Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 13:56, дипломная работа
Выбранная для данной дипломной работы тема представляется весьма актуальной. Автотранспортные подразделения занимают важное место в общей системе успешно функционирующих аграрных предприятий. Нельзя назвать ни одного технологического процесса в их производстве, где бы не требовалось прибегать к услугам автотранспорта. Поэтому себестоимость и в целом эффективность производства сельскохозяйственной продукции в немалой мере зависят от качества автотранспортного обслуживания и уровня расходов на него. В свою очередь, многое здесь определяется уровнем учетно-аналитической работы в автотранспортных подразделениях.
ВВЕДЕНИЕ3
1. ЮРИДИЧЕСКИЙ СТАТУС, ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ РЕСУРСАМИ,
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОИЗВОДСТВЕННО-
ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ,
ВЫБРАННОГО В КАЧЕСТВЕ ОБЪЕКТА ИЗУЧЕНИЯ.
1.1. Юридический статус СПК "Восход" Белоглинского района
Краснодарского края
1.2. Имущество и другие производственные ресурсы СПК "Восход"
1.3. Специализация производства и его основные результаты
в СПК "Восход"
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УЧЕТУ
И АНАЛИЗУ АВТОТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Законодательные акты по бухгалтерскому учету
в автотранспортных подразделениях предприятия
2.2. Основные приемы бухгалтерского учета затрат
в автотранспортных подразделениях
2.3. Учет поступления и расхода запасных частей и материалов
2.4. Учет приобретения и расходования нефтепродуктов
в автогаражах
3. ОБОБЩЕНИЕ ПРАКТИКИ УЧЕТА И АНАЛИЗА РАБОТЫ
АВТОТРАНСПОРТНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ СПК "ВОСХОД" 30
3.1. Организационные основы бухгалтерского учета и анализа
работы автогаража в СПК "Восход"
3.2. Учетные документы, используемые в автотранспортном
подразделении обследованного предприятия
3.3. Учет затрат и калькулирование себестоимости работы
автотранспорта в обследованном предприятии
3.4. Недостатки в учете и анализе работы автогаража
в СПК "Восход"
4. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УЧЕТНО-
АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В АВТОТРАНСПОРТНОМ
ПОДРАЗДЕЛЕНИИ СПК "ВОСХОД"
4.1. Применение в автогараже СПК "Восход" методов
экономического анализа
4.2. Учет и анализ затрат по автогаражу и объемов услуг,
оказанных своему хозяйству и сторонним заказчикам
4.3. Анализ и использование резервов повышения эффективности
эксплуатации грузовых автомобилей в СПК "Восход"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Ктг =
|
Правда, рассмотренные показатели не отражают результатов использования автомобилей в течение рабочего дня. Грузовики находятся в пробеге не весь рабочий день. Часть дня они простаивают под погрузкой, разгрузкой и по другим причинам, включая организационные. Сокращение таких простоев будет способствовать повышению эффективности использования автопарка. Поэтому важным резервом улучшения использования автомобилей на протяжении рабочего дня является повышение коэффициента использования их рабочего времени. На рис.2 он обозначен как Кр. Он рассчитывается так:
Кр =
Но и этого коэффициента недостаточно для характеристики степени использования автомашин в течение рабочего дня. К сожалению, в СПК "Восход" нередки случаи, когда грузовики делают порожние рейсы не только в одну сторону, но иногда в обе стороны, т.е. не выполнив никакой полезной работы. Поэтому, как было показано на рис.2, требуется максимально приближать к единице значение коэффициента использования пробега Кп. Он рассчитывается следующим образом:
Кр =
Уменьшение Кп свидетельствует об увеличении доли порожних рейсов, а следовательно, об ухудшении работы грузового автопарка.
Не
менее важное значение имеет степень использования
грузоподъемности машин. В СПК "Восход"
нередко случается, когда автомобили относительно
большей грузоподъемности используются
для перевозки маловесных грузов. В результате
использования автопарка ухудшается.
Для анализа указанного явления следует
определять и принимать меры по повышению
указанного на рис.2 коэффициента использования
грузоподъемности машин Кгр. Он рассчитывается
с помощью формулы:
|
Кр =
|
Чтобы рассчитать величину средней загруженности автомашины, следует общий объем грузооборота, выраженный в тонно-километрах, разделить на пробег машин с грузом.
Эффективность использования машин во многом зависит от скорости их движения, приближения ее к технически целесообразной. Это также показано на рис.2. Скорость Ск определяется делением общего пробега на количество часов нахождения общего пробега на количество часов нахождения машин в наряде.
Для обобщающей характеристики работы грузового автопарка, как показано на рис.2, используют показатели среднечасовой, среднедневной и, наконец, среднегодовой выработки машин. Эти показатели во многом являются производными от предыдущих, т.е. рассчитываются на их основе.
Важным обобщающим показателем эффективности использования автотранспорта является себестоимость грузоперевозок. Чем лучше используются машины, тем ниже себестоимость 1икм. Поэтому, как отмечалось в конце предыдущего параграфа, нужно принять все возможные меры для увеличения грузооборота без пропорционального роста затрат, хотя на оплату труда затраты следовало бы увеличить. У водителей и других работников автогаража СПК "Восход" зарплата лишь немногим выше прожиточного минимума.
Используя первичные документы по автогаражу, а также показатели приведенной выше таблицы 13 и при применении указанных выше формул для расчета коэффициентов, составим таблицу 15. Она отражает основные показатели работы грузового парка СПК "Восход" за 2000-2002 гг. и в среднем за эти годы.
Из таблицы 15 видно, что численность автопарка грузовых машин в СПК "Восход" за три года осталась без изменений на уровне 15 единиц. Однако общий тоннаж автомобилей в 2002 г. увеличился на 3 тонны, достигнув общей величины 63 тонны. Увеличение тоннажа произошло вследствие обмена 4-тонного самосвала марки ГАЗ-САЗ на 7-тонный "КамАЗ" (при некоторой доплате прежнему владельцу). Похожая операция была осуществлена и годом раньше. Поэтому средняя грузоподъемность автомашин в СПК "Восход" в 2001 и 2002 гг. превысила показатель 2000 г. Количество дней нахождения автомобилей в хозяйстве в течение трех лет изменилось незначительно, так как общая численность машин сохранилась без изменений. Лишь в 2002 г., когда меняли "ГАЗ-САЗ" на "КамАЗ" несколько месяцев общая численность автомобилей уменьшалась, вызвав соответствующее уменьшение рассматриваемого показателя. Ведь он определяется умножением числа автомобилей на количество дней пребывания каждого из них в хозяйстве, а затем суммированием этих показателей по всем машинам.
Таблица
15 - Показатели использования грузовых
автомобилей
в СПК "Восход" в 2000-2002 гг.
Показатели | Годы | В среднем | ||
2000 | 2001 | 2002 | ||
1. Среднегодовое количество грузовых автомобилей | 15 | 15 | 15 | 15 |
2. Общий тоннаж, т | 60 | 60 | 63 | 61 |
3. Средняя грузоподъемность автомобилей, т | 3,9 | 4,0 | 4,2 | 4,0 |
4. Автомобиле-дни нахождения автомобилей в хозяйстве | 5475 | 5472 | 5380 | 5442 |
5. В том числе: в ремонте | 450 | 649 | 747 | 615 |
6. в работе | 4049 | 3868 | 3604 | 3840 |
7. Отработано одним автомобилем за год, дней | 270 | 258 | 246 | 258 |
8. Коэффициент технической готовности автомобилей | 0,92 | 0,88 | 0,86 | 0,89 |
9. Коэффициент использования автомобилей в работе | 0,74 | 0,71 | 0,67 | 0,71 |
10. Время нахождения машин (ч): | ||||
в наряде | 32400 | 30960 | 29600 | 30987 |
11. в пробеге | 22680 | 21982 | 20128 | 21597 |
12. Коэффициент использования рабочего времени | 0,70 | 0,71 | 0,68 | 0,70 |
13. Общий пробег машин, тыс.км | 315 | 291 | 316 | 307 |
14. В том числе с грузом, тыс.км | 189 | 163 | 165 | 172 |
15. Коэффициент использования пробега | 0,60 | 0,56 | 0,52 | 0,56 |
16. Объем грузооборота, тыс.км | 908 | 902 | 1047 | 952 |
17. Средняя загруженность машины, т | 3,0 | 2,7 | 2,9 | 2,9 |
18. Коэффициент использования грузоподъемности машин | 0,77 | 0,68 | 0,69 | 0,71 |
19. Средняя скорость, км/ч | 13,9 | 13,2 | 15,7 | 14,3 |
20. Объем перевезенных грузов, тыс.т | 24,8 | 25,5 | 26,8 | 25,7 |
21. Среднее расстояние перевозок, км | 36,6 | 35,4 | 39,1 | 37,0 |
Далее в табл.15 приведены два показателя, уточняющие количество автомобиле-дней в хозяйстве путем разделения его на нахождение в ремонте и в работе. Эти показатели выбраны и просуммированы из первичных учетных документов автогаража. Автомобиле-дни нахождения грузовиков в ремонте, как видно из строки 5 табл.15, постоянно возрастают. Это объясняется в основном большой изношенностью автомобилей и нехваткой средств для своевременного приобретения запасных частей. Поэтому в 2002 г. количество дней пребывания автомобилей в ремонте достигло 747 против 450 в 2000 г., т.е. возросло в 1,66 раза. При этом оказалось закономерным уменьшение нахождения автомобилей в работе (с 4049 в 2000 г. до 360,4 в 2002 г., т.е. на 11 %), а также числа дней, отработанных каждым автомобилем за год.
Во многом два последних из указанных показателей (строки 6 и 7) зависят от коэффициента технической готовности автомобилей, приведенного в строке 8. Он был рассчитан путем деления разности строк 4 и 5 на строку 4, т.е. по формуле: Ктг = (Пх-Пр):Пх, где Пх - пребывание автомобилей в хозяйстве, Пр - пребывание автомобилей в ремонте. Из строки 8 видно, что Ктг автомобилей в СПК "Восход", как и ряд других показателей, проявил тенденцию к ухудшению: в 2000 г. он составлял 0,92, в 2001-м - 0,88, в 2002-м - 0,86.
Соответственно ухудшался и коэффициент использования автомобилей в работе (строка 9), определяемый делением строки 6 (количество дней пребывания автомобилей в работе) на строку 4 (количество нахождения автомобилей в хозяйстве). В 2000 г. данный коэффициент был равен 0,74, в 2001 г. - 0,71, в 2002 г. - 0,67. За три года ухудшение составило 9,5 %.
Показатели строки 10 - время нахождения машин в наряде (в часах) и строки 11 - то же, но уже в пробеле выбраны и просуммированы по месяцам из первичных документов автогаража (путевых листов и отчетов по ним). Эти показатели дают возможность определить один из наиболее важных коэффициентов - использования рабочего времени. Как уже отмечалось выше, он определяется путем деления часов нахождения машин в пробеге (строка 11) на часы нахождения машин в наряде (строка 10). В целом этот коэффициент в СПК "Восход" в 2002 г. также был хуже, чем в 2000 г. хотя в 2001 г. было достигнуто его наивысшее значение: 0,71 против 0,68 в 2002 г. и 0,70 в 2000 г.
Общий пробег автомобилей (строка 13), как и ряд других перечисленных выше показателей, был получен суммированием показателей по каждому автомобилю на основе путевых листов. В целом пробег автомобилей существенно не изменился. Правда, при этом несколько уменьшилось значение показателей, помещенных в строке 14 - пробег автомобилей с грузом. Эти показатели также извлечены из путевых листов и просуммированы. В целом их значение свидетельствует о том, что основную часть поездок автомобили СПК "Восход" удавалось загружать лишь в один конец пути. Правда, были и исключения. В основном, это были рейсы с сахарной свеклой в село Новопокровское, где на сахарном заводе в обратный рейс автомобили иногда загружались сахаром или жомом для кормления скота. Отсюда и получилось значение коэффициента использования пробега, превышающее 0,5, но все же ежегодно уменьшающееся (строка 15).
Помещенный в сроке 15 коэффициент использования пробега определяется делением пробега с грузом на общий пробег (т.е. строки 14 на строку 13).
Помещенный в строке 16 общий объем грузооборота (в тыс. тонно-километров) определяется как произведение перевезенного всеми машинами тонн грузов на среднее расстояние перевозок. Чаще всего оно находилось в диапазоне 35-45 км, так как значительную часть реализуемой продукции СПК "Восход" отправляет на еще большие расстояния (с.Новопокровское, г.Тихорецк, г.Кропоткин и даже г.Новороссийск). Правда, немало грузов перевозится на небольшие расстояния - во время уборки урожая. Значительная часть товарной продукции растениеводства транспортируется с поля на ток, с тока в склады длительного хранения, из них - наиболее выгодным покупателям, закупающим зерно и семена подсолнечника для перепродажи на экспорт.
Разнообразие видов транспортного обслуживания ведет к тому, что грузовики предприятия в среднем загружаются меньше их технической грузоподъемности. Это видно из строки 17. Из нее видно, что в среднем автомобили перевозили от 2,7 до 3 т груза, в то время как их средняя техническая грузоподъемность (строка 3 табл.15) находилась в пределах 3,9-4,2 т. Поэтому коэффициент использования грузоподъемности машин (строка 18) колебался от 0,68 до 0,77 при среднем значении 0,71.
Существенно ниже среднетехнической оказалась средняя фактическая скорость грузовиков хозяйства. Она показана в строке 19. Этот показатель был рассчитан путем деления общего пробега на количество часов нахождения машин в пробеге (т.е. строки 13 на строку 11). Из строки 19 видно, что автомобилей соответственно по годам характеризовалась показателям 13,9; 13,2; 15,7 км/ч. Между тем, средняя техническая скорость даже с учетом большой изношенностью машин не ниже 45-50 км/ч. Такое большое различие объясняется значительными простоями машин во время разгрузки на элеваторах и сахарном заводе, а также и другими подобными причинами.
Исходя из информации, представленной в таблице 15, пришли к заключению о том, что при указанном выше предлагаемом уменьшении среднегодовой численности грузовых автомобилей с 15 до 12 единиц при целенаправленной организации работы автогаража можно рассчитывать на некоторое (в основном в пределах 5-8 % и лишь в одном случае - на 15 %) средних показателей за 2000-2002 гг. Такое предположение основано на реальной основе, т.к. соответствующие показатели, как было видно из табл.15, уже достигались или почти достигались. Предполагаемые изменения (разницы) приведены в таблице 16.