем:

- создания  резерва на ремонт основных  средств;

- использования  счета учета расходов будущих  периодов.

Порядок формирования и использования резерва сводится к следующему: отчисления в резерв списываются на расходы равными долями на последний день соответствующего периода. Затем сумма фактически осуществленных затрат на проведение ремонта списывается за счет средств резерва. 
          Если по итогам отчетного периода фактические затраты превысили средства ремонтного фонда, то в бухгалтерском учете производят доначисление резерва путем отнесения суммы на расходы будущих периодов. В обратном случае (если выявлен излишек средств ремонтного фонда)  "лишние"  суммы  сторнируются.  
          Согласно Налоговому кодексу (ст. 260 НК РФ), расходы на ремонт основных средств признаются в размере фактических затрат в составе прочих расходов в том периоде, в котором они были осуществлены. Это положение применяется также в отношении расходов арендатора, если договором аренды  расходы на ремонт  арендованных основных средств арендодателем не предусмотрены.

Для обеспечения  равномерного признания расходов организация  вправе создавать резервы под  предстоящий ремонт основных средств. В этом случае отчисления в резерв рассчитываются исходя из совокупной стоимости основных средств и  нормативов отчислений, утверждаемых организацией самостоятельно в учетной политике. Предельная сумма резерва не может превышать среднюю величину расходов на ремонт за последние три года.  
          Если по итогам налогового периода фактические затраты превысили средства ремонтного фонда, то разница включается в состав прочих расходов на конец периода. В обратном случае сумма такого превышения включается в  состав  доходов  организации. 
          Затраты на ремонт не увеличивают первоначальную стоимость объекта, а  включаются  в  себестоимость  готовой  продукции. 
          В зависимости от выбранного способа отражения затрат в бухгалтерском учете операции отражаются следующим образом: 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.3.5

Корреспонденции счетов учета ремонта основных средств

Содержание операции

Дебет

Кредит

1

Расходы на ремонт списываются единовременно

20,25,26,44

10,70,69,60

2. Образование и использование  ремонтного фонда

2.1

Ежемесячные отчисления в ремонтный  фонд

20,25,26,44

96

2.2

Списание затрат за счет ремонтного фонда

96

10,70,69,60

2.3

Списание суммы превышения фактических  затрат

97

10,70,69,60

2.4

Списание суммы превышения ремонтного фонда

20,25,26,44

96

3. Отнесение затрат на расходы  будущих периодов

3.1

Списывается сумма фактических затрат на ремонт

97

10,70,69,60

3.2

Ежемесячное списание затрат на себестоимость  продукции

20,25,26,44

97


 
          Реконструкция - переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и номенклатуры продукции. (ст. 257 НК РФ) 
         Техническое перевооружение - комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации, автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным. (ст. 257 НК РФ) 
          Проще говоря, модернизация и реконструкция проводятся с целью улучшения качественных характеристик основных средств. Затраты на их осуществление относятся на увеличение первоначальной стоимости основных  средств. 
         При этом затраты на модернизацию и реконструкцию объекта основных средств после их окончания увеличивают первоначальную стоимость такого объекта, если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) объекта основных средств. 
          После проведения ремонта, реконструкции или модернизации необходимо оформить Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств по форме № ОС-3, который служит основанием для изменения первоначальной стоимости основного средства.

 

2.4 Учет выбытия основных средств

 

Основные  средства выбывают из организации в  случаях:

- списания по причине непригодности к дальнейшему использованию;

- продажи на сторону;

- безвозмездной передачи;

- передачи в счет вклада в уставный капитал другой организации;

- сдачи имущества в аренду, лизинг;

- реализации по договорам мены и т.д.

Не признается выбытием основного средства его  перемещение между структурными подразделениями организации. Также  если основное средство временно перестает  использоваться (например, в силу необходимости  реконструкции или монтажа дополнительного  оборудования), оснований для его  списания нет.

Стоимость объекта основных средств, который  выбывает или не способен приносить  организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета.

Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета выбытие основных средств организация отражает развернуто в составе прочих  доходов  и  расходов.  
          По дебету счета 91 отражается списание остаточной стоимость и затраты, связанные с выбытием, а по кредиту - сумма износа, выручка от продажи, стоимость  оприходованных  ценностей. 
           Для списания основных средств к счету 01 открывают субсчет, например, 01-В  "Выбытие  основных  средств". 
           Потери и расходы в связи с чрезвычайными обстоятельствами отражаются на счете 99 "Прибыли и убытки".

Доходы  и расходы от списания отражаются в отчетном периоде, к которому они  относятся и подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве операционных доходов и расходов.

Таблица 2.4.6

Корреспонденция счетов по учету выбытия  основных средств

 

Содержание операции

Дебет

Кредит

1. Списание основного средства  за непригодностью

1.1.

Списание первоначальной стоимости

01-В

01

1.2.

Списание амортизации

02

01-В

1.3.

Списание остаточной стоимости

91

01-В

2. Продажа имущества

2.1.

Списание первоначальной стоимости

01-В

01

2.2.

Списание амортизации

02

01-В

2.3.

Списание остаточной стоимости

91

01-В

2.4.

Получена выручка от продажи

62

91

2.5.

Учтен НДС от продажи

91

68

3. Безвозмездная передача имущества

3.1.

Списание первоначальной стоимости

01-В

01

3.2.

Списание амортизации

02

01-В

3.3.

Списание остаточной стоимости

91

01-В

3.4.

Списание расходов, связанных с  передачей

91

10,70,69...

3.5.

Начислен НДС, исходя из рыночной цены передаваемого объекта

91

68

4. Передача в счет вклада в  уставный капитал

4.1.

Списание первоначальной стоимости

01-В

01

4.2.

Списание амортизации

02

01-В

4.3.

Передача в счет вклада в уставный капитал

58

01-В

5. Списана сумма дооценки (при ее  наличии)

83

84


 
          Для целей налогообложения доходы и расходы от ликвидации основных средств включаются в состав внереализационных. При этом учет расходов от ликвидации производится единовременно (кроме случаев получения  убытков).  
          Организация определяет прибыль (убыток) от реализации или выбытия амортизируемого имущества на основании аналитического учета по каждому объекту на дату признания дохода (расхода). При этом прибыль, полученная налогоплательщиком, подлежит включению в состав доходов от реализации в том отчетном периоде, в котором была осуществлена реализация имущества. А убыток отражается в аналитическом учете как прочие расходы организации  равными  долями. 
          Выбытие основных средств оформляется унифицированными первичными документами. При списании объекта за непригодностью необходимо оформить Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных) по форме № OC-4 или № ОС-4б (если списывается группа  объектов)  (см.  приложение  6) . 
          Если производится списание автотранспортных средств оформляют Акт  о  списании  по форме  №  ОС-4а.  (см.  приложение 7). 
          Если основное средство было продано, передано в счет вклада в уставный капитал или передано на безвозмездной основе - Акты о списании не составляются. Такого рода передача оформляется Актами приемки-передачи основных средств (Форма № ОС-1, № ОС-1а , № ОС-1б). 
          Первоначальная стоимость основного средства может измениться в связи с частичной ликвидацией данного объекта (абз. 2 п. 14 ПБУ 6/01, абз. 2 п. 41 Методических указаний)4. В данном случае происходит выбытие части основного  средства. 
          Затраты, понесенные при ликвидации части основного средства, не влияют на его первоначальную стоимость, а учитываются в составе прочих расходов. 
           В бухгалтерском учете отражение частичной ликвидации производится  следующим  образом:

Таблица 2.4.7

Корреспонденции счетов при частичной  ликвидации основных средств 

Содержание операций

Дебет

Кредит

Часть первоначальной стоимости частично ликвидируемого объекта основных средств  перенесена в состав выбывающих основных средств

01-В

01-1

Списана соответствующая часть начисленной  амортизации

02

01-B

Списана сумма первоначальной стоимости  частично ликвидируемого объекта основных средств

91-2

01-B


 
          После частичной ликвидации основного средства изменится сумма амортизационных отчислений (п. 19 ПБУ 6/01, п. п. 54, 55, 57 методических указаний). По-новому начисление амортизации начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором было частично ликвидировано основное средство (п. 21 ПБУ 6/01, п. 61 методических указаний).

 

  1. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ  ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

 

Инвентаризация  проводится ежегодно в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств и на основании письменного приказа руководителя (Форма № ИНВ-22) (см. приложение 8). 

Инвентаризация  обязательна перед составлением годовой отчетности.

До начала инвентаризации проводится проверка:

- инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;

- технических паспортов или другой технической документации;

- документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение.

При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи (Форма № ИНВ-1) полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели.

При выявлении  объектов, не принятых на учет, а также  объектов, по которым в регистрах  бухгалтерского учета отсутствуют  или указаны неправильные данные, комиссия должна включить в опись  правильные сведения и технические  показатели по этим объектам.

На основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись  с указанием времени ввода  в эксплуатацию и причин, приведших  эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.).

Одновременно  с инвентаризацией собственных  основных средств проверяются основные средства, находящиеся на ответственном  хранении и арендованные. По указанным  объектам составляется отдельная опись.

По имуществу, при инвентаризации которого выявлены отклонения от учетных данных, составляются сличительные ведомости (Форма № ИНВ-18). В сличительных ведомостях отражаются результаты инвентаризации, то есть расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей.

Выявленные  при инвентаризации расхождения  регулируются в следующем порядке:

- основные средства, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию по рыночной стоимости и зачислению в состав прочих доходов организации на счетe 91;

- недостачи относятся на виновных лиц. В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются на издержки. Учет недостач ведется на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

Информация о работе Учета основных средств