Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 01:26, курсовая работа
Основными задачами бухгалтерского учета основных средств являются: контроль за их использованием и сохранностью с момента прибытия до момента выбытия в местах эксплуатации; правильное и своевременное начисление амортизации; получение сведений для правильного расчета налоговых платежей; получение данных для статистической, бухгалтерской и оперативной отчетности по наличию и движению основных средств.
Введение 5
1. Общие сведения о предприятии 6
2. Организация бухгалтерского финансового учета на предприятии 7
3. Нормативные документы, регламентирующие порядок основных средств на предприятии 9
4. Состав, классификация и оценка основных средств 11
4.1. Состав и структура основных средств ОАО «Апатит» 12
4.2. Классификация основных средств предприятия 15
4.3. Оценка основных средств 16
5. Учет наличия и движения основных средств 20
5.1. Формы первичных документов по учету основных средств 20
5.2. Документальное оформление движения основных средств 21
5.3. Аналитический учёт основных средств 24
5.4. Синтетический учет основных средств 25
5.4.1. Учет поступления основных средств 27
5.4.2. Учет выбытия основных средств 30
6. Учет амортизации основных средств 33
7. Учет ремонта основных средств 37
8. Порядок проведения и оформления инвентаризации 39
9. Состав, содержание и порядок составления промежуточной и годовой отчетности по основным средствам 42
Заключение 44
Библиографический список 45
Список приложений 46
Данные ремонта, реконструкции, модернизации вносятся в инвентарную карточку учета объекта основных средств (форма № ОС-6).
Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма № ОС-4) (приложение № 8); Акт о списании автотранспортных средств (форма № ОС-4а); Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма № ОС-4б) применяются для оформления и учета списания пришедших в негодность основных средств.
Составляются в двух экземплярах, подписываются членами комиссии, назначенной руководителем организации, утверждаются руководителем или уполномоченным им лицом.
Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй - остается у лица, ответственного за сохранность объектов основных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания.
В случае списания автотранспортного средства в бухгалтерию вместе с актом также передается документ, подтверждающий снятие его с учета в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекции).
Данные результатов списания вносятся в инвентарную карточку (книгу) учета объекта, объектов и группового учета объектов основных средств (формы № ОС-6, № ОС-6а, № ОС-6б).
Инвентарная карточка учета объекта основных средств (форма № ОС-6); являются основным регистром аналитического учета основных средств. (Приложение № 9)
Применяются для учета наличия объекта основных средств, а также учета движения его внутри организации. Ведутся в бухгалтерии в одном экземпляре: на каждый объект - по форме № ОС-6.
Записи
при приеме-передаче производятся на
основании актов о приеме-
Акт о приеме (поступлении) оборудования (форма № ОС-14) (Приложение № 10) применяется для оформления и учета поступившего на склад оборудования с целью последующего использования его в качестве объекта основных средств.
Составляется комиссией, уполномоченной на прием основных средств, в двух экземплярах. Утверждается руководителем или уполномоченным им лицом.
Передача оборудования в монтаж оформляется Актом о приеме-передаче оборудования в монтаж (форма № ОС-15) (Приложение № 11). При проведении монтажных работ подрядным способом в состав приемочной комиссии входит представитель подрядной монтажной организации. В этом случае отдельный акт на передачу оборудования в монтаж (форма № ОС-15) не составляется. В получении оборудования на ответственное хранение уполномоченный представитель монтажной организации расписывается непосредственно в акте, и ему передается копия акта.
На дефекты оборудования, выявленные в процессе монтажа, наладки или испытания, а также по результатам контроля, составляется Акт о выявленных дефектах оборудования (форма № ОС-16). (Приложение № 12)
Зачисление смонтированного и готового к эксплуатации оборудования в состав основных средств организации оформляется в установленном порядке по формам № ОС-1 или № ОС-1б.
Документооборот основных средств представим на рис. 1.
Аналитический учет основных средств представляет собой пообъектный учет основных средств и ведется в инвентарных карточках по форме № ОС-6 «Инвентарная карточка учета объекта основных средств». Карточка открывается на каждый инвентарный объект или на группу однотипных объектов. Каждому инвентарному объекту основных средств при принятии их к бухгалтерскому учету присваивается соответствующий инвентарный номер. (Приложение № 9)
В тех случаях, когда инвентарный объект имеет несколько частей, имеющих разный срок полезного использования и учитывающихся как отдельные инвентарные объекты, каждой части присваивается отдельный инвентарный номер.
Инвентарные
карточки могут группироваться в
картотеке применительно к
Организация, имеющая небольшое количество объектов основных средств, пообъектный учет может осуществлять в инвентарной книге с указанием необходимых сведений об объектах основных средствах по их видам и местам нахождения.
Заполнение инвентарной карточки (инвентарной книги) производится на основе акта (накладной) приемки-передачи основных средств, технических паспортов и других документов на приобретение, сооружение, перемещение и выбытие инвентарного объекта основных средств. В инвентарной карточке (инвентарной книге) должны быть приведены: основные данные об объекте основных средств, сроке его полезного использования; способе начисления амортизации; отметка о неначислении амортизации (если имеет место); об индивидуальных особенностях объекта.
В инвентарные карточки не следует вносить все показатели технической документации. Заполненные карточки регистрируют в описях типовой формы. Описи карточек ведутся бухгалтерией в одном экземпляре по классификационным группам объектов основных средств.
Инвентарные карточки составляются в одном экземпляре и хранятся в бухгалтерии организации. В случае, когда в результате реконструкции, модернизации, достройки, дооборудования, частичной ликвидации и переоценки объекта основных средств произведены изменения, отражение которых в старой карточке невозможно, заполняется новая инвентарная карточка, а старая сохраняется как справочный документ.
Синтетический
учет основных средств – это обобщение
информации о наличии и движении
принадлежащих организации
Учет ведется в денежной оценке. Для синтетического учета основных средств и их амортизации используются балансовые счета:
01 «Основные средства» - активный, инвентарный;
02 «Амортизация основных средств» - пассивный, регулирующий;
03
«Доходные вложения в
07 «Оборудование к установке» - активный, инвентарный;
08
«Вложения во внеоборотные
а
при необходимости и
001
«Арендованные основные
005
«Оборудование, принятое для
Счет
01 «Основные средства»
Для учета выбытия объектов основных средств (продажи, списания, частичной ликвидации, передачи безвозмездно и др.) к счету 01 «Основные средства» может открываться субсчет «Выбытие основных средств». В дебет этого субсчета переносится стоимость выбывающего объекта, а в кредит - сумма накопленной амортизации. По окончании процедуры выбытия остаточная стоимость объекта списывается со счета 01 «Основные средства» на счет 91 «Прочие доходы и расходы».
Счет 02 «Амортизация основных средств» предназначен для обобщения информации об амортизации, накопленной за время эксплуатации объектов основных средств.
Счет 03 «Доходные вложения в материальные ценности» предназначен для обобщения информации о наличии и движении вложений организации в часть имущества, здания, помещения, оборудование и другие ценности, имеющие материально-вещественную форму, предоставляемые организацией за плату во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода.
Для учета выбытия (продажи, списания, частичной ликвидации, передачи безвозмездно и др.) материальных ценностей, учитываемых на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности», к нему может открываться субсчет «Выбытие материальных ценностей». В дебет этого субсчета переносится стоимость выбывающего объекта, а в кредит - сумма накопленной амортизации. По окончании процедуры выбытия остаточная стоимость объекта списывается со счета 03 «Доходные вложения в материальные ценности» на счет 91 «Прочие доходы и расходы».
Счет
07 «Оборудование к установке» предназначен
для обобщения информации о наличии
и движении технологического, энергетического
и производственного
Счет 08 «Вложения во внеоборотные активы» предназначен для обобщения информации о затратах организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, земельных участков и объектов природопользования, нематериальных активов, а также о затратах организации по формированию основного стада продуктивного и рабочего скота (кроме птицы, пушных зверей, кроликов, семей пчел, служебных собак, подопытных животных, которые учитываются в составе средств в обороте).
К счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» могут быть открыты субсчета:
08/1 «Приобретение земельных участков»,
08/2
«Приобретение объектов
08/3
«Строительство объектов
08/4
«Приобретение объектов
08/5
«Приобретение нематериальных
08/6 «Перевод молодняка животных в основное стадо»,
08/7
«Приобретение взрослых
08/8
«Выполнение научно-
Счет 001 «Арендованные основные средства» предназначен для обобщения информации о наличии и движении основных средств, арендованных организацией.
Счет 005 «Оборудование, принятое для монтажа» предназначен для обобщения информации о наличии и движении всех видов оборудования, полученного организацией от заказчика для монтажа. Этот счет используется организациями-подрядчиками.
1. Поступление ОС, как вклад в уставный (складочный) капитал
Размер этого вклада указывается в учредительном договоре. В пределах указанной суммы учредитель вносит свой вклад основными средствами.
При передаче основных средств указывается их первоначальная стоимость, сумма накопленной амортизации и цена соглашения, по которой стоимость основных средств относят в счет уставного капитала. Одновременно должна быть передана вся техническая документация на объекты основных средств.
Д75/1 К80 – сформирован уставный капитал
Д08/4 К75/1 – внесены основные средства за счет вклада в уставный капитал
Д01 К08/4 – введено основное средство в эксплуатацию.
2. Приобретение основных средств за плату
Для накопления первоначальной стоимости основных средств используется счет 08 «Вложения во внеоборотные активы» субсчет 4 «Приобретение объектов основных средств». Сюда относятся все фактические затраты организации на приобретение, сооружение или изготовление объектов основных средств за исключением НДС. Далее накопленная на счете 08/4 первоначальная стоимость объектов основных средств списывается в дебет счета 01 «Основные средства». При этом формируются следующие проводки: