Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 22:12, курсовая работа
Хозяйственная деятельность предприятия не может осуществляться без разнообразных расчетов внутри и вне организации. Внутренние расчеты – это, например, расчеты с персоналом по заработной плате, с подотчетными лицами по выданным им авансам. Внешние отношения – это расчеты с поставщиками за приобретенную продукцию, с подрядчиками за выполненные работы и услуги, это уплата налогов в бюджет, взносы органам социального страхования и обеспечения, получение средств от покупателей за реализованную продукцию и др
1 Теоретические сведения
Хозяйственная
деятельность предприятия не может
осуществляться без разнообразных
расчетов внутри и вне организации.
Внутренние расчеты – это, например,
расчеты с персоналом по заработной
плате, с подотчетными лицами по выданным
им авансам. Внешние отношения –
это расчеты с поставщиками за
приобретенную продукцию, с подрядчиками
за выполненные работы и услуги,
это уплата налогов в бюджет, взносы
органам социального
Расчеты внутренние и часть внешних ведутся наличными деньгами (выдача зарплаты работникам). Эти расчеты проводятся через кассу предприятия.
Расчеты предприятия с внешними субъектами осуществляется преимущественно безналичным путем – перечислением средств со счета плательщика на счет получателя. Посредником при этом является коммерческий банк. Отношения предприятия с банком строятся на основе договоров, для расчетов предприятие открывает в банке счета различных видов.
Расчетные счета, на которых владелец счета может распоряжаться своими средствами без ограничений, осуществляя любые операции; эти счета открываются всем коммерческим предприятиям, имеющим статус юридического лица.
Текущие счета открывают некоммерческим учреждениям и организациям, не являющимся юридическим лицом, причем владелец счета распоряжается средствами в точном соответствии со сметой, утвержденной вышестоящим органом, а перечень операций по счету регламентирован.
Специальные счета служат для хранения средств строго целевого назначения.
Предприятие
при необходимости может иметь
и валютные счета, используя их в
зависимости от того, в какой форме
ведутся расчеты с данным физическим
или юридическим лицом [4].
Расчеты предприятия делятся на две группы: платежи по товарным операциям, связанные с перемещением товара, (расчеты с поставщиками и подрядчиками) и расчеты по нетоварным операциям, предполагающие движение только денежных средств (расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, учредителями, подотчетными лицами) [5].
Расчеты
по нетоварным операциям оформляются
только платежными поручениями. Платежное
поручение – это поручение
владельца расчетного счета банку
перечислить соответствующую
Разумеется,
платежное поручение
Для товарных операций существуют следующие формы расчетов:
Расчеты платежными поручениями
Платежные поручения – широко распространенная форма расчетов по товарным операциям, они очень удобны в случае предварительной оплаты товаров или услуг. Вначале составляют платежное поручение на сумму предварительного взноса, а после получения товаров вносят остаток суммы.
Более часто практикуется предварительная оплата в размере 50 % от суммы сделки – паритетная в отношении той и другой стороны. Требование предоплаты в полном размере специфично.
Платежное
поручение выписывают на бланках
установленной формы и
Второй
и третий экземпляры платежного поручения
пересылаются в банк получателя. После
зачисления денег на его расчетный
счет второй экземпляр остается в
документах банка, а третий передается
получателю в подтверждение осуществленной
операции [8].
Расчеты платежными требованиями-поручениями
Платежное требование-поручение – это требование поставщика к покупателю оплатить стоимость товаров или услуг на основании приложенного комплекта документов.
Платежное требование-поручение в 3-х экземплярах поставщик выписывает после отгрузки продукции и отсылает покупателю.
Покупатель, получив продукцию, проверяет ее соответствие условиям договора и заполняет вторую часть платежного требования-поручения – платежное поручение, которым оплачивает полученные товары. Если полученные товары или услуги не предусматривались договором, недоброкачественные или некомплектные, получены не вовремя, покупатель может отказаться от оплаты всей или части партии товаров.
Согласие оплатить документ называется акцептом этого документа. Акцепт заверяют подписями руководителя, главного бухгалтера и печатью покупателя. Отказ от акцепта платежного требования-поручения должен быть обоснован ссылками на условия договора и заявлен в течение 3-х рабочих дней, не считая день поступления платежного требования-поручения в банк плательщика.
Три экземпляра платежного требования-поручения сдаются в банк плательщика, в документах плательщика остается первый экземпляр, второй высылается в банк поставщика, третий возвращается плательщику как подтверждение перечисления средств [9].
При расчетах
платежными требованиями-поручениями
используется инкассо. Инкассо –
это поручение банку получить
причитающиеся владельцу счета
денежные средства на основании расчетных,
товарных и денежных документов. Тогда
банк сам пересылает документы в
банк плательщика, что ускоряет платежи.
(Инкассовые услуги предоставляются клиентам
за комиссионное вознаграждение) [10].
Расчеты аккредитивами
Аккредитив – это поручение банка покупателя банку поставщика об оплате поставщику товаров и услуг на условиях, которые оговорены в аккредитивном заявлении покупателя. Заявление на открытие аккредитива составляют в 5-и экземплярах. Первый остается в банке покупателя, второй возвращается покупателю как подтверждение совершения операции, остальные экземпляры пересылаются в банк поставщика. Банк поставщика один экземпляр вручает поставщику, два других – использует для своих нужд [11].
Получив экземпляр заявления, поставщик начинает отгрузку товаров, а после отгрузки предъявляет в банк комплект документов, на основании которых на его расчетный счет зачисляются денежные средства. Затем комплект документов пересылают покупателю.
Эта форма расчетов используется только в иногородних расчетах. Аккредитив выставляют для расчетов только с одним поставщиком. Срок действия аккредитива устанавливается в договоре между поставщиком и покупателем.
Различают аккредитивы покрытые и непокрытые. Покрытым, или депонированным, считается аккредитив, при котором плательщик предварительно депонирует средства для расчета с поставщиком. По заявлению покупателя в свой банк часть средств с его расчетного счета перечисляется в банк поставщика на аккредитив.
Платежи
по непокрытому аккредитиву
Неиспользованный остаток аккредитива по окончании срока действия зачисляется обратно на расчетный счет покупателя.
На каждом
аккредитиве должно быть указано, является
он отзывным или безотзывным. При
отсутствии такого указания он считается
отзывным. Отзывной аккредитив может
быть изменен или аннулирован
банком покупателя (по поручению покупателя)
без согласования с поставщиком.
Безотзывной аккредитив не может
быть изменен или аннулирован
без согласия поставщика, в пользу
которого он открыт [12].
Расчеты расчетными чеками
Расчетный чек – это документ, содержащий безусловный письменный приказ лица, выдавшего чек, своему банку о перечислении указанной в чеке суммы с его счета на счет получателя средств (чекодержателя) [13].
Обычно расчетный чек выписывает плательщик и передает получателю средств в момент совершения хозяйственной операции. Тот предъявляет чек в свой банк для оплаты.
Чеки, как и аккредитивы, могут быть покрытыми за счет средств, зачисленных клиентом на специальный счет, и непокрытыми, т. е. гарантированными банком.
Чтобы
получить расчетные чеки, предприятие
обращается в свой банк с заявлением,
в котором указывает количество
чеков и общую сумму, которая
требуется ему для расчетов чеками.
На основании этого заявления
определяется лимит одного чека, который
проставляют на оборотной стороне
каждого чека. Для депонированных
чеков одновременно с заявлением
в банк представляется платежное
поручение на заявленную денежную сумму.
После этого предприятие
Выписанные чеки действительны в течение десяти дней, не считая дня выписки.
Учет
выдачи чеков ведет владелец чековой
книжки на субсчете 2 «Чековые книжки»
активного счета 55 «Специальные счета
в банках» [14].
Вексельная форма расчетов
Здесь мы знакомимся с коммерческим кредитом. Коммерческий кредит – это отсрочка или рассрочка платежа за реализованную продукцию (услуги). Отсрочка или рассрочка платежа равносильны предоставлению краткосрочного кредита, за что с плательщика взимаются проценты. Эти проценты в пределах ставки, установленной законодательством, включаются в себестоимость приобретаемых товарно-материальных ценностей, а что сверх установленных пределов – выплачивается из чистой прибыли [15].
Поставщик предоставляет коммерческий кредит в форме расчетов по открытому счету или в вексельной форме.
В первом случае (при расчетах по открытому счету) поставщик предоставляет покупателю продукцию и расчетные документы, не получая от него долговых обязательств, но открывает счет его задолженности. Погашение задолженности происходит периодическими платежами.
Вексельная форма расчетов представляет собой расчеты между поставщиком и покупателем на основании специального документа – векселя. Вексель – это ценная бумага, представляющая собой письменное долговое обязательство установленной формы, дающая право его владельцу (векселедержателю) бесспорное право требовать от должника уплаты суммы обязательства.
Вексель используют как форму коммерческого кредита и как средство платежа. Различают два вида векселей:
Главное
условие переводного векселя
– его акцепт трассатом (
Отказ от платежа должен быть своевременно удостоверен у нотариуса или в суде. Органы суда выдают судебные решения по искам, основанным на опротестованных векселях. Векселедержатель вправе предъявить иск к лицам, обязанным по векселю, на сумму большую, чем указано в векселе, так как он несет потери и издержки, вызванные неполучением платежа и совершением протеста векселя.
Для повышения надежности векселя служит аваль. Аваль – это специальное вексельное поручительство, посредством которого полностью или частично гарантируется платеж. Авалист – лицо, совершающее аваль, и лицо, за которое он поручился (векселедатель или трассат), несут солидарную ответственность. В авале обязательно указывают, за кого он дан [9].