Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 22:48, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности производственных запасов, документальное оформление движения производственных запасов, аналитический и синтетический учет запасов и их инвентаризация, особенностей классификации, оценки и учета производственных запасов за рубежом.
Задачами данной курсовой работы являются:
- раскрыть сущность, классификацию и оценку производственных запасов;
- выявить особенности учета производственных запасов, классификации и оценки в Республике Беларусь по сравнению с зарубежными странами;
- описать оформление хозяйственных операций с производственными запасами;
- раскрыть сущность учета инвентаризации производственных запасов;
- описать организацию инвентарного учета производственных запасов как в местах хранения, так и в бухгалтерии.
На сумму уценки фактической себестоимости запасов до чистой стоимости реализации делается запись по дебету счетов учета финансовых результатов и кредиту счета 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей».
В каждом последующем периоде пересматривается чистая стоимость реализации запасов. Если чистая стоимость реализации запасов, которые ранее были уценены и числятся в запасах на конец отчетного периода, в дальнейшем увеличивается, списанная ранее сумма сторнируется (в пределах суммы первоначальной уценки) таким образом, чтобы новая фактическая себестоимость материалов соответствовала наименьшей из фактической себестоимости или пересмотренной возможной чистой стоимости реализации.
На конец отчетного периода при списании материалов, по которым образован резерв под снижение стоимости материальных ценностей, зарезервированная сумма восстанавливается и в бухгалтерском учете делается запись по дебету счета 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей» и кредиту счетов учета финансовых результатов.
При выбытии запасов их стоимость, числящаяся в бухгалтерском учете организации, должна быть признана в качестве расходов в том отчетном периоде, в котором признаются соответствующие доходы.
В зависимости от вида запасов, порядка их приобретения и использования единицей бухгалтерского учета запасов может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа [2, с.45].
1.2. Нормативно – правовая база, регулирующая совершение операций по движению производственных запасов
За последние годы в бухгалтерском учете и отчетности произошли определенные изменения, связанные с переходом экономики Республики Беларусь на рыночные отношения и интеграции с Российской Федерацией.
За последние несколько лет были пересмотрены все старые положения СССР и переходного периода и внедрены положения Беларуси, переиздается учебная и справочная литература по бухгалтерскому учету, анализу хозяйственной деятельности, ревизии и аудиту.
При исследовании учета материалов были использованы следующие нормативные документы:
1. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации». Утверждено постановлением Минфина РБ от 17.04.2002 г. №62. Положение является элементом системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Республике Беларусь и должно применяться с учетом других нормативных актов по бухгалтерскому учету.
2. Постановление Министерства Финансов Республики Беларусь от 12 ноября 2010 г. № 133 «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету запасов».
3. Инструкция по заполнению международной товарно-транспортной накладной «СМR». Утверждена постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 24.07.2004г. №23.
4. Разъяснения Министерства финансов Республики Беларусь от 15.07.2004г. №15-9/138 «О порядке применения товарно-транспортных накладных и товарных накладных».
5. Инструкция по инвентаризации активов и обязательств. Утверждена Постановлением Министерства Финансов Республики Беларусь от 30 ноября 2007 г. № 180.
6. О государственной программе перехода на международные стандарты бухгалтерского учета в Республике Беларусь. Постановление Совета Министров РБ от 04.05.1998 г. №694 с учетом дополнений от 09.07.2003 г. №922. Цель данной программы – приведение национальных счетов бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями рыночной экономики.
7. Инструкция о порядке использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней. Утверждена постановлением Минфина РБ от 15.03.2004 г. №34. Настоящая инструкция устанавливает порядок использования, учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них или их содержащих на территории Республики Беларусь.
Также этому вопросу уделяют большое внимание зарубежные и отечественные ученые, такие как:
1. Н.И.Ладутько Бухгалтерский учет в промышленности. В настоящем издании изложен порядок ведения бухгалтерского учета в промышленности в соответствии с новым Типовым планом счетов бухгалтерского учета, действующим законодательству и нормативными актами.
2. Палий В.Ф. Международные стандарты учета и финансовой отчетности. В учебнике излагаются основные характеристики и содержание всех 34 международных стандартов финансовой отчетности, которые действовали по состоянию на 1 января 2003 года.
3. В.И. Стражев Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: учебник. С учетом изменений в законодательстве рассмотрена методика анализа хозяйственной деятельности промышленных предприятий всех форм собственности: финансовых результатов и финансового состояния предприятия, основных факторов, обеспечивающих эти результаты и др. показаны способы обобщения и оценки резервов, выявленных посредством анализа, а также источники информации.
4. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. В первой части книги излагаются теоретические основы анализа хозяйственной деятельности, как системы обобщенных знаний о предмете, методе, задачах, методике и организации экономического анализа на предприятиях. Во второй части рассмотрены методики комплексного системного анализа основных экономических показателей результатов деятельности предприятия с учетом отечественного и зарубежного опыта, характерные для рыночной экономики.
В нашей стране создана достаточная нормативная база, регулирующая учет поступления материальных ресурсов. Нормативная документация постоянно пересматривается, обновляется и изменяется.
РАЗДЕЛ II. УЧЕТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ
2.1. Документальное оформление поступления и использования производственных запасов
Первичные документы по поступлению, а также по расходу производственных запасов играют важную роль в организации учета сырья и материалов, непосредственно по ним осуществляется предварительный, текущий и последующий контроль за поступлением, движением и рациональным использованием.
Сырье и материалы поступают от поставщиков, подотчетных лиц, закупивших материалы в порядке наличного расчета, от списания пришедших в негодность основных средств собственного производства.
Для выполнения производственной программы предприятие определяет потребность в материальных ресурсах и приобретает или производит их. На поставку материалов предприятие заключает договора с поставщиками, которые определяют права, обязанности и ответственность сторон по поставкам продукции. Контроль за выполнением плана материально – технического обеспечения по договорам, своевременностью поступления и оприходования материалов осуществляет отдел материально – технического снабжения.
Поступающие в организацию материалы оформляют бухгалтерскими документами в следующем порядке.
Вместе с отгрузкой продукции поставщик высылает покупателю расчетные и другие сопроводительные документы – платежное требование (в двух экземплярах: один непосредственно покупателю, другой – через банк), товарно-транспортные накладные (Приложение А), квитанцию, товарные накладные (Приложение Б) и др. Расчетные и другие документы, связанные с поступлением материалов, поступают в бухгалтерию, где проверяется правильность их оформления, после чего их передают ответственному исполнителю по снабжению.
В отделе снабжения по поступающим документам проверяют соответствие объема, ассортимента, сроков поставки, цен, качество материалов и другим договорным условиям. В результате такой проверки на самом расчетном или другом документе делают отметку о полном или частичном акцепте (согласии на оплату). Кроме того, отдел снабжения осуществляет контроль за поступлением грузов и их розыск. С этой целью в отделе снабжения ведут Журнал учета поступающих грузов (ф. № М-1), в котором указывают: регистрационный номер, дату записи, наименование поставщика, дату и номер транспортного документа, номер, дату и сумму счета, род груза, номер и дату приходного ордера или акта о приемке запроса о розыске груза. В примечаниях делают отметку об оплате счета или отказе от акцепта.
Проверенные платежные требования из отдела снабжения передают в бухгалтерию, а квитанции транспортных организаций – экспедитору для получения и доставки материалов.
Экспедитор принимает на станции прибывшие материалы по количеству мест и массе. При обнаружении им признаков, вызывающих сомнение в сохранности груза, он может потребовать от транспортной организации проверки груза. В случае обнаружения недостач мест или массы, повреждения тары, порчи материалов составляется коммерческий акт, который служит основанием для предъявления претензий к транспортной организации или поставщику.
Для получения материалов со склада иногородних поставщиков экспедитору выдают наряд и доверенность (ф.№ М-2а), в которых указывают перечень материалов, подлежащих получению. При приемке материалов экспедитор производит не только количественную, но и качественную приемку.
Принятые грузы экспедитор доставляет на склад предприятия и сдает заведующему складом, который проверяет соответствие количества и качества материала данным счета поставщика. Принятые кладовщиком материалы оформляют приходными ордерами (Приложение В). Приходный ордер подписывают заведующий складом и другими лицами на то уполномоченными (Приложение Г).
Материальные ценности приходуют в соответствующих единицах измерения (весовых, объемных, линейных, числовых). Если материалы поступают в одной единице, а расходуются в другой, то они учитываются одновременно в двух единицах измерения.
При отсутствии расхождений между данными поставщика и фактическими данными разрешается осуществлять оприходование материалов без выписки приходного ордера. В этом случае на документе поставщика проставляют штамп, в оттисках которого содержатся основные реквизиты приходного ордера. Количество первичных документов сокращается.
В тех случаях, когда количество и качество прибывших на склад материалов не соответствуют данным счета поставщика, приемку материалов производит комиссия и оформляет акт о приемке материалов (ф.№ М-7), который служит основанием для предъявления претензии поставщику. В составе комиссии должен быть представитель поставщика или представитель незаинтересованной организации. Акт составляют также при приемке материалов, поступивших на предприятие без счета поставщика (неотфактурованные поставки).
Если перевозку материалов осуществляют автотранспортом, то в качестве первичного документа применяют товарно-транспортную накладную, которую составляет грузоотправитель в четырех экземплярах: первый из них служит основанием для списания материалов у грузоотправителя; второй – для оприходования материалов получателем; третий – для расчетов с автотранспортной организацией и является приложением к счету на оплату за перевозку ценностей; четвертый является основанием для учета транспортной работы и прилагается к путевому листу. Товарно-транспортную накладную применяют в качестве приходного документа у покупателя в случае отсутствия расхождения количества поступивших грузов с данными накладной. При наличии такого расхождения приемку материалов оформляют актом о приемке материалов.
Поступление на склад материалов собственного изготовления, отходов производства и др. оформляют одно- или многострочными требованиями-накладными, которые выписывают цехи-сдатчики в двух экземплярах: первый является основанием для списания материалов с цеха-сдатчика, второй направляется на склад и используется в качестве приходного документа. Материалы, полученные от разборки и демонтажа зданий и сооружений, приходуются на основании акта об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений.
Если приобретают материалы в организациях торговли, у других организаций и кооперативов, на рынке или за наличные деньги у населения. Документом, подтверждающим стоимость приобретенных материалов, является товарный счет или акт (справка), составляемый подотчетным лицом, в котором он излагает содержание хозяйственной операции с указанием даты, места покупки, наименования и количества материалов и цены, а также данных паспорта продавца товара. Акт (справку) прилагают к авансовому отчету подотчетного лица.
Материалы отпускают со склада организации на производственное потребление, хозяйственные нужды, на сторону, для переработки и в порядке реализации излишних и неликвидных запасов.
На предприятии для обеспечения контроля за расходованием материалов и правильного документального его оформления организация осуществляет соответствующие организационные мероприятия. Важным условием контроля за рациональным использованием материалов, например, являются их нормирование и отпуск на основе установленных лимитов. Лимиты рассчитываются отделами снабжения на основе планового отдела об объеме выпуска продукции и норм расхода материалов на единицу продукции.
Все службы предприятия должны иметь список должностных лиц, которым предоставлено право подписывать документы на получение и отпуск со склада материалов, а также выдавать разрешение на вывоз их с предприятия. Отпускаемые материалы должны быть точно взвешены, измерены и подсчитаны.
Для учета движения материалов внутри предприятия применяют однострочные или многострочные требования-накладные. Накладные составляют материально ответственные лица участка, отпускающего ценности, в двух экземплярах, один из которых остается на месте с распиской получателя, а второй с распиской лица, отпускающего ценности, передается получателю ценностей.
Отпуск материалов сторонним организациям или подразделениям своей организации, расположенным за ее пределами, оформляют накладными на отпуск материалов на сторону (ф.М-15) или товарно – транспортной накладной (Приложение Д), которые выписываются в двух экземплярах на основании нарядов, договоров и других документов: первый экземпляр остается на складе и является основанием для аналитического и синтетического учета материалов, второй передается получателю материалов. Если материалы отпускаются с последующей оплатой, то первый экземпляр служит также для выписки бухгалтерией расчетно-платежных документов.