Учет и операционная деятельность в банках

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 16:40, курсовая работа

Краткое описание

Бухгалтерский учет денежных средств, расчетных и кредитных операций выполняет следующие основные задачи:
-проверка правильности документального оформления и законности операций с денежными средствами, расчетных и кредитных операций , своевременное и полное отражение их в учете .
-обеспечение своевременности, полноты и правильности расчетов по всем видам платежей и поступлений , выявление дебиторской и кредиторской задолженности .
-своевременное выявление результатов инвентаризации денежных средств , денежных документов и расчетов , обеспечение изыскания дебиторской и погашение кредиторской задолженности и ссуд кредитных учреждений в установленные сроки .
-обеспечение сохранности денежных средств , бесперебойное обеспечение денежной наличностью неотложных нужд организации
-изыскание возможностей наиболее рационального вложения свободных денежных средств как источника финансовых инвестиций , приносящих доход .

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………………..2
1.Учетная политика в части расчетно-кассовых операций……………………………………………3
2.Учет кассовых операций…………………………………………………………………………….....3 2.1 Документальное оформление движения денежных средств в кассе и бухгалтерская обработка кассовых отчетов……………………………………………………………….………………………….5
2.2 Синтетический и аналитический учет денежных средств в кассе………………………………..9 2.3 Учет подотчетных сумм……………………………………………………………………….…….12
2.4Анализ учета подотчетных сумм…………………………………………………………………….12 2.5 Аудит расчетов с подотчетными лицами………………………………………..…………………12 2.6 Аудит денежных средств в кассе……………………………………………………………………14
3. Учет расчетных операции…………………………………………………………………………...17
3.1 Синтетический и аналитический учет денежных средств на расчетном счете………………..18
3.2 Расчеты аккредитивами…………………………………………………………...……………….19
3.3 Расчеты платежными требованиями-поручениями……………………………………………...20
3.4 Расчеты платежными поручениями……………………………………………………………….20
3.5 Расчеты векселями………………………………………………………………………………….22
3.6 Расчеты чеками……………………………………………...……………………………………...24
3.7 Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками………………………………………………...25
3.8 Бухгалтерский учет взаимозачетов………………………………………………………………..26
3.9 Экономический анализ расчетных операций…………………………………………………….28
Заключение…………………………………………………………………………………………29
Список использованной литературы……………………………………………………………..30

Файлы: 1 файл

Учет и операц деят..doc

— 171.50 Кб (Скачать)

         На полях проверенной выписки  против сумм операций и в  документах проставляются коды счетов, корреспондирующих со счетом 51 ”Расчетный счет”, а на документах указывается еще и порядковый номер его записи в выписке. Эти данные необходимы для контроля за движением денежных средств, автоматизации учетных работ, справок, проверок и последующего хранения документов. Проверка и обработка выписок должны производиться в день их поступления.

         Полученная из банка выписка  проверяется и обрабатывается: подбираются  все оправдательные документы, проставляются корреспондирующие счета (коды), а по расходам на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общепроизводственным и общехозяйственным издержкам обращения, расчетам с бюджетом и другим, кроме того, проставляются и коды статей. Это необходимо потому, что аналитический учет по многим счетам организуется в разрезе статей. Группировка сумм по статьям осуществляется в листах-расшифровках, которые открываются ежемесячно в разрезе счетов, цехов и заполняются по данным документов к соответствующим журналам-ордерам. 

  3.1 Синтетический и аналитический учет денежных средств на расчетном счете.

        Синтетический учет операций по расчетному счету бухгалтерия предприятия ведет на счете 51 ”Расчетный счет”. Это активный счет, по дебету которого записываются остаток свободных денежных средств предприятия на начало месяца, поступления наличных денег из кассы предприятия, денежные средства, зачисленные от покупателей продукции, заказчиков, дебиторов, полученные ссуды. По кредиту этого счета отражаются денежные средства в погашение задолженности предприятия поставщикам материальных ценностей (услуг), подрядчикам за выполненные работы, бюджету, банку за полученные ссуды, органам социального страхования и прочим кредиторам, а также суммы, выданные предприятию наличными в кассу. Для    отражения   оборотов   по   кредиту   счета   51  служит журнал-ордер №2. Обороты по дебету этого счета записываются в разных журналах-ордерах и, кроме того, контролируются ведомостью №2. Основанием для заполнения этих регистров являются проверенные и обработанные выписки из расчетного счета.

     Суммы с одинаковыми корреспондирующими счетами каждой выписки складываются и записываются в журнал-ордер и в ведомость итогами.

      Обязательное условие для заполнения  регистров - использование одной  строки для каждой выписки  независимо от того, за какой  период она составлена. Количество занятых строк журнала-ордера №2 и ведомости №2 за каждый месяц должно быть одинаковым и равно количеству полученных за этот период выписок из банка. Как в журнале ордере №2, так и в ведомости №2 суммы записываются в разрезе корреспондирующих счетов с дебетом и кредитом счета 51.

      Наличие этих показателей за  каждый отчетный день и месяц  позволяет счетным работникам анализировать источники поступления денежных средств на расчетный счет предприятия, контролировать целевое использование средств, исполнение обязательств перед бюджетом и прочими хозяйственными органами согласно утвержденному календарному графику финансовых платежей.

Анализируя  журнал-ордер № 2 и ведомость № 2 (см. приложение) можно сделать вывод, что основная масса средств ( 98.4%) поступает с головного предприятия ОАО "Кавказтрансгаз". Остальные средства поступают с кассы организации. Поступившие на расчетный счет деньги расходуются следующим образом:

-в кассу  организации на зарплату и  хознужды – (70 %) 

-на  оплату налогов – (1.26 %)

-во  внебюджетные фонды- (27.8 %)

-на  оплату коммунальных услуг- (3.24 %)

3.2 Расчеты аккредитивами .

      При расчетах с иногородними  поставщиками предприятия могут  использовать аккредитивную форму расчетов .

При использовании  этой формы расчетов покупатель депонирует в банке поставщика на отдельном счете сумму аккредитива . Каждый аккредитив выставляется для расчетов только с одним поставщиком . Срок действия и порядок расчетов по аккредитиву устанавливается договором между плательщиком и поставщиком . Заявление  об открытии аккредитива представляется в количестве , необходимом банку плательщика для выполнения условий аккредитива .

     Депонирование средств гарантирует  плательщику своевременный платеж  за отгруженные ТМЦ и оказанные услуги . Средства с аккредитива выплачиваются поставщику на основе реестра счетов транспортных документов , подтверждающих отгрузку ТМЦ .

      Порядок действий поставщика  и плательщика при использовании  аккредитивной формы расчетов приведен в схеме на рис.1.

                              Аккредитивная форма расчетов .

            

                          Поставщик            4           Покупатель

    

                       5               3                                  1

                       

  

                       Отделение банка,                 Отделение банка,

                        обслуживающее        2         обслуживающее

                       поставщика                          поставщика  

     рис 1.

   1-акредитивное заявление; 2-поручение  об открытии аккредитива; 3-извещение  об открытии аккредитива; 4-отзрузка продуктов и отправка соответствующих документов; 5-предьявление реестра счетов для немедленной оплаты

  К недостаткам аккредитивной формы  расчетов следует отнести замораживание средств покупателей на период действия аккредитива до его фактического использования, а также возможность задержки отгрузки продукции поставщиком  до поступления аккредитива. Вместе с тем она гарантирует немедленную оплату счетов поставщиков и способствует соблюдению расчетно-платежной дисциплины. 

  3.3 Расчеты платежными требованиями-поручениями.

      При данной форме расчетов  получатель средств представляет  в обслуживающий его банк расчетный документ , содержащий требование к плательщику об уплате получателю определенной суммы через банк за товарно-материальные ценности, выполненные работы  и оказанные услуги. Оплата платежных поручений- требований может быть последующим и предварительным. При предварительном акцепте банк производит списание средств со счета плательщика, если он не заявит в установленный срок отказ от акцепта. При последующем акцепте банк плательщика оплачивает платежное требование сразу после его поступления. Если плательщик в установленный срок заявит об отказе от акцепта, то банк немедленно восстанавливает сумму платежа на счете плательщика и списывает ее со счета получателя. Банк принимает последующие отказы от акцепта иногородних и одногородних требований в течении трех рабочих дней после поступления требования в банк плательщика.

  Требование  предъявляется в банк при иногородних  расчетах в трех экземплярах, при одногородних - в четырех экземплярах.

  Плательщик  имеет право отказаться от  акцепта счета в полной сумме  в случае отгрузки поставщиком продукции не заказанной , недоброкачественной, нестандартной, некомплектной досрочной поставки товаров или долгосрочного оказания услуг, предъявления поставщиком бестоварного требования, отсутствия утвержденных или согласованных в установленном порядке цен на товары и услуги и др. ,

  Если  покупатель отказался от акцепта  поручения- требования, то поступившие по этому поручению-требованию товары поступают на  ответственное хранение покупателя. При частичном отказе от акцепта товар остается на ответственном хранении покупателя в той части , от оплаты которой он отказался.

      В случае акцепта платежного поручения- требования отделение банка покупателя извещает отделение банка поставщика об оплате покупателем расчетного документа. Сумма платежа зачисляется отделением банка поставщика на расчетный или другой счет поставщика.  

       Схема документооборота при расчете платежными требованиями с использованием предварительного акцепта приведена на рисунке 1.

      Достоинством акцептной формы  расчетов платежными требованиями  является то, что она позволяет плательщику контролировать соблюдение поставщиком условий, предусмотренных договорами. Ее недостаток заключается в сравнительно медленном поступлении средств на счет поставщика ( 3 дня на акцепт и двойной срок почтового пробега).

      Расчеты платежными поручениями-  требованиями могут осуществляться и без их акцепта. Например , со счетов плательщика без акцепта оплачиваются требования за газ, воду, электрическую энергию, канализацию, пользование телефоном, почтово-телеграфные и некоторые другие услуги.

      При расчетах платежными поручениями-  требованиями расчеты у поставщиков отражают как реализацию продукции, т . е . с применением счетов 45”Товары отгруженные”, 46”Реализация продукции”, 62”Расчеты с поставщиками и заказчиками”и др. Покупатель использует счета 60 ”Расчеты с поставщиками и подрядчиками”, 51 “Расчетный счет”, 63 “Расчеты по претензиям”и др.

                 Поставщик                       1                      Покупатель

                                                           

                    2        7                                                      4        5

                                                         

         Отделение  банка,                    3                      Отделение банка,

          обслуживающее                                             обслуживающее

          поставщика                             6                       покупателя 

    Рис 2. Документооборот при расчете  платежными требованиями:                                   

    1- отправка документов , подтверждающих  отгрузку товара; 2- сдача поставщиком платежного поручения - требования в четырех экземплярах на инкассо; 3- отправка платежного поручения-требования в двух экземплярах учреждению банка плательщика; 4- извещение покупателя о поступлении платежного поручения- требования; 5- отправка покупателю оплаченного платежного поручения-требования;

  извещение  об оплате покупателем счета; 7- перечисление платежа за счет  поставщика и извещение об этом поставщика.  

3.4 Расчеты платежными поручениями

      Платежные поручения используются организациями для расчетов за продукцию и услуги, расчетов с бюджетом, органами социального страхования и др. Их  можно применять в иногородних и одногородних расчетах.

      Платежное поручение представляет  собой распоряжение владельца  счета банку на перечисление денежных средств с его расчетного счета на счет получателя денег. В нем обязательно указывают назначение подлежащих перечислению сумм.

      Платежное поручение передается  в учреждение банка плательщика  в порядке последующего акцепта после получения получателем товарно-материальных ценностей или оказанных ему услуг. Вместе с тем оно может выписываться и для предварительной оплаты счетов поставщиков. Под предварительной оплатой понимают оплату товаров или оказанных услуг, готовых к отгрузке (оказанию),  получателем немедленно после получения платежа и отгружаемых (оказываемых ) не позднее 3 рабочих дней со дня получения платежа.

      Платежные поручения оформляют,  как правило, на сумму не  менее предельной величины, установленной для банковских операций по безналичному расчету.

     Платежи менее этой суммы осуществляют  обычно почтовыми переводами. Не  ограничивается сумма  переводов на имя отдельных граждан причитающихся лично им средств на имя других организаций, где нет кредитных учреждений.

     При расчетах платежными поручениями  ( переводами ) операции по расчету  у поставщиков и покупателей отражают на счетах бухгалтерского учета таким образом, как и при расчетах платежными поручениями- требованиями. 

Информация о работе Учет и операционная деятельность в банках