Учет затрат на автотранспорт

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 13:56, дипломная работа

Краткое описание

Выбранная для данной дипломной работы тема представляется весьма актуальной. Автотранспортные подразделения занимают важное место в общей системе успешно функционирующих аграрных предприятий. Нельзя назвать ни одного технологического процесса в их производстве, где бы не требовалось прибегать к услугам автотранспорта. Поэтому себестоимость и в целом эффективность производства сельскохозяйственной продукции в немалой мере зависят от качества автотранспортного обслуживания и уровня расходов на него. В свою очередь, многое здесь определяется уровнем учетно-аналитической работы в автотранспортных подразделениях.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ3
1. ЮРИДИЧЕСКИЙ СТАТУС, ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ РЕСУРСАМИ,
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОИЗВОДСТВЕННО-
ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ,
ВЫБРАННОГО В КАЧЕСТВЕ ОБЪЕКТА ИЗУЧЕНИЯ.
1.1. Юридический статус СПК "Восход" Белоглинского района
Краснодарского края
1.2. Имущество и другие производственные ресурсы СПК "Восход"
1.3. Специализация производства и его основные результаты
в СПК "Восход"
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УЧЕТУ
И АНАЛИЗУ АВТОТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Законодательные акты по бухгалтерскому учету
в автотранспортных подразделениях предприятия
2.2. Основные приемы бухгалтерского учета затрат
в автотранспортных подразделениях
2.3. Учет поступления и расхода запасных частей и материалов
2.4. Учет приобретения и расходования нефтепродуктов
в автогаражах
3. ОБОБЩЕНИЕ ПРАКТИКИ УЧЕТА И АНАЛИЗА РАБОТЫ
АВТОТРАНСПОРТНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ СПК "ВОСХОД" 30
3.1. Организационные основы бухгалтерского учета и анализа
работы автогаража в СПК "Восход"
3.2. Учетные документы, используемые в автотранспортном
подразделении обследованного предприятия
3.3. Учет затрат и калькулирование себестоимости работы
автотранспорта в обследованном предприятии
3.4. Недостатки в учете и анализе работы автогаража
в СПК "Восход"
4. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УЧЕТНО-
АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В АВТОТРАНСПОРТНОМ
ПОДРАЗДЕЛЕНИИ СПК "ВОСХОД"
4.1. Применение в автогараже СПК "Восход" методов
экономического анализа
4.2. Учет и анализ затрат по автогаражу и объемов услуг,
оказанных своему хозяйству и сторонним заказчикам
4.3. Анализ и использование резервов повышения эффективности
эксплуатации грузовых автомобилей в СПК "Восход"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

УЗКБ в автотранспорте.docx

— 116.87 Кб (Скачать)

  Особенно существенные недостатки наблюдаются в анализе работы автогаража. Предприятие освобождено от обязанности представления развернутой отчетности по автотранспорту в органы госстатистики. Другие же органы такой информацией не интересуются. Центральная бухгалтерия и единственный в хозяйстве экономист в силу загруженности другой работой большого внимания работе автогаража не уделяют. В конечном счете это ухудшает возможные показатели транспортного обслуживания основного производства в СПК "Восход". 

  4. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В АВТОТРАНСПОРТНОМ

  ПОДРАЗДЕЛЕНИИ СПК "ВОСХОД"

  4.1. Применение в автогараже СПК "Восход" методов 
экономического анализа

  Современная экономическая наука накопила целую систему приемов и методов анализа работы автотранспортного подразделения сельскохозяйственных предприятий. Наиболее широко эти методы описаны в работах Г.В. Савицкой /31/, а также В.И. Завгороднего /18/. Обобщение их рекомендаций свидетельствует о целесообразности использования следующих методов: цепной подстановки; индексного; абсолютных разниц; относительных разниц; пропорционального деления; интегрального; логарифмирования и др.

  Первые четыре способа основываются на методе элиминирования. Элиминировать - значит устранить, отклонить, исключить воздействие всех факторов на величину результативного показателя. Кроме одного, этот метод исходит из того, что все факторы изменяются независимо друг от друга: сначала изменяется один, а все другие остаются без изменения, потом изменяются два, затем три и т.д., при неизменности остальных. Это позволит определить влияние каждого фактора на величину исследуемого показателя в отдельности.

  Наиболее универсальным из перечисленных является способ цепной подстановки. Он используется для расчета влияния факторов во всех типах детерминированных факторных моделей: аддитивных, мультипликативных, кратных и смешанных (комбинированных). Этот способ позволяет определить влияние отдельных факторов на изменение величины результативного показателя путем постепенной замены базисной величины каждого факторного показателя в объеме результативного показателя на фактическую в отчетном периоде. С этой целью определяют ряд условных величин результативного показателя, которые учитывают изменение одного, затем двух, трех и т.д. факторов, допуская, что остальные не меняются. Сравнение величины результативного показателя до и после изменения уровня определенного фактора позволяет элиминировать влияние всех факторов, кроме одного, и определить воздействие последнего на прирост результативного показателя.

  Способ абсолютных разниц, как и способ цепной подстановки, применяется для расчета влияния факторов на прирост результативного показателя в детерминированном анализе, но только в мультипликативных моделях. И хотя его использование ограничено, но благодаря своей простоте он получил широкое применение в анализе хозяйственной деятельности. Особенно эффективно применяется этот способ в том случае, когда исходные данные уже содержат абсолютные отклонения по факторным показателям.

  Способ относительных разниц значительно проще цепных подстановок, что при определенных обстоятельствах делает его очень эффективным. Прежде всего, это касается тех случаев, когда исходные данные содержат уже определенные ранее относительные приросты факторных показателей в процентах или коэффициентах.

  Указанные приемы и методы экономического анализа позволяют выявить и провести факторное исследование путей повышения главного показателя работы автогаража - увеличения объемов перевозок грузов при ограничении и даже сокращении требуемых для этого производственных затрат.

  Конечно, первый и наиболее простой способ решения указанной задачи связан с увеличением численности используемых предприятием грузовых машин. Однако этот способ практически неприемлем для СПК "Восход" У него нет необходимых финансовых ресурсов для приобретения новых машин. К тому же это вызовет рост эксплуатационных затрат. И хотя стоимость транспортных средств хозяйства, как это видно из его баланса, ряд лет возрастала, но это не было приобретением новых машин. Часть условно новых машин поступила путем обмена на старые, менее производительные, но с некоторой доплатой. Поэтому общая численность грузовых машин не изменилась при увеличении их общей грузоподъемности.

  Поэтому требуется ввести в действие другие факторы, влияющие на повышение среднегодовой выработки автомобилей, т.е. на увеличение объемов грузооборота без прироста общей численности машин.

  В схематическом виде взаимодействие факторов, положительно влияющих на повышение объемов грузооборота, показано на рисунке 2.

  Из рисунка 2 видно, что на увеличение объемов грузоперевозок совместно влияют: количество отработанных одним автомобилем дней в течение года (Д); средняя продолжительность смены (П); среднедневная выработка автомобилей (ДВ), которая представляет собой величину, производную, с одной стороны, от упомянутой выше средней продолжительности смены (П), а также от среднечасовой выработки автомобилей (ЧВ).

  Среднечасовая выработка (ЧВ) - важнейший синтетический показатель. Его величина зависит от пяти других первичных факторов: 1) коэффициента использования рабочего времени (Кр); 2) коэффициента использования пробега (Кп); 3) коэффициента использования грузоподъемности (Кгр); 4) скорости движения автомобиля (Ск); 5) грузоподъемности автомобиля (Т), которая может быть увеличена при использовании прицепов, наращивания бортов и другими способами.

  К сожалению, уровень учетной работы и особенно отчетности по автогаражу СПК "Восход" не позволяет быстро и достоверно получить показатели, необходимые для расчета фактических значений перечисленных выше факторов. В связи с этим, используя первичные и сводные документы по автогаражу, были составлены помесячные отчеты этого подразделения, содержащие необходимую информацию по затратам автогаража, а также по объемам услуг, оказанных им другим подразделениям. 

    

  Рисунок 2 - Взаимодействие факторов повышения объемов 
грузооборота в хозяйстве

  4.2. Учет и анализ затрат по автогаражу и объемов услуг,

  оказанных своему хозяйству и сторонним заказчикам

  Прежде всего предложили ввести регулярную производственную отчетность по затратам автогаража предприятия, основанную на обобщении учетных документов, оформляемых бухгалтером-диспетчером. В форму такой отчетности решили включить следующие статьи затрат: 1) заработную плату водителей и других работников подразделения (с указанием затраченных ими человеко-дней и человеко-часов); 2) начисления ЕСН на заработную плату (с выделением) из суммы, начисленной в федеральный бюджет, взносов в Пенсионный фонд России для финансирования страховой и накопительной части трудовой пенсии; 3) нефтепродуктов; 4) запасных частей и ремонтных материалов; 5) текущий ремонт основных средств; 6) амортизации основных средств; 7) прочих прямых расходов. При этом все суммы по указанным статьям расходов решили разделять между четырьмя группами автомобилей СПК "Восход": 1) грузовыми; 2) легковыми; 3) специализированными; 4) автобусами. Информацию решили отразить нарастающим итогом до отчетного месяца и за отчетный месяц. Пример предложенной формы представлен в таблице 13.

  Таблица 13 отражает показатели затрат в тысячах рублей. Фактически они должны приводиться в рублях. Здесь такая единица измерения (тыс.руб.) принята для компактности и удобства размещения всех показателей на одном листе. В реальной практике данная таблица была выполнена на двойном листе.

  Из таблицы 13 видно, что все затраты сгруппированы по типам автомобилей (грузовые, легковые, специальные, автобусы), а также по статьям затрат: зарплата, ЕСН, ГСМ, запчасти, амортизация, прочие, затраты по управлению и организации производства. Все затраты накапливаются по дебету счета 23 субсчета 4 "Автомобильный транспорт" в корреспонденции с кредитом счетом, отражающих перечисленные выше затраты. При этом отдельной строкой выделены взносы в ПФР, не включаемые в общую сумму затрат, так как сумма взносов формируется путем соответствующего уменьшения суммы ЕСН, направляемого в федеральный бюджет. Для компактности объединены два субсчета перечислений в ФОМС - федеральный и территориальный. Все затраты приводятся с начала года до начала отчетного месяца и за отчетный месяц. Здесь приведены данные за 11 месяцев 2002 г. и за декабрь этого года.

  Структура годовых затрат по грузовому парку приведена в таблице 14.

  Из табл.14 видно, что основные виды расходов, возникающих при эксплуатации грузовых автомобилей, связаны с приобретением ГСМ (45,5 % всех расходов) и заработной платой с начислениями по ЕСН (36,8 % всех расходов). В сумме по указанным статьям расходуется 82,3 % всех денежных средств, обеспечивающих использование грузовиков. Расходы на амортизацию представляются заниженными. По-видимому, сказались способы переоценки основных средств, в процессе которой первоначальная стоимость старых по вводу в эксплуатацию грузовых машин СПК "Восход" была умножена на невысокий коэффициент восстановления прежней стоимости. Правда, услуги по ремонту и по приобретению запчастей также относительно невысоки. Это можно объяснить бережным отношением водителей к своим машинам и их относительно невысокой загрузкой. Об этом можно судить по среднему показателю выработанных на одну машину тонно-километров (69,8 тыс.ткм).

  Приведенная в таблице 14 структура себестоимости затрат свидетельствует о том, что наиболее рациональными способами повышения эффективности использования грузового автотранспорта в СПК "Восход" могло бы быть уменьшение при-

  Таблица 14 - Структура себестоимости работ грузовых автомобилей 
в СПК "Восход" в 2002 г.

  
Статьи затрат   Сумма, 
тыс.руб.
  В % 
к итогу
Всего затрат 950,9 100
В том числе: зарплата 277,3 29,2
Начисления ЕСН 72,3 7,6
Нефтепродукты 432,2 45,5
Запасные части и ремонтные материалы 69,7 7,3
Услуги по ремонту 18,1 1,9
Амортизация 25,7 2,7
Прочие прямые затраты 32,5 3,4
Общепроизводственные и общехозяйственные расходы 23,1 2,4
Сделано тыс.ткм 1047 х
Себестоимость 1 ткм, руб. 0,91 х

  мерно на 20 % общей численности автомобилей (с 15 до 12) при сохранении и даже определенном увеличении объема грузоперевозок (тонно-километров) путем введения в действие факторов, показанных на рис.2. В этом случае могла бы возникнуть некоторая экономия расходов ГСМ, а также постоянных затрат, относимых на единицу работ.

  4.3. Анализ и использование резервов повышения эффективности

  использования грузовых автомобилей в СПК "Восход"

  Для реализации резервов повышения эффективности использования грузовых автомобилей необходимо улучшить ряд показателей, отраженных на рисунке 2. При этом, как уже отмечалось, сразу следует отказаться от увеличения численности автомобилей, так как недостаточно интенсивно используется имеющийся их парк. Нужно ориентироваться на показатели, влияющие на повышение среднегодовой выработки машин.

  Одним из таких показателей является коэффициент использования рабочего времени автомобилей. Этот коэффициент не обозначен на рис.2. Обозначим его как Км. Он рассчитывается так:

  
 
 
  Количество отработанных дней
 
 

   Км =

  
 
 
  Количество дней нахождения в хозяйстве
 
 

  Чем больше отработано дней каждой машиной на протяжении года, тем выше будет величина коэффициента Км. И, наоборот, чем большими окажутся целодневные простои автомобилей, тем ниже будет уровень Км. Основная причина снижения Км - простои автомобилей вследствие неисправностей, помолок, длительного пребывания в ремонте. Это значит: чем ниже Км, тем хуже используется автопарк хозяйства. Вот почему такое большое значение для производительного использования автопарка имеет еще один коэффициент - технической готовности машин (К кт). Он рассчитывается с помощью формулы:

  
 
 
  Автомобиле-дни в хозяйстве - Автомобиле-дни в ремонте
 

Информация о работе Учет затрат на автотранспорт