Учет материально - производственных запасов по материалам ОАО «Автоагрегат»

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 23:38, курсовая работа

Краткое описание

Итак, целью курсовой работы является исследование материальных ресурсов и их эффективного использования на предприятии.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………...……………………………………………………………...3

1 ТЕОРЕТИКО - МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ…………………………………………………5

1.1 Понятие, классификация и оценка материально - производственных запасов...5

1.2 Учет движения материалов………………………………………………………10

1.3 Характеристика финансово - хозяйственной деятельности объекта исследования…………………………………………………………………………..19

2 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО - ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ НА ОАО «АВТОАГРЕГАТ»………………………………………….

2.1 Документальное оформление и аналитический учет материально - производственных запасов…………………………………………………………...25

2.2 Инвентаризация материально - производственных запасов…………………..30

2.3 Учет поступления и выбытия материалов. Отражение в бухгалтерской отчетности информации о материально - производственных запасах………….…33

3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕТА МАТЕРИАЛЬНО - ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ…………………………

3.1 Аудит материально - производственных запасов………………………………38

3.2 Учет материально - производственных запасов в соответствии с МСФО……45

3.3 Автоматизация ведения учета материально - производственных запасов……48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 134.25 Кб (Скачать)

Учетная цена материальных запасов представляет собой себестоимость  приобретения (заготовления), которая  определяется самой организацией по сложившемуся уровню покупных цен с  добавлением расходов на транспортировку, упаковку, погрузку, разгрузку и  т.п. В качестве учетной цены могут  выступать и так называемые средние  или средневзвешенные покупные цены, определяемые расчетным путем по сложившимся уровням цен на начало и конец отчетного периода  по отдельным видам запасов. В  том и другом случае разница между  фактической себестоимостью приобретения и стоимостью запасов по учетным  ценам отражается в бухгалтерском  учете как отклонения в стоимости  материалов.

 

 

 

 

1.2 Учет движения материалов

 

Процесс движения материалов состоит из трех основных стадий: поступление  материалов в организацию, расходование материалов в организации, выбытие  материалов из организации. На первой стадии производится принятие материалов к учету на основании первичных  учетных документов и их стоимостная  оценка. Материалы поступают в  организацию путем:

• приобретения за плату;

• изготовления самой организацией;

• поступления в счет вклада в уставный капитал;

• безвозмездного получения;

• поступления в обмен  на другое имущество;

• поступления в результате ликвидации основных средств и иного  имущества.

На второй стадии происходит расходование материалов – их отпуск на производство продукции, исправление  брака, обслуживание производства для  управленческих нужд организации.

На третьей стадии осуществляется учет материалов, выбывающих из организации  вследствие различных причин:

• списания материалов (морально устаревших; пришедших в негодность по истечении сроков хранения; при  выявлении недостач, хищений, порчи, в том числе вследствие аварий, пожаров, стихийных бедствий и иных чрезвычайных обстоятельств);

• продажи (реализации) материалов;

• передачи материалов в  счет вклада в уставный капитал других организаций;

• безвозмездной передачи материалов другим организациям и лицам;

• передачи материалов в  обмен на другое имущество;

• передачи материалов в  счет вклада по договору простого товарищества (совместной деятельности). При учете  материалов на всех стадиях их движения следует руководствоваться методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными приказом Минфина России от 28.12.01 г. №119н.

Операции по движению материальных ценностей все юридические лица независимо от формы собственности  должны оформлять унифицированными первичными документами по учету  материалов, разработанными Госкомстатом России. Первичные документы на получение  и отпуск материалов должны быть правильно  оформлены, иметь соответствующие  подписи и быть заранее пронумерованы.

Список лиц, имеющих право  подписи на выдачу особо дефицитных и дорогостоящих материалов, и  перечень таких материалов устанавливаются  руководителем организации по представлению  начальника отдела снабжения и главного бухгалтера4.

Для оформления и учета  хозяйственных операций по движению материалов предусмотрены следующие  унифицированные формы первичной  учетной документации, представленные в таблице 2.

 

Таблица 2 - Документы по движению материалов

Номер формы

Наименование формы

1

2

М – 2

Доверенность

М – 2а

Доверенность


М – 4

Приходный ордер

М – 7

Акт о приемке материалов

М – 8

Лимитно – заборная карта


 

Продолжение таблицы 2

1

2

М – 11

Требование – накладная

М– 15

Накладная на отпуск материалов на сторону

М – 17

Карточка учета материалов

М – 35

Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разработке и демонтаже зданий и сооружений




 

         Поступающие в организацию материалы  (приобретенные за плату или  по договору мены, полученные  безвозмездно или в качестве  вклада в уставный капитал,  изготовленные в самой организации,  полученные в результате ликвидации  основных средств и т.п.), как  правило, направляются на склад  организации. Отпуск их непосредственно  на производство или на хозяйственные  нужды, минуя склад, не рекомендуется.

При приемке материалов необходимо:

• зарегистрировать документы  в журнале учета поступающих  грузов;

• проверить соответствие данных этих документов договорам поставки – по ассортименту, ценам и количеству материалов, способу и срокам отгрузки и другим условиям поставки, предусмотренным  договором;

•  проверить правильность расчетов в расчетных документах;

• оплатить расчетные документы  полностью или частично или мотивированно  отказаться от оплаты;

• определить фактические  размеры ответственности в случае нарушения условий договора;

• передать документы в  подразделения организации (бухгалтерию, финансовый отдел и т.п.) в сроки, предусмотренные правилами документооборота в организации.

Для получения материалов со склада поставщика или от организации  уполномоченному лицу выдаются соответствующие  документы и доверенность на получение  материалов.

Оформление доверенностей  производится в порядке, установленном  действующим законодательством  по формам №М - 2 или №М-2а. Форму №М - 2а применяют организации, у которых  получение материалов по доверенности носит массовый характер. Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или  иного лица, уполномоченного на это  учредительными документами, с приложением  печати организации. Доверенность в  одном экземпляре оформляет бухгалтерия  организации и выдает под расписку получателю. Выдачу доверенностей регистрируют в заранее пронумерованном и  прошнурованном журнале учета выданных доверенностей. Выдача доверенностей  лицам, не работающим в организации, не допускается. Доверенность должна быть полностью заполнена, содержать  дату ее выдачи и образец подписи  лица, на имя которого выписана. Доверенность выдается обычно сроком на 15 дней.

При приемке материалы  подвергаются тщательной проверке на соответствие ассортименту, количеству и качеству. Акт о приемке материалов служит основанием для предъявления претензий и исков к поставщику или транспортной организации. После  приемки материалов акты с приложением  документов (транспортных накладных  и т.д.) передают: один экземпляр –  в бухгалтерию организации для  учета движения материалов, другой – отделу снабжения или бухгалтерии  для направления претензионного письма поставщику.

В настоящее время применяются  различные варианты учета материалов в бухгалтерской службе: аналитический  и синтетический5.

Так, аналитический учет материалов (количественный и суммовой учет) может вестись на основе использования  оборотных ведомостей или сальдовым  методом.

Аналитический учет ведется  в разрезе каждого склада, подразделения  по местам хранения материалов, а внутри них – в разрезе каждого  наименования (номенклатурного номера), групп материалов, субсчетов и  синтетических счетов бухгалтерского учета.

Как правило, применяются  два варианта учета материалов с  использованием оборотных ведомостей:

1) в бухгалтерской службе  ведутся карточки количественно  – суммового учета материалов, которые открываются на каждое  наименование (номенклатурный номер)  материалов. В карточках бухгалтер  отражает движение материалов (приход, расход) на основании первичных  учетных документов (приходных, расходных,  на внутренние перемещения), сдаваемых  в бухгалтерскую службу складами  и подразделениями.

Таким образом, в бухгалтерской  службе дублируется складской учет с той лишь разницей, что в бухгалтерской  службе ведется количественно –  суммовой учет, а на складах и  в подразделениях – только количественный учет. В этих карточках ежемесячно выводятся обороты за месяц и  остатки на начало следующего месяца. Используя данные этих карточек, бухгалтерская  служба ежемесячно составляет оборотные  ведомости материалов отдельно по каждому  складу и подразделению.

На основе указанных оборотных  ведомостей составляется сводная оборотная  ведомость, в которую переносятся  итоги оборотных ведомостей складов  и подразделений по группам, субсчетам, синтетическим счетам, по складам  и подразделениям в целом. Отдельно учитывается движение (образование  и распределение) и остатки транспортно-заготовительных  расходов.

Сальдовый метод учета  материалов заключается в том, что  в бухгалтерии организации не ведется количественный и суммовой учет движения (прихода и расхода) материалов в разрезе их номенклатуры и не составляются оборотные ведомости  по номенклатуре материалов. Учет движения материалов ведется в разрезе  групп, субсчетов и синтетических  счетов материалов бухгалтерской службой  только в денежном выражении, исходя из учетных цен. Отдельно учитываются движение (образование и распределение) и остатки транспортно-заготовительных расходов.

Аналитический учет материалов на складах организации осуществляется по каждому сорту, виду и размеру, в соответствии с порядком хранения материалов, определяемом как условиями  производственного потребления  материалов, так и требованиями организации  складского хозяйства.

МПЗ принимается к учету  по фактической себестоимости. МПЗ  отражаются в учете по ценам фактической  себестоимости или учетным ценам.

Формирование фактической  себестоимости материалов в учете  может осуществляться следующими способами:

  1. фактическая себестоимость формируется непосредственно на счет 10;
  2. фактическая себестоимость формируется с использованием счетов 15 и 16.

При учете МПЗ по фактической  стоимости МПЗ ведется на счете 10 «Материалы».

 Все данные о фактических  расходах, понесенных при заготовлении  материалов, собираются по дебету 10. По дебету 10 «Материалы» отражается  поступление МПЗ, их выбытие  отражается на счете 60 «Расчеты  с поставщиками и подрядчиками»

При отражении покупной стоимости  материалов на основе накладных счетов - фактур поставщика с кредита счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»  списывается на счет 10 «Материалы».

Отражение  транспортных расходов по приобретению материалов на основе накладных, счетов фактур транспортной организации происходит с кредита  счета 60 «Расчеты с поставщиками и  подрядчиками» на дебет счета 10 «Материалы».

 Расходы по оплате  услуг посредническим организациям  на основе счетов - фактур посредника  списывается с кредита счета  60 «Расчеты с поставщиками и  подрядчиками» на дебет счета  10 «Материалы».

То есть все операции по поступлению и выбытию МПЗ  отражаются в проводке, представленной на рисунке 2.

 

 

                    Дт            10           Кт



                 с Кт 60              в Дт 20, 23, 08


              поступление          выбытие

 

 

Рисунок 2 – Поступление  и выбытие МПЗ

 

Расходы без учета НДС  отражаются по дебету счета 19 «НДС по приобретенным  материальным ценностям» и кредиту  счета 60 «Расчеты с поставщиками и  подрядчиками».

Данный способ учета формирования себестоимости материалов целесообразно  использовать предприятиям, у которых:

  1. небольшая номенклатура использования материалов;
  2. малое количество поставок материалов за период;
  3. все данные для формирования фактической себестоимости материалов поступают в бухгалтерию одновременно.

Если в учетной политике предприятия выбран метод учета  МПЗ по учетным ценам, то используются счета 15  «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение  в стоимости материальных ценностей».

Информация о работе Учет материально - производственных запасов по материалам ОАО «Автоагрегат»