Учет расчетов с турагентом

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 19:47, курсовая работа

Краткое описание

Учет расчетов организации с контрагентами является важным элементом бухгалтерского учета, т.к. он обеспечивает надежную защиту интересов организации во взаимоотношениях с деловыми партнерами.
Целью данной курсовой работы является определение основных элементов расчетов с контрагентами и изучение вариантов их учета в балансе предприятия.

Оглавление

Введение
1 Основные элементы учета расчетов туроператора
1.1 Сущность расчетов
1.2 Виды и способы расчетов туроператора
1.4 Понятие дебиторской и кредиторской задолженности
1.4 Используемые счета при расчетах с контрагентами
2 Учет расчетов с контрагентами (на примере туроператора)
2.1 Учетов расчетов с поставщиками и подрядчиками
2.2 Учет расчетов с покупателями и заказчиками
2.4 Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами
2.4 Учет внутрихозяйственных расчетов
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

бухучет готовый.docx

— 42.56 Кб (Скачать)

 

 

Содержание

Введение

1 Основные элементы учета расчетов туроператора

1.1 Сущность расчетов

1.2 Виды и способы расчетов туроператора

    1. Понятие дебиторской и кредиторской задолженности

1.4 Используемые счета  при расчетах с контрагентами

2 Учет расчетов с контрагентами (на примере туроператора)

2.1 Учетов расчетов с  поставщиками и подрядчиками

2.2 Учет расчетов с покупателями  и заказчиками

    1. Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами

2.4 Учет внутрихозяйственных  расчетов

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Все предприятия  и организации, участвующие в  комплексном обслуживании туристов  во время прохождения тура, в  туристской практике принято  называть поставщиками услуг  или контрагентами. К ним относится множество разнообразных предприятий и организаций: средства размещения (гостиницы, турбазы, мотели и др.),  экскурсионные фирмы, транспортные компании и другие предприятия, оказывающие дополнительные услуги туристам.

Российские  предприятия ведут активный поиск  надежных контрагентов с целью получения  дополнительных возможностей выхода на новые рынки сбыта и доступа  к новым источникам сырья. Возможность  самостоятельного формирования партнерских  отношений со своим контрагентами  во многом определяется рыночным характером экономики, а надежность этих отношений  обеспечивает не только выживание фирмы, но и ее устойчивое развитие.

Одним из основных элементов создания партнерских  взаимоотношений предприятия с  контрагентами является способность  предприятия осуществлять в полной мере все расчеты по своим обязательствам по отношению к контрагентам и  наоборот.

А для  собственников предприятия информация о расчетах, отраженная в балансе  предприятия, дает возможность определить степени ликвидности, платежеспособности, эффективности кредитной политики, а также свидетельствует о  степени финансовой устойчивости предприятия  от внешних источников финансирования.

Учет  расчетов организации с контрагентами  является важным элементом бухгалтерского учета, т.к. он обеспечивает надежную защиту интересов организации во взаимоотношениях с деловыми партнерами.

Целью данной курсовой работы является определение основных элементов расчетов с контрагентами и изучение вариантов их учета в балансе предприятия.

    

1 Основные элементы учета расчетов организации

    1. Сущность расчетов

Современное общество не возможно без взаимодействия между индивидуумами и (или) их объединениями. Эти взаимоотношения основаны на процессе передачи из рук в руки на тех или иных условиях того или  иного ресурса.

Любую организацию  используя системный подход, можно  представить как некую систему, состоящую из взаимосвязанных частей. В процессе осуществления производственной, хозяйственной и финансовой деятельности организация приобретает материальные и трудовые ресурсы, реализует свою продукцию, работу или услуги или  осуществляет другие операции, позволяющие  ей продолжить свое функционирование в дальнейшем. Таким образом, деятельность организации можно представить  как кругооборот средств, который  включает в себя процесс приобретения, производства и реализации.

В процессе приобретения происходит снабжение  сырьем, материалами, электроэнергией  и другим необходимым для производства. Затем внутри организации, как системы, происходит создание продукции или  непосредственное оказание услуг. На этапе  реализации предприятие продает  свою продукцию (работы, услуги) и получает средства, позволяющие начать заново кругооборот средств, т.е. возвращается к процессу приобретения.

Кругооборот средств организации характеризует  экономическая сущность и содержание расчетов. Так, приобретение – это расчеты с поставщиками сырья и материалов, информации, капитала. В процессе производства возникают расчеты внутри самого предприятия: с подразделениями, с персоналом по оплате труда, с подотчетными лицами. На этапе реализации готовой продукции, работ, услуг возникают расчеты покупателей и заказчиков с продавцом. Таким образом, расчеты являются важной составляющей текущей финансовой деятельности любой организации.

Правовой  основой осуществления большинства  расчетов являются обязательства, возникающие  из договоров.

Договор заключается по средствам  оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной, и вступает в силу (становится обязательным для  сторон) с момента его подписания обеими сторонами (или с момента  получения стороной, отправившей  оферту, ее акцепта).

Национальное законодательство и международное туристское право  возлагают на туроператора серьёзную  ответственность за предоставление всех предусмотренных туром и  договором с туристом услуг, независимо от того, предоставляются эти услуги самим оператором или третьей  стороной.

Содержание  и условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующих  условий предписано законом. Т.е. при  возникновении договора, возникают  обязательства, прекращение которых  подразумевает взаимные расчеты  между сторонами сделки.

При работе с поставщиками основных услуг (с  гостиницами, предприятиями питания, транспортом) обычно в договорах  определяется квота мест, но с различными гарантиями заполнения. При взаимодействии, например, с транспортными компаниями многие туристской фирмы стремятся  получит право продажи проездных  документов (билетов на авиационный, железнодорожный, водный и автотранспорт) на внутренних и международных линиях. В соответствии с заключёнными договорами туристские фирмы могут продавать  проездные документы (билеты) на основе агентского соглашения с авиакомпаниями, а также на основе аренды (чартера) транспортного средства (целиком  или частично, совместно с другими  туристскими фирмами).

В контракте так же должны быть ссылки, регулирующие условия расчёта с зарубежным партнёром (нормативные акты по валютному регулированию, положения о документах строгой отчётности, инструкции Федеральной налоговой службы, Министерства экономического развития и торговли, Министерства финансов, Центрального банка РФ и др.). В противном случае возможны конфликты с налоговыми и иными контролирующими органами.     Условия расчёта определяются также наличием свободных оборотных средств. Ряд небольших турфирм рассчитываются с партнёром из платежа клиента. Все эти вопросы следует согласовывать заранее и записывать в данном разделе контракта.

Если партнёры условились работать по системе международного туристского ваучера, то в контракте  следует указать адрес и реквизиты  банка или его филиалов.

Западные партнёры как  правило настаивают на 100% предоплате забронированных услуг, причём многие из них требуют перевода денег  на расчётный счёт до приезда групп, тем самым создавая довольно жёсткие  договорные условия отечественным  фирмам. При более доверительных  отношениях практикуется приём группы под банковскую гарантию (с предъявлением копии платёжного документа).

Более приемлемая форма расчётов 50% предоплата за забронированные услуги с последующими взаиморасчётами  по факту.

Разногласия по платежам обычно оформляются протоколом разногласий  с учётом принятых коэффициентов  взаиморасчёта и числа трудодней.

Оплата по аккредитиву  удобна при работе с международным  ваучером.

При обслуживании туристов-индивидуалов применяется форма наличной оплаты или по кредитной карте.

Стороны могут также оговорить  санкции за просрочку платежей. В  туризме обычно  санкциями за просрочку платежей обычно является уплата пени.

В контракте следует точно  указать, кто несёт банковские издержки. Обычно это обязанность плательщика, однако при достаточно сложных взаиморасчётах следует точно указывать сторону, которая будет нести эти издержки.

В соответствии с Международной  конвенцией по контракту на путешествие  рецептивный туроператор обязан придерживаться оговоренных в контракте  расценок, указанных в валюте его  страны либо иной, если это указано  в контракте. Инициативный туроператор, заключивший данный контракт, несёт  ответственность за оплату всех оговоренных  услуг. При заключении контракта  цены, установленные для инициативного  туроператора за услуги, предусмотренные  контрактом, ни при каких обстоятельствах  не должны быть выше цен, указанных  в тарифах для непосредственных клиентов, независимо от того, кем оплачиваются счета за услуги – клиентом или туроператором.

Законодательством не дано определение понятию «расчеты», хотя в нормативных документах достаточно часто встречается данный термин. В экономической и юридической литературе существуют различные подходы к определению указанного понятия, т.е. выделяют правовые и экономические точки зрения, но все они сужены до оплаты долга, причем только денежными средствами, игнорируя тем самым все многообразие применяемых в настоящее время форм и видов расчетов, приводящих к прекращению обязательств.

С позиции  бухгалтерского учета, характерной  особенностью расчетов является одновременные  с их осуществлением изменения в  структуре имущества (дебиторская  задолженность) или обязательствах (кредиторской задолженности) организации. В первом случае при погашении  дебиторской задолженности происходит уменьшение одного вида актива (права  на получение определенной денежной суммы) и увеличение другого (денежные средства), валюта баланса при этом остается неизменной. Во втором случае при погашении кредиторской задолженности  уменьшается валюта баланса с  одновременным уменьшением не только суммы самой задолженности, но и  размера имущества организации (денежных средств или других активов).

    1. Виды и способы расчетов туроператора с контрагентами

 

Расчетные операции сопровождают деятельность любой организации. В  настоящее время существует множество  вариантов осуществления расчетных  операций как внутри самой организации, так и с ее контрагентами. Условия расчёта зависят от вида туризма, требований национального законодательства, правил бухгалтерского учёта, отчётности а также от взаимной договорённости партнёров.

Как и в любой другой коммерческой деятельности, в российском туроперейтинге распространены следующие формы расчетов – безналичные (расчеты по гражданско-правовым сделкам и иным основаниям с использованием для этого денежные средства на банковских счетах), наличные (когда должник вручает кредитору деньги в натуральной форме), туристические кредиты, а также, что вызвано, прежде всего, спецификой современных рыночных отношений в России, – бартерные и зачетные схемы расчетов.

Деление контрагентов на физические и юридические лица связано, как  правило, с формой оплаты. Физические лица в основном рассчитываются наличными  денежными средствами, а юридические  – безналичными.

Использование авансов и/или предварительной  оплаты при расчетах с контрагентами, обусловлено желанием организации  уменьшить риск неплатежа со стороны  организации – партнера.

Итак, в туризме практикуются следующие варианты оплаты за туристские услуги:

- частичная оплата с  последующими взаиморасчётами;

- полная оплата;

- оплата аккредитивом;

- платёж наличными;

- оплата по кредитной  карте;

- оплата чеком и др.

 

    1. Понятие дебиторской и кредиторской задолженности

 

В результате взаимодействия с контрагентами у туроператора формируется дебиторская и кредиторская задолженность, которая является составным элементом оборотного капитала. Дебиторская задолженность отражается в активе баланса. Примером ее является задолженность покупателей за полученную, но не оплаченную продукцию. Кредиторская задолженность (должником является сама организация) отражается в пассиве баланса. Примером ее является задолженность поставщику за полученные, но еще не оплаченные материальные ценности. Задолженность может быть срочной и просроченной, образовавшейся при невыполнении должником в срок своих обязательств.

Оборотный капитал, в свою очередь, выступает  фактором, определяющим финансовую устойчивость и уровень конкурентоспособности  хозяйствующего субъекта.

Информация о работе Учет расчетов с турагентом