Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками в ООО «Мещанская Слобода»

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 01:33, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель курсовой работы изучение бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками на материалах конкретного предприятия и проведение анализа данного участка учета.
С учетом поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
теоретически обосновать учет и анализ расчетов с поставщиками и подрядчиками;
раскрыть сущность и формы расчетов с поставщиками и подрядчиками в конкретной организации;
исследовать порядок документального оформления операций по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками в организации;
отразить особенности синтетического и аналитического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками в организации;
выявить пути совершенствования бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками и состояния расчетов на основе проведенного анализа.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы учета и анализа расчетов с поставщиками и подрядчиками 5
1.1 Расчеты с поставщиками и подрядчиками как объект учета и анализа 5
1.2 Учет расчетов с поставщиками подрядчиками 7
1.3 Анализ расчетов с поставщиками подрядчиками 24
Глава 2. Характеристика деятельности ООО «Мещанская Слобода» 29
1.1 Организационно-структурная деятельность предприятия 29
1.2 Экономический анализ ООО «Мещанская Слобода» 30
Глава 3. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками в ООО «Мещанская Слобода» 39
3.1 Формы расчетов с поставщиками и подрядчиками, применяемые в ООО «Мещанская Слобода» 39
3.2 Документальное оформление расчетов с поставщиками и подрядчиками в ООО «Мещанская Слобода» 43
3.3 Синтетический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками в ООО «Мещанская Слобода» 47
3.4 Анализ учета расчетов с поставщиками и подрядчиками в ООО «Мещанская Слобода» 50
Выводы и предложения 54
Список использованных источников 59

Файлы: 1 файл

02 Тело.docx

— 183.99 Кб (Скачать)
  • расчетными чеками;

    Чек – это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Тумасян Р.З., в своей работе отмечает, что в настоящее время Банк России позволяет использовать только депонированные чеки с выдачей лимитированных чековых книжек. [10] Расчеты чеками применяются редко, так как не имеют достаточных степеней защиты. Кроме того, к ним предъявляются  очень жесткие требования по оформлению.

  • банковскими корпоративными (пластиковыми) картами;

    В настоящее время в России эта  новая форма расчетов активно  распространяется, что отмечает Бабаев Ю.А. в своей работе. [11] Главными достоинствами  данной формы расчетов являются компактность, использование пластиковых карточек за границей, система скидок при  осуществлении платежей пластиковой  карточкой. К недостаткам относят  возможность хищения денежных средств  с пластиковой карточки.

  • с использованием векселей;

    Оплата  по векселю происходит не сразу, а  через определенное время, в течение  которого векселедатель имеет право  распоряжаться суммой денежных средств  по векселю. Отсюда следует, что отсрочка платежа равнозначна выдаче краткосрочного кредита. Таким образом, вексель  является не только одной из форм расчетов, но и одним из видов коммерческого  кредита. Отрицательным моментом является то, что вексель – «платный»  источник финансирования (предусмотрена  уплата процентов по векселю).

    Выбранная партнерами форма расчетов обычно фиксируется в договорах по приобретению материальных ценностей, выполнению работ и услуг или их реализации. Договор должен содержать существенные условия - предмет договора, условия, предусмотренные законодательными или нормативными актами как существенные или необходимые для договоров данного вида, условия, сочтенные существенными любой из сторон. Договор, не содержащий хотя бы одно существенное условие, не считается заключенным (ст. 432 ГК РФ). Кроме того, договор является основным документом, определяющим права и обязанности покупателя и поставщика (подрядчика). Кочинев Ю.Ю. в своей работе акцентирует внимание, что для формирования учетной информации особое значение имеют сведения о поставках: наименование товара, его количество, цена, формы расчетов, сроки поставки и ее оплаты, условия транспортировки, момент перехода права собственности на приобретенные товары, материалы и другое имущество от продавца к покупателю. [12]

    Основанием  для принятия на учет кредиторской задолженности перед поставщиками (подрядчиками) являются расчетные документы и документы, свидетельствующие о факте свершения сделки. К расчетным документам относят счета и счета-фактуры.

    В счете поставщик указывает наименование товара (работы, услуги), единицы измерения, количество, цену за единицу измерения  без НДС и с учетом НДС, стоимость  товара (работ, услуг), включая НДС, и  стоимость без НДС, а также  данные, необходимые для заполнения платежного поручения: полное наименование организации, номер расчетного счета, наименование обслуживающего банка  и его местонахождение, банковский идентификационных код, номер корреспондентского счета.

    Особенно  внимательно необходимо проверять  поступающие счета-фактуры, служащие основанием для возмещения налога на добавленную стоимость (НДС) из бюджета. Согласно правил ведения журналов учета  полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж, поставщик  выписывает счета - фактуры по установленной  форме в двух экземплярах, первый из которых не позднее пяти дней с даты отгрузки продукции (товара) высылается (передается) покупателю, а  второй остается у организации - поставщика для отражения в книге продаж и начисления налога на добавленную  стоимость. Организация ведет учет счетов-фактур по мере их поступления  от продавцов. Счета-фактуры регистрируют в журнале учета полученных счетов фактур, который должен быть прошнурован, а его страницы пронумерованы. Организация  также ведет книгу покупок, предназначенную  для регистрации счетов-фактур, выставленных продавцами, в целях определения суммы налога на добавленную стоимость, предъявляемой к вычету (возмещению) в установленном порядке. [13]

    Материальные  ценности, поступившие в организацию, на которые отсутствуют расчетные  документы, считаются неотфактурованными поставками. Они принимаются на склад, согласно ПБУ 5/01, с составлением акта о приемке материалов не менее  чем в двух экземплярах. Оприходование  неотфактурованных поставок производится на основании первого экземпляра указанного акта. Второй экземпляр  акта направляется поставщику. Организация  принимает меры по установлению поставщика (если он неизвестен) и получению  от него расчетных документов. [14]

    Теперь  рассмотрим более подробно документы, свидетельствующие о факте свершения  сделки. Товарно-транспортная накладная  составляется поставщиком, если он сам  организует доставку товара покупателю. В случае, когда продавец отпускает  товар покупателю непосредственно  со своего склада, он оформляет товарную накладную по форме № ТОРГ-12, утвержденную Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 № 132, по которой он передает товар представителю организации-покупателя. Данная товарная накладная является основанием для оприходования этих ценностей.

    Согласно  ПБУ 5/01, при полном соответствии количества фактически поступивших ценностей  документам поставщика в момент сдачи  на склад экспедитором ценностей  заведующий складом или кладовщик  составляет приходный ордер. При  установлении несоответствия поступивших  материалов ассортименту, количеству и качеству, указанным в документах поставщика, а также в случаях, когда качество материалов не соответствует  предъявляемым требованиям (вмятины, царапины, поломка, бой, течь жидких материалов и т.д.), приемку осуществляет комиссия, которая оформляет ее актом о  приемке материалов. В случае составления  приемного акта приходный ордер  не оформляется. Приемный акт о приемке  служит основанием для предъявления претензий и исков к поставщику и (или) транспортной организации. [14] При  приемке товаров составляется соответственно акт о приемке товаров и акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей.

    Покупатель  обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором, с участием исполнителя осмотреть  и принять выполненную работу (ее результат). При обнаружении отступлений  от договора, ухудшающих результат  работы, или иных недостатков в  работе покупатель должен немедленно заявить об этом исполнителю. Указанные  недостатки должны быть описаны в  акте либо в ином документе, удостоверяющем приемку.

    Прием-передача объектов между организациями для  включения в состав основных средств  организации-получателя оформляется  актами о приемке, которые утверждаются руководителем организации. К актам  прилагается и техническая документация, относящаяся к данным объектам.

    Отметим, что при оформлении любой хозяйственной  операции по приобретению товаров (работ, услуг) должен прилагаться документ, подтверждающий факт оплаты, а именно: кассовый чек или квитанция к  приходному кассовому ордеру, или  платежное поручение с отметкой банка об исполнении, или документ строгой отчетности, свидетельствующий  о фактически произведенных расходах.

    Таким образом, первичные документы являются основанием для отражения информации в учете организации о совершенных  хозяйственных операциях с поставщиками и подрядчиками в результате взаимодействия контрагентов при приобретении продукции, товаров, работ, услуг, других активов. Такие операции осуществляются посредством  проведения как денежных, так и  неденежных расчетов. Проведение расчетных  операций сопровождается передачей актива и сопровождающих документов, что отмечает Жадан Л.Г. в своей статье. [15] Все операции, связанные с расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, отражаются на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Учет на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» ведется методом начисления, то есть все операции, связанные с расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, должны быть отражены на счете 60, независимо от времени оплаты. Таким образом, реализуется допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности, предусмотренное ПБУ 1/98. [16] На счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» учитываются следующие расчеты:

  • за полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, пара, воды и т. п., а также по доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк;
  • за товарно-материальные ценности, работы и услуги, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили, то есть так называемые неотфактурованные поставки;
  • за излишки, товарно-материальных ценностей, выявленные при их приемке (когда фактическое количество поступивших ценностей превышает количество, указанное в расчетных документах поставщиков). Излишки, выявляемые при приемке материальных ценностей, должны отражаться в первичных учетных документах. А так как появление излишков признается отклонением от нормального режима поставки, то с точки зрения организации и реализации внутреннего контроля оправдано применение специальных форм первичных учетных документов;
  • за полученные услуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам и переборам тарифа (фрахта);
  • за все виды услуг связи;
  • генерального подрядчика со своими субподрядчиками при выполнении договора строительного подряда;
  • генерального подрядчика со своими субподрядчиками при выполнении договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКР).

    Отметим, что приведенный перечень не является исчерпывающим, по мнению Сотниковой Л.В. [17] Однако, он дает общую характеристику операций расчетов с поставщиками и  подрядчиками.

    Рассмотрим  учет приобретения материальных ценностей  организацией. По мнению Патрова В.В. и Пятова М.Л., на бухгалтерский учет приобретения материальных ценностей  влияют условия договора, заключенного между поставщиком и покупателем. К ним относится в первую очередь  момент перехода права собственности  на материальные ценности. В соответствии со ст. 223 ГК РФ право собственности  у покупателя возникает по договору с момента передачи ценностей. Однако, участники договора могут установить отличный от общепринятого момент перехода права собственности на реализуемые  ценности (п.1 ст. 223 ГК РФ). Помимо условий  о переходе права собственности  порядок бухгалтерского учета операций по приобретению материальных ценностей  определяется условиями о цене и  порядке оплаты материальных ценностей. [18] Таким образом, порядок бухгалтерского учета приобретения материальных ценностей  определяют два фактора: момент перехода права собственности на материальные ценности от продавца к покупателю и установленное договором условие  оплаты материальных ценностей (последующая  или предварительная оплата). Исходя из этого Патров В.В. и Пятов М.Л., выделяют четыре наиболее распространенных варианта оплаты материальных ценностей  и перехода права собственности  на них. [19]

    Вариант-1: поскольку по условиям договора право собственности на получаемые ценности переходит от поставщика в момент их передачи, то покупатель может принять их к учету. Причем задолженность перед поставщиком отражается в сумме цены приобретения с НДС. Оприходование материальных ценностей и наличие счета-фактуры дает возможность предъявления суммы налога к вычету.

    Вариант-2: особенность данного варианта - предварительная оплата материальных ценностей покупателем, не приводящая к получению им права собственности на них. Перечисление денег поставщику приводит лишь к возникновению дебиторской задолженности, которая отражается в учете покупателя по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», субсчет «Авансы выданные». Право собственности на материальные ценности возникает у покупателя лишь после их получения от продавца. После этого материальные ценности могут быть оприходованы на баланс покупателя, а НДС по ним предъявлен к вычету.

    Вариант-3: у организации-покупателя право собственности на приобретаемые материальные ценности возникает только после их оплаты. До перечисления денег поставщику поступившие материальные ценности учитываются на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение». После оплаты право собственности на материальные ценности переходит к покупателю, и, следовательно, в соответствии с требованиями ст. 8 Федерального закона «О бухгалтерском учете» [20] их следует отражать на счетах балансового учета. Только после этого согласно предписаниям ст. 171 HK РФ НДС, относящийся к оприходованным материальным ценностям, может быть предъявлен к вычету.

    Вариант-4: моментом перехода права собственности на материальные ценности к покупателю является их оплата. Поэтому после перечисления денег за материальные ценности последние оприходуются на баланс организации-покупателя. При этом налог на добавленную стоимость по этим материальным ценностям согласно ст. 171 НК РФ может быть предъявлен к вычету. Бухгалтерские записи по отражению операций по приобретению материальных ценностей обобщим в таблицу 1.1.

 

Содержание  хозяйственной операции Сумма Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
Вариант 1
Отражено  получение права собственности  на материальные ценности Стоимость приобретения материальных ценностей без НДС 08, 10, 15, 41 60-2
Отражен НДС по приобретенным материальным ценностям Сумма НДС в  соответствии со счетом-фактурой, полученным от продавца 19 60-2
НДС предъявлен к вычету Сумма НДС в  соответствии со счетом-фактурой, полученным от продавца 68 19
Произведена оплата поставщику Фактически  перечисленная сумма денежных средств 60-2 50,51, 52, 55
Вариант 2
Перечислен  аванс продавцу Сумма фактически уплаченных денежных средств 60-1 50,51, 52, 55
Отражено  получение права собственности  на материальные ценности Стоимость приобретения материальных ценностей без НДС 08, 10, 15, 41 60-2
Отражен НДС по приобретенным материальным ценностям Сумма НДС в  соответствии со счетом-фактурой, полученным от продавца 19 60-2
Сумма аванса зачтена в качестве оплаты за материальные ценности Сумма фактически уплаченных денежных средств 60-2 60-1
НДС предъявлен к вычету Сумма НДС в  соответствии со счетом-фактурой, полученным от продавца 68 19
Вариант 3
Отражено  поступление материальных ценностей  от поставщика Сумма, указанная  в товаросопроводительных документах 2  
Произведена оплата поставщику Фактически  перечисленная сумма денежных средств 60-2 50,51, 52, 55
Отражено  получение права собственности  на материальные ценности Стоимость приобретения материальных ценностей без НДС 08, 10, 15, 41 60-2
Отражен НДС по приобретенным материальным ценностям Сумма НДС в  соответствии со счетом-фактурой, полученным от продавца 19 60-2
Списаны с забалансового учета материальные ценности, по которым получено право  собственности Сумма, указанная  в товаросопроводительных документах   2
НДС предъявлен к вычету Сумма НДС в  соответствии со счетом-фактурой, полученным от продавца 68 19
Вариант 4
Перечислена оплата продавцу за материальные ценности Сумма фактически уплаченных денежных средств 60-2 50,51, 52, 55
Отражено  получение права собственности  на материальные ценности Стоимость приобретения материальных ценностей без НДС 08, 10, 15, 41 60-2
Отражен НДС по приобретенным материальным ценностям Сумма НДС в  соответствии со счетом-фактурой, полученным от продавца 19 60-2
НДС предъявлен к вычету Сумма НДС в  соответствии со счетом-фактурой, полученным от продавца 68 19

Информация о работе Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками в ООО «Мещанская Слобода»