Учет наличности на расчетном счете

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 16:00, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе рассматривается бухгалтерский учет операций на расчетном счете.
Денежные средства организации находятся на счетах в банках, в выставленных аккредитивах, чековых книжках. Их преумножение, правильное использование, контроль за сохранением - важнейшая задача бухгалтерии.

Файлы: 1 файл

Учет на Расчетном счете 2008.doc

— 349.00 Кб (Скачать)

     Отзывным является аккредитив, который может быть изменен или отменен банком-эмитентом на основании письменного распоряжения плательщика без предварительного согласования с получателем средств.

     Безотзывный аккредитив может быть отменен только с согласия получателя средств.

     Аккредитив  предназначен для расчетов с одним  получателем средств. Условиями  аккредитива может быть предусмотрен акцепт уполномоченного плательщиком лица.

     Выплаты по аккредитиву производят в течение  срока его действия в банке  поставщика в полной сумме аккредитива  или по частям против представленных поставщиком реестров счетов и транспортных или приемо-сдаточных документов, удостоверяющих отгрузку товара. Реестры счетов должны сдаваться поставщиком в обслуживающее его учреждение банка, как правило, на следующий день после отгрузки (отпуска) товара.

     Остаток неиспользованного аккредитива  возвращают организации-покупателю и  зачисляют на расчетный счет, если аккредитив выставлен за счет собственных средств, или перечисляют в погашение задолженности по ссуде, если аккредитив выставлен за счет банковского кредита.

     К недостаткам аккредитивной формы  расчетов следует отнести замораживание  средств покупателей на период действия аккредитива до его фактического использования, а также возможность задержки отгрузки продукции поставщиком до поступления аккредитива. Вместе с тем она гарантирует немедленную оплату счетов поставщиков и способствует соблюдению расчетно-платежной дисциплины.

     Расчетный чек содержит письменное поручение  владельца счета (чекодателя) обслуживающему его банку на перечисление указанной  в чеке суммы денег с его  счета на счет получателя средств (чекодержателя).

     Различают чеки из лимитированных и нелимитированных чековых книжек. Лимитированные чековые книжки выдаются для расчетов только с одним поставщиком или подрядчиком. Сумма лимита и срок действия книжки должны быть ограничены.

     При поступлении товаров (оказании услуг) плательщик выписывает чек из книжки и передает его представителю поставщика или подрядчика, который становится чекодержателем. Чекодержатель представляет выписанный чек в свое учреждение банка, как правило, на следующий день со дня выписки для зачисления денег на его расчетный счет.

Глава 3. Порядок открытия и закрытия расчетного счета

3.1 Оформление открытия  расчетного счета

 

     Основанием  открытия банковского счета, счета  по вкладу (депозиту) является заключение соответствующего договора и представление  всех установленных документов.

     Клиенту может быть отказано в открытии счета, если не представлены документы, подтверждающие сведения, необходимые для идентификации клиента, либо представлены недостоверные сведения, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством. При открытии счета должностные лица банка проводят идентификацию клиента, а также проверяют наличие у клиента правоспособности (дееспособности).

     Требования  к идентификации кредитными организациями  лиц, находящихся у них на обслуживании (клиентов), и выгодоприобретателей установлены Банк обязан идентифицировать не только своего клиента, то есть лицо, находящееся на обслуживании и совершающее банковские операции и иные сделки, но и установить и идентифицировать выгодоприобретателя, то есть лицо, к выгоде которого действует клиент, в частности, на основании агентского договора, договоров поручения, комиссии и доверительного управления, при проведении банковских операций и иных сделок.

     В банке должна быть разработана и  утверждена руководителем программа  идентификации клиентов, установления и идентификации выгодоприобретателей. Программа идентификации должна включать порядок идентификации клиентов, установления и идентификации выгодоприобретателей, в том числе порядок оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма и основания оценки такого риска. Программа идентификации предусматривает сбор и фиксирование сведений о клиенте, его деятельности, операциях, которые клиент осуществляет через банк, и т.п., а также установление и сбор сведений о выгодоприобретателе.

     Требование  по идентификации считается выполненным, если банк может на основании соответствующих  документов и сведений подтвердить, что предприняты обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению и идентификации выгодоприобретателей.

     В целях идентификации клиента, установления и идентификации выгодоприобретателя  кредитной организацией осуществляется сбор сведений и документов, указанных выше, а также документов, являющихся основанием совершения банковских операций и иных сделок, а также другой необходимой информации и документов.

     При открытии банковского счета, счета  по вкладу (депозиту) должностное лицо банка должно не только идентифицировать клиента (выгодоприобретателя), проверить наличие у клиента правоспособности (дееспособности), но и установить, действует ли лицо, обратившееся для открытия счета, от своего имени или по поручению и от имени другого лица, которое будет являться клиентом.

     В случае если обратившееся для открытия счета лицо является представителем клиента, должностные лица банка  обязаны установить личность представителя  клиента, а также получить документы, подтверждающие наличие у него соответствующих  полномочий.

     При установлении личности лиц, наделенных правом первой или второй подписи, а также лиц, уполномоченных распоряжаться денежными средствами, находящимися на счете, должностные лица банка могут использовать аналог собственноручной подписи вышеперечисленных лиц, коды, пароли и иные средства, подтверждающие наличие указанных полномочий

      Банки обязаны располагать копиями документов, удостоверяющих личность идентифицируемого банком лица, или личность которого необходимо установить при открытии банковского счета, счета по вкладу, документировать сведения, устанавливаемые банком при открытии банковских счетов, а также систематически обновлять информацию о клиентах и выгодоприобретателях .

     Рассмотрим  документы, необходимые для открытия банковского счета.

     Во-первых, для открытия банковского счета, счета по вкладу (депозиту) в банк представляются оригиналы документов или их копии, заверенные в порядке, установленном законодательством, то есть нотариально удостоверенные либо удостоверенные органом, выдавшим документ.

     Для юридических лиц предусматривается возможность изготовления и заверения копий документов самим клиентом, банк при этом устанавливает соответствие копий оригиналам документов, проверяет наличие в них подписи лица, заверившего копию документа, его фамилии, имени, отчества и должности, а также оттиска печати клиента. После этого на изготовленной клиентом копии документа должностное лицо банка делает надпись «сверено с оригиналом» и проставляет свою подпись с указанием фамилии, имени, отчества и должности, а также оттиск печати или штампа банка, установленного для этих целей распорядительным актом банка .

     Кроме того, должностное лицо банка может  самостоятельно изготовить и заверить копии с документов, представленных клиентом, сделав на копии документа  надпись «копия верна» и проставив свою подпись с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) и должности, а также оттиск печати или штампа банка, установленного для этих целей распорядительным актом банка.

     Для открытия расчетного счета юридическому лицу - резиденту в банк представляются:

  1. свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
  2. свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
  3. учредительные документы юридического лица;
  4. лицензии (разрешения), выданные юридическому лицу;
  5. карточка с образцами подписей и оттиска печати;
  6. документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке, на распоряжение денежными средствами, находящимися на банковском счете, а в случае, когда договором предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными средствами, находящимися на счете, с использованием аналога собственноручной подписи, документы, подтверждающие полномочия лиц, наделенных правом использовать аналог собственноручной подписи;
  7. документы, подтверждающие полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица;
  8. договор банковского счета, заполненный и подписанный руководителем, заверенный печатью юридического лица (бланк выдается в банке);
  9. анкета клиента (бланк выдается в банке);
  10. доверенность на право получения и представления финансовых документов (на лиц, не значащихся в карточке) заполненная и подписанная руководителем и главным бухгалтером юридического лица, заверенная печатью (бланк выдается в банке).

     Во-вторых, документы, составленные на национальном языке, должны сопровождаться переводом на иностранный язык, заверенным в порядке, установленном законодательством РК. В случаях, предусмотренных законодательством РК, документы, представляемые при открытии банковского счета, счета по вкладу (депозиту), должны быть легализованы.

     В настоящее время действует следующий  порядок легализации документов.

      Документы, присланные (ввезенные) из-за границы, должны быть легализованы в посольстве (консульстве) РК за границей или в посольстве (консульстве) иностранного государства в РК.

     Документы, составленные на иностранном языке, представляются с переводом на государственный . Подлинность подписи переводчика заверяется нотариально.

     В-третьих, при открытии банковского счета, счета по вкладу (депозиту) клиент обязан представить все документы, содержащие достоверные сведения и необходимые для открытия соответствующего счета.

     Клиент обязан представить и иные документы в случаях, когда законодательством РК открытие банковского счета, счета по вкладу (депозиту) обусловлено наличием документов, не указанных в Инструкции.

     Счет является открытым с момента внесения записи в Книгу регистрации открытых счетов . Внести запись об открытии счета банк должен не позднее рабочего дня, следующего за днем заключения соответствующего договора.

     Одним из обязательных документов, представляемых для открытия счета, является карточка с образцами подписей и оттиска печати. Теперь карточка с образцами подписей и оттиска печати оформляется и физическими лицами при открытии текущих счетов, счетов по вкладам. Карточка заполняется с применением пишущей или электронно-вычислительной машины шрифтом черного цвета либо ручкой с пастой (чернилами) черного, синего или фиолетового цвета

     По  общему правилу, действовавшему и ранее, бланки карточек могут изготавливаться  как клиентами, так и банком самостоятельно. Банк также изготавливает необходимое для использования в работе количество копий карточки.

     Копии карточек в настоящее время могут быть заверены подписью как главного бухгалтера банка, или его заместителя, так и сотрудником банка, уполномоченным распорядительным актом банка оформлять карточку, но только в том случае, если карточка с образцами подписей и оттиска печати оформляется в присутствии уполномоченного сотрудника кредитной организации (филиала) либо подразделения расчетной сети Банка.

     Изменения в поля банковской карточки могут быть внесены как по заявлению клиента, так и банком самостоятельно. При внесении изменений зачеркивание текста осуществляется уполномоченным лицом тонкой чертой так, чтобы можно было прочитать зачеркнутое.

     Допуская  использование аналогов собственноручной подписи представителем клиента  или лицом, уполномоченным распоряжаться  денежными средствами, находящимися на счете, а также лицами, наделенными  правом первой или второй подписи.

     Запрещается применение такого аналога собственноручной подписи, как факсимильная подпись.

     Наряду с руководителем, правом первой подписи могут быть наделены иные лица независимо от выполняемой функции, за исключением лиц, наделенных правом второй подписи .

     Право первой подписи в случаях и в порядке, предусмотренном законодательством РК, может быть передано управляющему, управляющей организации или единоличному исполнительному органу управляющей организации.

Информация о работе Учет наличности на расчетном счете