Учет денежных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 02:09, курсовая работа

Краткое описание

Денежные средства организаций находятся в кассе в виде наличных денег и денежных документов и на счетах в банках.
Основными задачами бухгалтерского учета денежных средств являются: точный, полный и своевременный учет этих средств и операций по их движению; контроль за наличием денежных средств и денежных документов, их сохранностью и целевым использованием; контроль за соблюдением кассовой и расчетно-платежной дисциплины; выявление возможностей более рационального использования денежных средств.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

ЧАСТЬ I, ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ.

Глава 1. Безналичное денежное обращение
в организации 3
Порядок открытия и оформления расчетного счета 5
Учет денежных средств на расчетных счетах в банках 5
Учет денежных средств на валютном счете 10
Учет денежных средств на других счетах в банках 12

Глава 2. Наличное денежное обращение в организации 15
Учет денежных средств и денежных документов в кассе 16
Осуществление операций с использованием
контрольно-кассовых машин 20

Глава 3. Учет подотчетных сумм 21

Глава 4. Инвентаризация денежных средств 23
Инвентаризация кассы 24
Инвентаризация счетов денежных средств безналичного расчета 25
Инвентаризация подотчетных сумм 25
Оформление результатов инвентаризации 25

Глава 5. Порядок отражения операций с денежными средствами в формах бухгалтерского учета и отчетности 26

Глава 6. Применение ЭВМ в организации учета денежных
средств 27

Глава 7. Сравнительный анализ отечественных стандартов (положений) по бухгалтерскому учету (ПБУ) с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) 27
Сравнительный анализ МСФО 21 и ПБУ 3/2000 28

ЧАСТЬ II, ПРАКТИЧЕСКАЯ
Описание конкретных операций 30


ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Файлы: 1 файл

Учет денежных средств.doc

— 336.50 Кб (Скачать)

 

Глава 5. Инвентаризация  денежных средств

Статья 12 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129 - ФЗ «О бухгалтерском учете» рассматривает проведение инвентаризации имущества и обязательств организации как одно из обязательных условий, обеспечивающих достоверность данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

Порядок проведения инвентаризации активов  и обязательств организации подлежит утверждению одновременно с принятием  учетной политики на следующий финансовый год (или ряд лет),

Порядок проведения инвентаризации определяется организацией самостоятельно, за исключением случаев, когда ее проведение является обязательным в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»:

  • при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
  • при смене материально ответственных лиц;
  • при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
  • в случае стихийного бедствия, пожара и других чрезвычайных ситуаций;
  • при реорганизации или ликвидации организации;
  • в других случаях, предусмотренных законодательством.

Руководитель организации может  принять решение о проведении дополнительных внеплановых инвентаризаций.

Обязательная ежегодная инвентаризация имущества и обязательств организации  должна быть начата не ранее 1 октября  отчетного года и закончена до его завершения.

Для проведения инвентаризации приказом руководителя организации назначается постоянно действующая инвентаризационная комиссия.

Правила проведения инвентаризации определены Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 г. № 49

Сведения о фактическом наличии имущества записываются в инвентаризационные описи (акты).

Проверка фактического наличия  имущества производится при обязательном участии материально ответственного лица. При этом не допускается вносить  в описи данные об остатках ценностей  со слов материально ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия.

После завершения инвентаризации описи, оформленные в установленном  порядке и подписанные членами  инвентаризационной комиссии и материально  ответственными лицами, сдаются в бухгалтерию организации.

Анализ результатов инвентаризации в бухгалтерии организации заключается  в проверке наличия расхождений  между фактическими данными, полученными  в процессе инвентаризации, и показателями по данным бухгалтерского учета. При  обнаружении расхождений составляются Сличительные ведомости.

В соответствии со ст. 12 Закона о бухгалтерском учете выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:

  • излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации;
  • недостача имущества и его порча относятся:

- в пределах норм естественной  убыли - на издержки производства  и обращения;

- сверх норм естественной убыли  - на счет виновных лиц. При  отсутствии норм убыль рассматривается  как недостача сверх норм.

Если в ходе инвентаризации были выявлены ошибки при отражении  операций на счетах бухгалтерского учета, в результате которых неправильно определена налоговая база при исчислении налогов и сборов, то необходимо внести изменения в налоговые расчеты, уплатить недостающие суммы налогов и пени за просрочку платежей.

Инвентаризация  кассы

Инвентаризация наличных денежных средств в кассе производится в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением Совета директоров Центрального банка РФ от 22 сентября 1993 г. № 40 и сообщенным Письмом Банка России от 4 октября 1993 г. № 18.

Для обеспечения надлежащего контроля за сохранностью денежных средств в кассе целесообразно проводить инвентаризацию кассы ежемесячно перед составлением текущей бухгалтерской отчетности. До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении денежных средств.

Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные  и расходные документы, приложенные  к реестрам (отчетам), с указанием  «до инвентаризации на «(дата)»», что должно служить бухгалтерии основанием для определения остатков средств к началу инвентаризации.

Материально-ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные  документы сданы в бухгалтерию или переданы комиссии, и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, выбывшие -списаны в расход.

Одновременно проверяется наличие  находящихся в кассе других ценностей: бланков строгой отчетности, ценных бумаг, путевок для лечения и  отдыха, железнодорожных и авиабилетов, знаков почтовой оплаты, талонов на бензин и других денежных документов( по их видам).

В ходе инвентаризации проверяется  соответствие остатков денежных средств  и других ценностей на конец отчетного  месяца на счетах бухгалтерского учета, указанных в соответствующих учетных регистрах, их фактическому наличию в кассе организации.

Инвентаризационная комиссия полистно пересчитывает денежную наличность и проверяет другие ценности, находящиеся  в кассе. Инвентаризация денежных средств в пути производится путем сверки числящихся сумм на счетах бухгалтерского учета с данными квитанций учреждения банка, почтового отделения, копий сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам и т. п.

В случае выявления излишков или  недостач берется письменное объяснение кассира.

Недостача денежных средств в кассе  удерживается с кассира.

Так  как счета денежных средств наиболее часто подвергаются и внутренним проверкам , и аудированию, полезно почаще применять инвентаризацию счетов денежных средств, в том числе и счетов безналичного расчета.

Инвентаризация  счетов денежных средств безналичного расчета

Инвентаризация денежных средств  в пути (Счет 57) производится путем  сверки числящихся сумм на счетах бухгалтерского учета с данными квитанций  учреждения банка, почтового отделения, копий сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам банка и т.п.

Инвентаризация денежных средств, находящихся в банках на расчетном (текущем), валютном и специальных  счетах (счетах 51,52 и 55), производится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах по данным бухгалтерии организации, с данными выписок банков.

При подготовке годовой  отчетности и при чрезвычайной инвентаризации может проводиться и проверка законности платежей со счетов и поступлений на них.

Инвентаризация  подотчетных сумм

При инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты подотчетных  лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования, а также  суммы выданных авансов по каждому  подотчетному лицу (даты выдачи, целевое назначение).

Оформление  результатов инвентаризации

По окончании инвентаризации  составляется акт, производится сравнение  фактических остатков денежных средств, выявленных при проверке, с остатками, учтенными на счетах бухгалтерского учета. Результатом такого сравнения является составление сличительных ведомостей. В сличительных ведомостях отражаются результаты инвентаризации, т.е. расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей.

Денежные средства, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию и зачислению соответственно на финансовые результаты у организации.

Недостача денежных средств, относится  на виновных лиц.

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете.

Инвентаризация - гарантия достоверности бухгалтерской отчетности.

Отражение результатов  инвентаризации в бухгалтерском  учете:

Д-т сч. 94 К-т сч. 50-1 - отражена недостача денежных средств в кассе

Д-т сч. 73-2 К-т сч. 94 -  недостача  отнесена на виновное лицо

Д-т сч. 50-1 К-т сч. 73-2 - внесение виновным лицом наличных денежных средств  в погашение недостачи.

Д-т сч. 50-1 К-т сч. 91-1 – Оприходован  излишек денежных средств, обнаруженный при инвентаризации.

 

Глава 6. Порядок отражения операций с денежными средствами в формах бухгалтерского учета и отчетности

При использовании журнально – ордерной  формы бухгалтерского учета данные первичных документов  систематически накапливаются в журналах-ордерах и вспомогательных ведомостях.

Журналы-ордера, составленные  по кредитовому  принципу, открываются на отчетный период на отдельный синтетический  счет. Записи в журналы ордера производят с первичных документов в хронологическом порядке, либо со вспомогательных ведомостей.

  После подведения итогов  по журналу-ордеру его кредитовый  оборот переносится в Главную  книгу по соответствующему счету,  куда также записываются обороты  по дебету его, но из других  журналов-ордеров. Выводится конечное сальдо, а затем остатки по счетам из Главной книги заносятся в бухгалтерский  баланс. Для проверки правильности в Главной книге подсчитываются обороты по всем счетам: сумма дебетовых оборотов должна быть равна сумме кредитовых оборотов., а также сумма полученных конечных сальдо по дебету должна быть равна  сумме кредитовых остатков. За  счет этого и достигается баланс – равенство актива и пассива.

При упрощенной форме в качестве регистра синтетического учета используется Книга учета хозяйственных операций, в которой каждая операция в хронологическом порядке с указанием номера, суммы и содержания сразу отражается на счетах бухгалтерского учета. В качестве регистров аналитического учета в этом случае используются ведомости, которые составляются на основе первичных документов. Возможно также при значительном количестве операций фиксировать их сначала в ведомостях, а итоговые данные- в книге учета хозяйственных операций. В конце отчетного периода в книге подводятся итоги, подсчитываются обороты по каждому счету и выводятся конечные сальдо, по которым составляется новый баланс.

Обычно в балансе, который является формой бухгалтерской отчетности, часть  статей полностью соответствует  остаткам синтетических счетов, другие же статьи отражают сгруппированные  данные ряда счетов.

Основное содержание бухгалтерского  баланса представлено в ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Конкретизация  содержания статей баланса по годам  осуществляется приказами Минфина  РФ по квартальной и годовой отчетности. Например, содержание бухгалтерского баланса за 2000 отчетный год определено приказом Минфина РФ от 13.01.2000 г. №4н.

 

  • Статья бухгалтерского баланса «Денежные средства» должна отражать остатки денежных средств по счетам 50, 51, 52, 55, 57 ( дебетовое сальдо).

Следует учесть, что данные бухгалтерской отчетности должны включать показатели деятельности всех филиалов и иных подразделений организации. Данные об активах и обязательствах должны приводиться в отчетности обособленно в случае их существенности. В соответствии с Методическими рекомендациями о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденными приказом Минфина России от 28.06.2000 г. № 60н, существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее 5 %.

Если предприятие располагает  средствами в иностранной валюте, то при составлении Бухгалтерского баланса они пересчитываются  в рубли. Пересчет производится по официальному курсу ЦБ РФ, действовавшему на последний  календарный день отчетного периода.

 

  • С 1996 года организации составляют отчет о движении денежных средств.

Отчет состоит из четырех разделов.

  1. Остаток денежных средств на начало года.
  2. Поступило денежных средств- всего и в том числе по видам поступлений( выручка от реализации товаров, работ, услуг, авансы полученные от покупателей, кредиты, прочие поступления).
  3. Направлено денежных средств –всего и в том числе по направлениям расходов ( на оплату приобретенных товаров, работ, услуг, на оплату труда, финансовые вложения, расчеты с бюджетом, прочие выплаты и перечисления).
  4. Остаток денежных средств на конец отчетного периода.

Сведения о движении денежных средств  представляются в рублях по данным счетов учета денежных средств: 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках». Движение денежных средств показывается по видам деятельности - текущей, инвестиционной (капитальные вложения и  долгосрочные финансовые вложения), финансовой (краткосрочные финансовые вложения).

В Отчете о движении денежных средств справочно должны быть приведены данные о поступлениях в отчетном периоде денежных средств по наличному расчету с выделением в том числе:

Информация о работе Учет денежных средств