Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 23:38, курсовая работа
Итак, целью курсовой работы является исследование материальных ресурсов и их эффективного использования на предприятии.
ВВЕДЕНИЕ……………...……………………………………………………………...3
1 ТЕОРЕТИКО - МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ…………………………………………………5
1.1 Понятие, классификация и оценка материально - производственных запасов...5
1.2 Учет движения материалов………………………………………………………10
1.3 Характеристика финансово - хозяйственной деятельности объекта исследования…………………………………………………………………………..19
2 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО - ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ НА ОАО «АВТОАГРЕГАТ»………………………………………….
2.1 Документальное оформление и аналитический учет материально - производственных запасов…………………………………………………………...25
2.2 Инвентаризация материально - производственных запасов…………………..30
2.3 Учет поступления и выбытия материалов. Отражение в бухгалтерской отчетности информации о материально - производственных запасах………….…33
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕТА МАТЕРИАЛЬНО - ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ…………………………
3.1 Аудит материально - производственных запасов………………………………38
3.2 Учет материально - производственных запасов в соответствии с МСФО……45
3.3 Автоматизация ведения учета материально - производственных запасов……48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..
На ее основании был установлен лимит изделия в количестве 6 штук. Отпущено было 4 шт., а в остатке осталось 2, один из которых вернули.
В соответствии с данными Требованием - накладной (Ф. № М – 11) (Приложение 4) так же анализировавшейся ранее, можно сказать о том, что со склада были отпущены упаковки вала верхнего (18-12-132) в количестве 1 шт. на сумму 10 149,55 руб., упаковка венца z- 14 (60-19-12) в количестве 3 шт. на сумму 42 886,22, и по 2 упаковки дисков муфты (16-121) и муфты z - 14 (18-12-323) на суммы 3 856,27 руб. и 9 166,57 руб. соответственно.
Таким образом, на основе анализа представленных документов, можно говорить о том, что ОАО «Автоагргат» ведет всю необходимую документацию по учету и выбытию материально – производственных запасов.
Значение аудиторской проверки операций с материально – производственными запасами организации велико. Помимо записей бухгалтерского учета источником информации и МПЗ служит первичная документация: приходные ордера, требования и другие. Первичные документы по поступлению и расходу производственных запасов играют важную роль в организации материального учета, так как являются его основой. Непосредственно по первичным документам осуществляют предварительный, текущий и последовательный контроль за движением, сохранностью и последующим использованием материальных ресурсов. Первичные документы по движению материалов должны тщательно оформляться, обязательно содержать подписи лиц, совершивших операции и коды соответствующих объектов учета. Контроль за соблюдением правил оформления движения материальных ресурсов возложен на главного бухгалтера и руководителей соответствующих подразделений рассматриваемого предприятия.
Приступая к проверке аудитору необходимо изучить все нормативные документы, касающиеся порядка приема, учета, хранения и отпуска материальных запасов, в частности, положения по учету материалов, тары, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, о порядке выдачи доверенностей материально - товарных запасов и другие.
Основной целью аудиторской проверки является получение достоверности информации:
Методика аудита МПЗ содержит ряд этапов.
Этап 1. Проверку операций с материальными запасами следует начинать с анализа их оценки, так как в фактическую себестоимость приобретения материалов помимо их стоимости по ценам приобретения включаются также: транспортно - заготовительные расходы; уплачиваемые снабженческим организациям комиссионные вознаграждения; таможенные пошлины; оплата услуг сторонним организациям по транспортировке, доставке и хранению ценностей. В то же время аудитор должен проверить, не включались ли в стоимость материалов расходы на содержание складов, отделов снабжения и сбыта производства или расходы на командирование работников для оформления и согласования договоров на поставку материалов, которые должны включаться в состав общехозяйственных расходов.
Этап 2. Он включает три основных вопроса: МПЗ; проверка полноты их оприходования; анализ правильности списания.
Проверка запасов
Отсутствие объективной информации о состоянии и стоимостной оценке МПЗ негативно отражается на финансовом состоянии предприятия, поскольку, во - первых, администрация предприятия не имеет возможности точно планировать деятельность предприятия, во - вторых, искажаются показатели финансового состояния предприятия, и внешние пользователи отчетности (кредиторы, банки, инвесторы) не могут объективно судить о рентабельности и платежеспособности предприятия, в-третьих, происходит искажение сумм налогов.
Порядок проведения инвентаризации представлен в таблице 6.
Таблица 6 - Порядок проведения инвентаризации
Порядок операций |
Название операции |
1. |
запрос документов о результатах инвентаризации за прошлые периоды |
2. |
проверка правильности отнесения операций к данному отчетному году |
3. |
сопоставление учтенных в конце года в журналах - ордерах отгрузки с накладными и выставленными счетами |
4. |
отборка операций по отгрузке материальных запасов и сверить их с накладными и выставленными счетами |
5. |
снятие копии |
6. |
проверка правильности данных, включенных в инвентаризационную ведомость |
7. |
выявление расхождений фактического
наличия и учетных данных и
при необходимости его |
До проведения инвентаризации
аудитору следует запросить документы
о результатах инвентаризации за
прошлые периоды, проанализировать
изменения в количестве и структуре
запасов, обсудить с администрацией
вопросы организации и
Сроки и частота проведения
инвентаризаций предусмотрены Законом
о бухгалтерском учете и
Аудитору следует убедиться в том, что проведение инвентаризации начинают с получения последнего товарного отчета со всеми документами, а также подписи материально - ответственного лица о том, что все товарно-материальные ценности и все документы как по приходу, так и по расходу им предъявлены.
При аудите запасов и незавершенного производства их неправильное отражение непосредственно сказывается на финансовых показателях. Необходимо проверить правильность отнесения операций к данному отчетному году. По реализованным или отгруженным в отчетном году МПЗ надо сопоставить учтенные в конце года в журналах - ордерах отгрузки с накладными и выставленными счетами10.
При проверке событий после даты составления баланса и установления правильности их отнесения к тому или иному отчетному периоду аудитор должен выполнить следующие процедуры: отобрать операции по отгрузке материальных запасов, учтенные в начале следующего года для выборочного тестирования и сверить их с накладными и выставленными счетами; убедиться, что среди учтенных операций нет таких, которые бы относились исходя из дат отгрузки в первичных документах к отчетному году.
Аналогичные тесты проводятся в отношении правильности отнесения по периодам оприходования МПЗ. При проверке отражения аудитор концентрирует внимание на данных счетов - фактур на товары, поступившие в самом конце отчетного периода, а также данных счетов - фактур на товары, поступившие в самом начале нового отчетного периода, их отражении на счетах бухгалтерского учета (по дебету счетов запасов: 10 «Материалы», 12 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы», 41 «Товары» и кредиту расчета счетов с кредиторами: 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 61 «Расчеты по авансам выданным»).
Затем проводится оценка поступления материально - производственных запасов имевшихся в отчетном периоде, на которые счета - фактуры пока не поступили. Аудитор должен убедиться, что они правильно отражены на счетах по ценам последнего поступления от данного поставщика.
Очень важно, чтобы аудитор в целях последующего контроля сразу же по окончании инвентаризации снял копию инвентаризационной ведомости. В инвентаризационные ведомости составляемые по результатам инвентаризации включают данные о выявленных излишках и недостачах. Аудитор проверяет правильность данных, включенных в инвентаризационную ведомость, то есть проводит сверку фактического наличия основываясь на своих записях результатов инвентаризации и учетных данных. При этом аудитор обращает внимание на возможные признаки, свидетельствующие о сокрытии недостач, а именно: неоговоренные исправления цен, количества и сумм отдельных товаров (материалов) в ведомостях, подчистки записей; добавление и дописки цен в инвентаризационные ведомости; исправленный подсчет единиц товара по страницам описи; проверки отдельных товаров в конце описи и другие.
Если по результатам проведенной
инвентаризации выявлены расхождения
фактического наличия и учетных
данных, должен быть выпущен приказ
руководителя предприятия и в
соответствии с его предписаниями
расхождение должно быть исправлено.
Кроме того, проверяется своевременность
и эффективность взыскания с
ответственных лиц
Учет выявленных излишков и недостач ведет к отклонениям от предписанных норм бухгалтерского учета, например, недостачи засчитываются излишками в отношении разных товаров, излишки и недостача неверно отражаются на счетах бухгалтерского учета.
Излишки выявленные в ходе инвентаризации должны быть оприходованы по дебету счетов материально – производственных запасов и по кредиту счета 80 «Прибыли и убытки». Выявленные недостачи должны быть отнесены на счет расчетов с виновными лицами (субсчет 73/3 «Расчеты по возмещению материального ущерба»). Недостача товаров может быть отнесена на издержки, если виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом.
При проведении инвентаризации МПЗ аудитор может столкнуться с некоторыми трудностями.
Трудности идентификации. Отдельные виды запасов сложно определить, а следовательно и оценить из - за сложностей, связанных с особенностями технологического процесса. В этом случае следует использовать такие методы идентификации запасов, применение которых могло бы гарантировать получение надежных аудиторских доказательств. Иногда в этом случае требуется консультация специалистов.
Кроме того, в организациях может быть большое количество наименований или менее однородных, которые могут иметь довольно сложную систему идентификации. Такое разнообразие усложняет проверку.
Аудитор проверив соответствие применяемых методов оценки нормам учета, сможет сформировать мнение относительно того, насколько верно и субъективно они отражены в финансовой отчетности.
При проверке полноты оприходования и правильности списания МПЗ аудитору следует знать, что для контроля операций приобретения материальных ценностей и расчетов с поставщиками используется журнал - ордер № 6, а при использовании электронно - вычислительных машин - машинограммы кредитовых и дебетовых оборотов по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Записи в журнале - ордере № 6 ведутся позиционным способом - по каждому документу (счете - фактуре). Если при приемке материальных ценностей установлена недостача грузов в пути сверх норм естественной убыли или предъявлена претензия поставщику по сортности, комплектности и т.п., то на сумму недостачи (претензии) по дебету счета 63 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Выявленные при приемке излишки материалов приходуются обычной записью:
дебет счета 10 «Материалы»;
кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
И показываются в журнале - ордере № 6 отдельными строками как неотфактурованные поставки. При проверке полноты оприходования МПЗ анализируются расчетные документы, поступающие от поставщиков: платежные требования, счета - фактуры, товарно - транспортные накладные с разного рода приложениями. Прибывшие на предприятия МПЗ должны своевременно приходоваться на склад или, если они сразу не переданы в производство, оформляться как поступившие на склад и отпущенные затем в производство, о чем в документах делаются специальные отметки. В этом случае работник склада подтверждает наличие и передачу товарно-материальных ценностей в производство. Как свидетельствует ревизионная практика иногда порядок передачи ценностей в производство, минуя склад, нарушается, что приводит к злоупотреблениям.
МПЗ должны приходоваться в соответствующих единицах измерения. Приемка и оприходование МПЗ от поставщиков может оформляться приходными ордерами, выписываемыми на основании расчетных и других сопроводительных документов поставщиков, но на фактически принятое количество ценностей.
Особенно тщательно аудитор должен анализировать документы на списание материалов в производство и их нормирование.
Существенную роль играет контроль за достоверным отражением в бухгалтерском учете и балансе стоимости материалов, то есть оплаченных, но еще не прибывших к концу отчетного периода грузов. Поэтому объектами аудиторского контроля должны стать учетные записи в журнале - ордере № 6 или в заменяющей его машинограмме в части расчетов за оплаченные материальные ценности, находящиеся в пути
Информация о работе Учет материально - производственных запасов по материалам ОАО «Автоагрегат»