Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 04:46, контрольная работа
Успех, который сопутствовал модели стратегического анализа и планирования бизнеса, разработанной специалистами Бостон Консалтинг Групп, стимулировал методические исследования в этой области. Одна за другой начали появляться аналитические модели, несущие подобную BCG смысловую нагрузку и даже весьма схожие с ней в основополагающей идее, но, вместе с тем, некоторым образом отличные, а в чем-то, несомненно, превосходящие ее.
Основное внимание в модели GE/McKinsey сосредотачивается на балансировании инвестициями. Определяя позиции каждого отдельного вида бизнеса в пространстве стратегических позиций матрицы GE/McKinsey, выявляется ожидаемый вклад каждого из них в экономическую эффективность организации в целом в ближайшем будущем.
Данная модель не позволяет получить вразумительного ответа на вопрос о том, как следует перестроить структуру бизнес-портфеля организации. Поиск ответа на этот вопрос лежит за границами аналитических возможностей данной модели. В большинстве случаев модель может предложить определенные стратегические путеводители в форме общих стратегий.
Общий стратегический принцип, пропагандируемый моделью GE/McKinsey, заключается в следующем: увеличивать количество ресурсов, выделяемых для развития и поддержания бизнеса в привлекательных отраслях, если у организации при этом имеются определенные преимущества на рынке, и, наоборот, сокращать направляемые в данный вид бизнеса ресурсы, если позиции самого рынка или организации на нем оказываются слабыми. Для любого вида бизнеса, оказывающегося между двумя этими позициями, стратегия будет селективной.
Нейлор [1],например, предлагает следующие стратегии для различных позиций матрицы GE/McKinsey:
Победитель 1 |
Инвестировать |
Победитель 2 |
Расти |
Победитель 3 |
Расти |
Вопрос |
Извлекать доход |
Средняя |
Извлекать доход |
Производитель прибыли |
Извлекать доход |
Проигравший 1 |
Извлекать доход сокращаться |
Проигравший 2 |
Извлекать доход сокращаться |
Проигравший 3 |
Уходить из бизнеса |
Хотя предложения Нейлора и выглядят слишком широкими, но они не дают ответа на вопрос о том, как осуществлять такие стратегии. Менеджер должен быть в курсе потенциальных проблем. Например, существует опасность того, что ориентация на рост видов бизнеса, относящихся к Победителям, однажды перейдет в перенагружение этих областей инвестиционными ресурсами, которые перестанут давать ожидаемый эффект. Более того, в краткосрочной перспективе очень трудно оценить правильность инвестиций в виды бизнеса, относящиеся к Победителям, так как эффект может проявиться значительно позднее. Поэтому, если организация будет чересчур сильно ориентироваться на Победителей, то ресурсы, необходимые в краткосрочном периоде, могут полностью истощиться, что приведет к проблемам, связанным с денежной наличностью. Аналогичной критике могут быть подвергнуты и предложения Нейлора относительно диагональных позиций матрицы.
Модель GE/McKinsey предполагает ряд методических допущений относительно осей матрицы позиционирования и составляющих их переменных. Относительные преимущества организации в определенной отрасли (ось X) определяются на основании сравнения уровня доходности соответствующего бизнеса организации по сравнению с его положением у конкурентов. Хотя считается, что конкурентная позиция будет ухудшаться с течением времени, если только не будут найдены новые источники конкурентного преимущества. Поэтому разумнее было бы позиционировать бизнес организации в соответствии также с его перспективами, а не только с настоящим статусом.
Оценка рыночной привлекательности (ось У) основывается на предположении, что она обязательно отражается в среднем потенциале получения прибыли в долгосрочной перспективе для всех участников этой отрасли.
Модель GE/McKinsey рекомендует воспользоваться такими стратегиями, которые, мягко говоря, выглядят наивными и весьма поверхностными. Их скорее можно взять на вооружение как ориентир для дальнейшего углубленного анализа, но никак нельзя рассматривать как управленческое решение.
Разбивка осей матрицы GE/McKinsey также весьма спорна. Во-первых, она никак не меняется при изменении набора оцениваемых факторов. Во-вторых, теряется рациональное зерно многофакторности, как только из нескольких оценок складывается одна, которая определяет координату позиций бизнеса на соответствующей оси.
Вариации модели GE/McKinsey
Сегодня существуют разнообразные вариации модели GE/McKinsey. В основе всех их лежат, как правило, стремления увеличить число и разнообразие учитываемых в ходе анализа факторов или предложить больше вариантов стратегических решений для той или иной позиции. Ниже приводятся вариации модели GE/McKinsey, предложенные в свое время Дэйем [2] и Мониесоном [3] соответственно.
Вариация модели GE/McKinsey, предложенная Дэйем
Привлекательность
рынка |
Защищайте позицию |
Инвестируйте в развитие |
Развивайтесь селективно |
Сильная |
Инвестируйте в развитие
по максимуму |
Боритесь за лидерство |
Сосредоточьтесь вокруг небольшого
числа сильных сторон |
|
Развивайтесь селективно |
Извлекайте доход |
Небольшое расширение |
Средняя |
Обильно инвестируйте в привлекательные
отрасли |
Защищайте существующую программу |
Ищите способы развития без высокого риска; в противном случае минимизируйте инвестиции и улучшайте организацию на уровне операций |
|
Защищайтесь и меняйте ориентиры |
Извлекайте доход |
Выходите из бизнеса |
Слабая |
Старайтесь зарабатывать
сегодня |
Защищайте свои позиции в
наиболее прибыльных сегментах |
Продавайте бизнес тогда,
когда сможете получить высшую цену |
|
Сильные |
Средние |
Слабые |
|
Конкурентные позиции |
|
Инвестируйте в развитие:
Эта стратегия выбирается, когда
сильно привлекательный рынок |
|
Извлекайте доход: Данная
стратегия предполагает укрепление
позиций организации в |
|
Развивайтесь селективно
или бросайте бизнес: Со слабой позицией
на привлекательном рынке обычно
желательно поискать защищенные ниши,
на которых и специализироваться.
Если же это не осуществимо или
чересчур дорого и/или рискованно, то
следует рассмотреть |
|
Извлекайте доход: Предполагается смена позиции бизнеса с целью извлечение "живых" денег при помощи незначительных инвестиций и рационализации на уровне операций. Можно сделать небольшие инвестиции с целью повысить стоимость бизнеса, если вдруг в этом возникнет необходимость. |
Дэй предлагал выбрать из стандартного списка GE/McKinsey только те факторы, которые являются детерминантами прибыльности отрасли или относительной прибыльности.
Привлекательность бизнеса |
Сильные стороны конкурентной позиции |
А. Факторы рынка |
А. Позиция на рынке |
Б. Экономические
и технологические факторы |
Б. Экономическая
и технологическая позиция |
В. Конкурентные факторы |
В. Способности |
Вариация модели GE/McKinsey, предложенная Мониесоном:
Позиция отрасли |
Инвестируйте в рост |
Выборочно инвестируйте в рост |
Инвестируйте для получения дохода |
Сильная |
|
|
|
|
Инвестируйте в рост |
Выборочно инвестируйте для получения дохода |
Извлекайте доход или выходите из бизнеса |
Средняя |
|
|
|
|
Выборочно инвестируйте в получение "живых" денег |
Защищайте свою систему извлечения дохода |
Добейтесь прибыли или уйдите из бизнеса |
Слабая |
|
|
|
Сильная |
Средняя |
Слабая | |
Привлекательность рынка |
В качестве факторов оценки привлекательности
рынка и привлекательности
Привлекательность рынка |
Привлекательность отрасли |
|
|
Информация о работе Учет торговых наценок в роздничных предприятиях