Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2011 в 05:41, курсовая работа
Цель работы: изучить теоретический материал, действующие в настоящее время нормативные акты в сфере учета основных средств, быть в курсе последних изменений законодательства.
В условиях ограниченности финансовых ресурсов в современных условиях развития экономики, высокой степени изношенности основных средств – важное значение приобретает выбор учетной политики на предприятиях по привлечению инвестиций и обновлению основного капитала.
Введение…………………………………………….……………………...…….3
1. Сущность основных средств…………………...…………………....……… .5
1.1 Основные нормативные документы…..……..………………….. ….5
1.2 Понятие основных средств…………….……………..………………7
1.3 Классификация основных средств…………………...……………...10
1.4 Оценка основных средств…………………………..….……………..12
2. Учёт основных средств…………………………………..…..………….........14
2.1 Учёт наличия и движения основных средств…………..…………...14
2.2 Учёт амортизации основных средств…………………..……………26
2.3 Учёт затрат на ремонт (восстановление) основных средств…….....32
2.4Особенности учёта основных средств у арендодателя (лизингодателя)…………………………………………………………..………35
2.5 Инвентаризация и переоценка основных средств…………………..38
2.6 Выбытие основных средств…………………………………………..44
Заключение……………………………………………………………………….48
Глоссарий…………………………………………………………………………50
Список использованных источников……………………….……….………… 52
- ожидаемого срока использования объекта в соответствии с предполагаемой производительностью;
-
ожидаемого физического износа,
зависящего от режима
-
планируемого объёма
-
ограничений, вытекающих из
Срок полезного использования, исходя из приведённых факторов (за исключением последнего), может быть определён только приблизительно, т.е. граница между основными средствами и оборотными активами размыта и устанавливается, как правило, исходя из интересов организации.
Приведенные критерии основных средств строго соответствуют нормативным документам, но на практике их выполнение осложняется тем, что часто весьма сложно решить, будет ли использоваться тот или иной объект больше или меньше одного года. Но даже если ясно, что объект будет служить больше 12 месяцев, все равно возникает проблема цены. Нетрудно привести примеры имущества со сроком полезного использования больше года (например, канцелярские принадлежности, калькуляторы и пр.), но которые с точки зрения здравого смысла назвать основными трудно. Составители нормативных документов это, конечно, понимают и вводят еще один, в сущности решающий, — стоимостной критерий, который объекты стоимостью не более 10000 руб. за единицу разрешает сразу декапитализировать, т. е. списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска в производство и эксплуатацию. Это значит, что в учетной политике может быть принят лимит меньше 10 000 руб., что может существенно изменить финансовые результаты фирмы. В налоговом учете этого делать нельзя. (Глава 25 НК РФ устанавливает жесткий лимит в 10 000 руб.) Отсюда вытекает порядок, согласно которому объекты стоимостью выше стоимостного лимита капитализируются, а ниже — рекапитализируются в затраты на производство или же сразу, как было сказано, декапитализируются. При этом каждый капитализируемый объект представляет собой единицу учета.
Материально-вещественная структура представлена набором предметов, служащих больше года и выступающих для организации ее инвентарными объектами.
Инвентарным объектом средств является объект, которому присвоен инвентарный номер. Объект должен быть предназначен для выполнения определенных самостоятельных функций. В качестве объекта может выступать обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы.
Инвентарный номер сохраняется за объектом на весь период его нахождения в организации и не присваивается другим объектам в течение пяти лет после его выбытия. В бухгалтерии на каждый объект или на группу однотипных объектов открывается инвентарная карточка, содержащая информацию о наименовании, стоимости и технико-эксплуатационных характеристиках объекта, дате принятия к учету и пр.
1.3 Классификация основных средств
Можно выделить шесть оснований для классификации:
- по натурально-вещественному составу и выполняемым функциям, в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ) основные средства учитываются по следующим группам: здания, сооружения, машины и оборудование, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, другие виды основных средств (книжные фонды библиотек, капитальные затраты в арендованные основные средства, расходы на мелиоративные, осушительные и другие работы по улучшению земель). Кроме того, в состав основных средств включаются земельные участки и объекты природопользования, приобретенные организацией и собственность.
- по отраслевой принадлежности различают: основные средства промышленности, сельского хозяйства, торговли и т. д.
- по степени использования в деятельности организации они подразделяются на находящиеся в эксплуатации, в запасе (резерве), в стадии достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации, на консервации.
- по имеющимся правам на объекты основных средств они подразделяются на следующие группы:
а) основные средства, принадлежащие организации на праве собственности (в том числе сданные в аренду);
б) основные средства, находящиеся у организации в оперативном управлении или хозяйственном ведении;
в) основные средства, полученные организацией в аренду.
- по характеру участия в производственном процессе основные средства делятся на активные и пассивные. Активные основные средства непосредственно воздействуют на предмет труда, пассивные обеспечивают условия для нормального протекания процесса производства.
-
по назначению основные средства
подразделяются на производственные,
используемые для получения доходов по
обычным видам деятельности, и непроизводственные,
не используемые при осуществлении обычных
видов деятельности организации. К основным
средствам производственного назначения
относятся объекты, использование которых
направлено на систематическое получение
прибыли как основной цели хозяйственной
деятельности. Они применяются в процессе
производства промышленной продукции,
в строительстве, сельском хозяйстве,
торговле и общественном питании, заготовке
сельскохозяйственной продукции и аналогичных
видах деятельности.
1.4 Оценка основных средств
Для достоверного отражения основных средств в бухгалтерском балансе, для правильного исчисления налога на недвижимость, расчета амортизационных отчислений, анализа обеспеченности и эффективности их использования большое значение имеет экономически обоснованная оценка основных средств.
Принципы оценки основных средств регламентируются Законом РБ «О бухгалтерском учете и отчетности». Основные средства оцениваются смотреть (Приложение А)
Стоимость основных средств, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, не изменяется, за исключением следующих случаев смотреть (приложения А)
Однако имеются затраты, которые не включаются в первоначальную стоимость основных средств:
произведенные после принятия объекта к учету;
после принятия объекта к учету.
Первоначальная стоимость по источникам приобретения определяется по таблице 1 посмотреть (приложение Б)
Основные средства в процессе эксплуатации изнашиваются, и по ним ежемесячно начисляется амортизация. Стоимостная величина изношенности основных средств включается в издержки производства и обращения. Разница между первоначальной стоимостью и суммой начисленной амортизации называется остаточной стоимостью основных средств, по которой основные средства учитываются в первом разделе актива бухгалтерского баланса.
Восстановительная
стоимость определяется после проведения
ежегодной переоценки основных средств.
Характеристика и порядок проведения
переоценки показаны в таблице 2 смотреть
(приложение Б)
Результаты
переоценки в бухгалтерском учете
отражаются в таблице 3 смотреть (приложение
Б)
2.Учёт основных средств
2.1 Учёт наличия и движения основных средств
Документальное оформление движения основных средств
Движение
основных средств связано с
Операциями по поступлению основных средств являются ввод их в действие в результате осуществления капитальных вложений, безвозмездное поступление основных средств, аренда, лизинг, оприходование неучтенных ранее основных средств, выявленных при инвентаризации, внутреннее перемещение.
Поступающие основные средства принимает комиссия, назначаемая руководителем организации. Для оформления приемки комиссия составляет в одном экземпляре акт (накладную) приемки-передачи основных средств на каждый объект в отдельности. Общий акт на несколько объектов можно составлять лишь в том случае, если объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и приняты одновременно под ответственность одного и того же лица.
В
актах указывают наименование объекта,
год постройки или выпуска заво
После оформления акт приемки-передачи основных средств передают в бухгалтерию организации. К акту прилагают техническую документацию, относящуюся к данному объекту (паспорт, чертежи и т.п.).
На основании этих документов бухгалтерия производит соответствующие записи в инвентарные карточки основных средств, после чего техническую документацию передают в технический или другой отделы предприятия.
Акт утверждает руководитель организации. При передаче основных средств другой организации акт составляют в двух экземплярах (для организации, сдающей, и организации, принимающей основные средства).
Поступившее на склад оборудование для установки оформляют актом о приемке оборудования. В акте указывают наименование оборудования, тип, марку, количество единиц, стоимость, обнаруженные дефекты. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается всеми членами приемной комиссии. В случае невозможности произвести качественную приемку оборудования при его поступлении на склад акт о приемке оборудования является предварительным, составленным по наружному осмотру.
Передачу оборудования монтажным организациям оформляют актом приемки-передачи оборудования в монтаж с указанием в нем монтажной организации, наименования и стоимости переданного оборудования, его комплектности и выявленных при наружном осмотре оборудования дефектах. Акт подписывают представители заказчика и монтажной организации и материально ответственное лицо, принявшее переданное оборудование на храпение.
На дефекты, выявленные в процессе ревизии, монтажа или испытания оборудования, составляется акт о выявленных дефектах оборудования. В нем указывают по каждому наименованию оборудования выявленные дефекты и мероприятия или работы для устранения выявленных дефектов. Акт подписывают представители заказчика, подрядчика и организации-исполнителя.
Приемку законченных работ по ремонту, реконструкции и модернизации объекта оформляют актом приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов. В акте указывают изменение в технической характеристике и первоначальной стоимости объекта, вызванное реконструкцией и модернизацией (стоимость выполненных работ — по договору и фактическую). Акт подписывают работник цеха (отдела), уполномоченный на приемку основных средств, и представитель цеха (предприятия), производящего реконструкцию и модернизацию, после чего акт сдают в бухгалтерию организации, которая производит соответствующие записи в инвентарной карточке по учету основных средств. Если ремонт, реконструкцию и модернизацию осуществляет сторонняя организация, акт составляют в двух экземплярах (по экземпляру обеим сторонам).
Внутреннее перемещение основных средств из одного цеха (производства, отдела, участка) в другой, а также их передачу из запаса (со склада) в эксплуатацию оформляют актом (накладной) приемки-передачи основных средств. Акт-накладную выписывает в двух экземплярах работник цеха (отдела) сдатчика. Первый экземпляр с распиской получателя и сдатчика передают в бухгалтерию для записи в инвентарной карточке, а второй остается у сдатчика для отметки о выбытии соответствующего объекта в инвентарном списке основных средств.