Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 16:49, курсовая работа
В процессе хозяйственной деятельности организация производит различные виды расчетов со своими работниками помимо расчетов, связанных с начислением заработной платы:
оплачивает работникам расходы по служебным командировкам;
выдает работникам займы;
взыскивает деньги за причиненный работниками материальный ущерб;
осуществляет расчеты за предоставляемые работникам и членам их семей путевки в санатории, дома отдыха, в том числе за счет средств Фонда социального страхования РФ;
осуществляет расчеты за предоставляемое работникам жилье, находящееся на балансе организации и т. д.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТА …………………………………..5
1.1 Понятие и классификация стандартов ……………………………5
1.2 Цели и задачи бухгалтерского учета ………………………………….6
1.3 Функции бухгалтерского учета ……………………………….………..7
II. УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПЕРСОНАЛОМ ПО ПРОЧИМ ОПЕРАЦИЯМ ………11
2.1 Общие принципы учета расчетов с персоналом
по прочим операциям ………………………...……………………………11
2.2 Учет расчетов по предоставленным работникам займам..........………12
2.3 Учет расчетов по возмещению материального ущерба ……..………15
2.4 Принципы осуществления удержаний из
заработной платы работников……………………………………………....18
2.5 Учет расчетов в случае обнаружения недостач ценностей ……...19
2.6 Учет расчетов в случае обнаружения брака по вине работника ...…..20
2.7 Учет расчетов с работниками за форменную одежду ………………..22
III. АУДИТ РАСЧЕТОВ С ПЕРСОНАЛОМ ПО ПРОЧИМ ОПЕРАЦИЯМ..... 23
3.1 Основные законодательные и нормативные документы …………......23
3.2 Цели проверки и источники информации……………………………...24
3.3 Вопросник аудитора для составления плана
и программы аудиторской проверки раздела учета………………………25
3.4 Перечень аудиторских процедур ………………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………..31
Функция обеспечения сохранности собственности тесно связана с совершенствованием системы бухгалтерского учета и усилением его контрольной функции. Для реализации этой функции необходимы соответствующие предпосылки: наличие контрольных и измерительных приборов, мерной тары, расходомеров и др. В условиях совершенствования управления, развития рыночной экономики и внешнеэкономической деятельности значение этой функции возрастает.
Инвентаризация имущества
организации позволяет
Одной из главных функций бухгалтерского учета в системе управления является информационная функция.
Учет поставляет информацию различным объектам управления — службам организации, менеджерам, которые, используя эту информацию и другие данные, вырабатывают и принимают управленческие решения.
Бухгалтерский учет фиксирует и накапливает обобщающую и аналитическую информацию о состоянии и движении имущества и источниках его образования, хозяйственных процессах, о конечных результатах производственно-хозяйственной деятельности организации.
Бухгалтерская информация используется в оперативном, статистическом учете, для планирования, прогнозирования, выработки тактики и стратегии деятельности организации.
Бухгалтерский учет выполняет функцию обратной связи, без которой невозможна деятельность системы управления.
Бухгалтерский учет обеспечивает работников управления фактическими данными о деятельности организации, о состоянии имущества, источниках его образования, обязательствах организации, о взаимоотношениях с поставщиками, покупателями, банками, налоговой инспекцией, иностранными партнерами, о формировании финансовых результатов, прибыли и ее использовании, об отношениях с собственниками.
С помощью обратной связи
осуществляют контроль за выполнением
плановых показателей, норм и нормативов,
за использованием всех видов ресурсов,
устанавливают различные
Система бухгалтерского учета обеспечивает управление обратной связью на любом уровне. Функцию обратной связи выполняет находящаяся на различных носителях исходная информация, поступающая из первичной документации.
В современных условиях
важна аналитическая функция
учета, так как достоверная и
юридически обоснованная бухгалтерская
информация используется для анализа
финансовой и производственно-
Реализация этой функции позволяет проводить анализ по всем разделам бухгалтерского учета, в том числе по использованию всех видов ресурсов, затрат на производство и реализацию продукции, правильности применяемых цен.
Глава 2. УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПЕРСОНАЛОМ ПО ПРОЧИМ ОПЕРАЦИЯМ
2.1 Общие принципы учета расчетов с персоналом по прочим операциям
Помимо расчетов по начислению заработной платы и выдаче подотчетных сумм, организация может осуществлять и другие расчеты со своими работниками. Это могут быть, например:
1. расчеты по предоставленным
работникам займам на
2. расчеты по взысканию с работников причиненного ими материального ущерба;
3. расчеты по продукции
или товарам, приобретаемым
4. расчеты с работниками
за путевки, полученные за
5. расчеты с работниками
за путевки в детские
6. расчеты по страхованию
работников за их счет и
возмещению по договорам
7. расчеты за выдаваемую работникам форменную одежду и т. д.
Для учета подобных расчетов с персоналом используется активно-пассивный счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям».
Чаще всего этот счет выступает как активный. По дебету счета отражаются суммы дебиторской задолженности работников, а по кредиту – погашение задолженности денежными средствами, или путем удержания из заработной платы. Сальдо счета 73, как правило дебетовое, отражает сумму задолженности работников перед организацией.
Однако в отдельных случаях счет 73 может выступать и как пассивный и иметь кредитовое сальдо. Поэтому к данному счету открывают субсчета по видам расчетов, и далее аналитические счета для раздельного учета всех видов расчетов с каждым отдельным работником.
2.2 Учет расчетов по предоставленным работникам займам
Для отражения операций по выдаче предприятием своему работнику займов на индивидуальное или кооперативное жилищное строительство, приобретение или строительство садовых домиков, благоустройство садовых участков, обзаведение домашним хозяйством и т. п. используется активный субсчет 73-1 «Расчеты по предоставленным займам».
Выдача займов отражается проводками:
ДЕБЕТ 73-1 КРЕДИТ 50 —в случае выдачи займа наличными деньгами из кассы организации;
ДЕБЕТ 73-1 КРЕДИТ 51 —в случае выдачи займа путем безналичного перечисления со счета организации на счет работника.
Удержание сумм в погашение
ранее выданного работнику
ДЕБЕТ 70 КРЕДИТ 73-1.
Возможно также, что в договоре займа предусмотрено погашение задолженности работника по займу не путем удержания из заработной платы, а путем внесения средств в кассу или на расчетный счет организации. В этом случае на внесенные суммы будут составляться проводки:
ДЕБЕТ 50 КРЕДИТ 73-1 —если заем погашается путем внесения наличных денег в кассу организации;
ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 73-1 —в случае погашения займа путем внесения средств (безналичного перечисления) на счет организаций.
Поскольку должник может не являться работником организации, а согласно Плану счетов и Инструкции по его применению счет 73 предназначен для отражения информации о расчетах с персоналом, вести учет займов (ссуд), выданных вышеуказанным работникам, на счете 73 неправомерно.
Для обобщения информации и учета движения предоставленных организацией юридическим и физическим (кроме работников организации) лицам денежных и иных займов применяется субсчет 3 «Предоставленные займы» счета 58 «Финансовые вложения».
Следовательно, с момента, когда работник, которому был предоставлен заем, перестает являться сотрудником организации, учет выданного ему займа ведется на счете 58, субсчет «Предоставленные займы».
Поскольку Инструкцией по применению Плана счетов не предусмотрена корреспонденция счета 58 со счетами 70 или 73, перенос остатков по расчетам с уволившимися работниками в отношении ранее предоставленных им займов следует отражать в регистрах бухгалтерского учета следующими проводками через субсчет 76-5 «Прочие расчеты с разными дебиторами и кредиторами (в рублях)»:
ДЕБЕТ 76-5 КРЕДИТ 73-1
ДЕБЕТ 58-3 КРЕДИТ 76-5
Начисление процентов по выданным работникам займам отражается как увеличение задолженности работника по данному займу и включение суммы начисленных процентов в состав доходов организации. Поэтому данная операция отражается проводкой:
ДЕБЕТ 73-1 КРЕДИТ 91.
У работника может возникать материальная выгода от пользования заемными средствами, если ставка процентов, взимаемых с работника, окажется ниже 3/4 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей на дату получения заемных средств, или в случае, когда работнику предоставляется беспроцентный заем. Это прописано в пункте 1 статьи 212 НК РФ. Причем данная материальная выгода от экономии на процентах за пользование заемными средствами облагается налогом на доходы физических лиц по ставке 13%.
Датой фактического получения дохода в виде материальной выгоды считается день уплаты налогоплательщиком процентов по полученным заемным средствам. А если проценты по займу оплачиваются в следующем году (или последующих годах), материальная выгода считается полученной в последний день календарного года, то есть 31 декабря.
Таким образом, Налоговый кодекс РФ требует исчислять материальную выгоду и налог с нее за каждый календарный год пользования заемными средствами – на 31 декабря или на каждую дату фактической уплаты процентов в течение календарного года.
Однако при этом возникает вопрос, кто должен исчислять материальную выгоду и налог на доходы физических лиц: бухгалтер предприятия или сам работник?
В пункте 2 статьи 212 НК РФ сказано, что определение налоговой базы при получении дохода в виде материальной выгоды в виде экономии на процентах при получении заемных средств должен осуществлять налогоплательщик, то есть сам работник. Исходя из этого, некоторые делают вывод, что организация-работодатель, предоставившая заем, удерживать НДФЛ с суммы полученной работником материальной выгоды по этому займу не обязана. Хотя на основании статей 26 и 29 НК РФ работник может уполномочить своего работодателя выступить в качестве своего представителя по удержанию и уплате НДФЛ с суммы материальной выгоды. Для этого работник должен представить в бухгалтерию нотариально заверенную доверенность. Эта точка зрения была высказана в разделе И-2 Методических рекомендаций налоговым органам о порядке применения главы 23 НК РФ (утв. приказом МНС России от 29 ноября 2000 года № БГ-3-08/415), которые уже утратили силу в связи с изданием приказа МНС России от 14 апреля 2004 года № САЭ-3-04/284.
Вместе с тем возможна и другая точка зрения. Ведь, согласно пункту 1 статьи 226 НК РФ, организации-работодатели обязаны исполнить функции налогового агента исчислить, удержать у работника и уплатить сумму НДФЛ — во всех случаях, когда работники получают от них доходы. А если заем предоставлен работодателем, то и источником дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными средствами является именно работодатель. Поэтому, на наш взгляд, бухгалтер предприятия, выдавшего заем работнику, должен производить исчисление НДФЛ с материальной выгоды, и для этого ему достаточно получить от работника заявление на удержание этого налога. Уплатить удержанный НДФЛ с материальной выгоды нужно не позднее дня, следующего за днем фактического удержания суммы этого налога из заработной платы работника (п. 6 ст. 226 НК РФ).
Если же бухгалтер не произведет удержание НДФЛ с суммы материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными средствами, уплатить данную сумму налога должен сам работник (п. 2 ст. 212 НК РФ, п.п. 4 п. 1 ст. 228 НК РФ). Для этого ему придется подавать налоговую декларацию и самостоятельно платить налог. А поскольку многие работники не знают требований Налогового кодекса, бухгалтеру предприятия следует объяснить работнику, что тот должен уплатить НДФЛ с материальной выгоды. Конечно, самому работнику было бы удобнее, чтобы удержание НДФЛ произвели в бухгалтерии предприятия, на котором он работает.
2.3 Учет расчетов по возмещению материального ущерба
Материальная ответственность сторон трудового договора устанавливается в соответствии с требованиями раздела XI Трудового кодекса РФ.
Согласно статье 232 ТК РФ, сторона трудового договора – работодатель или работник, – причинившая ущерб другой стороне, обязана возмещать этот ущерб в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами.
Материальная ответственность сторон может конкретизироваться трудовым договором или заключаемыми в письменной форме соглашениями, прилагаемыми к нему. Однако договорная ответственность работодателя перед работником не может быть ниже, а работника перед работодателем – выше, чем это предусмотрено Трудовым кодексом или иными федеральными законами. Причем расторжение трудового договора после причинения ущерба не влечет за собой освобождения стороны этого договора от материальной ответственности, предусмотренной Трудовым кодексом или иными федеральными законами.
В соответствии со статьей 233 ТК РФ материальная
ответственность стороны
Согласно статье 238 Трудового кодекса РФ, работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб, под которым понимается:
· реальное уменьшение
наличного имущества
· ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества);
· необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение или восстановление имущества.
При этом нужно учитывать, что материальная ответственность работника исключается в случаях возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику. Кроме того, взысканию с работника не подлежат неполученные доходы (упущенная выгода).
Информация о работе Учет расчета с персоналом по прочим операциям