Учет расчетных операций по внешнеторговым договорам

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 03:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является оценка организации учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками по внешнеторговым договорам в ОАО «Гомельстекло», проанализировать ведение учета и документального оформления расчётов в ОАО "Гомельстекло", и разработка предложений по совершенствованию учёта расчетов на данном предприятии.

Оглавление

Введение 3
1 Теоретические аспекты учета расчетных операций 5
1.1 Организация и формы безналичных расчетов по внешнеторговым договорам 5
1.2 Теоретические основы учета расчетных операций по внешнеторговым договорам 18
2 Учет расчетных операций в ОАО «Гомельстекло» 25
2.1 Технико-экономическая характеристика организации 25
2.2 Документальное оформление расчетов с покупателями и поставщиками по внешнеторговым договорам 29
2.3 Учет расчетов по экспортным операциям 38
2.4 Учет расчетов по импортным операциям 43
3 Пути оптимизации международных форм расчетов и совершенствования учета расчетных операций по внешнеторговым договорам…..........52
Заключение 56
Список использованных источников 58

Файлы: 1 файл

Готовый курсач антипенко.doc

— 571.00 Кб (Скачать)

     Взаимоотношения факторинговой компании с экспортером  строятся  на  основе  заключения  договора  об  экспортном факторинге,  где, прежде  всего, предусматриваются  условия  возникновения и устранения  кредитного  и  валютного  риска.  Подписывая  договор,  фактор-фирма  покупает  у  экспортера  все  права (счета),  возникающие  с  момента поставки  товара  покупателю.  Большая  часть  суммы (60-90%)  за  поставку экспортер  получает  сразу  после  отгрузки,  а  оставшуюся  часть (за  минусом комиссионных) выплачивает фактор-фирма в  срок, указанный в договоре. Эта оплата  производится  независимо  от  финансового  положения  покупателя.

     Основной  предпосылкой  факторингового  обслуживания  внешнеторговых операций  является  осуществление  значительной  части  экспорта  на  условиях открытого  счета.  Платеж  производится  в  пределах 60-80  дней  с  момента отгрузки и выставления счета.

     Форфейтинг  во  внешней  торговле  означает  покупку  у  экспортера векселей  или  других  требований,  возникающих  из  товарных  поставок, специальным  кредитным  институтом (форфейтером)  при  предоставлении достаточного обеспечения. Форфейтер не имеет права предъявлять какие-либо претензии  к  экспортеру  в  случае  неплатежа  импортера.  Таким  образом,  он берет на себя весь риск. Экспортер в свою очередь отвечает лишь за правовые аспекты требований,  т.е.  за  то,  чтобы была правильно осуществлена передача требований  форфейтеру  и  поставляемый  товар  соответствовал  условиям договора.  Продавая  требование  к  импортеру  по  предоставляемому  кредиту, поставщик  получает  почти  наличные  деньги,  поскольку  при  покупке требований  их  покупателю  приходится  брать  на  себя  и  риск,  связанный  с политической конъюнктурой. К форфейтированию принимаются требования  к импортерам  не  всех  стран.  В  зависимости  от  кредитоспособности  импортера срок  покупаемых  требований  ограничивается 2-5  годами.  Существует минимальный размер принимаемых к форфейтированию требований, например от 100 тыс до 5 млн. швейц. фр.

     Для  того,  чтобы  экспортные  требования  могли  быть  форфейтированы, оно должны удовлетворять ряду условий. Экспортное требование должно быть обратимым и безусловным; принимаемые к форфейтированию векселя должны быть  не  переводными  векселями  на  импортера  с  авалем  банка  страны покупателя,  а  другими  требованиями  с  банковской  гарантией.  Если платежеспособность  импортера  вызывает  сомнения,  форфейтер  может потребовать  аваль  или  гарантию  банка  третьей  страны.  С  помощью  особой отметки на векселе экспортер может быть освобожден от ответственности.

     Форфейтирование  дает  экспортеру  ряд  преимуществ:  увеличение ликвидности (так  как  требование  сразу  же  оплачивается  деньгами); освобождение  от  кредитного  риска,  рисков  изменения процентных  ставок  и валютных  курсов;   уменьшение  долгосрочных  требований  в балансе; повышение  кредитоспособности;  отпадает  необходимость  контроля  за погашением кредита и работы по индексации платежей.

     Таким образом, безналичный денежный оборот ─ это такой оборот, который осуществляется без участия наличных денег путём перечисления средств со счёта на счёт, путём зачёта взаимных требований, пластиковых карточек, электронных денег. Формы безналичных расчетов избираются организациями самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых организациями с банками. Выбор способа платежа - важная задача, поскольку он определяет схему движения денежных средств и товара. Каждый из способов платежа имеет свои преимущества и может быть наиболее выгоден кому-либо из партнеров. 

       1.2  Теоретические основы учета расчетных операций по внешнеторговым договорам 

     Безналичные расчёты предприятия осуществляют по товарным и нетоварным операциям, по внутренним и внешнеторговым договорам. К товарным операциям относят куплю - продажу сырья, материалов, реализацию выполненных строительно-монтажных работ. К нетоварным операциям относят расчёты с коммунальными учреждениями, научно - исследовательскими организациями и т.д.

     В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцией по его применению, утвержденный Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.05.2003 г. № 89 (с учетом изменений, внесенных постановлением Минфина РБ от 13.11.2003 № 153), для учета расчетных операций с поставщиками и покупателями предусмотрены следующие счета: 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и пр.

     Рассмотрим  основы учета по основным формам безналичных расчетов по внутренним и внешнеторговым договорам:  

     ПЛАТЁЖНОЕ ПОРУЧЕНИЕ.

     При расчётах платёжными поручениями в  бухгалтерском учёте используется счёт 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

     Таким образом можно составить следующие  проводки:

     - дебет счета 10 «Материалы» с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»- на сумму оприходованных платежных документов поставщика за полученную готовую продукцию;

     - дебет счета 18 «Налог на добавленную  стоимость по приобретенным товарам,  работам, услугам» с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»- на сумму НДС;

     - дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» с кредитом счета 51 «Расчетный счет»- при оплате задолженности поставщиком;

     - дебет счета 68 «Расчеты по налогам  и сборам» с кредитом счета 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам»- при расчетах с бюджетом по налогам и сборам.

     Также данная форма расчетов может применяться  по товарным операциям за полученную готовую продукцию или оказанную услугу. В  бухгалтерском учете найдут отражение записи:

     - дебет счета 69 «Расчеты по социальному  страхованию и обеспечению» с кредитом счета 51 «Расчетный счет»- при перечислении суммы в социальный фонд;

     - дебет счета 67 «Расчеты по долгосрочным  кредитам и займам» с кредитом счета 51 «Расчетный счет»- при начислении суммы налога на пользование дорогами и т.д. 

     ЧЕКИ.

     При расчётах чеками в бухгалтерском  учёте используется счет 55 "Специальные счета в банках" (субсчет 2 "Чековые книжки").

        1. При получении чековой книжки на депонированную сумму согласно выписке банка в организации составляется проводка:

     Д-т  сч. 55 "Специальные счета в банках" (субсчет 2 "Чековые книжки"), В-5

     К-т  сч. 51 "Расчетный счет" (52) — при получении книжки за счет собственных средств, ж/о 2 (01);

     К-т  сч. 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" (67) — при получении книжки за счет ссуд банка, ж/о 4 (02).

        1. Оплата счетов поставщиков чеками на основании выписки банка отражается у плательщика проводкой:

     Д-т  сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", В-7

     К-т  сч. 55 "Специальные счета в банках" (субсчет 2), ж/о 3 (01).

        1. Неиспользованный остаток депонированной суммы зачисляется на расчетный (валютный) счет либо обращается на погашение ссуд банка следующей проводкой:

     Д-т  сч. 53 "Расчетный счет" (52, 66, 67), В-4

     К-т  сч. 55 "Специальные счета в банках" (субсчет 2), ж/о 3 (01). 

     При полной журнально- ордерной форме депонированные средства в чековых книжках учитываются  в журнале-ордере № 3, а при неполной — в журнале-ордере № 01.

     Учет по счету 55 при упрощенной форме ведется в ведомости В-4. 

     АККРЕДИТИВ.

     В организациях учитываются аккредитивы  на сч. 55 "Специальные счета в банках" (субсчет 1 "Аккредитивы").

     При применении полной журнально-ордерной формы учет по счету 55 (субсчет 1) ведется в журнале-ордере 3, а при сокращенной — в журнале-ордере 01.

     Информация: о наличии и движении денежных средств, находящихся в аккредитивах, при упрощенной форме обобщается в ведомости В-5, которая ведется  по данным выписок банков. 

     1) При открытии аккредитива по заявлению на основании выписки банка составляются проводки:

     Д-т  сч. 55 "Специальные счета в банках" (субсчет 1), В-5 К-т сч. 51 "Расчетный счет" (52) — при выставлении аккредитива за счет собственных средств, ж/о 2 (2/1) (01);

     К-т  сч. 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" (67) — при выставлении аккредитива за счет ссуд банков, ж/о 4 (02).

     2) При использовании аккредитива  делаются следующие бухгалтерские записи на счетах:

     Д-т  сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", В-7

     К-т сч. 55 "Специальные счета в банках" (субсчет 1) — при оплате счетов поставщиков и подрядчиков, ж/о 3 (01). 

     3)Аккредитив  закрывается по истечении срока  или по заявлению поставщика об отказе от дальнейшего его использования или в иных случаях. При этом делается проводка:

     Д-т  сч. 51 "Расчетный счет" (52, 66, 67), В-4 (В-5)

     К-т  сч, 55 "Специальные счета в банках" (субсчет .1), ж/о 3 

     Аналитический учет по счету 55 (субсчет 1) ведетется  по каждому выставленному организацией аккредитиву. 
 

     ВЕКСЕЛЬ.

     Задолженность по расчетам с покупателями, заказчиками и другими дебиторами, обеспеченная полученными векселями, учитывается организацией на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" субсчет 3 "Векселя полученные".

  1. На полученные векселя за отгруженную продукцию, работы, услуги, товары в учете делаются следующие записи:

     Д-т  сч. 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" (субсчет 3), В-5

     К-т  сч. 90 "Реализация", ж/о 11 (06);

     К-т  сч. 91 "Операционные доходы и расходы", ж/о (04).

  1. По мере погашения задолженности, обеспеченной векселями, составляются проводки:

     Д-т  сч. 51 "Расчетный счет" (52) — на сумму погашения задолженности по векселю с учетом процента, В-4

     К-т  сч. 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" (субсчет 3) — на сумму погашения задолженности по векселю, ж/о 11 (06);

     К-т  сч. 92 "Внереализационные доходы и расходы." — на сумму процентов, ж/о 15 (07). 

     Задолженность по расчетам с поставщиками, подрядчиками и другими кредиторами, обеспеченная выданными векселями, учитывается  организациями на счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" обособленно в аналитическом учете.

  1. На стоимость фактически поступивших ценностей (работ, услуг), обеспеченных выданными векселями, в учете делаются записи:

     Д-т  сч. 10 "Материалы" (23 и др.) — на стоимость без учета НДС, В-2 (В-3);

     Д-т  сч. 18 "НДС по приобретенным товарам, работам, услугам" (субсчета 3, 4) — на сумму НДС, В-5

     К-т  сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" — на стоимость ценностей с учетом НДС, ж/о 6 (03).

  1. При погашении задолженности, обеспеченной выданными векселями, делаются проводки:

     Д-т  сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", В-7

     К-т  сч. 51 "Расчетный счет" (52), ж/о 2, 2/1 (01).

Информация о работе Учет расчетных операций по внешнеторговым договорам