Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 06:44, дипломная работа
Целью работы является исследование системы учета расходов и калькулирования себестоимости выполненных работ и оказанных услуг и разработки рекомендаций и предложений по совершенствованию системы учета расходов и калькулирования себестоимости в ООО «Промстрой».
Для реализации данной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие расходов и их классификацию;
рассмотреть объекты, принципы, виды, методы калькулирования себестоимости выполненных работ и оказанных услуг;
определить нормативно – правовую базу, регламентирующую учет расходов и калькулирование себестоимости выполненных работ и оказанных услуг
исследовать порядок учета расходов по выполненным работам и калькулирования себестоимости выполненных работ и оказанных услуг на примере ООО «Промстрой»;
разработать рекомендации и предложения по совершенствованию способов учета расходов и калькулирования себестоимости выполненных работ и оказанных услуг в ООО «Промстрой».
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА РАСХОДОВ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ВЫПОЛНЕННЫХ И ОКАЗАННЫХ УСЛУГ 7
1.1. Понятие расходов и их классификация 7
1.2. Бухгалтерский учет расходов выполненных работ, оказанных услуг 16
1.3. Характеристика методов учета затрат и калькулирования себестоимости 25
ГЛАВА 2. УЧЕТ РАСХОДОВ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ И ОКАЗАННЫХ УСЛУГ В ООО « ПРОМСТРОЙ» 33
2.1. Организационно-экономическая характеристика 33
2.2. Учет расходов выполненных работ и оказанных услуг 38
2.3. Калькулирование себестоимости работ, услуг 49
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОЗАКАЗНОГО МЕТОДА УЧЕТА ЗАТРАТ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ В ООО «ПРОМСТРОЙ» 54
3.1 Оценка эффективности использования позаказного метода калькулирования 54
3.2. Направления совершенствования калькулирования себестоимости продукции 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 71
Синтетический учет накладных расходов
в ООО «Промстрой» осуществляет
Дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы»
Кредит счета 02 «Амортизация основных средств»- 9289 рублей начислена амортизация по основным средствам непроизводственного назначения ;
Дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы»
Кредит счета 51 «Расчетные счета» - 16480 рублей отнесены услуги банка на общехозяйственные расходы ;
Дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 185603 рублей - учтены услуги сторонних организаций;
Дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы»
Кредит счета 70 «Расчеты по оплате труда» - 207566 рублей начислена заработная плата работникам аппарата управления ;
Дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы»
Кредит счета 69 «Расчеты по социальному страхованию» - 564947 рублей начислен ЕСН, отчисления по травматизму;
Дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы»
Кредит счета 96 «Резервы предстоящих расходов» - 191500 рублей начислен резерв на оплату отпусков ;
Дебет счета 20 «Основное производство»
Кредит счета 26 «Общехозяйственные расходы» - 1989918 рублей списаны общехозяйственные расходы в полном объеме .
В журнале-ордере №10 отражаются все производственные затраты по их элементам с кредита соответствующих материальных и расчетных счетов. При этом в журнале-ордере №10 записываются лишь те суммы кредитовых оборотов материальных и расчетных счетов, которые относятся в дебет одного из счетов затрат на производство. Так как бухгалтерский учет в организации ведется при помощи ЭВМ, то вся информация о затратах на производство работ (о движении материалов, начислении амортизации, заработной платы) группируется в ЭВМ по корреспондирующим счетам и составляется ведомость оборотов по счету 20 «Основное производство». Затем на основании сводных данных машинограмм, ведомостей распределения сырья, материалов, заработной платы и т.п., получаемых в результате обработки первичных документов, осуществляется сводный учет затрат.
Для каждого объекта учета в журнале-ордере № 10 отводится отдельная строка, где накапливаются фактические затраты с кредита счетов 10 «Материалы», 23 «Вспомогательные производства»; 25 «Общепроизводственные расходы»; 26 «Общехозяйственные расходы»; 70 «Расчеты по оплате труда»; 96 «Резервы предстоящих расходов « и другие.
Дебет счета 90 «Продажи», субсчет 90-2 «Себестоимость продаж»
Кредит счета 20 «Основное производство» - 5060660 рублей – списана себестоимость выполненных работ .
В регистре бухгалтерского учета приводится незавершенное строительное производство на начало и конец месяца по фактической себестоимости и его стоимости, определяемой в соответствии с договорной ценой.
Учет затрат на производство строительных работ в зависимости от видов деятельности объектов учета может быть организован по позаказному методу или по методу накопления затрат за определенный период времени с применением элементов нормативной системы учета и контроля за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Основным методом учета затрат на производство строительных работ в ООО "Промстрой" является позаказный метод, при котором объектом учета является отдельный заказ, открываемый на каждый объект строительства (вид работ) в соответствии с договором, заключенным с заказчиком, на производство работ, по которому ведется учет затрат нарастающим итогом до окончания выполнения работ по заказу.
Сущность позаказного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции заключается в том , что все прямые основные затраты производства учитываются в разрезе установленных статей калькуляции по отдельным производственным заказам, выдаваемым на заранее определенное количество изделий (продукции) данного вида; остальные же затраты учитываются по местам их возникновения, по назначению, по статьям и включаются в себестоимость отдельных заказов. Таким образом, объектом калькулирования при этом методе является отдельный производственный заказ, фактическая себестоимость которого определяется после его выполнения. До выполнения заказа все относимые к нему производственные расходы считаются незавершенным производством.
Можно выделить следующие особенности позаказного метода калькулирования:
• аккумулирование данных обо всех понесенных затратах и отнесение их на отдельные виды строительных работ;
• аккумулирование затрат по каждой завершенной партии, а не за промежуток времени;
• ведение только одного счета «Незавершенное производство»; при этом данный счет расшифровывается ведением отдельных карточек учета затрат по каждому заказу, находящемуся в производстве.
Обязательным условием применения позаказного метода является система производственных заказов, открываемых соответствующими службами строительной организации, которые заполняют бланк заказа (открывают заказ). Форму данного документа строительная организация разрабатывает самостоятельно.
Каждому заказу присваивается регистрационный номер. Вся первичная документация по учету затрат, связанных с этим заказом, должна содержать номер заказа. Калькулирование себестоимости позаказным методом предполагает обязательное использование в учете вспомогательного учетного регистра, который открывается в бухгалтерии строительной организации после получения извещения об открытии заказа. При этом заводится карточка (ведомость), т. е. документ аналитического учета затрат производства по данному заказу. Это основной учетный регистр в условиях позаказного метода калькулирования, который закрывается по окончании производства конкретного заказа, т. е. по данной карточке определяется индивидуальная себестоимость единицы продукции, вида работ или услуги.
При позаказном методе калькулирования производственный заказ играет роль планово-учетной единицы, включающей в себя весь комплекс работ, от которых зависит достижение конечного результата выполнения конкретного заказа.
Главным условием позаказного метода калькулирования является возможность выделить и индивидуализировать изготовление уникального или выполняемого по специальному заказу изделия или небольшой партии изделий и получить информацию не о средней, а об индивидуальной себестоимости единицы продукции.
Одной из разновидностей способов использования позаказного метода является калькуляция себестоимости по контракту – система учета и калькулирования крупных изделий с длительным циклом производства. При этом контрактом предусматриваются промежуточные выплаты производителю по этапам за выполненные работы. Суммы платежей определяются стоимостью сданных работ, подтвержденных актом, подписанным заказчиком. По мере акцептования счетов заказчиком определяются затраты, которые необходимо включить в себестоимость реализованной продукции для расчета прибыли за данный период. Одновременно определяется величина неистекших затрат, т. е. себестоимость незавершенных и не сданных заказчику работ.
В ООО «Промстрой» учёт расходов по отдельным заказам начинается с открытия заказа. Заказ открывается соответствующим бланком заказа (карточкой учёта заказа) или наряда на выполнение заказа, который содержит следующую базовую информацию:
Затраты регистрируются в карточке по мере прохождения изделия по стадиям производства. Таким образом, карточка предоставляет средство контроля отдельных стадий заказа и разграничивает персональную ответственность руководителей подразделений за выполнение заказа.
В карточку могут включаться любые дополнительные сведения по данному заказу: продажные цены, наименование покупателя, инструкции по транспортировке и т.д. Степень детализации информации варьируется в зависимости от условий конкретного контракта и определяется требованиями каждого конкретного предприятия. При этом общая сумма затрат, зарегистрированная в карточках заказов на конец любого отчетного периода, будет равна остатку по счёту «Незавершенное производство» по данному заказу на эту дату. Перечень операций, которые должны быть произведены для исполнения заказа, ложится в основу производственного графика работ.
Для документирования операций по учёту затрат применяются следующие первичные учётные документы:
В бухгалтерии ООО «Промстрой» на основании первичных документов производится учёт материалов, заработной платы, потерь от брака, износа приспособлений и инструментов, связанных с выполнением заказа – т.е. прямых издержек. В первичных документах проставляется номер заказа. В целях регистрации различных производственных затрат для учёта незавершённого производства используют ведомость калькуляции затрат по заказу и видам работ. Для каждого заказа заводится отдельная ведомость, в которой аккумулируются затраты по прямым материалам, прямому труду и заводским накладным расходам, относимым на этот заказ по мере его прохождения через процесс производства. В зависимости от потребностей компании форма ведомости может быть различной. Ведомость (карточка) заказа является основным учётным регистром.
Схематично последовательность учёта операций при позаказном методе можно изобразить как показано на рис. 2.4.:
Документирование прямых затрат |
Документирование, учёт и группировка по статьям затрат, включаемых в косвенные расходы | |||||
Группировка прямых затрат по заказам |
Распределение косвенных расходов по заказам | |||||
Определение общей величины затрат по каждому заказу с начала его изготовления (незавершённое производство) | ||||||
Определение фактической себестоимости по окончании выполнения заказа (по законченным заказам) |
Рис. 2.4. Последовательность учёта операций при позаказном методе
Далее рассмотрим операции подробнее, на примере организации учета затрат по договору на капитальный ремонт склада с ТД "Бэстфрут". Работы, предусмотренные договором, выполнялись в следующие сроки:
начало работ: 01.04. 2011 г.
окончание работ: 30.04. 2011 г.
Цена работ, выполняемых по настоящему договору согласно сводного сметного расчета стоимости составила 537949 руб., в том числе НДС 82060 руб. По условию договора заказчик уплачивает аванс в размере 50% от стоимости договора, окончательный расчет производится после подписания акта выполненных работ в течение 10 календарных дней. В случае изменения стоимости ремонтных работ составляется дополнительное соглашение к договору.
В течение отчетного
периода материалы, необходимые
для выполнения заказа, должны отпускаться
материально-ответственным
Учет трудовых ресурсов по заказу осуществляется посредством табелей учета рабочего времени.
Для целей бухгалтерского учета фактических производственных затрат на каждый заказ заводится объект аналитического или синтетического учета. Таким образом, все прямые затраты учитываются в разрезе заказов, статей затрат и при необходимости подразделений (участков, цехов).
Пока заказ или этап заказа не принят заказчиком (не подписаны акты приемки передачи), все прямые затраты, относящиеся к заказу, учитываются как затраты незавершенного производства. После принятия работ (отгрузки продукции) по заказу все накопленные затраты относятся на себестоимость выполненного заказа.