Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 08:36, дипломная работа
Цель исследования – изучить систему нормативно-правового регулирования учета труда и его оплаты, состояние расчетов по оплате труда на ОАО «Птицефабрика Сибирская», в результате чего выявить имеющиеся недостатки и дать рекомендации по совершенствованию учета труда и его оплаты.
В работе использованы такие методы экономических исследований, как статистические, логические и расчетные.
В рамках данной темы поставлено несколько основных задач:
-изучить состояние расчетов по оплате труда в современных условиях, включая анализ существующих видов, форм и систем оплат труда;
-исследовать действующую практику по учету оплаты труда на ОАО «Птицефабрика Сибирская», включая порядок учета начислений заработной платы и удержаний с нее;
-проанализировать расчеты по оплате труда, включающие изучение динамики изменения заработной платы и численности работы предприятия;
-разработать мероприятия по совершенствованию расчетов по оплате труда.
Не могут быть направлены на потребление такие средства, как арендная плата, выручка от продажи основных средств, амортизационные отчисления, средства целевых кредитов.
Показатели по труду и оплате труда содержатся в статистических отчетах по формам № 1-т «Отчет по труду», в котором содержатся отчетные данные о среднесписочной численности работников, фонде оплаты труда, производительности труда, а также сведения, показывающие, как соблюдается соотношение между приростом производительности труда и приростом средней оплаты труда.
4 АВТОМАТИЗАЦИЯ УЧЕТА РАСЧЕТОВ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА
В ОАО «ПТИЦЕФАБРИКА СИБИРСКАЯ»
Реформа пенсионного обеспечения на данном этапе развития приобрела законченную форму. Львиная доля расчетов по пенсионному обеспечению легла на плечи предприятий. Страховые отчисления в фонды также взяты под пристальный контроль соответствующих органов. Сбор информации этими органами выполняется, автоматизировано, поэтому предприятиям необходимо вести персонифицированный учет налоговых и страховых отчислений в электронном виде. Динамика изменения ставок налогов и отчислений в электронном виде. Динамика изменения ставок налогов и отчислений настолько велика, что без автоматизированного ведения расчетов заработной платы и отчислений даже предприятию со сравнительно небольшим штатом сотрудников вести такой учет становится сложно. Программа «1С: Зарплата и кадры» версии 7.7. системы «1С: предприятие» дает инструмент для ведения расчетов и заработной платы, и налогов, и отчислений.
Какие же аспекты учета позволяет автоматизировать программа?
Идеология программы «1С: Зарплата и Кадры» построена на первичных документах, поэтому документы являются основанием для проведения каких-либо расчетов по сотруднику. Следовательно, запись в журнале расчетов не может появиться сама по себе, для этого должно быть основание (документ). Документы – это фактические, электронные аналоги реально существующих на предприятии документов. В процессе ведения учета неавтоматизированным, т.е. ручным способом, документооборот часто становится избыточным или, напротив, недостаточным для контроля. Часто расчетчик ведет табель учета рабочего времени в программе при установленном режиме расчета зарплаты сотрудника «по окладу». В этом нет необходимости, т.к. программе достаточно ввести первичные документы, описывающие причины невыхода сотрудника на работу, сверхурочные или работу в праздничные дни.
В настоящий период времени расчет заработной платы на предприятии осуществляется с использованием компьютеров IBM – PS – 486 (2 шт.). На каждом компьютере установлен программный продукт «1С: Бухгалтерия 7.7.» (Подсистема «Зарплата и Кадры»). Все компьютеры объединены в одну локальную сеть. Преимущества в сети очевидны: экономия дискового пространства (основная масса информации хранится на главном компьютере – сервере), разделение принтеров (возможность с нескольких компьютеров печатать на один принтер), быстрый и удобный документооборот между компьютерами.
Все объекты учета заработной платы и их свойства описываются в справочниках. Справочники делятся на несколько категорий: объекты учета, справочники для расчета заработной платы, справочники для ведения бухгалтерского учета заработной платы, классификаторы, вспомогательные справочники, подчиненные справочники.
К первой категории относятся следующие справочники:
- «Сотрудники»;
- «Штатное расписание»;
К группе справочников, описывающих расчет заработной платы, относятся:
- «Виды расчетов»;
- «Тарифные разряды»;
- «Процентные надбавки по стажу»;
- «Графики работы».
Бухгалтерский учет заработной платы описывается в справочниках:
- «План счетов»;
- «Шаблоны проводок».
Справочники – классификаторы организованы в виде перечня возможных значений и выполняют вспомогательные функции. Вспомогательные справочники предназначены для ведения штатного расписания.
Регистрация факта приема сотрудника на работу по трудовому договору (контракту) осуществляется на основании документа «Приказ о приеме на работу», при этом на каждого сотрудника заполняется «Личная карточка сотрудника» (рис.1
Рис. 1 – Фрагмент формирования «Личной карточки» в программе
«1С: Предприятие»
В ней отражаются общие сведения о сотруднике: дата и место рождения, образование, табельный номер, идентификационный номер, номер страхового свидетельства государственного пенсионного страхования, вид работы (основная, по совместительству), состав семьи, адрес места жительства, сведения об отпусках и другие дополнительные сведения. Основанием для начисления пособия по временной нетрудоспособности является табель учета рабочего времени и предъявленный к оплате листок нетрудоспособности. Документ вызывается из меню «Документы» или специальной кнопкой на панели инструментов.
Диалоговое окно документа имеет три вкладки:
- Основная;
- Средний заработок;
- Комментарий.
На вкладке «Основная» выбирается сотрудник из списка, указывается серия, номер и дата выдачи листка нетрудоспособности, период и причины нетрудоспособности.
Реквизит «Причина нетрудоспособности» задается выбором из писка:
«Общее заболевание»;
«По уходу за ребенком»;
«Отпуск по беременности и родам»;
«Травма на производстве»;
«Травма на производстве»;
«Травма в быту».
В группе реквизитов «Размеры пособия» следует определить порядок расчета пособия: исходя из заработка за двенадцать предыдущих месяцев, либо при помесячной оплате труда – «по текущему месяцу».
Процент оплаты больничного листа рассчитывается исходя из непрерывного стажа, если соответствующие данные были введены после приема сотрудника на работу.
На вкладке «Средний заработок» вводятся данные о заработке. Эти данные можно ввести вручную, если же в программе уже есть данные расчетов за предшествующие месяцы, то кнопкой «Заполнить» в документ данные для расчета среднего заработка вводятся автоматически.
Для внесения в документ информации об особенностях данного больничного листа предназначена вкладка «Комментарий».
После нажатия кнопки «Действия» формируется отчет о записях в журнале расчетов «Зарплата».
После нажатия кнопки «Печать» формируется справка «Расчет пособий по временной нетрудоспособности» (рис.2)
Рис. 2 – Фрагмент формирования «Больничного листа» в программе
«1С: Предприятие».
Документ «Начисление отпуска» предназначен для начисления отпускных сумм по очередным отпускам (а также по дополнительным и пр. видам отпусков).
Отпуска за свой счет просто регистрируются, начислений по ним не производится. Документ вызывается в пункте «Отпуск» меню «Документы», а также специальной кнопкой на панели инструментов. Этот документ может вводится как самостоятельно, так и на основании кадрового документа «Приказ на отпуск».
Диалоговое окно документа так же, как и при расчете больничного листа содержит три вкладки:
- «Основная»;
- Средний заработок»;
- «Комментарий».
На каждой вкладке вводятся необходимые данные для расчета. После этого необходимо нажать кнопку «Рассчитать» - формируется «Записка – расчет о предоставлении отпуска работнику» (рис 3).
Рис. 3 – Фрагмент формирования «Начисления отпуска» в программе
«1С: Предприятие»
После ввода всех документов по начислениям и удержаниям в журнале расчетов «Зарплата» сформированы соответствующие записи, но не рассчитаны. Обработка «Расчет зарплаты» предназначена для расчета зарплаты за текущий период расчетный период. С помощью данной обработки можно проводить расчет зарплаты не только всей организации в целом, но и выборочно.
Группа реквизитов «Рассчитать» включает признаки расчетов, которые необходимо рассчитать:
- «Начисления»;
- «Удержания»;
- «НДФЛ удержанный»;
- «Прочие».
Группа реквизитов «Сформировать отчеты» включает признаки, которые задают виды отчетов, которые будут формироваться после окончания расчета:
- «Расчеты листки»;
- «Расчетная ведомость»;
- «Свод начислений и удержаний»;
- «Оборотные ведомости».
Отчеты предназначены для получения накопленной информации в удобном для пользователя виде. По данным о сотрудниках и результатам расчетов можно получить все необходимые отчеты.
Стандартными отчетами в типовой конфигурации являются: налоговая карточка, справка о доходах, анкета для Пенсионного фонда РФ, индивидуальные сведения о застрахованном лице, индивидуальная карточка по ЕСН, расчет по авансовым платежам по ЕСН, расчетная ведомость, платежные ведомости.
Расчетные листки формируются на каждого сотрудника организации либо по списку сотрудников за любой период. После нажатия кнопки «Сформировать» формируются на печать расчетные листки (рис.4)
Рис. 4 – Фрагмент формирования «Расчетного листка» в программе
«1С: Предприятие».
Синтетический учет расчетов с персоналом по оплате труда осуществляется на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», обороты по которому в конце каждого месяца переносятся в главную книгу (рис. 5).
Программный комплекс «1С: Бухгалтерия 7.7» дает возможность провести полный цикл расчета заработной платы сотрудника, начиная с определения любых видов начислений и удержаний, и заканчивая распечаткой платежных ведомостей, расчетных листков сотрудников или ведомостей и платежных поручений для перечисления в сберкассу и т.д.
Рис. 5 – Фрагмент формирования «Оборотов по счету 70» в программе
«1С: Предприятие».
Позволяет получить статистические отчеты любой формы, как по предприятию в целом, так и по каждому подразделению за любой период времени, рассчитать и напечатать налоговую карточку по каждому сотруднику. Также можно автоматизировать расчет любых отчислений в бюджет от фонда оплаты труда.
5 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕТА ТРУДА И ЕГО ОПЛАТЫ
В ходе производимых исследований выяснилось, что на ОАО «Птицефабрика Сибирская» необходимо провести ряд мероприятий по улучшению состояния бухгалтерского учета труда и его оплаты.
В частности на предприятии необходимо разработать порядок документооборота на 2005 год. Это связано с тем, что данный порядок был разработан в 2001 году и действовал без изменений (Приложение Ш). Так в 2003 году произошли изменения в организационной структуре предприятия. Многие отделы стали называться дирекциями, например, отдел реализации переименован в дирекцию по продажам.
Порядок документооборота включает в себя составление графика прохождения документов, контроль за правильностью оформления документов и соответствующим отражением операций на счетах бухгалтерского учета.
Цель составления данного документа: обеспечить полное, своевременное получение информации для отражения ее на счетах бухгалтерского учета.
При движении документов в организации должны быть соблюдены следующие требования:
- первичные учетные документы, принимаемые бухгалтерией, должны иметь все обязательные реквизиты;
- при приеме документов должна осуществляться проверка правильности арифметических вычислений;
- документы должны быть оформлены в соответствии с требованиями законодательных и нормативных актов;
- все исправления в документах должны быть заверены подписями лиц (с расшифровкой подписей).
В соответствии с п.2 ст.9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» первичные документы должны приниматься к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:
1) наименование организации;
2) дата составления документа;
3) наименование организации, от имени которой составлен документ;
4) содержание хозяйственных операций;
5) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;