Учет основных средств на ОАО “Апатит»

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 01:26, курсовая работа

Краткое описание

Основными задачами бухгалтерского учета основных средств являются: контроль за их использованием и сохранностью с момента прибытия до момента выбытия в местах эксплуатации; правильное и своевременное начисление амортизации; получение сведений для правильного расчета налоговых платежей; получение данных для статистической, бухгалтерской и оперативной отчетности по наличию и движению основных средств.

Оглавление

Введение 5
1. Общие сведения о предприятии 6
2. Организация бухгалтерского финансового учета на предприятии 7
3. Нормативные документы, регламентирующие порядок основных средств на предприятии 9
4. Состав, классификация и оценка основных средств 11
4.1. Состав и структура основных средств ОАО «Апатит» 12
4.2. Классификация основных средств предприятия 15
4.3. Оценка основных средств 16
5. Учет наличия и движения основных средств 20
5.1. Формы первичных документов по учету основных средств 20
5.2. Документальное оформление движения основных средств 21
5.3. Аналитический учёт основных средств 24
5.4. Синтетический учет основных средств 25
5.4.1. Учет поступления основных средств 27
5.4.2. Учет выбытия основных средств 30
6. Учет амортизации основных средств 33
7. Учет ремонта основных средств 37
8. Порядок проведения и оформления инвентаризации 39
9. Состав, содержание и порядок составления промежуточной и годовой отчетности по основным средствам 42
Заключение 44
Библиографический список 45
Список приложений 46

Файлы: 1 файл

Скворцова_ОС.doc

— 382.50 Кб (Скачать)

    Кроме того, основные средства (ОС) в учете  подразделяются по статусу:

  • действующие и бездействующие;
  • собственные и арендованные;
  • сданные в аренду и эксплуатируемые самим предприятием.

     По  характеру воздействия на предмет труда ОС подразделяются на:

  • активные
  • пассивные.

     По  сроку службы основные средства подразделяются на:

  • отслужившие срок полезного использования
  • не отслужившие данный срок

      В зависимости от имеющихся прав основные средства делятся на:

  • ОС, принадлежащие организации на праве собственности;
  • ОС оперативного управления или хозяйственного ведения;
  • ОС, полученные организацией в аренду.

     По  степени использования  ОС подразделяются на находящиеся:

      • в эксплуатации;
      • в запасе (резерве);
      • в стадии достройки, оборудования, реконструкции и частичной ликвидации;
      • на консервации
    1. Оценка  основных средств

      Различают первоначальную, остаточную и восстановительную  стоимость основных средств.

      Согласно  ПБУ 6/01 в бухгалтерском учете  основные средства отражаются по первоначальной стоимости, которая определяется для объектов:

  • изготовленных на самом предприятии, а также приобретенных за плату у других организаций и лиц — исходя из фактических затрат по возведению или приобретению этих объектов, включая расходы на доставке, монтажу, установке;
  • внесенных учредителями в счет их вкладов в уставный капитал (фонд) — по договоренности сторон;
  • полученных от других организаций и лиц безвозмездно, а также неучтенных объектов основных средств — по рыночной стоимости: на дату оприходования;
  • приобретенных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами — по стоимости ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость этих ценностей устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей. [6]

     Оценка  объектов основных средств в ОАО  «Апатит» производится в размере фактических расходов на их приобретение или строительство.

     Фактические затраты на приобретение, сооружение и изготовление основных средств слагаются из:

  • сумм, уплачиваемых организацией в соответствии с договором купли-продажи (продавцу), а также за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам и за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;
  • таможенных пошлин и иных платежей;
  • невозмещаемых налогов, уплачиваемых в связи с приобретением объекта основных средств;
  • вознаграждений, уплачиваемых посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;
  • иных затрат, непосредственно связанных с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.

     Не  включаются в  фактические затраты  на приобретение основных средств общехозяйственные  и иные аналогичные расходы, кроме  случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением основных средств.

      Стоимость основных средств, в которой они  приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

      Изменение первоначальной стоимости основных средств допускается также в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки соответствующих объектов [6].

      Остаточная  стоимость основных средств определяется вычитанием из первоначальной стоимости амортизации основных средств.

      С течением времени первоначальная стоимость  основных средств отклоняется от стоимости аналогичных основных средств, приобретаемых или возводимых в современных условиях. Для устранения этого отклонения необходимо периодически переоценивать основные средства и определять восстановительную стоимость.

    Восстановительная стоимость — это стоимость  воспроизводства основных средств  в современных условиях (при современных  ценах, современной технике и т.п.).

     Организации могут не чаще одного раза в год (на 1 января отчетного года) переоценивать полностью или частично объекты основных средств по восстановительной стоимости путем индексации (с применением индекса дефлятора) или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.

     Результаты  переоценки не включаются в данные бухгалтерской отчетности предыдущего  отчетного года и принимаются  при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года.

      Сумма дооценки объекта основных средств  в результате переоценки зачисляется в добавочный капитал организации (Д01 К83). Сумма дооценки объекта основных средств, равная сумме уценки его, проведенной в предыдущие отчетные периоды и отнесенной на счет прибылей и убытков в качестве операционных расходов, относится на счет прибылей и убытков отчетного периода в качестве дохода (Д01 К91).

      Сумма уценки объекта основных средств  в результате переоценки относится  на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытый убыток). (Д84 К01) Сумма уценки объекта основных средств относится в уменьшение добавочного капитала организации, образованного за счет сумм дооценки этого объекта, проведенной в предыдущие отчетные периоды (Д83 К01).

      Превышение  суммы уценки объекта над суммой дооценки его, зачисленной в добавочный капитал организации в результате переоценки, проведенной в предыдущие отчетные периоды, относится на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытый убыток), должна быть  раскрыта в бухгалтерской отчетности организации (Д91 К01).

      При выбытии объекта основных средств  сумма его дооценки переносится с добавочного капитала организации в нераспределенную прибыль организации (Д83 К84). [5]

      Оценка  объекта основных средств, стоимость  которого при приобретении выражена в иностранной валюте, производится в рублях путем пересчета суммы  в иностранной валюте по курсу Центрального банка РФ, действующему на дату принятия объекта к бухгалтерскому учету.

      На  ОАО «Апатит» переоценка основных средств проводится периодически, но не реже одного раза в три года. Последняя переоценка проводилась по состоянию на 01.01.2006 года. По ее результатам прирост стоимости по переоценке составил 6 534 886 тыс. руб. (Приложение № 4)

     ОАО «Апатит» в приказе о проведении переоценки определяет:

     а) метод пересчета первоначальной (восстановительной) стоимости объектов:

  • путем индексации стоимости объектов;
  • путем прямого пересчета стоимости объектов;

     б) объекты, подпадающие под переоценку:

  • все объекты основных средств;
  • группы однородных объектов (если анализ изменений стоимостной структуры всех объектов общества или организации свидетельствует о несущественном влиянии изменения стоимости на отдельные группы объектов).
 
 
 

 

    1. Учет  наличия и движения основных средств
    1. Формы первичных документов по учету основных средств

     Оформление  первичных документов по объектам основных средств в ОАО «Апатит» производится в соответствии с постановлением Государственного комитета по статистике РФ от 21.01.03г. №7

      В соответствии с данным постановлением организации обязаны применять  следующие первичные учетные  документы для оформления операций по движению основных средств:

  • акт (накладную) приемки – передачи основных средств по форме №ОС – 1 – для оформления поступления, выбытия и внутреннего перемещения основных средств (Приложение № 5)
  • накладную на внутреннее перемещение основных средств ОС-2; (Приложение № 6)
  • акт приемки – сдачи отремонтированных, реконструируемых и модернизированных объектов по форме № ОС – 3 – для оформления операций по передаче в ремонт и приемке из ремонта основных средств; (Приложение № 7)
  • акт на списание основных средств по форме № ОС – 4 – для оформления операций по ликвидации основных средств (кроме автотранспорта); (Приложение № 8)
  • акт на списание автотранспортных средств по форме № ОС – 4а – для оформления операций по ликвидации автотранспорта;
  • инвентарную карточку учета основных средств по форме № ОС – 6 – для оформления пообъектного учета основных средств; (Приложение № 9)
  • акт о приемке оборудования по форме № ОС – 14 – для оформления принятого на учет оборудования, предназначенного для капитального строительства (Приложение № 10)
  • акт приемки – передачи оборудования в монтаж по форме № ОС – 15 – для оформления операций по сдаче оборудования, требующего монтажа, строительным организациям; (Приложение № 11)
  • акт о выявленных дефектах оборудования по форме № ОС – 16 – для оформления приемки оборудования, по которому необходимо составлять рекламацию поставщику. (Приложение №  12) [9]
    1. Документальное  оформление движения основных средств

      Движение  основных средств связано с осуществлением хозяйственных операций по поступлению, внутреннему перемещению, выбытию основных средств. Указанные операции оформляют типовыми формами первичной учетной документации.

      Поступающие основные средства принимает комиссия, назначаемая руководителем организации. Для оформления поступления основных средств составляется акт (накладная) приемки-передачи основных средств (форма ОС-1) (Приложение № 5), где указывается наименование объекта, год постройки или выпуска заводом, краткая характеристика объекта, первоначальная стоимость, присвоенный объекту инвентарный номер, место использования объекта и другие сведения, необходимые для аналитического учета основных средств.

      Формы № ОС-1 утверждаются руководителями организации-получателя и организации-сдатчика и составляются в количестве не менее двух экземпляров.

      После оформления акт приемки-передачи основных средств передают в бухгалтерию  организации. К акту прилагают техническую  документацию, относящуюся к данному  объекту (паспорт, чертежи и т.п.). На основании этих документов бухгалтерия  производит соответствующие записи в инвентарные карточки основных средств (форма ОС-6), после чего техническую документацию передают в технический или другой отдел предприятия.

      Акт на внутреннее перемещение основных средств (форма ОС-2) (Приложение № 6) из одного цеха, подразделения и т.д. в другой выписывается передающей стороной (сдатчиком) в трех экземплярах, подписывается ответственными лицами структурных подразделений получателя и сдатчика. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй - остается у лица, ответственного за сохранность объекта(ов) основных средств сдатчика, третий экземпляр передается получателю. Данные о перемещении объектов основных средств вносятся в инвентарную карточку (книгу) учета объектов основных средств (формы № ОС-6)                             

      Акт о приеме-сдаче  отремонтированных, реконструированных, модернизированных  объектов основных средств (форма № ОС-3) применяется для оформления и учета приема-сдачи объектов основных средств из ремонта, реконструкции, модернизации. (Приложение № 7)

      Подписывается членами приемочной комиссии или лицом, уполномоченным на приемку объектов основных средств, а также представителем организации (структурного подразделения), проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию. Утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом и сдается в бухгалтерию.

      Если  ремонт, реконструкцию и модернизацию выполняет сторонняя организация, акт составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, второй экземпляр передается организации, проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию.

Информация о работе Учет основных средств на ОАО “Апатит»