Учет затрат на автотранспорт

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 13:56, дипломная работа

Краткое описание

Выбранная для данной дипломной работы тема представляется весьма актуальной. Автотранспортные подразделения занимают важное место в общей системе успешно функционирующих аграрных предприятий. Нельзя назвать ни одного технологического процесса в их производстве, где бы не требовалось прибегать к услугам автотранспорта. Поэтому себестоимость и в целом эффективность производства сельскохозяйственной продукции в немалой мере зависят от качества автотранспортного обслуживания и уровня расходов на него. В свою очередь, многое здесь определяется уровнем учетно-аналитической работы в автотранспортных подразделениях.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ3
1. ЮРИДИЧЕСКИЙ СТАТУС, ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ РЕСУРСАМИ,
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОИЗВОДСТВЕННО-
ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ,
ВЫБРАННОГО В КАЧЕСТВЕ ОБЪЕКТА ИЗУЧЕНИЯ.
1.1. Юридический статус СПК "Восход" Белоглинского района
Краснодарского края
1.2. Имущество и другие производственные ресурсы СПК "Восход"
1.3. Специализация производства и его основные результаты
в СПК "Восход"
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УЧЕТУ
И АНАЛИЗУ АВТОТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Законодательные акты по бухгалтерскому учету
в автотранспортных подразделениях предприятия
2.2. Основные приемы бухгалтерского учета затрат
в автотранспортных подразделениях
2.3. Учет поступления и расхода запасных частей и материалов
2.4. Учет приобретения и расходования нефтепродуктов
в автогаражах
3. ОБОБЩЕНИЕ ПРАКТИКИ УЧЕТА И АНАЛИЗА РАБОТЫ
АВТОТРАНСПОРТНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ СПК "ВОСХОД" 30
3.1. Организационные основы бухгалтерского учета и анализа
работы автогаража в СПК "Восход"
3.2. Учетные документы, используемые в автотранспортном
подразделении обследованного предприятия
3.3. Учет затрат и калькулирование себестоимости работы
автотранспорта в обследованном предприятии
3.4. Недостатки в учете и анализе работы автогаража
в СПК "Восход"
4. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УЧЕТНО-
АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В АВТОТРАНСПОРТНОМ
ПОДРАЗДЕЛЕНИИ СПК "ВОСХОД"
4.1. Применение в автогараже СПК "Восход" методов
экономического анализа
4.2. Учет и анализ затрат по автогаражу и объемов услуг,
оказанных своему хозяйству и сторонним заказчикам
4.3. Анализ и использование резервов повышения эффективности
эксплуатации грузовых автомобилей в СПК "Восход"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

УЗКБ в автотранспорте.docx

— 116.87 Кб (Скачать)

  В этом случае в товарно-транспортной накладной указывается наличие дополнительного товарного раздела. Отсутствие приложения к товарно-транспортной накладной влечет за собой конфликт между исполнителем и заказчиком по учету выполненных объемов перевозок.

  Товарно-транспортные накладные, как и путевые листы, являются бланками строгой отчетности, имеют учетную серию и номер, изготавливаются типографским способом. В товарно-транспортной накладной должны быть заполнены все реквизиты, необходимые для полного расчета с заказчиком как по оказанным автотранспортным услугам, так и по перевезенным товарно-материальным ценностям.

  Товарно-транспортная накладная является основным грузовым перевозочным документом, на ее основании в СПК "Восход" производится и списание, и оприходование груза. Получение груза удостоверяется подписью и печатью или штампом в товарно-транспортной накладной, два экземпляра которой остаются у водителя и служат подтверждением выполненного задания.

  Путевые листы являются первичными учетными документами, подтверждающими оказание услуг по автотранспортным перевозкам. Путевой лист с печатью предприятия служит бланком строгой отчетности и подлежит соответствующему учету. Он выдается водителю под роспись, при этом путевой лист за прошлый рабочий день сдается в обмен на вновь получаемый.

  В путевой лист заносятся все предусмотренные формой данные: показания спидометра, остаток бензина, заправка горюче-смазочными материалами на АЗС или на нефтескладе предприятия. Разница в показаниях спидометра на начало и конец рабочего дня или после поездки фиксируется особо.

  В конце месяца в накопительной ведомости подводят итоги затрат и выполненной работы автотранспорта, составляют сводную ведомость, а затем лицевой счет (производственный отчет) подразделения (по автотранспорту). В нем отражаются постатейно (с набором по корреспондирующим счетам) затраты автотранспорта. Записи делают с разбивкой: грузовой автотранспорт, легковой, машины специального назначения, автобусы, ремонт и замена авторезины, цеховые расходы. В конце месяца цеховые расходы, а также расходы на ремонт и замену авторезины относят комплексными статьями в затраты автотранспорта.

  Распределение цеховых расходов между грузовым, легковым и пассажирским автотранспортом производят пропорционально машино-дням работы. В лицевом счете (производственном отчете) также учитывают объем выполненных автотранспортом работ в тонно-километрах в оценке по плановой себестоимости по грузовому автотранспорту и в километрах пробега и плановой себестоимости по пассажирскому транспорту. Плановая себестоимость работ грузового автотранспорта в конце года доводится до фактической. Схема документооборота по автогаражу СПК "Восход" представлена на рисунке 1.

  В приложении к лицевому счету (производственному отчету) отражают распределение затрат автотранспорта по потребителям услуг. По грузовому автотранспорту это распределение осуществляют пропорционально выполненному объему работ в тонно-километрах; по пассажирскому транспорту и машинам специального (нетранспортного) назначения - пропорционально количеству километров или машино-дней работы.

  Данные лицевого счета (производственного отчета) являются основанием для записей в журнал-ордер № 10-АПК.

  На рисунке 1 отражены все упомянутые выше документы, используемые при отражении хозяйственных операций, связанных с движением автомобилей как объектов основных средств и их эксплуатацией. Из рисунка видно, что это сложная система документов. В СПК "Восход" вся эта система документов оформляется одним бухгалтером, не считая работников центральной бухгалтерии, ответственных за ведение лицевых счетов подразделений, журнала-ордера № 10.

  3.3. Учет затрат и калькулирование себестоимости работы

  автотранспорта в обследованном предприятии

  Учет затрат и оказание услуг по автогаражу в СПК "Восход" ведут на субсчете 4 "Автомобильный транспорт" счета 23 "Вспомогательные производства". Все затраты собираются по следующим статьям: оплата труда с отчислениями на социальные нужды; содержание основных средств: а) горюче-смазочных материалов; б) амортизация основных средств; в) ремонт основных средств; организация производства и управления; работы и услуги; прочие затраты.

  По статье "Оплата труда с отчислениями на социальные нужды" учитывают суммы заработной платы шоферов, других работников, обслуживающих автотранспорт. По этой же статье отражают отчисления ЕСН в федеральный бюджет, на социальное и медицинское страхование, взносы в ПФР по каждому работнику.

  Все указанные затраты учитываются на счетах: 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" с подразделением на субсчета расчетов по отдельным видам платежей.

  По статье "Содержание основных средств" учитывают начисленные суммы амортизационных отчислений и затрат на ремонт. Сюда же относят стоимость израсходованных на работу автотранспорта нефтепродуктов. Все эти затраты учитывают на счетах: 02 "Амортизация основных средств"; 10 "Материалы" по соответствующим субсчетам: 10-3 "Топливо", на котором учитываются наличие и движение нефтепродуктов (бензин, дизельное топливо) и смазочных материалов, предназначенных для эксплуатации автомобилей; 10-5 "Запасные части", на котором учитывается наличие и движение приобретенных запасных частей для автомашин, а также автомобильных шин (покрышки, камеры, ободные ленты), находящихся в запасе и обороте; 10-6 "Прочие материалы" на котором учитывают материальные ценности, полученные от списания автомобилей, а также изношенные шины.

  По статье "Работы и услуги" учитывают выполненные для автогаража работы и услуги ремонтной мастерской, при этом используют субсчет 1 "Ремонтные мастерские" счета 23 "Вспомогательные производства".

  Статья "Организация производства и управления" предназначена для учета сумм общепроизводственных расходов на содержание цехового материала автогаража. Эти затраты собирают на счете 25 "Общепроизводственные расходы".

  Распределение затрат автотранспорта между подразделениями-заказчиками производится ежемесячно по потребителям услуг. По грузовому автотранспорту это распределение делают пропорционально выполненному объему работ в тонно-километрах; по пассажирскому транспорту и машинам специального назначения - пропорционально количеству километров пробега или машино-дней работы. При этом делается бухгалтерская запись:

  дебет счетов 20, 23, 25, 26 и других счетов

  кредит счета 23 субсчет 4.

  Субсчет 23-4 закрывают после исключения из общего количества выполненных работ сумм, относящихся к уже закрытым счетам, и работ по самообслуживанию. Объектом калькуляции являются тонно-километр и работа машин. Калькуляционная единица - 1о т/км, 1 машино-день. В конце отчетного года в СПК "Восход" рассчитывают себестоимость калькуляционной единицы услуг по формуле:

  

  где Фс - фактическая себестоимость 10 тонно-километров; Ф3 - фактические затраты по грузовому автотранспорту; Пс - плановая оценка услуг по самообслуживанию; Пз - плановая оценка услуг тем потребителям, затраты которых уже распределены; Пп - плановая оценка услуг по перевозке людей (если грузовой автотранспорт перевозил людей); Св - стоимость возвратных отходов (отработанного масла и т.д.); Кф - фактический объем работ за год; Кз - фактический объем работ для тех потребителей, затраты по которым уже распределены; Кс - фактический объем работ, выполненных для самообслуживания.

  Аналогичным образом исчисляется фактическая себестоимость одного машино-дня по пассажирскому автотранспорту и специальному грузовому транспорту. 

  Таблица 12 - Корреспонденция счетов, отражающих работу 
автогаража СПК "Восход" в декабре 2002 г.

  
№ п/п Содержание хозяйственных операций Корреспонденция счетов Сумма, руб.
дебет кредит
1. Списаны расходы по оплате труда работников в автотранспортном подразделении 23-4 70 35100
2. Списаны отчисления на социальное страхование и обеспечение:      
  - расчеты с бюджетом по ЕСН 23-4 69 7231
  - отчисления на социальное страхование 23-4 69-1 1018
  - отчисления на медицинское страхование 23-4 69-3 913
  - взносы в пенсионный фонд 69 69-2 3616
3. Списаны израсходованные нефтепродукты 23-4 10-3 92707
4. Списаны со склада запчасти на ремонт автомобилей 23-4 10-5 86401
5. Списана амортизация основных средств 23-4 02 2664
6. Списаны общехозяйственные расходы по автогаражу 23-4 26 1914
7. Списана стоимость работ и услуг, оказанных ремонтной мастерской 23-4 23-1 4141
8. Начислены платежи по страхованию автомобилей 76-1 23-4 6048
9. Получены деньги под отчет на приобретение запчастей 71 50 6018
10. Приобретены запчасти за наличный расчет 10-5 71 6018
11. НДС по приобретенным запчастям 19 60 1003
12. Предъявлен НДС к зачету после оплаты 68 19 1003
13. Приобретен автомобиль 08 60 26100
14. Учтен НДС по приобретенному автомобилю 19 60 5220
15. Произведена оплата поставщику согласно счету-фактуре 60 51 31320
16. Произведены расходы по постановке на учет в ГИБДД 08 76 860
17. Оприходованы основные средства 01 08 26100
18. Зачтен НДС по оплаченным и полученным основным средствам 68 19 5220
19. Списывается первоначальная стоимость автомобиля 01-в 01 29104
20. Списывается амортизация выбывшего автомобиля 02 01-в 428

  После этого плановая оценка услуг доводится до фактической методом дополнительного списания или сторнирования. В итоге аналитический счет "Автомобильный транспорт" закрывается. Он сальдо не имеет.

  В связи с особенностями учета затрат и оказанием услуг в автотранспортном подразделении СПК "Восход" используется следующая корреспонденция счетов, показанная для примера за декабрь 2002 года в таблице 12.

  3.4. Недостатки в учете и анализе работы автогаража

  в СПК "Восход"

  Выше приводились сведения о положительных сторонах в учете работы автотранспортного подразделения в СПК "Восход". В частности, отмечалось, что в бухгалтерии предприятия налажена строгая система документооборота, отражающего деятельность водителей грузовых, легковых и специальных автомашин, трех пассажирских автобусов. Указывалось также на использование совершенных методов начисления амортизации автомобилей, включая требования, вытекающие из главы 23 НК РФ "Налог на прибыль организаций".

  Однако в учете и особенно в анализе работы автогаража не преодолен ряд существенных недостатков, препятствующих повышению эффективности использования автомобилей рассматриваемого предприятия.

  Учеб работы автогаража и обязанности диспетчера совмещает один работник. Это сделано для экономии затрат труда. Ведь в СПК "Восход" общая численность персонала лишь немногим превышает 100 человек. При этом данный показатель проявляет тенденцию к сокращению. Однако экономия в таких случаях не всегда приносит положительные результаты, так как она ведет к ухудшению учета и особенно анализа работы водителей, не позволяет выявить резервы производства, уменьшения себестоимости 1 т/км и 1 км пробега, увеличения грузооборота при сокращении численности автопарка.

  Учет в автогараже, как и в целом по хозяйству, ведется пока ручным методом. Переход к компьютерным технологиям пока только подготавливается.

  Для учета используются не унифицированные бланки, выпущенные в последние годы, а просто разлинеенные разрозненные листы, отпечатанные в Белоглинской районной типографии еще в 1980-х годах. Они приспосабливаются к потребностям современного учета. Образцы таких учетных документов приведены в приложении к работе. Нетрудно убедиться в том, что ряд записей в таких документах можно понять при дополнительных разъяснениях со стороны работника, который их выполнил. При этом приводятся лишь наиболее общие сведения о работе водителей. Они не всегда могут четко понять, как и за что им начислен соответствующий заработок за очередной месяц. При этом зарплата водителей до конца последнего рассмотренного года (2002 г.) оставалась относительно невысокой - в пределах полутора тысяч рублей (до вычета НДФЛ). Правда, в 2003 г. правление СПК "Восход" принял меры по увеличению оплаты труда водителей.

Информация о работе Учет затрат на автотранспорт