Учет основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2011 в 05:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить теоретический материал, действующие в настоящее время нормативные акты в сфере учета основных средств, быть в курсе последних изменений законодательства.
В условиях ограниченности финансовых ресурсов в современных условиях развития экономики, высокой степени изношенности основных средств – важное значение приобретает выбор учетной политики на предприятиях по привлечению инвестиций и обновлению основного капитала.

Оглавление

Введение…………………………………………….……………………...…….3
1. Сущность основных средств…………………...…………………....……… .5
1.1 Основные нормативные документы…..……..………………….. ….5
1.2 Понятие основных средств…………….……………..………………7
1.3 Классификация основных средств…………………...……………...10
1.4 Оценка основных средств…………………………..….……………..12
2. Учёт основных средств…………………………………..…..………….........14
2.1 Учёт наличия и движения основных средств…………..…………...14
2.2 Учёт амортизации основных средств…………………..……………26
2.3 Учёт затрат на ремонт (восстановление) основных средств…….....32
2.4Особенности учёта основных средств у арендодателя (лизингодателя)…………………………………………………………..………35
2.5 Инвентаризация и переоценка основных средств…………………..38
2.6 Выбытие основных средств…………………………………………..44
Заключение……………………………………………………………………….48
Глоссарий…………………………………………………………………………50
Список использованных источников……………………….……….………… 52

Файлы: 1 файл

Бодунова О.В.,КР,Экономика.doc

— 287.50 Кб (Скачать)

     Предметом лизинга не могут быть земельные участки и другие природные объекты.

     Субъектами  лизинга (физическими или юридическими лицами) выступают:

  • лизингодатель, который за счет привлеченных и (или) собственных средств приобретает в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю;
  • лизингополучатель, который обязан принять предмет лизинга за определенную плату на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга;
  • продавец, который в соответствии с договором купли-продажи с лизингодателем продает лизингодателю в обусловленный срок имущество, являющееся предметом лизинга.

     Под лизинговыми платежами понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора лизинга, в которую входит возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором услуг, а также доход лизингодателя.

     Лизингополучатель за свой счет осуществляет техническое  обслуживание предмета лизинга и  обеспечивает его сохранность, а  также осуществляет капитальный  и текущий ремонт предмета лизинга, если иное не предусмотрено договором.

     Имущество, переданное в лизинг, в течение  всего срока действия договора остается в собственности лизингодателя.

     Отражение операций финансовой аренды (лизинга) в бухгалтерском учете зависит от того, на чьем балансе – лизингодателя или лизингополучателя - будет учитываться имущество в соответствии с условиями договора.

     Эта деятельность для лизинговой фирмы  является обычной и в случае учета  лизингового имущества на балансе  лизингодателя может в его учете отражаться по схеме учета аренды. Но порядок бухгалтерских записей будет несколько иным.

  1. Приобретено лизинговое имущество:

     Д-т  сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы»,

     К-т  сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

  1. Учтен НДС:

     Д-т  сч. 19-1 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»,

     К-т  сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

  1. Принято к учету имущество, предназначенное для сдачи в аренду по договору лизинга:

     Д-т  счет. 03 «Доходные вложения в материальные ценности»,

     К-т  сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы».

     Если  по условиям договора лизинговое имущество  учитывается на балансе лизингополучателя, то его передача с баланса лизингодателя будет отражаться аналогично его продаже.

     Обоснование экономической целесообразности заключения договора лизинга, подбор удобных механизмов взаимодействия сторон, выбор конкретных условий договора являются, несомненно, существенным моментом договорной и финансовой политики лизингодателя и лизингополучателя. 
 
 

     2.5 Инвентаризация и  переоценка основных средств

     Достоверность данных текущего бухгалтерского учета  и отчетности по основным средствам обеспечивается проведением инвентаризации.

     В соответствии со ст. 12 Закона «О бухгалтерском  учете» и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (в редакции Минфина РФ от 30.12.99  ПБУ 6/01 (с изменениями и дополнениями) количество проводимых в отчетном году инвентаризаций основных средств, даты их проведения и перечень проверяемых объектов определяются самой организацией. Однако инвентаризация основных средств может осуществляться не реже одного раза в три года, а библиотечных фондов — один раз в пять лет, исключение составляют случаи, когда проведение инвентаризации обязательно:

     а) при передаче объектов основных средств в аренду, при их выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

     6) перед составлением годовой бухгалтерской  отчетности, имея в виду, что организации имеют право не чаще одного раза в год (на начало года) производить переоценку основных средств по восстановительной стоимости;

     в) при смене материально ответственных  лиц (на день приемки-передачи дел);

     г) при установлении фактов недостачи, хищения, злоупотребления или порчи имущества;

     д) в случаях пожара, стихийных бедствий, других чрезвычайных ситуаций;

     е) при ликвидации (реорганизации) предприятия  перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса и в других случаях в соответствии с законодательством;

     ж) при проведении переоценки основных средств по решению организации-собственника (не чаще одного раза в год) на начало года;

     з) при передаче организаций, их структурных  подразделений, а также зданий и  сооружений другому собственнику

     Инвентаризация  проводится либо постоянно действующей, либо рабочей инвентаризационной комиссией, утвержденной приказом руководителя организации, которая проверяет наличие и использование основных средств, выявляет неиспользуемое имущество (оборудование, машины и т.д.) и составляет инвентаризационную опись основных средств. При инвентаризации недвижимости (зданий, сооружений и т.д.), а также земельных участков комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих право собственности на это имущество.

     Инвентаризационная  опись составляется по местонахождению объектов основных средств и материально ответственным лицам. При этом по неиспользуемым объектам составляется отдельная опись. Все описи подписываются членами комиссии, материально ответственными лицами и передаются в бухгалтерию.

     Если  при инвентаризации выявляются объекты, которые не отражены в учете, то они оцениваются по ценам воспроизводства и вносятся в опись. На основные средства, принятые в аренду, составляется отдельная опись.

     Если  в процессе инвентаризации установлено, что по отдельным объектам основных средств изменилась первоначальная стоимость, например, пристройка новых помещений, надстрой-ка этажей или снос некоторых конструктивных элементов, которые не нашли отражения в бухгалтерском учете, то комиссия должна на основе соответствующих документов определить увеличение (уменьшение) первоначальной стоимости объекта и отразить в описи. При этом необходимо составить акт и указать причины и лиц, виновных в несвоевременном отражении соответствующих изменений в учетных регистрах.

     Основные  средства, непригодные к эксплуатации вследствие полной амортизации, порчи, показываются в отдельной описи, где приводится информация о времени их ввода в эксплуатацию и о причинах непригодности.

     Выявленные  при инвентаризации расхождения  фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета (на основе инвентарных карточек, описей и других документов) подлежат регулированию. Они обобщаются в ведомости результатов инвентаризации, которая имеет следующий вид: 

 

        Ведомость результатов инвентаризации (руб.)

       
       
       
       
       
       
       
      № п/п
       
       
      Наимено- вание

      счета

      Номер

      счета

      Результат

      инвента-

      ризации

      уста-

      новле-

      на

      порча

      иму-

      щества

      Из общей  суммы недостач и

      потерь от порчи  имущества

      недо-

      стача

      изли-

      шек

      зачте

      но по

      пере

      сорти-

      це

      списа-

      но в

      преде-

      лах

      норм

      убыли

      -

      отне-

      сено

      на ви-

      нов-

      ных

      лиц

      списа-

      но на

      финансовые

      резуль-

      таты

      сумма сумма сумма
      1 Основные

      средства

      01   12 000 - - - - 12 000
      2 Нематери-

      альные ак-

      тивы

      04 5000   - - - 5000 -
      Ит.д.

      Руководитель Главный бухгалтер Председатель инвентаризационной

      комиссии

 

     Излишки основных средств подлежат оприходованию по рыночной стоимости (на дату проведения инвентаризации) как неучтенные основные средства по дебету счета 01 «Основные средства» и отражаются на финансовых результатах хозяйственной деятельности организации по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы».

     Недостачи основных средств списываются за счет виновных лиц по дебету счета 73 «Расчета с персоналом по прочим операциям», субсчет 3 «Расчеты по возмещению материального ущерба», и кредиту счета 01 «Основные средства», а при отсутствии виновников или отказе суда во взыскании - по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы».

     Все организации имеют право переоценивать  объекты основных средств по восстановительной стоимости не чаще одного раза в год (на начало отчетного года). Переоценка объекта основных средств осуществляется путем пересчета его первоначальной или текущей (восстановительной) стоимости, если объект переоценивался ранее, и суммы амортизации, начисленной за все время его использования. С этой целью проводится обязательная инвентаризация с исчислением восстановительной стоимости двумя способами: путем пересчета балансовой стоимости на установленные индексы изменения стоимости, разработанные Госкомстатом РФ, либо путем прямого пересчета балансовой стоимости основных средств по рыночным ценам на дату переоценки.

     Переоценку  осуществляют все организации независимо от форм собственности и вида деятельности. Переоценке подлежат все виды основных средств независимо от технического состояния, как действующие, так и находящиеся на консервации, в резерве, запасе или незавершенном строительстве, а также подготовленные к списанию, но не оформленные актами.

  • путем умножения первоначальной стоимости и суммы амортизации на повышающий (понижающий) индекс (индекс-дефлятор).

     Пример. Организация переоценивает оборудование с первоначaльной стоимостью 40 000 руб. И начисленной амортизацией 15 000 руб., используя индекс в размере 1/2. Дооценка первоначальной стоимости составит (40 000.1/2 - 40 000) = 8000 руб. (Д-т 01 К-т 83), а увеличение амортизации (15 000.1/2 - 15000) = 3000 руб. (Д-т 83 К-т 02);

  • путем прямого пересчета исходя из документально подтвержденных рыночных цен. При этом амортизация пересчитывается пропорционально изменению стоимости объекта основных средств. Для подтверждения рыночных цен используются: данные о ценах на аналогичную продукцию, предоставленные в письменной форме организацией-изготовителем; сведения об уровне цен, полученные в органах государственной статистики, торговых инспекциях и организациях, имеющих такие сведения и расположенных на соответствующих территориях; информация об уровне цен, опубликованная в средствах массовой информации, специальной литературе, каталогах, рекламных объявлениях, пресс-релизах; экспертные заключения о рыночной стоимости однородных объектов основных средств.

Информация о работе Учет основных средств