Учет расчетных операций по внешнеторговым договорам

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 03:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является оценка организации учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками по внешнеторговым договорам в ОАО «Гомельстекло», проанализировать ведение учета и документального оформления расчётов в ОАО "Гомельстекло", и разработка предложений по совершенствованию учёта расчетов на данном предприятии.

Оглавление

Введение 3
1 Теоретические аспекты учета расчетных операций 5
1.1 Организация и формы безналичных расчетов по внешнеторговым договорам 5
1.2 Теоретические основы учета расчетных операций по внешнеторговым договорам 18
2 Учет расчетных операций в ОАО «Гомельстекло» 25
2.1 Технико-экономическая характеристика организации 25
2.2 Документальное оформление расчетов с покупателями и поставщиками по внешнеторговым договорам 29
2.3 Учет расчетов по экспортным операциям 38
2.4 Учет расчетов по импортным операциям 43
3 Пути оптимизации международных форм расчетов и совершенствования учета расчетных операций по внешнеторговым договорам…..........52
Заключение 56
Список использованных источников 58

Файлы: 1 файл

Готовый курсач антипенко.doc

— 571.00 Кб (Скачать)

          5. Платежи осуществляются лишь  при  наличии  достаточных   средств  на счете  плательщика.   Средства   со   счета   предприятия   списываются   по распоряжению владельца счета.

          Оплата расчетных  документов  при  недостаточности  средств   на  счете производится в очередности, устанавливаемой законодательными и  нормативными актами в зависимости от состояния экономики и финансов.

          При отсутствии средств на  расчетном (текущем)  счете   плательщика  (по договоренности  с банком) расчетные документы могут быть  оплачены  за  счет банковского кредита (выдаваемого на  оплату  счетов   поставщиков).   При необходимости банк может выступить в роли  плательщика-гаранта  (поручителя) на коммерческой основе (по просьбе кредитоспособного хозоргана).

         6. Порядок зачисления средств на счет  поставщика:  оно производится, как правило, после их списания со счета плательщика. Предварительная  оплата товарно-материальных ценностей осуществляется  только  за  счет  собственных средств  предприятий.  Предоставление  кредита  на  предварительную   оплату материальных ценностей запрещается (за исключением кредитов  на  выставление аккредитивов на срок, не превышающий 30 дней).

          Безналичные расчеты совершаются  с использованием различных форм. Форма безналичных  расчетов  представляет  собой совокупность  способов  платежа, расчетных документов и определенного документооборота.

          В  процессе  безналичных   расчетов  происходит  концентрация  денежных средств в  учреждениях  банков,  что  дает  возможность  использовать  их  в качестве  ресурса  кредитования,   осуществлять   банковский   контроль   за проведением расчетов.

     Белорусскими  предприятиями  и  организациями  используются  основные  формы международных  расчетов,  сложившиеся в мировой торговле. Это инкассо и аккредитив,  авансы  и открытый  счет,  которые фирмы развитых  и развивающихся стран применяют во взаимных расчетах. Что касается техники перевода  средств из  страны  в страну,  то  здесь используются  банковские, телеграфные  и  почтовые  переводы,  расчеты  чеками  и  векселями. 

     Основное  место во внешней торговле (около 85%) занимают инкассовая и аккредитивная форма  расчетов,  которые  лучше  других  способов  расчета  обеспечивают интересы  как  экспортера,  так  и  импортера:  импортер  производит  платеж,  а экспортер получает валюту только при условии отгрузки товара в соответствии с  условиями  платежа  заключенного  контракта.  И  аккредитив  и  инкассо применяются и при продаже товаров  за наличные, и при поставке в кредит. В последнем  случае  они  сочетаются  с  выставлением  экспортером  переводных векселей (тратт), акцептируемых импортером. При инкассовой форме расчетов импортер  может  передать  в  оплату  товарных  документов  чек.  Применение открытого  счета  связано  с  почтовыми  и  телеграфными  переводами,  выдачей чеков и векселей.

      

     Документарный аккредитив и порядок  его осуществления. Наиболее  выгодной  формой  расчетов  является  безотзывный документарный  аккредитив.  Он  представляет  собой  обязательство  банка произвести  по  просьбе  и  в  соответствии  с  указаниями  импортера  платеж экспортеру (при  наличных  расчетах)  или  акцептовать  тратту (при  расчетах  в кредит)  против  передачи  в  банк  предусмотренных  документов (в  их  числе коммерческий  счет,  морской  коносамент  или  дубликат  железнодорожной накладной,  страховой  полис,  сертификаты  качества  и  количества, происхождения,  тратты  и  т.д.)  и  при  соблюдении  всех  прочих  условий аккредитива.

     Выгодность  этой  формы  расчета  для  экспортера  заключается,  прежде всего,  в  ее  надежности:  к  контрактному  обязательству  импортера  платить добавляется  письменное  одностороннее  обязательство  банка  произвести платеж. Аккредитив  обеспечивает  наиболее  быстрое  поступление  экспортной выручки,  особенно  если  его  оплата  осуществляется  банком  экспортера,  что одновременно  снижает  и  риски  курсовых  потерь.  Наконец,  важное преимущество  аккредитива  состоит  в  гарантии  получения СКВ  в  торговле  со странами, испытывающими валютно-финансовые  затруднения,  где проводится валютное  регулирование или  где  введены  валютные  ограничения.  Чтобы фирмы-покупатели  в  этих  могли  открыть  аккредитив  в  пользу  иностранного поставщика,  они  должны  получить  предварительное разрешение  от национальных органов валютного контроля на перевод валюты за границу, что освобождает  экспортера  от  риска  замораживания  валютной  выручки.  Кроме того,  как  показывает  практика,  банки  стран  с  крупной  внешней задолженностью в первую очередь погашают свои обязательства по открытым ими аккредитивам.

     

      

     Схема 1.1.1 - Порядок осуществления аккредитивной операции

      

     Порядок  осуществления  аккредитивной  операции.  Рассмотрим порядок осуществления аккредитивной операции (схема 1.1.1).

     1.  Стороны (экспортер  и  импортер)  заключают  контракт,  в   котором определяют,  что  платежи  за  поставленный  товар  будут   производиться  с документарного  аккредитива.  В  разделе   контракта,  определяющем  условия платежа, обычно указывается, какой банк откроет аккредитив, через какой банк этот  аккредитив  должен  быть  авизован (извещен)  экспортеру.  Стороны оговаривают  вид  аккредитива,  перечень  документов,  предоставляемых  по аккредитиву экспортером для получения платежа, их характер, требования к их оформлению, другие вопросы.

     2. После заключения контракта экспортер  готовит товар к отгрузке, о  чем извещает (как правило, по  телексу) импортера. 

     3.  Получив  такое  извещение,  покупатель  направляет  своему  банку поручение (заявление)  на  открытие  аккредитива,  в котором указывает все необходимые его условия:  в чью пользу  и на  какую сумму открывается аккредитив,  где и каким образом он  исполняется,  отгрузку  какого  товара  он покрывает,  какие  документы  должны быть  представлены,  сроки отгрузки  и представления документов  и т.д.  Импортер,  дающий  поручение  на  открытие аккредитива,  называется  приказодателем.  Банк,  открывающий  аккредитив (банк-эмитент),  действует  на  основании  инструкций  приказодателя.  Если между сторонами по контракту имеется специальная договоренность, импортер может  дать  поручение  на  открытие  аккредитива  через  определенное  время после заключения контракта.

     4.  Извещение  об  открытии  аккредитива   направляется  экспортеру (бенефициару),  в  пользу  которого  он  открыт.  При  этом  банк-эмитент направляет  аккредитив  экспортеру,  как  правило, через  обслуживающий  его банк, в задачу которого входит авизование аккредитива экспортеру. Такой банк называется авизующим банком.

     5.  Авизующий  банк  также  получает  экземпляр  аккредитивного  письма  или телекса, поскольку он уполномочен  на прием от бенефициара документов по  аккредитиву,  их  проверку  и  отсылку  банку-эмитенту,  а  в  ряде  случаев назначается  эмитентом  исполняющим банком,  т.е. уполномочивается  на платеж.

     6.  Получив  аккредитив,  экспортер   проверяет  его  на  соответствие  условиям  контракта,  после   чего (при  отсутствии  расхождений)  осуществляет отгрузку товара. В случае несоответствия бенефициар уведомляет свой банк об условном  принятии  аккредитива (или  даже  о  его  неприятии)  и  может затребовать и импортера внесения необходимых изменений в его условия.

     7. Экспортер получает транспортные  документы от перевозчика. 

     8.  Экспортер  предоставляет  их  вместе  с  другими  требуемыми документами в свой банк.

     9.  Банк  экспортера  проверяет   все  документы  в  течение   разумного времени, "но не более  семи банковских дней" и "с  разумной тщательностью с тем,  чтобы  удостовериться,  что   по  внешним  признакам  они  соответствуют условиям  аккредитива". После проверки банк  экспортера отсылает документы банку-эмитенту  для  оплаты,  указывая  в  своем  сопроводительном  письме,  как должна  зачислятся выручка.

     10.  Получив  документы,  банк-эмитент  проверяет  их,  после  чего переводит сумму платежа банку экспортера.

     11. Одновременно банк-эмитент взыскивает  средства с импортера. 

     12. Банк экспортера зачисляет выручку  экспортеру.

     13.  Импортер,  получив  от  банка-эмитента  документы,  вступает  во владение товаром. Банк-эмитент может сам исполнять (т.е.  оплачивать)  аккредитив,  что более выгодно импортеру,  который до  оплаты  документов  успевает  их проверить, или же  уполномочить банк  экспортера на исполнение  аккредитива посредством  совершения  платежа  бенефициару.  В  этом  случае  исполняющий банк,  чтобы  компенсировать  выплаты  экспортеру,  выставляет  требование  о платеже на банк-эмитент или на какой-либо третий банк, указанный эмитентом. Затребование платежа по аккредитиву называется рамбурсом. Если  аккредитив  открывается в обеспечение платежей  по  контракту,  по которому  предусмотрено  предоставление  покупателю  краткосрочного коммерческого  кредита,  банк-эмитент  выдает  документы  импортеру  без списания с его счета суммы платежа. Однако это не уменьшает для экспортера уменьшение  гарантий  платежа.  Как  неоднократно  отмечалось,  аккредитив представляет  собой  условное  денежное  обязательство  банка (чтобы  получить  деньги  с  аккредитива,  экспортер  должен  выполнить все предусмотренные условия) и сам по себе уже является достаточным обеспечением поставленного товара.  Поэтому  сумма  по  документам,  представленным  по  аккредитиву  с отсроченным платежом  будет  оплачена  банком по наступление  срока. Важно, чтобы документы  были представлены  экспортером  в банк до истечения  срока действия  аккредитива  и  подтверждали  выполнение  всех  его  условий.  В  этом случае  обязательства  банка  импортера  по  оплате  данного  конкретного  набора документов будут действовать до  момента наступления срока платежа независимо  от  того,  истек ли  к моменту платежа срок действия  самого аккредитива или нет.

      

     Документарное инкассо и порядок  его осуществления. Документарное инкассо в международной торговле представляет собой обязательство  банка  по  поручению  экспортера  получить  от  импортера  сумму платежа  по  контракту  против  передачи  последнему  платежных  документов  и перечислить сумму платежа экспортеру. Различают  чистое  и  документарное  инкассо.  Во  внешней торговле применяется документарное инкассо -  инкассо  финансовых  документов, сопровождаемых  коммерческими  документами (счета,  транспортные  и страховые  документы,  документы  о  праве  собственности  и  др.),  а  также инкассо  только  коммерческих  документов.  Чистое  инкассо -  это  инкассо финансовых  документов (переводных  и  простых  векселей,  чеков).  При применении  документарного  инкассо  белорусские  организации  должны руководствоваться  Унифицированными   правилами  по  инкассо, разработанными Международной торговой палатой, в редакции 1978 г. В  отличие  от  аккредитивной  операции,  расчеты  в  форме  инкассо сравнительно просты и не  требуют предварительных  действий ни  со  стороны экспортера, ни со стороны импортера. Рассмотрим порядок осуществления расчетов в форме инкассо 

     

     Схема 1.1.2 - Порядок осуществления инкассовой операции

      

     1.  Стороны (экспортер  и  импортер)  заключают  контракт,  в   котором определяют инкассовую  форму расчета и оговаривают,  через какие банки будут производиться расчеты.

     2. Экспортер в соответствии с  условиями контракта отгружает  товар. 

     3. Экспортер получает от перевозчика  транспортные документы. 

     4.Экспортер  готовит комплект документов (в  который входят счета, при необходимости  финансовые  документы,  например,  переводные  векселя, выписываемые  экспортером  на  импортера,  если  последнему  предоставлен коммерческий  кредит),  который  прилагает  к  инкассовому  поручению  и передает  в  свой  банк.  В  соответствии  с  Унифицированными  правилами  по инкассо  экспортер,  выставляющий  документы  на  инкассо,  называется доверителем,  а  банк,  которому  доверитель  поручает  операцию  по инкассированию - банком-ремитентом.

     5. Банк экспортера действует в  соответствии с инструкциями экспортера, которые содержатся в поручении и Унифицированными правилами по инкассо. Банк-ремитент проверяет по внешним признакам соответствие представленных документов перечисленным в инкассовом поручении и между собой, после чего отсылает их вместе с поручением своему корреспонденту в стране импортера. В  инкассовом  поручении  банк  экспортера  обычно  указывает  инструкции  в отношении  перевода  средств,  полученных  от  импортера,  а  также,  при необходимости,  в  отношении  векселей,  акцептованных  импортером,  в  случае предоставления  коммерческого  кредита:  вернуть  в  банк  экспортера  или оставить в банке импортера до получения платежа и т.д.

     6. Получив инкассовое поручение  и документы, банк страны импортера, участвующий  в  операции  по  выполнению  инкассового поручения -инкассирующий банк -  предоставляет их  импортеру -  плательщику -  для проверки  с целью получения от  него  платежа (или акцепта тратт). При этом инкассирующий банк может сделать представление непосредственно или через другой  банк.  Банк,  осуществляющий  представление  документов  импортеру, называется представляющим банком.

     7. Банк импортера получает платеж  от плательщика. 

Информация о работе Учет расчетных операций по внешнеторговым договорам