Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 22:48, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности производственных запасов, документальное оформление движения производственных запасов, аналитический и синтетический учет запасов и их инвентаризация, особенностей классификации, оценки и учета производственных запасов за рубежом.
Задачами данной курсовой работы являются:
- раскрыть сущность, классификацию и оценку производственных запасов;
- выявить особенности учета производственных запасов, классификации и оценки в Республике Беларусь по сравнению с зарубежными странами;
- описать оформление хозяйственных операций с производственными запасами;
- раскрыть сущность учета инвентаризации производственных запасов;
- описать организацию инвентарного учета производственных запасов как в местах хранения, так и в бухгалтерии.
2.4. Инвентаризация производственных запасов
Основными документами, регулирующими проведение инвентаризации, являются:
- Закон РБ от 18.10.1994 № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее - Закон № 3321-XII);
- Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утвержденная постановлением Минфина РБ от 30.11.2007 № 180.
Порядок и сроки инвентаризации устанавливаются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Проведение инвентаризации обязательно:
- при передаче имущества в аренду, выкупе, реализации, а также при преобразовании государственного унитарного предприятия;
- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
- при смене материально ответственных лиц;
- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
- при реорганизации или ликвидации организации;
- в других случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
При коллективной материальной ответственности инвентаризации проводятся при смене руководителя коллектива (бригады), выбытии более 50 % его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады). На практике часто, кроме плановых инвентаризаций, проводимых по заранее утвержденному графику, встречаются внеплановые инвентаризации, сроки и порядок проведения которых устанавливаются руководителем. В приказе об учетной политике необходимо указать внутренний нормативный документ, регламентирующий порядок проведения инвентаризации, разработанные организацией формы для учета и обработки результатов инвентаризации, периодичность проведения инвентаризации основных средств и иного имущества. В приказе могут устанавливаться также количество инициативных инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень проверяемого имущества и обязательств. На принятие решений при формировании учетной политики в части разработки порядка инвентаризации влияют масштабы деятельности организации, количество видов деятельности, разветвленность организационной структуры, общий объем имущества и обязательств организации, объемы и специфика складского хозяйства, географическое размещение организации и ее подразделений, особенности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.
В последнее время ряд предприятий привлекает для проведения инвентаризации сторонние организации. Обоснованность приглашения сторонней организации определяется:
- высокой скоростью проведения инвентаризации;
- беспристрастностью исполнителя и объективностью результатов пересчета;
- профессиональным экспертным подходом к комплексному проведению инвентаризации;
- «эффектом неожиданности» для сотрудников компании-заказчика в силу соблюдения строгой конфиденциальности до и после проведения инвентаризации.
Этот вариант проведения инвентаризации может быть прописан в приказе об учетной политике предприятия. Если выбирается вариант проведения инвентаризации сторонней организацией, то с ней заключается договор и предоставляется вся документация, необходимая для проведения данного мероприятия.
На ОАО «ММЗ ИМЕНИ С.И.ВАВИЛОВА – УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ХОЛДИНГА «БЕЛОМО» чаще всего инвентаризацию проводят собственными силами организации. Для этого разрабатывается порядок проведения инвентаризации, который утверждается приказом об учетной политике предприятия.
Для проведения инвентаризации руководитель организации издает приказ, в котором определяются:
- состав инвентаризационной комиссии во главе с председателем;
- объем инвентаризирования (имущество, обязательства);
- сроки проведения инвентаризации;
- причина инвентаризации.
В состав инвентаризационной комиссии входят представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.). Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными. Согласно положению договора о полной материальной ответственности участие материально ответственных лиц в проведении инвентаризации является обязательным.
Сведения о фактическом наличии имущества и реально учтенных финансовых обязательствах вносятся в инвентаризационные описи или акты инвентаризации, составляемые не менее чем в двух экземплярах, подписываются всеми членами комиссии и лицом, ответственным за сохранность ценностей. Никакие подчистки и помарки в инвентаризационных описях или актах инвентаризации не допускаются. Один экземпляр передается в бухгалтерию предприятия, а второй - материально ответственному лицу (либо в иное место хранения результатов инвентаризации с ведома материально ответственного лица). При смене материально ответственных лиц акт составляется в трех экземплярах. Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце описи последние дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение. При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственных лиц работник, принявший имущество, расписывается в описи в получении, а сдавший - в сдаче этого имущества. Инвентаризационные описи и акты являются первичными учетными документами. Для оформления инвентаризации необходимо применять формы первичной учетной документации по инвентаризации активов и обязательств согласно приложениям 6-19 к Инструкции № 180 либо формы, разработанные министерствами, ведомствами.
Во всех случаях расхождения, выявленные в результате инвентаризации (излишки или недостачи), оформляются составлением сличительных ведомостей и оцениваются по фактической себестоимости.
Материалы, оказавшиеся в излишке, подлежат зачислению на баланс по фактической себестоимости (в дебет счета 10 «Материалы» с кредита счета 92 «Внереализационные доходы»).
Недостача ценностей списывается со счета 10 «Материалы» в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
По решению руководителя организации сумма недостач в пределах норм естественной убыли (если такие нормы установлены) относится на издержки производства (в дебет счетов 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» с кредита счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»).
Недостачи сверх норм естественной убыли относятся на материально ответственных лиц (в дебет субсчета 73.3 «Расчеты по возмещению материального ущерба» с кредита счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»).
В случае взыскания стоимости материалов с материально ответственных лиц по рыночным ценам разница между фактической себестоимостью и рыночной ценой подлежит списанию на финансовые результаты. До взыскания с виновного лица указанная разница учитывается на счете 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 98.4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей».
Потери материалов от стихийных бедствий относятся на финансовые результаты (в дебет счета 99 «Прибыли и убытки» с кредита счета 10 «Материалы»).
Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете в течение 10 дней после ее окончания.
«Таблица 2.3» – Отражение в бухгалтерском учете результатов инвентаризации | ||
Содержание хозяйственных операций | Дебет | Кредит |
Излишки товарно-материальных ценностей, денежных средств и др. | ||
Излишек активов в соответствии с решением руководителя организации приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, а соответствующая денежная сумма относится в коммерческой организации на финансовые результаты, в некоммерческой организации - на увеличение доходов (источников финансирования) (ст.12 Закона о бухгалтерском учете) | 10, 11, 41, 43, 50 | 92 |
Недостачи товарно-материальных ценностей | ||
В комментариях к счету 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.05.2003 № 89 (далее - Типовой план счетов), определено, что по дебету счета 94 отражаются: | 94 | 10, 11, 41, 43 |
Списание недостач в пределах норм естественной убыли | ||
Недостача активов и (или) их порча в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном законодательством РБ, выявленная при инвентаризации, по решению руководителя организации списывается в коммерческой организации на затраты по видам деятельности, в некоммерческой организации - | ||
Списаны недостачи в пределах норм естественной убыли в случае выявления их при хранении | 20, 26 | 94 |
в Типовом плане счетов определен следующий порядок списания недостач в пределах норм естественной убыли: |
|
|
- если они выявлены при заготовлении | 10, 41 | 94 |
- если они выявлены при реализации | 44 | 94 |
Списание недостач сверх норм естественной убыли | ||
Выявленная при инвентаризации недостача активов, произошедшая сверх норм естественной убыли, по решению руководителя организации покрывается за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании с них, убытки от недостачи активов и (или) их порчи в соответствии с решением руководителя организации списываются в коммерческой организации на внереализационные расходы, в некоммерческой организации - на увеличение расходов | ||
Списаны недостачи ценностей за счет виновных лиц (с НДС) | 73 | 94 |
Списаны суммы недостач ценностей сверх норм естественной убыли при отсутствии виновных лиц, а также суммы недостач, во взыскании которых отказано вследствие необоснованности исков (с НДС). | 92 | 94 |
Зачет недостачи излишками (пересортица) | ||
Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении товарно-материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах. | 10 | 10 |
В том случае, когда при зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих ценностей выше стоимости ценностей, оказавшихся в излишке, эта разница в стоимости относится на виновных лиц | 94 | 10 94 |
Если конкретные виновники пересортицы не установлены, то суммовые разницы рассматриваются как недостачи сверх норм убыли и списываются за счет прибыли или резервных фондов. | 92 | 94 |
2.5. Особенности оценки и учета производственных запасов в международной учетной практике
Основные методологические принципы учета товарно-материальных ценностей (запасов) регламентированы международным стандартом бухгалтерского учета. Согласно данному стандарту, к товарно-материальным ценностям (запасам) относятся: «…активы, во-первых, имеющиеся для продажи при обычной хозяйственной деятельности, во-вторых, находящиеся в процессе производства для таких продаж и, в-третьих, существующие в форме материалов для потребления в производственном процессе или при оказании услуг».
В Стандарте говорится о том, что «товарно-материальные ценности (запасы) включают в себя закупленные материалы и вспомогательные средства, подготовленные для переработки в процессе производства; товары; землю и другую собственность, сохраняемую для перепродажи, а также готовую продукцию и незавершенное производство».
К числу основных задач учета движения используемых в организации товарно-материальных ценностей можно отнести следующие:
- определение стоимости (себестоимости, цены), по которой товарно-материальные ценности попадают в оборот организации;
- определение стоимости, по которой товарно-материальные запасы должны отражаться в активах баланса на дату его составления;
- определение стоимости, по которой товарно-материальные ценности должны быть списаны на затраты в результате их использование, потребления или продажи.
Согласно Международному стандарту, измерение и отражение в учете и отчетности стоимости товарно-материальных запасов должно производится по наименьшей из двух оценок: по себестоимости или по рыночной цене. При этом себестоимость служит основной исходной базой стоимостной оценки запасов.
Стандартом оговорено также методика определения себестоимости товарно-материальных запасов. В нее должна входит покупная стоимость (цена), затраты по доставке, хранению и переработке.
Себестоимость товарно-материальных ценностей зависит от большого количества разнообразных факторов. Основными из них являются изменение цен и транспортных тарифов, длительность нахождения на складах и в производственных цехах и др. При больших номенклатурах и сложных технологических циклах трудно достоверно измерить действительную себестоимость товаров, находящихся на хранении, в обработке или в отгрузке. Очень часто бывает практически не возможно отслеживать и обеспечивать единство физического (натурально-вещественного) и стоимостного потока товарно-материальных ценностей в организации. Поэтому в международной учетной практике при оценке находящихся в обороте организации товарно-материальных ресурсов по стадиям «купля-переработка-продажа» приоритет отдается отражению стоимости без обеспечения абсолютного соответствия ее величины фактическому физическому движению ресурсов.
Среди основных методов оценки стоимости товарно-материальных запасов (остатков), остающихся на балансе организации, а также списываемых на затраты в результате потребления, использования или продажи выделяют следующие:
- метод прямой идентификации;
- метод средневзвешенной цены (стоимости);
- метод ФИФО.
В большинстве зарубежных стран организациям разрешено выбирать один из этих методов, провозглашать и фиксировать этот выбор в своей учетной политике. Сделав выбор, организация затем обязана придерживаться соответствующего метода оценки товарно-материальных ценностей в учетно-аналитической практике как минимум в течение одного года.
Практическое применение методов прямой идентификации, средневзвешенной цены, ФИФО в зарубежных организациях осуществляется в рамках двух различных систем списания на затраты стоимости потребленных товарно-материальных ценностей. Это может быть либо система постоянного списания, либо система периодического списания использованных товарно-материальных ресурсов.
Основу обеих систем списания составляет известная формула учета движения товарно-материальных ценностей:
Онп + ДОп - КОп = О кп,
где Онп – стоимость остатков (запасов) товарно-материальных ценностей на начало учетного периода;
ДОп – дебетовый оборот по счетам товарно-материальных ценностей за учетный период;
КОп – кредитовый оборот по счетам товарно-материальных ценностей за учетный период, или стоимость реализованных (израсходованных) ресурсов, подлежащая списанию на затраты отчетного периода;
Окп – стоимость остатка (запасов) товарно-материальных ценностей на конец учетного периода.
Различие систем постоянного и периодического списания на затраты стоимости реализованной товарно-материальных ценностей заключается в последовательности расчета таких элементов данной формулы, как кредитовый оборот (КО) и остатки на конец периода (Окп).
В Республике Беларусь организациям разрешено выбирать один из методов оценки стоимости товарно-материальных запасов (остатков), провозглашать и фиксировать этот выбор в своей учетной политике. Сделав выбор, организация обязана придерживаться соответствующего метода оценки товарно-материальных ценностей в учетно-аналитической практике как минимум в течение одного года.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 04.05.98 г. №694 «О государственной программе перехода на международные стандарты бухгалтерского учета в Республики Беларусь» определило целью реформирования бухгалтерского учета «приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиям рыночной экономики». Существенные изменения в национальном учете произошли в текущем году: учетная политика направлена на максимальное удобство сбора информации налоговыми службами и другими государственными органами.