Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 06:44, дипломная работа
Целью работы является исследование системы учета расходов и калькулирования себестоимости выполненных работ и оказанных услуг и разработки рекомендаций и предложений по совершенствованию системы учета расходов и калькулирования себестоимости в ООО «Промстрой».
Для реализации данной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие расходов и их классификацию;
рассмотреть объекты, принципы, виды, методы калькулирования себестоимости выполненных работ и оказанных услуг;
определить нормативно – правовую базу, регламентирующую учет расходов и калькулирование себестоимости выполненных работ и оказанных услуг
исследовать порядок учета расходов по выполненным работам и калькулирования себестоимости выполненных работ и оказанных услуг на примере ООО «Промстрой»;
разработать рекомендации и предложения по совершенствованию способов учета расходов и калькулирования себестоимости выполненных работ и оказанных услуг в ООО «Промстрой».
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА РАСХОДОВ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ВЫПОЛНЕННЫХ И ОКАЗАННЫХ УСЛУГ 7
1.1. Понятие расходов и их классификация 7
1.2. Бухгалтерский учет расходов выполненных работ, оказанных услуг 16
1.3. Характеристика методов учета затрат и калькулирования себестоимости 25
ГЛАВА 2. УЧЕТ РАСХОДОВ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ И ОКАЗАННЫХ УСЛУГ В ООО « ПРОМСТРОЙ» 33
2.1. Организационно-экономическая характеристика 33
2.2. Учет расходов выполненных работ и оказанных услуг 38
2.3. Калькулирование себестоимости работ, услуг 49
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОЗАКАЗНОГО МЕТОДА УЧЕТА ЗАТРАТ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ В ООО «ПРОМСТРОЙ» 54
3.1 Оценка эффективности использования позаказного метода калькулирования 54
3.2. Направления совершенствования калькулирования себестоимости продукции 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 71
Аналитический учет по видам производств ведется в зависимости от характера производств и содержания работ по счетам:
20 «Основное производство» – по объектам строительства, комплексам и этапам строительных и монтажных работ;
26 «Общехозяйственные расходы» и 44 «Расходы на продажу» – по статьям расходов согласно сметам, утвержденным организацией на содержание складского и управленческого аппаратов;
23 «Вспомогательные производства»
25 «Общепроизводственные расходы»
28 «Брак в производстве» –
по объектам и видам
29 «Обслуживающие производства и хозяйства» – по видам производств и хозяйств, внутри них – по видам расходов согласно утвержденным сметам;
97 «Расходы будущих периодов» – по видам расходов, понесенных ранее.
По дебету каждого из этих счетов в разрезе объектов учета собираются затраты, которые затем списываются в установленном порядке в кредит используемых счетов в соответствии с принципом организации учета при журнально-ордерной форме счетоводства.
В отличие от других регистров журнал-ордер № 10-с построен по принципу шахматной ведомости, в которой по строкам отражаются затраты по используемым в нем счетам, а по графам – затраты, списываемые с креди-
та счетов, учет которых ведется в данном регистре.
На каждый счет, аналитический и синтетический учет операций по которому ведется в данном журнале-ордере, выделен один развернутый лист (или несколько), а завершает журнал-ордер развернутый лист, где приводятся счета (как правило, на каждый счет выделяется по строке), в дебет которых записываются суммы кредитовых оборотов со счетов, учитываемых в данном журнале-ордере.
Наряду с приведенными выше калькуляционными счетами бухгалтерского учета журнал-ордер № 10-с является также регистром для учета кредитовых оборотов по счетам:
02 «Амортизация основных средств»
05 «Амортизация нематериальных активов»;
08 «Вложения во внеоборотные активы»;
10 «Материалы»;
69 «Расчеты по социальному
70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»; 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
Итоговые данные по счетам, синтетический и аналитический учет по которым приводятся в журнале-ордере № 10-с, и данные по счетам, помещенным на развернутом листе журнала-ордера, представляют собой шахматную таблицу, в которой итоговое сальдо оборотов по дебету, по счетам, помещенным в подлежащем, должно быть равным итоговому сальдо по кредиту всех счетов, учет операций по которым ведется в журнале-ордере.
Записи в журнале-ордере № 10-с по всем счетам производятся по истечении месяца на основании документов первичного учета и данных уже заполненных регистров бухгалтерского учета в следующей последовательности.
В первую очередь разносятся расходы с кредита счетов:
02 «Амортизация основных средств»
05 «Амортизация нематериальных активов» – согласно ведомости 17 «Ведомость учета нематериальных активов и износа»;
10 «Материалы» – по данным
ведомости 10-с «Ведомость
69 «Расчеты по социальному
94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» – на основании актов и заключений администрации списываются суммы недостач и потерь, по которым приняты соответствующие решения.
Затем закрываются счета учета содержания служб, производств и хозяйств, обслуживающих основное производство, учитываемых в журнале-ордере № 10-с, в следующей последовательности: счета 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на продажу». Далее закрываются счета 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы». Затраты, учтенные на вышеприведенных счетах, распределяются на себестоимость продукции на основе аналитических данных, приводимых по каждому счету непосредственно в журнале-ордере № 10-с (об объемах оказываемых услуг – по счету 23 «Вспомогательные производства», отработанных машино-сменах – по счету 25 «Общепроизводственные расходы») или на основе специальных расчетов.
Последним закрывается счет 20 «Основное производство», где наряду с себестоимостью произведенной в отчетном месяце строительной продукции определяется также себестоимость сданных объектов строительства и работ и стоимость незавершенного строительного производства на конец отчетного месяца.
В заключение подсчитываются кредитовые обороты по остальным счетам, приводимым в данном журнале-ордере, и дебетовые обороты по счетам, приводимым на заключительном листе журнала-ордера учета себестоимости (в подлежащем).
При закрытии журнала-ордера № 10-с обороты по кредиту каждого счета из строки «Всего по журналу-ордеру» переносятся в Главную книгу в графу «Обороты по кредиту». Фактическая себестоимость единицы работ определяется после выполнения заказа путем деления суммы затрат на количество выполненных по этому заказу работ.
Таблица 1.1
Типовые проводки по учету затрат в подрядной строительной организации
Номер и содержание хозяйственных операций |
Корреспонденция счетов | |
Дебет |
Кредит | |
1 |
3 |
4 |
1. Учет затрат
по производству строительно- | ||
1.1. Списаны материалы
на производство строительно- |
20 |
10-8 |
1.2. Начислена заработная
плата работникам основного про |
20 |
70 |
1.3. Произведены отчисления
на социальные нужды (от зарпла |
20 |
69 |
1.4. Начислена амортизация
по основным средствам производ |
20 |
02 |
1.5. Распределены по
объектам затраты по |
20 |
25 |
1.6. Распределена по объектам затрат продукция вспомогательных производств |
20 |
23,21 |
1.7. Распределены по объектам учета затрат накладные расходы |
20 |
26 |
Продолжение таблицы 1.1
1 |
2 |
3 | |
1.8. Списаны условно-постоянные административно-хозяйственные накладные расходы (в соответствии с учетной политикой) |
90-2 |
26 | |
1.9. Приняты к учету услуги сторонних организаций |
20 |
60,76 | |
1.10. Принят к учету НДС по услугам сторонних организаций |
19 |
60,76 | |
1.11. Списаны на затраты в соответствующей доле расходы, произведенные в прошлых отчетных периодах, но относящиеся к данному отчетному периоду |
20 |
97 | |
1.12. Приняты к учету работы, выполненные субподрядчиками |
20 |
60 | |
1.13. Принят к учету
НДС, предъявленный субподрядчи |
19 |
60 | |
1.14. Предъявлен к вычету НДС, оплаченный субподрядчикам и другим сторонним организациям |
68 |
19 | |
1.15. Списаны потери от брака за счет резерва |
96 |
28 | |
1.16. Списаны на производство потери по браку по объектам, сданным в отчетном году (при отсутствии резерва) |
20 |
28 | |
1.17. Списаны потери от брака по объектам, введенным в предыдущие годы (при отсутствии резерва) |
91 |
28 | |
2. Учет затрат вспомогательных производств | |||
2.1. Списаны материалы на производство |
23 |
10 | |
2.2. Начислена заработная плата |
23 |
70 | |
2.3. Произведены отчисления на социальное страхование |
23 |
68 | |
2.4. Начислена амортизация
по основным средствам вспомога |
23 |
02 | |
2.5. Приняты к учету услуги сторонних организаций |
23 |
60,76 | |
2.6. Принят к учету НДС, предъявленный по услугам со стороны |
19 |
60,76 | |
2.7. Предъявлен к вычету
НДС, оплаченный сторонним орга |
68 |
19 | |
2.8. Приняты на затраты
накладные расходы |
23 |
27 | |
2.9. Принята к учету продукция вспомогательного производства |
10 |
23 | |
2.10. Распределены между
объектами учета основного прои |
20 |
23 |
Продолжение таблицы 1.1
1 |
2 |
3 |
3 Учет затрат по содержанию и эксплуатации строительно-монтажных машин и механизмов | ||
3.1. Начислена заработная плата работникам, обслуживающим строительные машины и механизмы |
25 |
70 |
3.2. Произведены отчисления
на социальное страхование |
25 |
69 |
3.3. Списаны расходные материалы и запчасти на обслуживание
машин и механизмов |
25 |
10 |
3.4. Приняты к учету услуги сторонних организаций |
25 |
60,76 |
3.5. Принят к учету НДС по услугам сторонних организаций |
19 |
60,76 |
3.6. Предъявлен к вычету НДС по услугам сторонних организаций |
68 |
19 |
3.7. Приняты к учету накладные расходы в доле, причитающейся на затраты по обслуживанию строительных машин и механизмов |
25 |
26 |
3.8. Списаны по назначению затраты по обслуживанию строительных машин и механизмов |
20 |
25 |
Существует множество
Общепринятая классификация
Таблица 1.2
Классификация методов учета затрат
Методы учета затрат | ||||||
По полноте учета затрат |
По объектам учета |
По оперативности учета и контроля | ||||
Метод калькулирования полной себестоимости |
Метод калькулирования сокращенной себестоимости |
Попроцессный метод |
Попередельный метод |
Позаказный метод |
Метод калькулирования фактической себестоимости |
Метод калькулирования нормативной себестоимости |
Дадим характеристику основным методам учета затрат используемым в отечественной учетной практике.
Нормативный метод предполагает соблюдение следующих принципов:
Для предварительной калькуляции используются ведомости нормативного набора затрат по подразделениям организации, которые включают в себя прямые затраты на детали и узлы, изготовляемые в этих подразделениях. К прямым затратам относятся материалы и полуфабрикаты, а также заработная плата рабочих (с отчислениями на социальное страхование), непосредственно занятых в производстве.
Изменение цен на материалы и полуфабрикаты, внедрение новых технологий, повышение квалификации работников приводят к тому, что возникает необходимость изменять нормативные наборы затрат в течение отчетного периода. Тогда ведомость нормативного набора затрат корректируется с указанием причин изменения нормативов.
Организация может также не изменять нормативы в течение отчетного периода, а учитывать эффект от изменения цен или совершенствования технологий вместе с отклонениями от норм.
Если в течение месяца были пересмотрены нормы, то оценка остатка незавершенного производства на начало следующего месяца будет отличаться от нормативной калькуляции на начало предыдущего месяца. Организации необходимо пересчитать остаток незавершенного производства на величину изменения нормативов за месяц.
Существуют два способа такого пересчета: