Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 23:38, курсовая работа
Итак, целью курсовой работы является исследование материальных ресурсов и их эффективного использования на предприятии.
ВВЕДЕНИЕ……………...……………………………………………………………...3
1 ТЕОРЕТИКО - МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ…………………………………………………5
1.1 Понятие, классификация и оценка материально - производственных запасов...5
1.2 Учет движения материалов………………………………………………………10
1.3 Характеристика финансово - хозяйственной деятельности объекта исследования…………………………………………………………………………..19
2 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО - ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ НА ОАО «АВТОАГРЕГАТ»………………………………………….
2.1 Документальное оформление и аналитический учет материально - производственных запасов…………………………………………………………...25
2.2 Инвентаризация материально - производственных запасов…………………..30
2.3 Учет поступления и выбытия материалов. Отражение в бухгалтерской отчетности информации о материально - производственных запасах………….…33
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕТА МАТЕРИАЛЬНО - ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ…………………………
3.1 Аудит материально - производственных запасов………………………………38
3.2 Учет материально - производственных запасов в соответствии с МСФО……45
3.3 Автоматизация ведения учета материально - производственных запасов……48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..
Учетная цена материальных запасов представляет собой себестоимость приобретения (заготовления), которая определяется самой организацией по сложившемуся уровню покупных цен с добавлением расходов на транспортировку, упаковку, погрузку, разгрузку и т.п. В качестве учетной цены могут выступать и так называемые средние или средневзвешенные покупные цены, определяемые расчетным путем по сложившимся уровням цен на начало и конец отчетного периода по отдельным видам запасов. В том и другом случае разница между фактической себестоимостью приобретения и стоимостью запасов по учетным ценам отражается в бухгалтерском учете как отклонения в стоимости материалов.
1.2 Учет движения материалов
Процесс движения материалов состоит из трех основных стадий: поступление материалов в организацию, расходование материалов в организации, выбытие материалов из организации. На первой стадии производится принятие материалов к учету на основании первичных учетных документов и их стоимостная оценка. Материалы поступают в организацию путем:
• приобретения за плату;
• изготовления самой организацией;
• поступления в счет вклада в уставный капитал;
• безвозмездного получения;
• поступления в обмен на другое имущество;
• поступления в результате ликвидации основных средств и иного имущества.
На второй стадии происходит расходование материалов – их отпуск на производство продукции, исправление брака, обслуживание производства для управленческих нужд организации.
На третьей стадии осуществляется учет материалов, выбывающих из организации вследствие различных причин:
• списания материалов (морально устаревших; пришедших в негодность по истечении сроков хранения; при выявлении недостач, хищений, порчи, в том числе вследствие аварий, пожаров, стихийных бедствий и иных чрезвычайных обстоятельств);
• продажи (реализации) материалов;
• передачи материалов в счет вклада в уставный капитал других организаций;
• безвозмездной передачи материалов другим организациям и лицам;
• передачи материалов в обмен на другое имущество;
• передачи материалов в счет вклада по договору простого товарищества (совместной деятельности). При учете материалов на всех стадиях их движения следует руководствоваться методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными приказом Минфина России от 28.12.01 г. №119н.
Операции по движению материальных ценностей все юридические лица независимо от формы собственности должны оформлять унифицированными первичными документами по учету материалов, разработанными Госкомстатом России. Первичные документы на получение и отпуск материалов должны быть правильно оформлены, иметь соответствующие подписи и быть заранее пронумерованы.
Список лиц, имеющих право подписи на выдачу особо дефицитных и дорогостоящих материалов, и перечень таких материалов устанавливаются руководителем организации по представлению начальника отдела снабжения и главного бухгалтера4.
Для оформления и учета
хозяйственных операций по движению
материалов предусмотрены следующие
унифицированные формы
Таблица 2 - Документы по движению материалов
Номер формы |
Наименование формы |
1 |
2 |
М – 2 |
Доверенность |
М – 2а |
Доверенность |
М – 4 |
Приходный ордер |
М – 7 |
Акт о приемке материалов |
М – 8 |
Лимитно – заборная карта |
Продолжение таблицы 2
1 |
2 |
М – 11 |
Требование – накладная |
М– 15 |
Накладная на отпуск материалов на сторону |
М – 17 |
Карточка учета материалов |
М – 35 |
Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разработке и демонтаже зданий и сооружений |
Поступающие в организацию
При приемке материалов необходимо:
• зарегистрировать документы в журнале учета поступающих грузов;
• проверить соответствие данных этих документов договорам поставки – по ассортименту, ценам и количеству материалов, способу и срокам отгрузки и другим условиям поставки, предусмотренным договором;
• проверить правильность расчетов в расчетных документах;
• оплатить расчетные документы полностью или частично или мотивированно отказаться от оплаты;
• определить фактические
размеры ответственности в
• передать документы в
подразделения организации (бухгалтерию,
финансовый отдел и т.п.) в сроки,
предусмотренные правилами
Для получения материалов со склада поставщика или от организации уполномоченному лицу выдаются соответствующие документы и доверенность на получение материалов.
Оформление доверенностей производится в порядке, установленном действующим законодательством по формам №М - 2 или №М-2а. Форму №М - 2а применяют организации, у которых получение материалов по доверенности носит массовый характер. Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это учредительными документами, с приложением печати организации. Доверенность в одном экземпляре оформляет бухгалтерия организации и выдает под расписку получателю. Выдачу доверенностей регистрируют в заранее пронумерованном и прошнурованном журнале учета выданных доверенностей. Выдача доверенностей лицам, не работающим в организации, не допускается. Доверенность должна быть полностью заполнена, содержать дату ее выдачи и образец подписи лица, на имя которого выписана. Доверенность выдается обычно сроком на 15 дней.
При приемке материалы подвергаются тщательной проверке на соответствие ассортименту, количеству и качеству. Акт о приемке материалов служит основанием для предъявления претензий и исков к поставщику или транспортной организации. После приемки материалов акты с приложением документов (транспортных накладных и т.д.) передают: один экземпляр – в бухгалтерию организации для учета движения материалов, другой – отделу снабжения или бухгалтерии для направления претензионного письма поставщику.
В настоящее время применяются различные варианты учета материалов в бухгалтерской службе: аналитический и синтетический5.
Так, аналитический учет материалов (количественный и суммовой учет) может вестись на основе использования оборотных ведомостей или сальдовым методом.
Аналитический учет ведется в разрезе каждого склада, подразделения по местам хранения материалов, а внутри них – в разрезе каждого наименования (номенклатурного номера), групп материалов, субсчетов и синтетических счетов бухгалтерского учета.
Как правило, применяются два варианта учета материалов с использованием оборотных ведомостей:
1) в бухгалтерской службе
ведутся карточки
Таким образом, в бухгалтерской службе дублируется складской учет с той лишь разницей, что в бухгалтерской службе ведется количественно – суммовой учет, а на складах и в подразделениях – только количественный учет. В этих карточках ежемесячно выводятся обороты за месяц и остатки на начало следующего месяца. Используя данные этих карточек, бухгалтерская служба ежемесячно составляет оборотные ведомости материалов отдельно по каждому складу и подразделению.
На основе указанных оборотных
ведомостей составляется сводная оборотная
ведомость, в которую переносятся
итоги оборотных ведомостей складов
и подразделений по группам, субсчетам,
синтетическим счетам, по складам
и подразделениям в целом. Отдельно
учитывается движение (образование
и распределение) и остатки транспортно-
Сальдовый метод учета материалов заключается в том, что в бухгалтерии организации не ведется количественный и суммовой учет движения (прихода и расхода) материалов в разрезе их номенклатуры и не составляются оборотные ведомости по номенклатуре материалов. Учет движения материалов ведется в разрезе групп, субсчетов и синтетических счетов материалов бухгалтерской службой только в денежном выражении, исходя из учетных цен. Отдельно учитываются движение (образование и распределение) и остатки транспортно-заготовительных расходов.
Аналитический учет материалов
на складах организации
МПЗ принимается к учету
по фактической себестоимости. МПЗ
отражаются в учете по ценам фактической
себестоимости или учетным
Формирование фактической себестоимости материалов в учете может осуществляться следующими способами:
При учете МПЗ по фактической стоимости МПЗ ведется на счете 10 «Материалы».
Все данные о фактических
расходах, понесенных при заготовлении
материалов, собираются по дебету
10. По дебету 10 «Материалы» отражается
поступление МПЗ, их выбытие
отражается на счете 60 «Расчеты
с поставщиками и подрядчиками»
При отражении покупной стоимости материалов на основе накладных счетов - фактур поставщика с кредита счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» списывается на счет 10 «Материалы».
Отражение транспортных расходов по приобретению материалов на основе накладных, счетов фактур транспортной организации происходит с кредита счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» на дебет счета 10 «Материалы».
Расходы по оплате
услуг посредническим
То есть все операции по поступлению и выбытию МПЗ отражаются в проводке, представленной на рисунке 2.
Дт 10 Кт
с Кт 60 в Дт 20, 23, 08
поступление выбытие
Рисунок 2 – Поступление и выбытие МПЗ
Расходы без учета НДС отражаются по дебету счета 19 «НДС по приобретенным материальным ценностям» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Данный способ учета формирования себестоимости материалов целесообразно использовать предприятиям, у которых:
Если в учетной политике предприятия выбран метод учета МПЗ по учетным ценам, то используются счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
Информация о работе Учет материально - производственных запасов по материалам ОАО «Автоагрегат»