Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 18:21, дипломная работа
Цель работы: заключается в том, чтобы на основании исследования нормативных документов, экономической литературы и практики работы предприятия разработать рекомендации по учету и аудиту движения покупных товаров и собственной продукции на ТП КУП «Комбинат питания»Витамин».
Методы исследования: сравнение, дедукция и индукция, умозаключение, системный подход, а также экономико-математические методы.
Элементы научной новизны: разработаны практические рекомендации по совершенствованию учета и аудита движения покупных товаров и собственной продукции на ТП КУП «Комбинат питания»Витамин».
Введение……………………………………………………………………………...5
1 Теоретические и методические аспекты учета и аудита операций по движению покупных товаров, продукции собственного производства………………………………………………………………………..11
Задачи и основы организации учета и аудита операций по движению покупных товаров и продукции собственного производства…………………...11
Нормативно-правовые документы и методические положения по учету и аудиту движения покупных товаров, продукции собственного производства ………………………………………………………………………..……………...14
Организационно-экономическая характеристика ТП КУП «Комбинат питания»Витамин»………………………………………………………………....18
Учет операций по движению покупных товаров и продукции собственного производства в ТП КУП «Комбинат питания»Витамин» ……………………....24
Учет поступления товаров на ТП КУП «Комбинат питания»Витамин» …………………………………………………………………………………….....24
Учет процесса производства собственной продукции на ТП КУП «Комбинат питания»Витамин»…………………………………………………………………27
Учет калькулирования продукции собственного производства на ТП КУП «Комбинат питания»Витамин»…………………………………………………....29
Учет реализации продукции собственного производства и покупных товаров на ТП КУП «Комбинат питания»Витамин»……………………………33
Аудит операций по движению покупных товаров и продукции собственного производства в ТП КУП «Комбинат питания»Витамин»………………………39
3.1 Методика проведения аудита учета движения покупных товаров и продукции собственного производства в ТП КУП «Комбинат питания»Витамин»………………………………………………………………....39
3.2 Документальное оформление результатов проведения аудита учета движения продукции собственного производства в ТП КУП «Комбинат питания»Витамин»…………………………………………………………………52
3.3 Рекомендации по совершенствованию учета и аудита движения покупных товаров и продукции собственного производства в ТП КУП «Комбинат питания»Витамин»…………………………………………………………………58
Заключение………………………………………………………………………….62
Список использованных источников……………………………………………...65
Финансовое состояние – комплексное понятие, которое характеризуется системой показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов предприятия, это характеристика его финансовой конкурентоспособности (т.е. платежеспособности, кредитоспособности), выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами. Движение любых товарно-материальных ценностей и трудовых ресурсов сопровождается образованием и расходованием денежных средств, а это означает, что финансовое состояние хозяйственного субъекта отражает все стороны деятельности. Основным показателем деятельности рассматриваемого нами предприятия: ТП КУП «Комбинат питания»Витамин», как предприятия общественного питания является товарооборот. Весь объем товарооборота, или, как принято называть его, валовой товарооборот комбината питания, складывается из оборота продукции собственного производства и оборота по реализации покупных товаров. В оценке деятельности предприятия большое значение придается доле продукции собственного производства во всем товарообороте. Объясняется это тем, что основная задача общественного питания состоит в том, чтобы увеличивать объем продажи продукции собственного производства. Поэтому повышение ее удельного веса во всем обороте оценивается как положительный результат работы предприятия.
Валовой товарооборот состоит из розничного и оптового товарооборота. Розничный товарооборот – это продажа продукции собственного производства и покупных товаров непосредственно потребителям через обеденные залы, буфеты и т.д.
В состав розничного товарооборота
общественного питания
- продажа за наличный
расчет готовых изделий и
- продажа по безналичному
расчету готовых изделий и
полуфабрикатов собственной
- продажа готовых изделий
и полуфабрикатов собственной
выработки, покупных товаров
- продажа горячего питания
работающим с последующим
- стоимость товаров, выданных
работникам юридических лиц,
Оптовый товарооборот – это продажа готовой продукции одним предприятиям питания другим, не являющегося филиалом данного предприятия, а также розничным торговым предприятиям [9, с.216].
Роль товарооборота как экономического показателя заключаются в следующем:
- товарооборот является
объемным показателем,
- по удельному весу
товарооборота предприятия
- товарооборот в расчете
на душу населения
- по доле товарооборота
предприятия общественного
- по отношению к товарообороту
учитываются, анализируются и
планируются показатели, оценивающие
эффективность деятельности
Анализ показателей
Комбинат питания, как предприятие общественного питания, имеет ряд особенностей. Если большинство предприятий других отраслей ограничиваются выполнением лишь одной или двух функций, например, предприятия пищевой промышленности осуществляют функцию производства, предприятия торговли - реализацию продукции, то предприятия общественного питания выполняют три взаимосвязанные функции:
- производство кулинарной продукции;
- реализацию кулинарной продукции;
- организацию ее потребления.
Разнообразие изделий зависит от характера спроса и особенностей обслуживаемого контингента, его профессионального, возрастного, национального состава, условий труда, учебы и других факторов.
Режим работы подразделений комбината питания зависит от режима работы обслуживаемых ими контингентов потребителей учреждений, учебных заведений. Спрос на продукцию общественного питания подвержен значительным изменениям по временам года, дням недели и даже часам суток. В летнее время повышается спрос на блюда из овощей, прохладительные напитки, холодные супы. С позиции маркетинга каждое предприятие должно анализировать и изучать рынок сбыта, от этого зависят ассортимент выпускаемой продукции и способы обслуживания. Указанные особенности работы предприятия учитываются при рациональном размещении подразделений комбината, выборе их типов, определении режима работы и составлении меню [3, с.86].
В ходе развития общественного питания совершенствуется хозяйственный механизм, развивается и укрепляется хозяйственный расчет, осуществляется переход к экономическим методам управления, внедряются новые прогрессивные формы организации труда, расширяются права.
Деятельность хозрасчетного
объединения предприятий
Покупные товары – товары, приобретенные с целью их дальнейшей перепродажи.
Продукция собственного производства – готовые изделия и полуфабрикаты, полученные в результате полной (частичной) кулинарной или первичной (холодной) обработки сырья и продуктов в общественном питании, соответствующие действующим стандартам с целью их дальнейшей реализации [12, с.108].
Основными задачами учета готовой продукции и товаров являются:
1) формирование фактической себестоимости готовой продукции;
2) правильное и своевременное документальное оформление операций и обеспечение достоверных данных по поступлению и отпуску готовой продукции и товаров;
3) контроль за сохранностью готовой продукции и товаров в местах их хранения (эксплуатации) и на всех этапах их движения;
4) контроль за соблюдением установленных организацией норм по выпуску готовой продукции, обеспечивающих ее бесперебойный выпуск, выполнение работ и оказание услуг;
5) своевременное выявление ненужных и излишних запасов готовой продукции и товаров с целью их возможной продажи или выявления иных возможностей вовлечения их в оборот.
В основе организации бухгалтерского
учета готовой продукции и
товаров лежат следующие
1) сплошного, непрерывного и полного отражения движения (прихода, расхода, перемещения) данных запасов;
2) учет количества и оценки товаров и готовой продукции;
3) оперативности (своевременности) учета запасов;
4) достоверности;
5) соответствия синтетического учета данным аналитического учета на начало каждого месяца (по оборотам и остаткам);
6) соответствия данных складского учета и оперативного учета движения запасов в подразделениях организации данным бухгалтерского учета [11, с. 38].
С учетом различий в целях перед разными видами аудита операций по движению покупных товаров и продукции собственного производства стоят и разные задачи.
Так, внешний аудит включает решение следующих задач:
Для организации очень важна и система внутреннего контроля. В связи с этим можно выделить следующие задачи внутреннего аудита:
Сфера общественного питания
является одной из самых сложных
в области документооборота. Каждая
операция по движению продукции должна
оформляться соответствующим
По мнению Л.И. Кравченко, без налаженной организации материальной ответственности невозможно эффективное функционирование предприятия общественного питания. Подписав договор о материальной ответственности, работник подтверждает, что он в соответствии с действующим законодательством о материальной ответственности персонала берёт на себя полную материальную ответственность за сохранность принятых им ценностей и за ущерб, причинённый предприятию в результате как умышленных действий, так и в результате небрежного или недобросовестного отношения к своим обязанностям [5, с.425].
По мнению Г.Г. Завилейского, бухгалтерский учёт должен обеспечивать строгий контроль за поступлением, сохранностью и рациональным использованием сырья, полуфабрикатов и готовых изделий, правильным применением торговой надбавки и наценки общественного питания и установлением продажных цен на продукцию кухни и кулинарные изделия, своевременным оприходованием выручки и сдачей её в банк [13, с.116]. Он считает, что особенностью учёта производства является то, что сырьё, израсходованное на изготовление продукции, списывается не по фактическим затратам, а по нормам вложений, взятым в основу калькуляции продажных цен. Поэтому важное значение имеет организация оперативного контроля за соблюдением норм вложения сырья и выхода готовой продукции. Руководители предприятий обязаны периодически присутствовать при закладке сырья, проверять полноту вложений, контролировать качество выпускаемой продукции. Методика ведения бухгалтерского учёта на предприятиях общественного питания имеет свою специфику, так как сырьё и товары в разных структурных подразделениях имеют различную оценку, что требует соответствующего отражения на счетах бухгалтерского учёта. Данной проблеме посвящены многие работы различных авторов. Например, согласно методике Н.И. Ладутько оценка товарных запасов на складе производится по ценам приобретения без НДС или по розничной цене с НДС. В первом случае учёт производится на счёте 41/1«Товары на складах», во втором случае - на счёте 41/2 «Товары в розничной торговле». Оценка товаров, предназначенных для реализации, осуществляется по розничным ценам с НДС [14, с.697].