Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 22:48, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности производственных запасов, документальное оформление движения производственных запасов, аналитический и синтетический учет запасов и их инвентаризация, особенностей классификации, оценки и учета производственных запасов за рубежом.
Задачами данной курсовой работы являются:
- раскрыть сущность, классификацию и оценку производственных запасов;
- выявить особенности учета производственных запасов, классификации и оценки в Республике Беларусь по сравнению с зарубежными странами;
- описать оформление хозяйственных операций с производственными запасами;
- раскрыть сущность учета инвентаризации производственных запасов;
- описать организацию инвентарного учета производственных запасов как в местах хранения, так и в бухгалтерии.
Порядок отпуска материалов со склада (кладовой) на производство (в цеха, бригады, на участки и рабочие места) устанавливается руководителем организации по согласованию с главным бухгалтером.
Также, в организации первичными учетными документами по отпуску материалов со склада организации в производство являются лимитно-заборная карта (сокращенно - ЛЗК) (Приложение И), акт-требование на замену (дополнительный отпуск) материалов формы М-10п, требование-накладная на отпуск материалов формы М-11п (Приложение К), накладная на внутреннее перемещение материалов формы М-13п.
Чаще всего для учета отпуска материалов на производство (в цеха, на строительные площадки, участки, в бригады) применяется лимитно-заборная карта, которая служит оправдательным документом для списания материалов со склада организации в течение месяца (квартала).
На каждой ЛЗК на основании данных оперативного месячного плана указывается количество материалов (лимит), необходимых на месяц (квартал) или на заданный объем работ. Лимитно-заборные карты, в которых лимит не указан, используются как заборные карты.
Обычно ЛЗК выписывается в двух экземплярах на одно наименование материалов (как правило, на один шифр заказа) сроком на один месяц: оригинал - для получателя (цеха, объекта, бригады и др.), копия - для склада, отпускающего материалы. При небольших объемах отпуска материалов ЛЗК может выписываться на квартал.
При отпуске материалов кладовщик отмечает в обоих экземплярах ЛЗК дату и количество отпущенных материалов, после чего выводит остаток лимита по данному номенклатурному номеру материала. Кладовщик ставит свою подпись в лимитно-заборной карте получателя, а на лимитно-заборной карте склада подписывается получатель.
По ЛЗК может производиться также возврат на склад материалов, не использованных в производстве. При этом никакие дополнительные документы не составляются.
Возможен вариант документооборота, когда лимитно-заборная карта выписывается в одном экземпляре. В этом случае получатель расписывается в получении указанных в ней материалов непосредственно в карточках складского учета формы М-12п (Приложение Л), а в самой ЛЗК расписывается лицо, отпустившее эти материалы со склада.
Отпуск материалов в производство должен осуществляться складом только при предъявлении получателем своего экземпляра ЛЗК и строго в пределах установленных лимитов. При этом отпуск материалов цехам (другим получателям) производится лишь с того склада, который обозначен в ЛЗК.
Записи в карточку складского учета по соответствующему номенклатурному номеру о выдаче материала и остатке материала на складе кладовщик должен производить после каждой выдачи материала получателю либо по мере закрытия лимитно-заборных карт, но не позднее первого числа месяца, следующего за отчетным.
После использования лимита ЛЗК сдаются в бухгалтерию для подсчета суммарных данных и отражения в учете произошедшего движения материалов. С наступлением нового месяца все ЛЗК за прошлый месяц должны быть сданы независимо от использования лимита. Если ЛЗК была выдана на квартал, то она сдается в начале следующего квартала.
Акт-требование на замену (дополнительный отпуск) материалов формы М-10п применяется для учета замены материалов, предусмотренных технологией, другими материалами или для дополнительного отпуска материалов (например, в случае отпуска материалов сверх лимита, указанного в лимитно-заборной карте). Акт-требование формы М-10п подписывается должностным лицом организации, разрешающим отпуск материалов, и является основанием для списания материалов со склада.
Акт-требование выписывается в двух экземплярах: оригинал - для подразделения, получившего материалы, копия – для лица, отпустившего материалы. В случае отпуска материалов сверх лимита на документе проставляется штамп (надпись): «Сверх лимита».
Требование-накладная на отпуск материалов формы М-11п обычно применяется для учета поступления на склад материалов собственного изготовления, отходов производства, но также может быть использована для учета отпуска материалов и в этом случае является основанием для списания материалов со склада.
Требование-накладная выписывается в трех экземплярах: оригинал передается в бухгалтерию, копии остаются на складе и у цеха-изготовителя.
Для документального оформления списания инструмента, приспособлений, пришедших в негодность, и обмена их на годные в тех организациях, где учет производится по методу обменного (оборотного) фонда, применяется акт на списание инструмента (приспособлений) и обмен их на годные (форма М-36п). Акт составляется в одном экземпляре комиссией цеха. Негодный инструмент по этому акту сдается в кладовую для утиля.
Акт формы М-36п визируется начальником инструментального или планового отдела и представляется в центральный инструментальный склад. Склад по представленному акту выдает цеху инструменты (приспособления) того же наименования, марки и размера без выписки требований или лимитных карт.
После выдачи складом инструмента (приспособлений) акт формы М-36п передается в бухгалтерию. В бухгалтерии согласно представленным актам списание инструментов (приспособлений) со склада производится без отражения их движения по раздаточным кладовым цехов. Выданный складом инструмент (приспособление) в порядке обмена по актам формы М-36п в карточках учета раздаточных кладовых не отражается.
Для документального оформления списания морально устаревших, изношенных и негодных для дальнейшего использования инструментов (приспособлений), спецодежды, спецобуви, предохранительных приспособлений, других предметов длительного пользования применяется акт на списание инвентаря и хозяйственных принадлежностей (Приложение М). Акт составляется в одном экземпляре специально созданной комиссией. Списанные по акту предметы сдаются в кладовую для утиля, после чего этот акт с подписью кладовщика представляется в бухгалтерию.
2.3. Синтетический учет производственных запасов в бухгалтерии организации
С целью обеспечения бухгалтерского учета производственных запасов в Типовом плане счетов бухгалтерского учета, утвержденном постановлением Минфина РБ от 30.05.2003 № 89, выделен раздел II «Производственные запасы». Основу производственных запасов организации составляют материалы (сырье, топливо, тара, запасные части, строительные материалы, спецодежда и др.).
Для отражения наличия и движения принадлежащих организации сырья, материалов, топлива и тому подобных ценностей (в т.ч. находящихся в пути и переработке) предназначен счет 10 «Материалы».
Вместе с тем отражение операций по приобретению материалов в бухгалтерском учете (в зависимости от учетной политики организации) может осуществляться с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» либо без их использования.
«Таблица 2.1.» Схема счета 10 «Материалы» | |||
Дебет |
|
| Кредит |
| Сальдо: Фактическая себестоимость материальных ценностей на складах, в цехах переработки и материалы в пути на начало месяца |
|
|
| Оборот: 1. Стоимость поступивших ценностей согласно товаросопроводительным документам | Оборот: 1. Стоимость израсходованных материалов на изготовление продукции (работ, услуг) |
|
| 2. Стоимость доставки, перевозки поступивших ценностей и другие расходы, связанные с приобретением ценностей | 2. Сумма транспортно-заготовительных расходов (отклонений), приходящаяся на стоимость израсходованных материалов |
|
| Итого: Фактическая себестоимость поступивших ценностей | Итого: Фактическая себестоимость израсходованных материалов |
|
| Сальдо: Фактическая себестоимость материальных ценностей на складах, в цехах переработки и материалы в пути на конец месяца |
|
|
Учитывая тот факт, что материалы включают в себя большое количество объектов учета (аналитические счета), с целью обобщения информации по общим признакам в Типовом плане счетов к счету 10 «Материалы» предусмотрены следующие субсчета:
10-1 «Сырье и материалы»;
10-2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали»;
10-3 «Топливо»;
10-4 «Тара и тарные материалы»;
10-5 «Запасные части»;
10-6 «Прочие материалы»;
10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону»;
10-8 «Строительные материалы»;
10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности»;
10-10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе»;
10-11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации»;
другие субсчета.
Другие субсчета, отличные от субсчетов, предусмотренных Типовым планом счетов, открывают организации, имеющие отраслевую специфику. Например, Планом счетов бухгалтерского учета в сельскохозяйственных организациях, утвержденным постановлением Минсельхозпрода РБ от 06.04.2004 № 28, предусмотрены такие субсчета, как «Корма», «Семена и посадочный материал», «Удобрения», «Средства защиты растений, животных и медикаменты».
Инструкцией по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина РБ от 20.05.2003 № 89 (далее - Инструкция № 89), выделяется 3 варианта отражения на счетах бухгалтерского учета поступающих в организацию материалов:
вариант 1: организация использует только счет 10 «Материалы». При этом к данному счету могут открываться при необходимости отдельные аналитические счета для отражения учетной стоимости материалов и отклонений фактической себестоимости от учетных цен;
вариант 2: организация использует счета 10, 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». При такой организации учета фактическая себестоимость поступивших материалов отражается предварительно на счете 15. Суммы, учтенные по дебету счета 15, списываются с кредита этого счета в дебет счетов:
10 - по учетной стоимости материалов;
16 - в сумме отклонений фактической себестоимости от учетных цен;
вариант 3: организация использует счета 10 и 16 (без использования счета 15). В данном случае на счете 10 отражается стоимость материалов по учетным ценам, а на счете 16 отражается сумма отклонений.
Таким образом, на счете 10 может отражаться фактическая себестоимость поступивших материалов или их учетная стоимость [6, с.75].
«Таблица 2.2.» – Корреспонденция счетов по учету материальных ценностей
№ п/п | Операции | Корреспондирующие счета | |||||
Дебет | Кредит | ||||||
1. Учет материальных ценностей по фактической себестоимости приобретения | |||||||
1 | Оприходованы материальные ценности, поступившие от поставщиков | 10 | 60,76 | ||||
2 | Отражена сумма НДС по поступившим ценностям | 18 | 60,76 | ||||
3 | Оплачена задолженность поставщикам | 60,76 | 51,52 | ||||
4 | Списана сумма НДС по оплаченным ценностям | 68 | 18 | ||||
5 | Отражены расходы по заготовке производственных запасов | 10 | 70,69,67,68,71 и др. | ||||
6 | Оприходованы отходы из основного и вспомогательного производств | 10 | 20,23 | ||||
7 | Оприходованы материалы, произведенные вспомогательными цехами | 10 | 23 | ||||
8 | Оприходованы материалы, полученные от ликвидации основных средств | 10 | 91 | ||||
9 | Поступили оплаченные из кассы, со специальных счетов и полученной ссудой материальные ценности | 10 | 50,55,66,67 | ||||
10 | Получены безвозмездно от других организаций материальные ценности | 10 | 98 | ||||
11 | Списаны по плановой себестоимости материалы, отпущенные на капитальные вложения, основное и вспомогательное производства, цеховые нужды, расходы будущих периодов, осуществление некапитальных работ | 08,20,23,25,26, 44,97 | 10 | ||||
12 | Принята к зачету сумма НДС по материалам, отпущенным на капитальные вложения | 68 | 18 | ||||
13 | Списаны материалы на непроизводственные нужды | 29,91 | 10 | ||||
14 | Списана сумма НДС по материалам, использованным на непроизводственные нужды | 29,91 | 68 | ||||
15 | Проданные материалы | 91 | 10 | ||||
16 | Списана сумма НДС, приходящаяся на проданные материалы | 91 | 68 | ||||
17 | Переданы безвозмездно материальные ценности | 91 | 10 | ||||
18 | Списан финансовый результат от безвозмездной передачи | 99 | 91 | ||||
19 | Списана сумма НДС по безвозмездно переданным материальным ценностям | 91 | 68 | ||||
20 | Произведена дооценка материалов | 10 | 91 | ||||
21 | Списаны по окончании месяца отклонения фактической себестоимости материалов от их плановой себестоимости | 08,20,23,25,26, 44,91,96 | 10 | ||||
2. Учет материальных ценностей по учетным ценам | |||||||
22 | Акцептованы счета поставщиков за приобретенные материальные ценности | 15 | 60,76 | ||||
23 | Отражена сумма НДС по материальным ценностям | 18 | 60,76 | ||||
24 | Оплачена задолженность поставщикам | 60,76 | 51,52 | ||||
25 | Списана сумма НДС по оплаченным ценностям | 68 | 18 | ||||
26 | Отражены расходы по заготовке производственных запасов | 15 | 76,50,51,55 и др. | ||||
27 | Оприходованы производственные запасы по учетным ценам | 10,11 | 15 | ||||
28 | Списаны отклонения фактической себестоимости производственных запасов | 16 | 15 | ||||
29 | Списаны по учетным ценам материалы по направлениям, указанным в операции 11 | 08,20,23,25,26, 44,96 | 10 | ||||
30 | Списаны по окончании месяца отклонения фактической себестоимости материалов от стоимости их по учетным ценам | 08,20,29,25,26, 44,96 | 16 |