Учет и операционная деятельность в банках

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 16:40, курсовая работа

Краткое описание

Бухгалтерский учет денежных средств, расчетных и кредитных операций выполняет следующие основные задачи:
-проверка правильности документального оформления и законности операций с денежными средствами, расчетных и кредитных операций , своевременное и полное отражение их в учете .
-обеспечение своевременности, полноты и правильности расчетов по всем видам платежей и поступлений , выявление дебиторской и кредиторской задолженности .
-своевременное выявление результатов инвентаризации денежных средств , денежных документов и расчетов , обеспечение изыскания дебиторской и погашение кредиторской задолженности и ссуд кредитных учреждений в установленные сроки .
-обеспечение сохранности денежных средств , бесперебойное обеспечение денежной наличностью неотложных нужд организации
-изыскание возможностей наиболее рационального вложения свободных денежных средств как источника финансовых инвестиций , приносящих доход .

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………………..2
1.Учетная политика в части расчетно-кассовых операций……………………………………………3
2.Учет кассовых операций…………………………………………………………………………….....3 2.1 Документальное оформление движения денежных средств в кассе и бухгалтерская обработка кассовых отчетов……………………………………………………………….………………………….5
2.2 Синтетический и аналитический учет денежных средств в кассе………………………………..9 2.3 Учет подотчетных сумм……………………………………………………………………….…….12
2.4Анализ учета подотчетных сумм…………………………………………………………………….12 2.5 Аудит расчетов с подотчетными лицами………………………………………..…………………12 2.6 Аудит денежных средств в кассе……………………………………………………………………14
3. Учет расчетных операции…………………………………………………………………………...17
3.1 Синтетический и аналитический учет денежных средств на расчетном счете………………..18
3.2 Расчеты аккредитивами…………………………………………………………...……………….19
3.3 Расчеты платежными требованиями-поручениями……………………………………………...20
3.4 Расчеты платежными поручениями……………………………………………………………….20
3.5 Расчеты векселями………………………………………………………………………………….22
3.6 Расчеты чеками……………………………………………...……………………………………...24
3.7 Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками………………………………………………...25
3.8 Бухгалтерский учет взаимозачетов………………………………………………………………..26
3.9 Экономический анализ расчетных операций…………………………………………………….28
Заключение…………………………………………………………………………………………29
Список использованной литературы……………………………………………………………..30

Файлы: 1 файл

Учет и операц деят..doc

— 171.50 Кб (Скачать)

3.5 Расчеты векселями.

    Представляет собой расчеты между поставщиком и плательщиком за товары или услуги с отсрочкой платежа (коммерческий кредит) на основе специального документа-векселя.

ВЕКСЕЛЬ — это безусловное письменное долговое обязательство строго установленной законом формы, дающее его владельцу (векселедателю) бесспорное право по наступлении срока требовать от должника уплаты обозначенной в векселе денежной суммы. Закон различает два основных вида векселей: простые и переводные.

ПРОСТОЙ ВЕКСЕЛЬ (соло-вексель) представляет собой письменный документ, содержащий простое и ничем не обусловленное обязательство векселедателя (должника) уплатить определенную сумму денег в определенный срок и в определенном месте получателю средств или его приказу. Простой вексель выписывает сам плательщик, и по существу он является его долговой распиской.

ПЕРЕВОДНЫЙ  ВЕКСЕЛЬ (тратта) — это письменный документ, содержащий безусловный приказ векселедателя (кредитора) плательщику об уплате указанной в векселе денежной суммы третьему лицу или его приказу.

        В отличие от простого в  переводном векселе участвуют не два, а как минимум три лица: векселедатель (трассант), выдающий вексель; плательщик (трассат), к которому обращен приказ произвести платеж по векселю; векселедержатель (ремитент) — получатель платежа по векселю.

        Переводный вексель обязательно  должен быть акцептован плательщиком (трассатом), и только после этого он приобретает силу исполнительного документа. Акцептант переводного векселя, так же как векселедатель простого векселя, является главным вексельным должником, он несет ответственность за оплату векселя в установленный срок. АКЦЕПТ отмечается в левой части лицевой стороны векселя и выражается словами «акцептован, принят, заплачу» и т.п. с обязательным проставлением подписи плательщика.

      Вексель является строго формальным документом. Он содержит перечень обязательных реквизитов. Отсутствие хотя бы одного из них лишает вексель юридической силы.

      К обязательным вексельным реквизитам относятся: вексельная метка, т. е. обозначение документа словом «вексель», выраженное на том же языке, на котором написан документ;

место и время составления векселя (день, месяц и год составления);

обещание  уплатить определенную денежную сумму;

указание  денежной суммы цифрами и прописью (исправления не допускаются);

срок  платежа;

место платежа;

наименование  того, кому или по приказу кого должен быть совершен платеж;

подпись векселедателя — представляется им собственноручно рукописным путем.

        В отличие от простого векселя,  где плательщиком является ВЕКСЕЛЕДАТЕЛЬ, в переводном векселе плательщиком является особое лицо — ТРАССАТ. Наименование последнего является дополнительным обязательным реквизитом переводного векселя. Обычно обозначение плательщика (трассата) производится проставлением названного лица в левом нижнем углу на лицевой стороне векселя. Вместо слов «обязуюсь оплатить», как это имеется в простом векселе, в переводном записывается приказ уплатить: «заплатите», «платите».

      Действующее вексельное законодательство предусматривает возможность передачи векселя из рук в руки в качестве орудия платежа с помощью передаточной надписи (ИНДОССАМЕНТА). Передача векселя по индоссаменту означает передачу вместе с векселем другому лицу и права на получение им платежа по данному векселю. Векселедержатель на оборотной стороне векселя либо на добавочном листе (аллонже) пишет слова: «платите приказу» или «платите вместо меня (нас)» с указанием того, к кому переходит платеж.

      Лицо, передающее вексель по индоссаменту, называется ИНДОССАНТОМ. Лицо, получающее вексель по индоссаменту, — ИНДОССАТОМ. К индоссату переходят все права и обязательства по векселю. Закон предусматривает, что все зачеркнутые индоссаменты считаются ненаписанными и не имеют юридической силы. По векселю, оформленному передаточными надписями, все участвующие в нем лица несут солидарную ответственность за платежи. Возможность индоссирования векселей должна расширить границы их использования, превратить вексель из простого орудия оформления коммерческого кредита в кредитное орудие обращения, обслуживающее реализацию товаров и услуг. 

3.6 Расчеты чеками.

        Расчетный счет содержит письменное  поручение владельца счета обслуживающему его банку на перечисление указанной в чеке суммы денег с его счета на счет получателя средств. Данная форма расчетов в последние годы все шире используется при одногородних расчетах ( особенно для расчетов с транспортными организациями ).  

        Различают чеки из лимитированных  и нелимитированных чековых книжек. Лимитированные чековые книжки выдаются для расчетов только с одним поставщиком или подрядчиком. Сумма лимита и срок действия книжки должны быть ограничены.   

       При поступлении товаров ( оказание  услуг ) плательщик выписывает  чек из книжки и передает  его представителю поставщика  или подрядчика, который становится  чекодержателем. Чекодержатель представляет выписанный чек в свое учреждение банка, как правило, на следующий день со дня выписки для зачисления денег на его расчетный счет.

       Депонирование средств при выдаче  чековых книжек у плательщика  учитывается на счете 55 “Специальные счета в банках”, субсчет 2 “Чековые книжки”, с кредита счетов 51 “Расчетный счет”, 90 “ Краткосрочные кредиты банков” и других подобных счетов. По мере оплаты задолженности чеками их списывают с кредита счета 55 в дебет счета 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами” и др. 

3.7 Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками.

  К  поставщикам и подрядчикам относят  организации , поставляющие сырье  и другие товарно-материальные ценности, а также оказывающие различные виды услуг ( отпуск электроэнергии, пара ,воды, газа и др .) и выполняющие разные работы ( капитальный и текущий ремонт основных средств и др .)

       Расчеты с поставщиками и подрядчиками  осуществляются после отгрузки  ими товарно-материальных ценностей, выполнения работ или оказания услуг либо одновременно сними с согласия организации или по ее поручению.

       Без согласия организации в  безакцептном порядке оплачиваются  требования за отпущенный газ, воду, тепловую и электрическую энергию, выписанные на основании показателей измерительных приборов и действующих тарифов, а также за канализацию, пользование телефоном, почтово- телеграфные услуги.

       Положением о безналичных расчетах  в РФ предложена форма расчетов, основанная на использовании  выписываемого поставщиком платежного  требования-поручения. Оно принимается банком покупателя к исполнению только при наличии средств на расчетном счете покупателя и при его письменном согласии оплатить полностью или частично платежное требование-поручение.

      На предъявленные на оплату  счета поставщиков кредитуют счет 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками “ и дебетуют соответствующие материальные счета ( 10, 12 и др .) или счета по учету соответствующих расходов (20,26,31 и др .)

      На счете 60 задолженность отражается  в пределах сумм акцепта.

      При обнаружении недостач по поступившим товарно-материальным ценностям, несоответствия цен, обусловленных договором, и арифметических ошибок счет 60 кредитуют на соответственную сумму в корреспонденции со счетом 63 “Расчеты по претензиям”.

      Сумма НДС включается поставщиками и подрядчиками в счета на оплату и отражается у покупателя по дебету счета 19 и кредиту счета 60. Погашение задолженности перед поставщиками отражается по дебету счета 60 и кредиту счетов учета денежных средств ( 51, 52, 55 ) или кредитов банка ( 90, 92 ) . Порядок бухгалтерских записей при погашении задолженности перед поставщиками зависит от применяемых форм расчетов.

       При журнально-ордерной форме  учет расчетов с поставщиками  ведут в журнале-ордере № 6. В данном журнале-ордере синтетический учет расчетов с поставщиками сочетается с аналитическим учетом. Аналитический учет расчетов с поставщиками при расчетах и порядке плановых платежей ведут в ведомости № 5, данные которой в конце месяца включают общими итогами по корреспондирующим счетам в журнал-ордер № 6.

       Аналитический учет должен обеспечивать  получение следующих данных о  задолженности поставщикам : по неоплаченным в срок расчетным документам , срок оплаты которых не наступил ; по неоплаченным в срок расчетным документам : по неотфактурованным поставкам ; по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил ; по просроченным векселям ; по полученному коммерческому кредиту.

      При автоматизации учета на  основании выписок банка составляются  машинограммы синтетического и аналитического учета по каждому счету, применяемому для учета расчетов с поставщиками и покупателями. Эти машинограммы служат основанием для разработки машинограмм-оборотных ведомостей по счетам, по итоговым данным которых делаются записи в Главную книгу. 

3.8  Бухгалтерский учет взаимозачетов.

      Последние несколько лет состояние российской экономики характеризуется кризисом неплатежей, который наиболее остро проявляется на крупных предприятиях. Не получая своевременно денег за производимую ими продукцию, они не могут рассчитываться со своими поставщиками и подрядчиками. Как правило, крупными кредиторами из числа подрядчиков, которым приходится регулярно перевозить к месту производства большие объемы товарно-материальных ценностей, являются транспортные организации, в том числе и железные дороги. Сложившаяся ситуация заставляет стороны искать другие пути расчетов. Наиболее доступным среди них является проведение взаимозачета, осуществляемого по самым разным схемам и основанного, как правило, на передаче продукции в счет дебиторской задолженности. Иногда такие операции трактуют как бартерные, но это неверно, так как в нашем случае речь идет о погашении долга деньгами, что и вытекает из договора поставки, в то время как бартерная сделка с самого начала предполагает погашение обязательства товарами или услугами.

      Заключение  договоров с оплатой в рублях с платежеспособными покупателями продукции, поставляемой дебитором в счет снижения своей задолженности.

      При этом составляются следующие проводки:

      1. Учитывается дебиторская задолженность вновь появившегося дебитора на указанную в договоре сумму (за отгружаемую ему продукцию):

Д-т  сч. 62 “Расчеты с  покупателями и заказчиками” - 2000000 руб.

К-т  сч. 46 “Реализация  продукции, работ, услуг” - 2000000 руб.

      Подобные  договоры могут предусматривать  или не предусматривать образование  прибыли. Отсутствие прибыли по договору на реализацию продукции, поставляемой в счет дебиторской задолженности, обусловливается несколькими причинами: продукция передается дебитором на сумму задолженности за оказанные услуги, в которых заложена сумма прибыли; продукция передается дебитором по ценам его реализации без каких-либо скидок,, что затрудняет поиск покупателя по более высоким ценам.

      2. Отражается налог на добавленную  стоимость:

Д-т  сч. 46 “Реализация  продукции, работ, услуг” - 333400 руб.

К-т  сч. 68 “Расчеты с  бюджетом”, субсчет - по НДС - 333400 руб.

      3. Фиксируется снижение дебиторской  задолженности поставщику передаваемой третьей фирме продукции (на основании выставляемых счетов) с учетом НДС к возмещению из бюджета:

Д-т  сч. 46 “Реализация  продукции, работ, услуг” - 1800000 руб.

Д-т  сч. 19 “НДС по приобретенным  ценностям”, субсчет - расчеты по НДС - 300000 руб.

К-т  сч. 76 “Расчеты с  разными дебиторами и кредиторами”- 1500000 руб.

      4. Выявляется финансовый результат:

      прибыль:

Д-т  сч. 46 “Реализация  продукции, работ, услуг”,  К-т сч. 80 “Прибыли и убытки”,

      убыток:

Д-т  сч. 80 “Прибыли и  убытки” - 200000 руб.

  К-т сч. 46 “Реализация  продукции, работ,  услуг” - 200000 руб.

      Появление прибыли или убытка зависит от условий договора. Наиболее четко работает схема, при которой в условиях соглашения оговорено, что покупатель полностью оплачивает счета, выставляемые продавцом.

Информация о работе Учет и операционная деятельность в банках