Учет наличности на расчетном счете

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 16:00, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе рассматривается бухгалтерский учет операций на расчетном счете.
Денежные средства организации находятся на счетах в банках, в выставленных аккредитивах, чековых книжках. Их преумножение, правильное использование, контроль за сохранением - важнейшая задача бухгалтерии.

Файлы: 1 файл

Учет на Расчетном счете 2008.doc

— 349.00 Кб (Скачать)

     Отсроченный платеж характеризует невозможность  погасить денежное обязательство в  намеченный срок и предполагает установление нового срока по данному платежу, т. е. продление первоначально установленного срока платежа, производимое по согласованию с получателем средств.

     Просроченные  платежи возникают при отсутствии средств у плательщика и невозможности  получения банковского или коммерческого кредита при наступлении намеченного срока платежа.

     Принцип обеспеченности платежа тесно связан с предыдущим принципом срочности  платежа, так как обеспеченность платежа предполагает для соблюдения срочности платежа наличие у  плательщика или его гаранта ликвидных средств, которые могут быть использованы для погашения обязательств перед получателем денежных средств.

     В зависимости от характера ликвидных  средств следует различать оперативную  и перспективную обеспеченность платежа.

      Оперативную обеспеченность обусловливает наличие  у плательщика или его гаранта  достаточной для платежа суммы  ликвидных средств первого класса.

     Перспективная обеспеченность платежей предполагает оценку платежеспособности и кредитоспособности на стадии установления хозяйственных связей (предоставление информации по платежеспособности, кредитоспособности плательщиков).

     Все принципы расчетов тесно связаны  и взаимообусловлены. Нарушение  одного из них приводит к нарушению  других.

     Безналичные расчеты производятся при соблюдении следующих условий:

  • банк хранит денежные средства предприятий на счетах, зачисляет поступающие на эти счета суммы, выполняет распоряжения предприятий об их перечислении и выдаче со счетов и о проведении других банковских операций, предусмотренных банковскими правилами и договорами;
  • средства со счетов предприятий списываются по распоряжению их владельца;
  • списание денежных средств с расчетного счета предприятия производится без его согласия (принудительно) лишь при платежах финансовым органам по просроченным налогам, по приказам арбитража и судебным искам;
  • все платежи со счетов предприятий осуществляются в очередности;
  • формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяются договором (соглашениями, отдельными договоренностями);
  • взаимные претензии по расчетам между плательщиком и получателем средств рассматриваются сторонами в установленном порядке без участия банковских учреждений;
  • претензии к банку, связанные с выполнением банковских операций, направляются предприятием в банк, допустившим нарушения; - подача жалобы и предъявление иска не приостанавливает операции по счету;
  • за несвоевременное или неправильное списание средств со счета владельца, а также за несвоевременное или неправильное зачисление банком сумм, причитающихся владельцу счета владелец вправе требовать от банка уплаты в свою пользу штрафа в размере 0,5% от суммы за каждый день задержки, если иное не оговорено в договоре между банком и клиентом.

     В бесспорном порядке со счетов организации  списывают платежи, не внесенные  в срок в государственный бюджет, внебюджетные фонды, фонды социального назначения, за таможенные процедуры, платежи по исполнительным и приравненным к ним документам. 
В безакцептном порядке оплачиваются счета энергоснабжающих, теплоснабжающих и водопроводно-канализационных организаций.

2.2.3 Формы безналичных  расчетов

     В настоящее время используются разные формы безналичных расчетов, при  которых применяются различные  банковские расчетные документы:

  • платежные поручения;
  • платежные требования;
  • платежные требования — поручения;
  • аккредитивы;
  • расчетные чеки и др.

     Банки не вправе отказывать клиентам в приеме платежных требований. Все расчетные  документы принимаются банком к  исполнению независимо от их суммы.

     Рассмотрим  основные формы безналичных расчетов.

     Платежное поручение представляет собой письменное распоряжение владельца счета на списание денег с его счета и зачисление их на счет получателя.

     Оно применяется в основном по нетоварным операциям, для перечисления в бюджет налогов, удержанных из оплаты труда  работников, для оплаты счетов организаций связи за услуги, для расчетов с органами имущественного, социального и медицинского страхования и в других случаях.

     Расчеты с помощью платежных поручений  осуществляются по договоренности сторон и по товарным операциям, которые могут быть срочными, досрочными и отсроченными.

     Срочный платеж совершается в следующих  вариантах:

  1. авансовый платеж, т.е. до отгрузки товара или предоставления (оказания) услуг;
  2. после отгрузки товара или оказания услуг, т. е. путем прямого акцепта товара или выполненных услуг (работ);
  3. частичные платежи при крупных сделках.

     Досрочный и отсроченный платежи могут  иметь место в рамках договорных отношений без ущерба для финансового  положения сторон.

     Платежные поручения действительны в течение 10 дней со дня выписки. Они, как и другие банковские документы, заполняются на компьютере или пишущей машинке без исправлений и подчисток, печатаются на бланке формы в количестве от 3 до 5 экземпляров в зависимости от того, в каком банке находится расчетный счет. При оформлении платежного поручения следует правильно указывать получателя и его банковские реквизиты (от этого зависит скорость и точность перечисления сумм по назначению). При заполнении поручения в реквизитах плательщика и получателя перед их наименованиями обязательно должны указываться идентификационные номера налогоплательщиков. Идентификационные номера налогоплательщиков не указываются в тех случаях, когда получателями или плательщиками являются учреждения Нац. банка, нерезиденты.

     При расчетах платежными поручениями в нижней части бланка необходимо четко указывать назначение платежа. В каждом конкретном случае нужно писать «Предоплата» или «Товар получен». При этом следует указывать: за что, по какому документу, от какого числа. Еще ниже ставятся подписи руководителя, главного бухгалтера и печать предприятия. Работник банка принимает платежное поручение к исполнению, проверяет правильность заполнения, ставит штамп на все экземпляры, а последний возвращает бухгалтеру для отражения данной операции на предприятии по счету 1030.

     При равномерных и постоянных поставках  расчеты между поставщиками и  покупателями могут осуществляться в порядке плановых платежей на основании  договоров (соглашений) с использованием платежных поручений, а также  других расчетных банковских документов.

     При этой форме расчеты осуществляются не по каждой отдельной отгрузке, отпуску  товаров или оказанию услуг, а  путем периодического перечисления денежных средств в сроки и  в размерах, заранее согласованных  сторонами. Плановые платежи применяются как при одногородних, так и при иногородних расчетах и могут производиться платежными поручениями, платежными требованиями, переводами или расчетными чеками. Суммы каждого планового платежа устанавливаются сторонами на предстоящий месяц (квартал) исходя из периодичности платежей и объема закупок (поставок) продукции, товаров или оказания услуг. Перерасчеты производятся в порядке, обусловленном в соглашении (договоре).

     Расчетные документы при данной форме расчетов могут выписываться как получателем (платежные поручения-требования), так и плательщиком (поручения, чеки). Стороны периодически уточняют состояние расчетов и на основании фактического отпуска товаров производят перерасчет. Расчеты уточняют один раз в 5, 10 или 15 дней, но не реже чем через 30 дней.

     Расчеты в порядке плановых платежей позволяют  значительно уменьшить объем  учетной и финансовой работы, поскольку  отпадает необходимость контроля за оплатой каждого отдельного платежного документа.

     Платежные требования используются организациями  для расчетов за продукцию и услуги, расчетов с бюджетом, органами социального  страхования и др. Их можно применять  в одногородних и иногородних  расчетах.

     Платежное требование представляет собой распоряжение владельца счета банку на перечисление денежных средств с его расчетного счета на счет получателя денег. В нем обязательно указывают назначение подлежащих перечислению сумм.

      Платежное требование передается в учреждение банка плательщика  в порядке последующего акцепта после получения получателем товарно-материальных ценностей или оказанных ему услуг. Вместе с тем оно может выписываться и для предварительной оплаты счетов поставщиков.

     Под предварительной оплатой понимают оплату товаров или оказанных  услуг, готовых к отгрузке (оказанию), получателем немедленно после получения платежа и отгружаемых (оказываемых) не позднее трех рабочих дней со дня получения платежа.

     Платежные требования оформляют, как правило, на сумму не менее предельной величины, установленной для банковских операций по безналичному расчету.

     Платежи менее этой суммы осуществляют обычно почтовыми переводами. Не ограничивается сумма переводов на имя отдельных  граждан причитающихся лично  им средств на имя других организаций, где нет кредитных учреждений.

     При расчетах платежными требованиями операции по расчету у поставщиков и  покупателей отражают на счетах бухгалтерского учета таким же образом, как и  при расчетах, платежными поручениями.

     Платежное требование-поручение представляет собой письменное требование поставщика к покупателю оплатить на основании направленных в обслуживающий банк плательщика расчетных и транспортно-отгрузочных документов стоимость поставленной по договору продукции выполненных работ или оказанных услуг.

     Поставщик, выписав платежное требование-поручение вместе с транспортно-отгрузочными документами (три экземпляра), направляет их в банк покупателя. Банк покупателя, получив документы, передает плательщику платежные требования-поручения, оставляя транспортно-отгрузочные документы в картотеке плательщика.

     Плательщик  обязан возвратить в обслуживающий банк платежное требование-поручение в течение трех дней со дня поступления его в банк плательщика.

     При согласии полностью или частично произвести оплату руководитель и главный  бухгалтер организации-плательщика  подписывают и ставят оттиск печати на всех экземплярах платежного требования-поручения и передают их в обслуживающий банк.

     Допускается передача платежного требования-поручения  поставщиком непосредственно покупателю (плательщику). Плательщик (руководитель и главный бухгалтер) подписывает все экземпляры платежного требования-поручения, ставит оттиск печати и передает в свое отделение банка для оплаты, указывая сумму прописью,

     При необходимости телеграфного авизования платежа поставщиком на всех экземплярах  требования-поручения проставляется надпись “Платеж перевести телеграфом”. Об отказе полностью или частично оплатить платежное требование-поручение плательщик уведомляет обслуживающий его банк в течение трех дней после получения документов. Оплаченное платежное требование-поручение банк плательщика отправляет в банк, обслуживающий поставщика.

     Аккредитив - поручение банка покупателя иногороднему банку поставщика производить оплату счетов поставщика за отгруженный товар или оказанные услуги на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении покупателя.

     Денежные  средства в сумме аккредитива  перечисляются с расчетного счета  покупателя на счет аккредитивов или  покупателю выдается ссуда. Это менее  предпочтительная форма расчетов для  покупателя, так как, он лишается сумм денежных средств еще до отгрузки материалов поставщиком.  
Каждый аккредитив открывается для расчетов только с одним поставщиком на срок 15 дней, в отдельных случаях банк может установить иной срок. При частичном использовании суммы аккредитива ее остаток перечисляется на расчетный счет. Особенно предпочтительна эта форма расчетов в условиях переходного периода к рыночным отношениям, так как создает возможность скорейшего получения платежа поставщиком после исполнения своих обязательств.

      Аккредитивная форма расчетов применяется в двух случаях: когда она установлена договором и когда поставщик переводит покупателя на эту форму расчетов в соответствии с положениями о поставщиках продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления.

     Банками могут открываться следующие виды аккредитивов:

  • покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);
  • отзывные и безотзывные (могут быть подтвержденными).

     При открытии покрытого аккредитива банк-эмитент перечисляет за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива в распоряжения исполняющего банка на весь срок действия аккредитива.

     При открытии непокрытого аккредитива банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета в пределах суммы аккредитива в порядке, определенном соглашением между банками.

Информация о работе Учет наличности на расчетном счете