Учет основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2011 в 05:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить теоретический материал, действующие в настоящее время нормативные акты в сфере учета основных средств, быть в курсе последних изменений законодательства.
В условиях ограниченности финансовых ресурсов в современных условиях развития экономики, высокой степени изношенности основных средств – важное значение приобретает выбор учетной политики на предприятиях по привлечению инвестиций и обновлению основного капитала.

Оглавление

Введение…………………………………………….……………………...…….3
1. Сущность основных средств…………………...…………………....……… .5
1.1 Основные нормативные документы…..……..………………….. ….5
1.2 Понятие основных средств…………….……………..………………7
1.3 Классификация основных средств…………………...……………...10
1.4 Оценка основных средств…………………………..….……………..12
2. Учёт основных средств…………………………………..…..………….........14
2.1 Учёт наличия и движения основных средств…………..…………...14
2.2 Учёт амортизации основных средств…………………..……………26
2.3 Учёт затрат на ремонт (восстановление) основных средств…….....32
2.4Особенности учёта основных средств у арендодателя (лизингодателя)…………………………………………………………..………35
2.5 Инвентаризация и переоценка основных средств…………………..38
2.6 Выбытие основных средств…………………………………………..44
Заключение……………………………………………………………………….48
Глоссарий…………………………………………………………………………50
Список использованных источников……………………….……….………… 52

Файлы: 1 файл

Бодунова О.В.,КР,Экономика.doc

— 287.50 Кб (Скачать)

     Операции  по списанию всех основных средств, кроме автотранспортных, оформляют актом на списание основных средств, а списание грузового или легкового автомобиля, прицепа или полуприцепа — актом на списание автотранспортных средств.

     В актах на списание основных средств  указывают техническое состояние и причину списания объекта, первоначальную стоимость, сумму амортизации, затраты на списание, стоимость материальных ценностей (запасных частей, металлолома и т.п.), полученных от ликвидации объекта (выручки от ликвидации), результат от списания.

     Аналитический учет основных средств

     Основным  регистром аналитического учета  основных средств являются инвентарные карточки. На лицевой стороне инвентарных карточек указывают наименование и инвентарный номер объекта, год выпуска (постройки), дату и номер акта о приемке, местонахождение, первоначальную стоимость, норму амортизационных отчислений, шифр затрат (для отнесения сумм амортизации), сумму начисленной амортизации, внутреннее перемещение и причину выбытия.

     На  оборотной стороне инвентарных  карточек указывают сведения о дате и затратах по достройке, дооборудовании, реконструкции и модернизации объекта, выполненных ремонтных работах, а также краткую индивидуальную характеристику объекта.

     Инвентарные карточки составляются в бухгалтерии  на каждый инвентарный номер в одном экземпляре. Они могут использоваться для группового учета однотипных предметов, имеющих одинаковую техническую характеристику, одинаковую стоимость, одинаковое производственно-хозяйственное назначение и поступивших в эксплуатацию в одном календарном месяце.

     При размещении в одном здании нескольких структурных подразделений (цехов, отделов и т.п.), по которым затраты планируются отдельно, в дополнение к обшей инвентарной карточке следует открыть справочные инвентарные карточки отдельно по каждому направлению (коду) затрат с пометкой «для начисления амортизации» в соответствии с утвержденным распределением площади и первоначальной стоимости инвентарного объекта между соответствующими пользователями.

     Инвентарные карточки заполняют на основе первичных документов (актов приемки-передачи, технических паспортов и др.) и передают затем под расписку в соответствующий отдел организации.

     По  месту нахождения (эксплуатации) основных средств для контроля за их сохранностью можно вести инвентарные списки основных средств. В них записывают номер и дату инвентарной карточки, инвентарный номер объекта, его полное название, первоначальную стоимость и данные о выбытии (перемещении) — дату и номер документа и причину выбытия. Разрешается вести учет объектов по месту их нахождения в инвентарных карточках. В этом случае инвентарные корточки выписывают в двух экземплярах и второй экземпляр передают по месту нахождения объекта. Учет объектов основных средств по месту нахождения осуществляют лица, ответственные за сохранность этих средств.

     В бухгалтерии инвентарные карточки формируют в инвентарную картотеку, в которой они разделены на группы по видам основных средств.

     Синтетический учет наличия и  движения основных средств

     Синтетический учет поступления  основных средств.

     Законченные строительством здания и сооружения; приобретенное оборудование, не требующее монтажа; завершенные работы по достройке, дооборудованию и реконструкции объектов, увеличивающие их первоначальную стоимость, зачисляются в основные средства по дебету счета 01 «Основные средства» с кредита счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» по соответствующим субсчетам в сумме фактически произведенных затрат, включая затраты на доставку. При этом для отражения поступления каждого объекта основных средств используется утвержденный руководителем акт о приеме-передаче типовой формы (№ ОС-1), на основе которого составляются инвентарная карточка объекта и иные документы, подтверждающие их государственную регистрацию в установленных законодательством случаях. Общим актом может оформляться только одновременное поступление однотипных объектов с одинаковой стоимостью.

     Для учета налога на добавленную стоимость (НДС) при осуществлении вложений во внеоборотные активы используется счет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», субсчет 1 «НДС при приобретении основных средств», на котором учитываются уплаченные организацией суммы налога, выделенные в расчетных документах по строительству и приобретению основных средств, включая отдельные объекты основных средств, земельные участки, объекты природопользования. На сумму уплаченного налога по приобретенным объектам дебетуется счет 19, субсчет 1, и кредитуются счета расчетов (60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками») или счета денежных средств (50 «Касса», 51 «Расчетные счета» и др.).

     Пример. Фирмой приобретено у разных организаций отечественное оборудование, не требующее монтажа, по договорным ценам, включая затраты на доставку, погрузку, разгрузку, на сумму 190 тыс. руб. НДС по приобретенному оборудованию 38 тыс. руб. При этом составляются бухгалтерские записи:

     На  сумму фактических  затрат по приобретению оборудования – 

     Д-т  сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет

     4 «Приобретение отдельных объектов  основных

     средств»                                                                           190 тыс. руб.     

     К-т  сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»      190 тыс. руб.

     На  сумму НДС по приобретённому оборудованию –

     Д-т  сч. 19 «Налог на добавленную стоимость»,субсчет 1

     «НДС  при приобретении основных средств»                                   38 тыс. руб.

     К-т  сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»      38 тыс. руб.

     На  стоимость оборудования, принятого к учету,-

     Д-т сч. 01 «Основные средства» 190 тыс. руб.

     К-т  сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 4

     «Приобретение отдельных объектов основных средств» 190 тыс. руб. 

     Поступление основных средств может быть связано  с их получением в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации. Первоначальной стоимостью таких объектов является их денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

     При оприходовании имущества, предоставленного в собственность организации в натуральной форме в счет вклада в уставный капитал, в качестве первоначальной стоимости может быть принята оценка, исчисленная исходя из арендной платы за пользование этими объектами основных средств за весь срок деятельности организации, указанной в учредительных документах. Такая оценка фиксируется в протоколе собрания акционеров.

     При учреждении акционерного общества (товарищества) поступление объектов основных средств  в счет вклада в уставный капитал  оформляется бухгалтерской записью:

     Д-т  сч. 75 «Расчеты с учредителями», субсчет 1 «Расчёты по  вкладам в уставный (складочный) капитал»

     К-т  сч. 80 «Уставный капитал».

     В процессе финансово-хозяйственной  деятельности организации поступление  такого имущества в денежной форме  отражается бухгалтерской записью:

     Д-т  сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы», по соответствующему субсчету

     К-т  сч. 75 «Расчеты с учредителями», субсчет 1 «Расчёты по вкладам в уставный (складочный) капитал».

     В соответствии с положением «Доходы  организации» (ПБУ 9/99) при поступлении объектов по договору дарения или в иных случаях безвозмездного поступления основных средств (от других организаций, физических лиц, в качестве субсидии правительственного органа) их первоначальной стоимостью признается рыночная стоимость на дату оприходования на основе типовых документов приемки-передачи. При этом в качестве рыночной стоимости могут быть приняты:

     а) цены на аналогичную продукцию, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей;

     б) информация об уровне цен публикуемая  органами государственной статистической службы;

     в) данные об уровне цен, опубликованные в средствах массовой информации и в специальной литературе;

     г) данные торговых инспекций;

     д) экспертные заключения оценщиков о  стоимости отдельных объектов основных средств.

     Во  всех случаях безвозмездного получения  и дарения основных средств затраты по их доставке учитываются организациями-получателями как вложения во внеоборотные активы и относятся на увеличение первоначальной стоимости объекта.

     При оприходовании такого имущества на счетах оформляются следующие записи:

  • на стоимость безвозмездно полученного имущества по рыночным ценам –

     Д-т  сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы» 

     К-т  сч. 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 2 «Безвозмездные поступления»;

  • по мере начисления амортизации по безвозмездно полученным основным средствам –

     Д-т  сч. 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 2 «Безвозмездные поступления»

     К-т  сч. 91 «Прочие доходы и расходы»;

  • на стоимость оприходования безвозмездно поступивших объектов основных средств –

     Д-т  сч. 01 «Основные средства»

     К-т  сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы».

     Например, если стоимость объекта составляет 200 тыс. руб., годовая норма амортизации - 12%, то ежемесячные зачисления на кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы» составят 2 тыс. руб.

     При организации налогового учета безвозмездно полученное имущество, включая договоры дарения, должно расчетно учитываться при определении налогооблагаемой базы.

     Однако  в облагаемый оборот не включаются основные средства, безвозмездно предоставленные иностранными организациями для осуществления целевых программ с последующим отчетом об их использовании.

     При определении налоговой базы не учитывается  также имущество, относящееся к  основным средствам, полученное в рамках целевого финансирования (Федеральный закон в ред. от "'29.05.02 № 57-ФЗ). К средствам целевого финансирования могут быть отнесены инвестиции, полученные от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения (при условии их использования в течение одного календарного года с момента получения); гранты, предоставленные некоммерческими организациями, включая международные, по перечню таких организаций, утвержденному Правительством РФ, и т. п. К необлагаемому относится имущество, полученное безвозмездно российской стороной от организации, если уставный капитал передающей (принимающей) стороны не менее чем на 50% состоит из вклада (доли) получающей (принимающей) организации. При этом доходом такое имущество не признается только в том случае, если оно в течение года не передается третьим лицам.

     Следует отметить, что сделки между коммерческими  организациями по операциям дарения (приемки-передачи) основных средств противоречат положению Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая, статья 575 п. 4) о запрещении дарения в отношениях между коммерческими организациями, а потому безвозмездное получение основных средств возможно только от некоммерческих организаций и физических лиц.

     Приобретение  и использование основных средств, принадлежащих нескольким собственникам на правах долевого участия, отражаются в бухгалтерском учете в порядке долевой собственности участников на основе соответствующего соглашения между сторонами. При невозможности распределения долей собственности между участниками законодательным путем эти основные средства принимаются на учет в равных долях.

     Учет  объектов долевой собственности  ведется каждым участником на счете 01 «Основные средства» в соответствии с вкладом участника. При этом участники могут увеличить свою долю за счет так называемых отделимых улучшений общего имущества либо могут продать, передать в залог свою долю собственности. Расходы по содержанию общего имущества и уплате налогов за это имущество несут все участники долевой собственности пропорционально их долям. Соответственно продукция и доходы от использования общего имущества распределяются по долям участия собственников.

Информация о работе Учет основных средств