Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 18:21, дипломная работа
Цель работы: заключается в том, чтобы на основании исследования нормативных документов, экономической литературы и практики работы предприятия разработать рекомендации по учету и аудиту движения покупных товаров и собственной продукции на ТП КУП «Комбинат питания»Витамин».
Методы исследования: сравнение, дедукция и индукция, умозаключение, системный подход, а также экономико-математические методы.
Элементы научной новизны: разработаны практические рекомендации по совершенствованию учета и аудита движения покупных товаров и собственной продукции на ТП КУП «Комбинат питания»Витамин».
Введение……………………………………………………………………………...5
1 Теоретические и методические аспекты учета и аудита операций по движению покупных товаров, продукции собственного производства………………………………………………………………………..11
Задачи и основы организации учета и аудита операций по движению покупных товаров и продукции собственного производства…………………...11
Нормативно-правовые документы и методические положения по учету и аудиту движения покупных товаров, продукции собственного производства ………………………………………………………………………..……………...14
Организационно-экономическая характеристика ТП КУП «Комбинат питания»Витамин»………………………………………………………………....18
Учет операций по движению покупных товаров и продукции собственного производства в ТП КУП «Комбинат питания»Витамин» ……………………....24
Учет поступления товаров на ТП КУП «Комбинат питания»Витамин» …………………………………………………………………………………….....24
Учет процесса производства собственной продукции на ТП КУП «Комбинат питания»Витамин»…………………………………………………………………27
Учет калькулирования продукции собственного производства на ТП КУП «Комбинат питания»Витамин»…………………………………………………....29
Учет реализации продукции собственного производства и покупных товаров на ТП КУП «Комбинат питания»Витамин»……………………………33
Аудит операций по движению покупных товаров и продукции собственного производства в ТП КУП «Комбинат питания»Витамин»………………………39
3.1 Методика проведения аудита учета движения покупных товаров и продукции собственного производства в ТП КУП «Комбинат питания»Витамин»………………………………………………………………....39
3.2 Документальное оформление результатов проведения аудита учета движения продукции собственного производства в ТП КУП «Комбинат питания»Витамин»…………………………………………………………………52
3.3 Рекомендации по совершенствованию учета и аудита движения покупных товаров и продукции собственного производства в ТП КУП «Комбинат питания»Витамин»…………………………………………………………………58
Заключение………………………………………………………………………….62
Список использованных источников……………………………………………...65
Что касается процесса ценообразования,
то в организациях общественного
питания он является достаточно сложным
и трудоёмким. Это связано с
тем, что в деятельности организаций
общественного питания
1) производство обеденной
продукции, кулинарных и
2) реализация продукции
и покупных товаров населению,
другим субъектам
3) организация общественного питания.
В общественном питании, в
отличие от отраслей промышленности,
себестоимость единицы
В зависимости от типа торгового объекта общественного питания, объясняет Р.А. Юденко, могут применяться несколько методов калькулирования цен:
1) на основе себестоимости и уровня рентабельности;
2) на основании применения
предельного уровня наценок на
сырьё в зависимости от
3) с учётом конъюнктуры рынка[16, с.11].
В настоящий момент вопросы ценообразования в общественном питании необходимо рассматривать на основе нормативно-правовых актов, согласно которым в Республике Беларусь установлена полная либерализация цен.
Таким образом, для правильной организации учета и аудита операций по движению покупных товаров и продукции собственного производства на предприятии необходимо знать нормы законодательства, производить внутренний и внешний контроль над их своевременным исполнением и выявлять резервы его совершенствования.
1.2 Нормативно-правовые документы и методические положения по учету и аудиту движения покупных товаров, продукции собственного производства
Самым важным нормативным документом, которым регулируется ведение бухгалтерского учета движения покупных товаров и продукции собственного производства комбината питания является Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учёте и отчётности» от 18 октября 1994 г. № 3321- ХII (в редакции от 26.12.2007 № 302-3) [17]. Деятельность комбината, как и любого предприятия, основывается на положениях данного Закона, так как он определяет основные правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учёта, устанавливает требования, предъявляемые к составлению и представлению бухгалтерской отчётности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учёта и отчётности в Республике Беларусь. В данном документе описываются основные требования, предъявляемые к учётной политике организации, первичным учётным документам, регистрам бухгалтерского учёта, инвентаризации активов и обязательств, а также отражает состав и сроки представления бухгалтерской отчётности.
Наиболее важным документом, на основании которого происходит формирование цен на покупные товары, а также продукцию собственного производства является Закон о ценообразовании Республики Беларусь от 10 мая 1999 г . № 255-З (с изменениями и дополнениями от 31 декабря 2009 г. № 114-З) [18].
Правовой основой организации аудита операций по движению покупных товаров и продукции собственного производства является Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» от 8 ноября 1994 г. № 3373-ХII [19].
Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 10 сентября 2008 г. № 183 «Об утверждении Инструкции о порядке формирования и применения цен и тарифов» регулируется порядок формирования цен и тарифов в Республике Беларусь, которое является неотъемлемой частью законодательства по ценообразованию [20].
Для налаженной организации
бухгалтерского учёта любое предприятие
должно соблюдать правила Постановлени
"Об
установлении типового плана счетов бухгалтерского
учета, утверждении Инструкции о порядке
применения типового плана счетов бухгалтерского
учета и признании утратившими силу некоторых
постановлений Министерства финансов
Республики Беларусь и их отдельных структурных
элементов" [21]. Инструкция содержит краткую
характеристику счетов и субсчетов, их
структуру и назначение, а также порядок
отражения наиболее распространённых
факторов хозяйственной деятельности.
Типовой план счетов представляет собой
систематизированный перечень синтетических
и аналитических счетов бухгалтерского
учёта, на которых происходит регистрация
и группировка фактов хозяйственной деятельности
в бухгалтерском учёте. На основе Типового
плана счетов и Инструкции по его применению
комбинат питания ежегодно утверждает
собственный План счетов бухгалтерского
учёта, содержащий полный перечень синтетических
и аналитических счетов (включая субсчета),
необходимых для ведения бухгалтерского
учёта с учётом отраслевых особенностей
хозяйственной деятельности (ПРИЛОЖЕНИЕ
А).
Регулирование и установление предельных максимальных отпускных цен на основные социально значимые продукты питания производится в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении перечней товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики, Министерством здравоохранения, облисполкомами и Минским горисполкомом, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» от 14 апреля 2011 г. №495 [22].
Порядок организации диетического питания производится на комбинате питания в соответствии с Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 29 августа 2008 г. № 135 «Об утверждении Инструкции об организации диетического питания в государственных организациях здравоохранения [23].
Важным документом, регулирующим
деятельность предприятий общественного
питания является Приказ Минист
Приемка сырья, полуфабрикатов и товаров ТП КУП «Комбинат питания»Витамин» осуществляется в порядке и сроки, обусловленные договором. Если законодательными актами, нормативно-технической документацией или договором поставки не установлен иной порядок приемки товаров, то необходимо руководствоваться Положением о приемке товаров по количеству и качеству, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.09.2008 № 1290 [25]. Основанием для оприходования сырья, полуфабрикатов и товаров организациями общественного питания являются полученные от поставщика товарно-транспортная накладная формы ТТН-1 или товарная накладная формы ТН-2, оформленные в соответствии с Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 № 192 (в редакции от 10.07.2009 № 91).
Наценочная категория предприятия регламентируется Положением о порядке отнесения ресторанов, кафе, баров и других предприятий общественного питания к предприятиям соответствующих категорий, утвержденным приказом Министерства торговли Республики Беларусь от 25 мая 1998 г. № 73 [26].
Формирование продажных цен на продукцию собственного производства и покупных товаров на комбинате питания происходит согласно приказа № 375 от 24.10.2011г., утвержденного руководителем комбината питания «О формировании розничных цен» на основании Указа Президента Республики Беларусь от 25.02.2011г. «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» и Постановления Министерства экономики Республики Беларусь от 27.04.2011г.№66 «О торговых надбавках к ценам на социально значимые товары и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь. Размер торговых надбавок и наценок общественного питания регулируется Инструкцией по ценообразованию для предприятий общественного питания всех форм собственности и подчиненности г. Минска и других областных городов, утвержденных распоряжениями Мингорисполкома и облисполкомов.
Порядок разработки и утверждения новой, фирменной кулинарной продукции и мучных кондитерских и хлебобулочных изделий определен СТБ 1210-2010 «Общественное питание. Кулинарная продукция, реализуемая населению. Общие технические условия», который вступил в действие с 1 января 2011 г.
В соответствии с Положением о Министерстве торговли Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. № 961, Министерство торговли разрабатывает и утверждает технические нормативные правовые акты на производство и переработку продукции в общественном питании, определяет технологические требования к производству продукции общественного питания [27].
В этой связи Министерством торговли разработаны следующие технологические документы:
Данными сборниками определены
нормы расхода сырья для
В настоящее время Министерством торговли перерабатываются Сборник рецептур белорусских блюд для предприятий общественного питания, Сборник технологических карт кондитерских и булочных изделий для торговых объектов общественного питания, Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания.
ТП КУП «Комбинат питания
«Витамин» представлен
Организационная структура
ТП КУП «Комбинат питания «
Рисунок 1 - организационная структура ТП КУП «Комбинат питания «Витамин»
Примечание – Источник: собственная разработка на основании данных ТП КУП «Комбинат питания»Витамин»
Организационно-экономическая характеристика комбината определяется рядом показателей, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Динамика основных экономических показателей деятельности ТП КУП «Витамин» за 2011-2012гг.
Показатели |
Фактически за годы, млн. р. |
Абсолютное отклонение, млн. р. |
Темп роста, % | |
2011 |
2012 | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Выручка от реализации товаров, услуг, в т.ч.: - покупных товаров: в сопоставимых ценах |
59524
11905 11905 |
120060
24012 14183 |
+60536
+12107 +2287 |
201,700
201,700 201,700 |
- готовой продукции: в действующих ценах в сопоставимых ценах |
47619 47619 |
96048 56732 |
+48429 +9113 |
201,700 201,700 |
Налоги, включаемые в выручку от реализации |
1797 |
4800 |
+3003 |
267,111 |
Выручка от реализации товаров, услуг (за вычетом налогов, включаемых в выручку) в действующих ценах |
57727 |
115260 |
+57533 |
199,663 |
в сопоставимых ценах |
57727 |
68080 |
+10353 |
117,934 |
Себестоимость реализации товаров, услуг |
42299 |
84040 |
+41741 |
198,680 |
Валовый доход |
15428 |
31220 |
+15792 |
202,359 |
Уровень валового дохода в % к выручке от реализации товаров, услуг |
25,918 |
26,003 |
+0,085 |
100,327 |
Расходы на реализацию |
13352 |
26012 |
+12660 |
194,817 |
Уровень расходов на реализацию, % |
22,431 |
21,665 |
-0,766 |
96,585 |