Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 01:26, курсовая работа
Основными задачами бухгалтерского учета основных средств являются: контроль за их использованием и сохранностью с момента прибытия до момента выбытия в местах эксплуатации; правильное и своевременное начисление амортизации; получение сведений для правильного расчета налоговых платежей; получение данных для статистической, бухгалтерской и оперативной отчетности по наличию и движению основных средств.
Введение 5
1. Общие сведения о предприятии 6
2. Организация бухгалтерского финансового учета на предприятии 7
3. Нормативные документы, регламентирующие порядок основных средств на предприятии 9
4. Состав, классификация и оценка основных средств 11
4.1. Состав и структура основных средств ОАО «Апатит» 12
4.2. Классификация основных средств предприятия 15
4.3. Оценка основных средств 16
5. Учет наличия и движения основных средств 20
5.1. Формы первичных документов по учету основных средств 20
5.2. Документальное оформление движения основных средств 21
5.3. Аналитический учёт основных средств 24
5.4. Синтетический учет основных средств 25
5.4.1. Учет поступления основных средств 27
5.4.2. Учет выбытия основных средств 30
6. Учет амортизации основных средств 33
7. Учет ремонта основных средств 37
8. Порядок проведения и оформления инвентаризации 39
9. Состав, содержание и порядок составления промежуточной и годовой отчетности по основным средствам 42
Заключение 44
Библиографический список 45
Список приложений 46
а) в случае предоплаты:
Д08/4 К60/2 – на сумму фактических затрат;
Д19/1 К60/2 – на сумму НДС;
Д60/2 К51 – на сумму фактических затрат, включая НДС;
Д01 К08/4 – введено основное средство в эксплуатацию;
Д68/2 К19/1 – принят к зачету НДС.
б) в случае оплаты по отгрузке:
Д08/4 К60/1 – на сумму фактических затрат;
Д19/1 К60/1 – на сумму НДС;
Д60/1 К51 – на сумму фактических затрат, включая НДС;
Д01 К08/4 – введено основное средство в эксплуатацию;
Д68/2 К19/1 – принят к зачету НДС.
3. Приобретение основных средств, не требующих монтажа
Д08/4 К60 – поступили основные средства по договору поставки от поставщика;
Д19/1 К60 – выделен НДС при приобретении основных средств;
Д08/4 К60
Д19/1 К60
4. Приобретение основных средств, требующих монтажа
В этом случае расходы предприятия на приобретение оборудования учитываются на счете 07 «Оборудование к установке» в сумме фактических затрат на его приобретение.
Д07 К60;
Д19 К60
Для оформления поступившего на склад оборудования, требующего монтажа, применяется «Акт о приеме (поступлении оборудования)» (форма № ОС-14) (Приложение 10). Акт составляется в двух экземплярах и подписывается приемочной комиссией. Оборудование, сданное в монтаж, согласно «Акту о приеме-передаче оборудования в монтаж» (форма № ОС-15) (Приложение № 11) отражается в учете записью:
Д08 К07
5. Приобретение основных средств, полученных по договору дарения и в иных случаях безвозмездного получения.
В этом случае первоначальной стоимостью основных средств является их рыночная стоимость на дату оприходования.
Безвозмездно принятые основные средства приходуют по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» субсчета 4 «Приобретение объектов основных средств» и кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов», субсчета 2 «Безвозмездные поступления». Стоимость безвозмездно полученных основных средств по мере начисления амортизации по ним списывается со счета 98/2 в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы».
Д08/4 К98/2 – отражена рыночная стоимость безвозмездно полученных объектов основных средств;
Д01/1 К08/4 – введены в эксплуатацию объекты основных средств.
Д20,23,25,26,44 К02 – начислена амортизация по безвозмездно полученным основным средствам. И одновременно на эту же сумму формируется проводка:
Д98/2 К91/1 – включена в состав внереализационных доходов часть рыночной стоимости безвозмездно полученных основных средств.
При безвозмездной передаче имущества плательщиком НДС является сторона его передающая. Поэтому по безвозмездно полученным основным средствам НДС не выделяется и учитывается у принимающей стороны в составе стоимости основных средств, т.е. принимающая организация не имеет права на возмещение (зачет) из бюджета НДС по таким основным средствам.
6. Приобретение объектов основных средств в обмен на другое имущество
Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных в обмен на другое имущество, отличное от денежных средств, признается стоимость обмениваемого имущества, по которой оно было отражено в учете.
Д01/2 К01/1
Д08/4 К01/2
Затраты по доставке основных средств отражаются проводкой:
Д08/4 К60 - на сумму фактических затрат;
Д19/1 К60 – на сумму НДС;
Д60 К51 – на сумму фактических затрат, включая НДС;
Д01 К08/4 – введено основное средство в эксплуатацию;
7. Возведение объектов основных средств подрядным способом
При подрядном способе выполнения строительных работ по возведению объектов основных средств предприятие оплачивает счета строительных организаций.
Д08/4 К60
Д19/1 К60
По окончании строительства объект принимается на баланс с одновременным отражением суммы затрат на счете 84/3.1
Если
имеет место простое
В случае расширенного воспроизводства ОС для контроля источников вложений в ОС сверх суммы начисленной амортизации ОС, при приемке ОС в эксплуатацию, то в той же сумме делается проводка:
Д 84/3.1 K 84/3.2
Д 84/3.1 – нераспределенная прибыль отчетного года, направленная на финансирование капитальных вложений
K
84/3.2 – нераспределенная прибыль отчетного
года, использованная на финансирование
капитальных вложений
Выбытие – это списание стоимости объектов основных средств, которые выбывают или постоянно не используются в организации.
В учете выбытия объектов основных средств к счету 01 «Основные средства» открывается субсчет 2 «Выбытие основных средств». По дебету этого счета отражается первоначальная стоимость выбывшего объекта, а в кредит вписывается сумма накопленной амортизации. [5]
Д01/2 К01/1 – списана первоначальная стоимость;
Д02 К01/2 – списана сумма накопленной амортизации.
Таким образом, на счете 01/2 формируется остаточная стоимость выбывшего объекта основных средств. Остаточная стоимость объекта вписывается в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» с кредита счета 01 «Основные средства», субсчет 2 «Выбытие основных средств».
Д91/2 К01/2 – списывается остаточная стоимость ОС, как расход;
Д91/2 K 70,69,23,60 – списываются расходы, связанные с выбытием ОС;
Д10
К91/1 – списываются товарно-
Выявляется финансовый результат:
Д91/9 К99 – прибыль
К99 Д91/9 – убыток
Бухгалтерский учет выбытия основных средств осуществляется следующим образом:
1. Продажа объектов основных средств
Если
списание объекта основных средств
производится в результате его продажи,
то выручка от продажи принимается
к бухгалтерскому учету в сумме,
согласованной сторонами в
Д01/2 К01/1 – списана первоначальная стоимость;
Д02 К01/2 – списана сумма накопленной амортизации;
Д91/2 К01/2 – списана остаточная стоимость в счет прочих расходов;
Д62 К91/1 – зачислена оплата основного средства в счет прочих доходов;
Д91/3 К68/2 – задолженность бюджету по НДС;
Д91/9 К99 – сформирован финансовый результат от продажи основного средства (прибыль);
Д99 К91/9 – сформирован финансовый результат от продажи основного средства (убыток).
2. Безвозмездная передача объектов основных средств другой организации
Д01/2 К01/1 – списана первоначальная стоимость;
Д02 К01/2 – списана сумма накопленной амортизации
Д91/2 К01/2 – списана остаточная стоимость в счет прочих расходов;
Д91/3 К68/2 – предъявлен НДС бюджету с рыночной стоимости передаваемого безвозмездно объекта основных средств;
Д99 К91/9 – отражен убыток от безвозмездной передачи объекта основных средств.
3. Передача объектов основных средств в уставный (складочный) капитал другим организациям
Д01/2 К01/1 – списана первоначальная стоимость;
Д02 К01/2 – списана сумма накопленной амортизации;
Д91/2 К01/2 – списана остаточная стоимость в счет прочих расходов;
Д58 К91/1 – передается объект основных средств.
Д91/9 К99 – сформирован финансовый результат от выбытия основного средства (прибыль);
4. Недостача или порча объектов основных средств, выявленные при инвентаризации
Списание основных средств в связи с их недостачей или порчей по вине материально ответственных лиц или по неустановленным причинам регулируется в соответствии со статьей 12 Федерального закона «О бухгалтерском учете» и ПБУ 6/01.
Все выявленные расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах следующим образом:
Излишек имущества приходуется на счета учета финансовых результатов с зачислением его суммы на кредит счета 91:
Д01 К91/1
Недостача основных средств относится на виновных лиц, а если они не установлены или судом отказано во взыскании с них убытков, то на дебет счета 91:
Д91/2 К01.
Рассмотрим последовательность записей на счетах бухгалтерского учета при списании недостающих сумм основных средств:
Д01/2 К01/1 – списана первоначальная стоимость недостающего ОС;
Д02 К01/2 – списана сумма накопленной амортизации;
Д94 К01/2 – отражена сумма недостачи;
Д73/2
К94 – отнесена сумма недостачи
на материально ответственное
Д94 К98/4 – разница между рыночной и остаточной стоимостью отнесена на доходы будущих периодов;
Д 70 К73/2 – возмещение ущерба из заработной платы или
Д 50 К73/2 – возмещение ущерба через кассу.
Если виновные лица не выявлены, то до момента, пока они не будут выявлены, сумма потерь учитывается как расход:
Д91/2 К94 – списана остаточная стоимость в счет прочих расходов;
Д84 К91/2 – списано в счет непокрытых убытков, если виновные лица не выявлены;
Д99 К91/2 – сформирован финансовый результат (убыток) в случае, если на конец месяца идет расследование.
5. Ликвидация основных средств вследствие полной амортизации
Решение о списании объектов основных средств принимает руководитель организации либо созданная по его приказу ликвидационная комиссия.
В случае, когда не вся первоначальная стоимость списана на затраты производства через амортизацию, возникает убыток от списания. В таком случае на счете 99 «Прибыли и убытки» формируется финансовый результат:
Д01/2 К01/1 – списана первоначальная стоимость;
Д02 К01/2 – списана сумма накопленной амортизации;
Д91/2 К01/2 - списана остаточная стоимость в счет прочих расходов;
Д91/2 К23 - списаны затраты на демонтаж;
Д10 К91/1 – оприходованы материалы после демонтажа основных средств;
Д91/9 К99 – сформирован финансовый результат (прибыль);
Д99 К91/9 – сформирован финансовый результат (убыток).
Выбытие основных средств осуществляется на основании: