Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 13:56, дипломная работа
Выбранная для данной дипломной работы тема представляется весьма актуальной. Автотранспортные подразделения занимают важное место в общей системе успешно функционирующих аграрных предприятий. Нельзя назвать ни одного технологического процесса в их производстве, где бы не требовалось прибегать к услугам автотранспорта. Поэтому себестоимость и в целом эффективность производства сельскохозяйственной продукции в немалой мере зависят от качества автотранспортного обслуживания и уровня расходов на него. В свою очередь, многое здесь определяется уровнем учетно-аналитической работы в автотранспортных подразделениях.
ВВЕДЕНИЕ3
1. ЮРИДИЧЕСКИЙ СТАТУС, ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ РЕСУРСАМИ,
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОИЗВОДСТВЕННО-
ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ,
ВЫБРАННОГО В КАЧЕСТВЕ ОБЪЕКТА ИЗУЧЕНИЯ.
1.1. Юридический статус СПК "Восход" Белоглинского района
Краснодарского края
1.2. Имущество и другие производственные ресурсы СПК "Восход"
1.3. Специализация производства и его основные результаты
в СПК "Восход"
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УЧЕТУ
И АНАЛИЗУ АВТОТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Законодательные акты по бухгалтерскому учету
в автотранспортных подразделениях предприятия
2.2. Основные приемы бухгалтерского учета затрат
в автотранспортных подразделениях
2.3. Учет поступления и расхода запасных частей и материалов
2.4. Учет приобретения и расходования нефтепродуктов
в автогаражах
3. ОБОБЩЕНИЕ ПРАКТИКИ УЧЕТА И АНАЛИЗА РАБОТЫ
АВТОТРАНСПОРТНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ СПК "ВОСХОД" 30
3.1. Организационные основы бухгалтерского учета и анализа
работы автогаража в СПК "Восход"
3.2. Учетные документы, используемые в автотранспортном
подразделении обследованного предприятия
3.3. Учет затрат и калькулирование себестоимости работы
автотранспорта в обследованном предприятии
3.4. Недостатки в учете и анализе работы автогаража
в СПК "Восход"
4. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УЧЕТНО-
АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В АВТОТРАНСПОРТНОМ
ПОДРАЗДЕЛЕНИИ СПК "ВОСХОД"
4.1. Применение в автогараже СПК "Восход" методов
экономического анализа
4.2. Учет и анализ затрат по автогаражу и объемов услуг,
оказанных своему хозяйству и сторонним заказчикам
4.3. Анализ и использование резервов повышения эффективности
эксплуатации грузовых автомобилей в СПК "Восход"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Подытоживая рассмотрение показателей производственно-финансовой деятельности СПК "Восход" за 2000-2002 гг., можно сделать вывод о том, что, с одной стороны, результаты хозяйствования в кооперативе улучшаются. Об этом говорят постоянно увеличивающиеся объемы валовой и товарной продукции, сохранение относительно устойчивого финансового состояния, ликвидности и платежеспособности предприятия.
С другой стороны, негативным результатом в деятельности предприятия является рост прибыли темпами, существенно отстающими от темпов инфляции. Следовательно, в реальной денежной оценке роста прибыли не было. Поэтому рентабельность производства уменьшилась.
Отсюда
вытекает большое значение любых мероприятий,
направленных на повышение эффективности
производства, на уменьшение производственных
затрат на каждом участке. Одним из них
является автотранспортное подразделение
предприятия, поскольку расходы на транспортное
обслуживание входят составным элементом
во все производственные процессы.
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УЧЕТУ И АНАЛИЗУ АВТОТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Законодательные акты по бухгалтерскому учету
в автотранспортных подразделениях предприятий
Законодательным документом первого уровня, регулирующим учетно-финансовую деятельность во всех предприятиях и подразделениях, является Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. (с изменениями от 23.07.1998 г.) № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" /1/. В нем изложены все основные принципы и требования к ведению бухгалтерского учета на предприятии. В законе раскрыты объект и задачи учета, бухгалтерская документация и регистрация, отчетность, ответственность за нарушение законодательства.
Следующим по значимости нормативным документом, регулирующим правила бухгалтерского учета, является "План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций", утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 года № 94н /8/. В соответствии с новым Планом счетов учет затрат по эксплуатации и содержанию автотранспорта ведут на счете 23 "Вспомогательное производство" субсчет "Автомобильный транспорт".
Особую группу нормативных документов Министерства финансов РФ, регламентирующих порядок ведения учета по отдельным разделам бухгалтерского учета, образуют стандарты - Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ). Они разрабатываются с учетом основных положений международных стандартов бухгалтерского учета.
Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/98), утвержденное приказом Минфина России от 09.12.1998 г. № 60н, устанавливает основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ. Данный стандарт включает четыре раздела: общие положения, формирование учетной политики, раскрытие учетной политики и изменение учетной политики /5/.
Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01), утвержденное приказом Минфина России от 30.03.2001 г. № 26н включает 6 разделов и устанавливает методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах (в данном случае автомобили), находящихся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления /6/.
Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99) от 06.05.1999 г. № 33н, состоящее из пяти разделов, устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству РФ.
Применительно к настоящему Положению некоммерческие организации признают расходы по предпринимательской и иной деятельности /7/.
В Трудовом кодексе Российской Федерации (глава 51) (принят Государственной Думой 21.12.2001 г.) перечислены особенности регулирования труда работников транспорта. Так, в соответствии со статьей 328 работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, должны пройти профессиональный отбор и профессиональную подготовку в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области соответствующего вида транспорта. Они также должны пройти обязательный медицинский осмотр. Согласно статье 330 дисциплина работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, регулируется настоящим Кодексом и положениями (уставами) о дисциплине, утвержденными федеральными законами /9/. Законом № 118-ФЗ от 05.02.2000 г. "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" отменен Федеральный закон № 141-ФЗ от 08.06.1999 г. "О налоге на отдельные виды транспортных средств" (при этом не внесено корректирующее изменение в Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в части исключения данного налога из перечня федеральных налогов) /2/.
В 2001 году в связи с введением в действие части второй НК РФ изменен порядок формирования дорожных фондов. Отменены налоги на приобретение автотранспортных средств и на реализацию ГСМ.
Таким образом, общее централизованное методологическое руководство бухгалтерского учета осуществляется Правительством Российской Федерации, а конкретные функции руководства учетом возложены на Российской Министерство финансов, Государственную Думу, Госкомстат России и отраслевые органы.
2.2. Основные приемы бухгалтерского учета затрат в
автотранспортных подразделениях
Кроме основных отраслей - растениеводства и животноводства, - в сельскохозяйственных организациях есть вспомогательные производства, которые должны обслуживать основное производство. К вспомогательным производствам относятся: ремонтные мастерские, грузовой автотранспорт, машинно-тракторный парк, ремонт зданий и другие. Учет затрат по вспомогательным производствам ведется на синтетическом счете № 23 "Вспомогательные производства". По отношению к балансу этот счет активный, по назначению и структуре - операционный, калькуляционный. Внутри счета 23 открываются субсчета:
23-1 "Ремонтные мастерские";
23-2 "Ремонт зданий и сооружений";
23-3 "Машинно-тракторный парк";
23-4 "Автомобильный транспорт";
23-5 "Энергетическое производство (хозяйство);
23-6 "Водоснабжение";
23-7 "Гужевой транспорт";
23-8 "Прочие вспомогательные производства".
Субсчет 23-4 предназначен для обобщения информации о затратах на содержание и эксплуатацию грузового, легкового, пассажирского автотранспорта и автомобилей специального назначения. В затраты по эксплуатации автотранспорта не включают расходы на оплату труда грузчиков, экспедиторов и других работников, занятых на перевозке грузов. При исчислении себестоимости тонно-километров (машино-дней) из общей суммы затрат исключают расходы по работе автомобилей для нужд самого автопарка. Затраты по перевозке работников к месту работы и обратно на расстояние более 3 км (в одном направлении) при отсутствии общественного транспорта относят на себестоимость продукции, работ, услуг /27/.
Затраты по эксплуатации грузового автомобильного транспорта группируются в накопительной ведомости учета работ этого транспорта, записи в которой производят на основании путевых листов и товарно-транспортных накладных. Учет затрат по автотранспорту рекомендуется вести раздельно с учетом специализации автомобилей. Для этого к счету 23 "Вспомогательные производства" субсчета "Автомобильный транспорт" открываются отдельные аналитические счета:
· грузовой автотранспорт;
· специализированный автотранспорт (тягачи, автокраны, пожарные и т.д.);
· пассажирский автотранспорт (автобусы, грузовые машины, переоборудованные для перевозки людей);
· легковой автотранспорт.
В затраты по эксплуатации грузового автотранспорта относят стоимость нефтепродуктов, суммы амортизационных отчислений по транспорту, затраты на ремонт, технические расходы, восстановление шин, стоимость обтирочного материала, спецодежды, затраты на оплату труда с отчислениями на социальные нужды водителей и т.д. /23/.
При учете затрат могут использоваться следующие статьи:
· Оплата труда с отчислениями на социальные нужды.
· Содержание основных средств.
· Работы и услуги.
· Организация производства и управления.
· Прочие затраты.
В статье "Оплата труда с отчислениями на социальные нужды" учитывают суммы оплаты труда шоферов, других работников, обслуживающих автотранспорт, а также суммы начисленного резерва на отпуска. По этой же статье отражают отчисления в Федеральный бюджет для взносов, Пенсионный фонд, на социальное и медицинское страхование работников, занятых на эксплуатации и обслуживании автотранспорта.
В статье "Содержание основных средств" учитывают начисленные суммы амортизационных отчислений и затрат на ремонт либо отчислений в резерв на ремонт по основным средствам, относящимся к автотранспорту: автомашины, прицепы, оборудование, площадки и т.д.
В составе данной статьи учитывают также расходы, связанные с восстановлением износа автомобильных шин. Сюда списывают расходы по вулканизации авторезины, наложению протектора и прочим работам по ее ремонту и восстановлению. На эту же статью списывают стоимость авторезины при замене износившейся записью со счета 10 "Материалы", субсчет 5 "Запасные части". На эту же статью относят стоимость израсходованных на работу автотранспорта нефтепродуктов (бензин, дизельное топливо и т.д.). Расход их отражают по фактической себестоимости приобретения.
По статье "Работы и услуги" учитывают выполненные для автотранспорта работы и услуги других вспомогательных производств, а также сторонних организаций.
Статья "Организация производства и управления" выделена для учета затрат по содержанию цехового персонала гаража и других общегаражных расходов, которые предварительно накапливаются постатейно.
По статье "Прочие затраты" учитывают списание мелкого инвентаря, спецодежды, спецобуви, другие расходы, не вошедшие в предыдущие статьи.
В связи с тем, что вспомогательные производства выполняют работы и услуги для всех отраслей организации, счет 23 закрывается среди операционных счетов в первую очередь. Работа по закрытию счета 23 сводится к следующему. По каждому виду вспомогательных производств определяются:
· фактические затраты;
· цеховые расходы, подлежащие распределению;
· отклонения цеховых расходов, подлежащих списанию, от сумм этих расходов, распределенных в течение года по плановому проценту;
· калькулирование фактической себестоимости единицы работ и услуг;
· калькуляционная разница на единицу работы;
· отнесение калькуляционных разниц на счета потребителей услуг.
Субсчет "Автомобильный транспорт" закрывается после исключения из общего количества выполненных работ суммы, относящейся к уже закрытым счетам и работ по самообслуживанию.
Калькуляционные разницы распределяются на те счета, которые к данному моменту еще не закрыты. При этом следует иметь в виду, что отклонения не всегда списываются на те счета, на которые в течение года относились затраты по автотранспорту. Например, суммы отклонений, отнесенные к перевозке уже израсходованного горючего, списываются прямо на затраты по растениеводству, минуя счет "Топливо".
Распределение затрат по автотранспорту производится ежемесячно по потребителям услуг пропорционально объему работ в тонно-километрах и их плановой себестоимости с корректировкой в конце года до уровня фактических затрат. При этом затраты по пассажирскому транспорту и по специальным машинам относятся на потребителей услуг пропорционально количество машино-дней и их плановой себестоимости (кредит счетов "Грузовой автотранспорт", "Специальный автотранспорт", "Пассажирский автотранспорт").