Трансфертное ценообразование в управленческом учете

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 11:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - исследовать сущность и механизм трансфертного ценообразования.
Задачи курсовой работы:
исследовать сущность, необходимость и цели трансфертного ценообразования;

Оглавление

Введение
1. Теоретические основы трансфертного ценообразования
1.1 Сущность, необходимость и цели трансфертного ценообразования
1.2 Факторы, влияющие на установление трансфертных цен
2. Экономический механизм и виды трансфертного ценообразования
2.1 Механизм трансфертного ценообразования на основе рыночной цены
2.2 Виды ценообразования на основе полных и маржинальных затрат
2.3 Прочие виды трансфертного ценообразования
3. Международное трансфертное ценообразование во внешнеэкономической политике
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсач 1.docx

— 96.77 Кб (Скачать)

Схема. Внутренние и внешние сопоставимые сделки

Сделка "А" - это  контролируемая сделка налогоплательщика. Если выявлена его сделка с невзаимозависимой компанией (сделка "Б"), которая является сопоставимой по отношению к сделке "А", тогда эта сделка является внутренней сопоставимой сделкой. Сделки, сопоставимые со сделкой между рассматриваемыми компаниями, в которых не участвует налогоплательщик (сделка "В"), называются внешними сопоставимыми сделками.

Суть метода сопоставимой неконтролируемой цены этого метода заключается в том, что цена товаров  по контролируемой сделке сравнивается с ценой аналогичных товаров  по сопоставимым сделкам (как внутренним, так и внешним). Применить его  на практике не так просто, как может  показаться на первый взгляд.

Дело в том, что  метод сопоставимой неконтролируемой цены нельзя применять автоматически, без оценки схожести экономических  обстоятельств, в которых осуществляется контролируемая и неконтролируемая сделка. Такая оценка производится с учетом факторов сопоставимости, которые определены в Методических рекомендациях ОЭСР по трансфертному  ценообразованию. В частности, анализируются:

-характеристика  имущества или услуг (форма  сделки, тип имущества, срок действия  и уровень защиты и т. д.);

-договорные условия,  определяющие распределение рисков  и выгод между сторонами;

-экономические  обстоятельства, определяющие сделку (географическое местоположение, размер  рынков, уровень конкуренции на  рынках, характер и сфера применения  государственного регулирования  рынка, дата и срок действия  сделки и др.);

-стратегия хозяйственного  развития. Этот критерий учитывает  такие аспекты, как разработка  новых видов продукции, уровень  диверсификации и устранение  риска [15,41].

С учетом выявленных различий между контролируемой и  потенциально сопоставимой сделкой  скорректированная цена последней  может быть принята в качестве искомой цены по контролируемой сделке.

Метод цены последующей  реализации заключается в том, что  используется цена, по которой товар, приобретенный у взаимозависимого поставщика, перепродается невзаимозависимому покупателю. Цена перепродажи товара уменьшается на величину валовой маржи при перепродаже.

Для получения величины маржи используются данные по сопоставимым сделкам. Остаток от вычитания маржи  после соответствующих корректировок  на другие затраты, связанные с приобретением  товара (например, расходы на уплату таможенных пошлин), может считаться  стоимостью товара на открытом рынке  при соблюдении нормальных коммерческих условий.

Метод цены последующей  реализации используется вместо метода сопоставимой неконтролируемой цены, если отсутствуют необходимые данные по сопоставимым сделкам. Он может применяться и тогда, когда различия между контролируемой и сопоставимыми сделками оказывают несомненное влияние на их цены и это влияние сложно измерить.

Метод "издержки плюс" (иногда его еще называют затратным) основан на определении  затрат поставщика товаров в контролируемой сделке. При этом учитываются обычные  в подобных случаях прямые и косвенные  затраты на производство (приобретение) и реализацию товаров, затраты на транспортировку, хранение, страхование  и т. д.

Чтобы получить цену реализации, к себестоимости товара прибавляется надбавка. Надбавкой является коэффициент рентабельности, то есть норма прибыли, обычная для данной сферы деятельности.

Рассмотренные выше методы являются базовыми. Но законодательство стран - членов ОЭСР не исключает возможности  использования других методов. Они  основаны на анализе прибыли. Однако нередко действует оговорка, разрешающая  прибегать к этим методам, если применение стандартных методов не дает нужных результатов. Основной причиной в данном случае, как правило, служит то, что  для применения стандартных методов  недостаточно исходных данных.

Методы анализа  прибыли основаны на изучении прибыли, которая возникает в результате конкретных контролируемых сделок. Руководство  ОЭСР называет два таких метода:

1)метод распределения  прибыли;

2)метод чистой  прибыли.

Суть метода распределения  прибыли в следующем. Сначала  определяется прибыль, которую взаимосвязанные  компании получают от совместных сделок и которая должна быть поделена между  ними. Затем эта суммарная прибыль  делится между ними на экономической основе в зависимости от степени их участия в образовании прибыли. Вклад каждого предприятия определяется на основе функционального анализа, а также с учетом факторов внешнего рынка [17,36].

Функциональный  анализ - это анализ функций (с учетом используемых активов и допущенных рисков), осуществляемых каждым предприятием. К критериям внешнего рынка можно  отнести, в частности, распределение  прибыли в процентном отношении  или норму прибыли среди независимых  предприятий, имеющих сопоставимые функции.

Метод чистой прибыли (иногда его называют метод чистой маржи) основан на определении чистой маржи относительно какой-либо базы (например, по отношению к затратам, активам), которую получает налогоплательщик от контролируемой сделки. Этот метод во многом похож на затратный. Но в данном случае прибыль рассматривается после вычета как перемененных, так и постоянных расходов (при затратном методе прибыль рассматривается до вычета постоянных расходов).

6. Проблемы трансфертного  ценообразования в России.

Проблема внедрения  трансфертного ценообразования  в России тесно связана с отсутствием  фактической технологической базы, позволяющей производить быстрый  и качественный обмен необходимой  в ходе формирования трансфертных цен  обмен информацией. Поэтому первыми  в нашей стране трансфертную систему  стали применять те компании, которые, проведя внедрение современных  информационных систем поддержки деятельности, стали использовать модели, заложенные в основу этих комплексов.

Наиболее распространены сегодня в нашей стране системы  концернов SAP и Baan , а в последнее время активно завоевывают наш рынок продукты компании Navision . Эти компании имеют свои информационно-сервисные центры, где потенциальные клиенты могут познакомиться с их программным обеспечением и прослушать курсы по интересующим их вопросам. Продукты этих компаний хорошо адаптированы под российские условия. Методы расчета трансфертных цен включены в структуру их финансовых модулей, что делает доступным переход на систему внутреннего учета российскими предприятиями.

Система трансфертного  ценообразования (как и качественная информационная поддержка) действительно  необходима, прежде всего, крупным промышленным предприятиям, компаниям, занимающимся массовыми оптовыми поставками и  компаниям, работающим в добывающих отраслях. К тому же только крупные  компании могут себе позволить связанные  с переходом на новый способ управления затраты. Наиболее показателен этот процесс в автомобилестроении, строительной промышленности, нефтегазовой и фармацевтической отраслях [20].

Причем, во многих отраслях проблема формирования трансфертной цены жестко связана с проблемой налогообложения. Так, в нефтедобывающей отрасли  наиболее остро ставится вопрос о  степени обложения налогом доходов  от добычи нефти и доле рентных  доходов, которые остаются в распоряжении предприятий. Механизм трансфертного  ценообразования предполагает, что  покупка нефти у дочерних нефтедобывающих  предприятий происходит по трансфертной цене, при этом часть нефти (30-40%) реализуется  на экспорт, оставшаяся часть перерабатывает на давальческой основе на российских предприятиях. Трансфертная цена, как  правило, устанавливается исходя из целей минимизации налогообложения  на уровне, не ниже текущих затрат предприятия. Обычно, при этом стремятся также  учитывать и сокращение издержек в нефтедобыче, что реализуется  за счет установления центрам ответственности  плановых ориентиров по динамике закупочных цен и разработки соответствующих  планов сокращения издержек. В результате, цена нефти, с которой начисляются  налоги (роялти, отчисления на ВМСБ, налог  на пользователей автодорог, налог  на прибыль) оказывается ниже рыночной и существенно ниже экспортной цены. Именно здесь находится корень конфликтов, связанных с несоответствием "рыночной" цены на нефть и трансфертной.

Дело в том, что  независимые продажи нефти носят  маргинальный характер и, по оценкам, составляют менее 2% от общего объема добываемой нефти. В условиях повышенного спроса на нефть и нефтепродукты со стороны  как внешнего, так и внутреннего  рынка, нефть стала дефицитным товаром, и сформировался четко выраженный рынок продавцов. Соответственно, цена независимых продаж установилась на уровне, значительно превышающем "справедливую" цену нефти [19].

"Справедливую" рыночную цену предлагают определять  исходя из стоимости корзины  нефтепродуктов (на нефтепродукты,  в отличие от нефти, возможно  с некоторой степенью приближения  определить рыночные цены) за  вычетом стоимости переработки  и транспорта нефти. Но что такое "справедливые" цены в отсутствие рыночных котировок? И если возможна такая постановка вопроса, то, как совместить объективно разные представления о справедливости у различных субъектов хозяйствования? Ведь справедливостью для государства представляется зафиксировать некий базовый уровень цен на нефть, а все что сверх этого уровня отбирать в виде налогов.

Наша экономика  еще не готова к восприятию мировых  цен - слишком неконкурентной она  оказывается. Определенный протекционизм  России просто необходим и против этого не возражают даже самые  либеральные экономисты. Кроме того, в настоящее время трансфертные цены, используемые большинством компаний практически совпадают с расчетными "бензиновыми". И это совпадение указывает на реальное положение дел с ценой.

Решение конфликтных  ситуаций в сфере согласование цен - это особая проблема российского  трансфертного ценообразования. Аналогичные  ситуации возникают и в других добывающих и некоторых производственных отраслях. Многие отрасли вообще отказываются от системы трансфертных цен, чтобы  избежать возможных проблем. Так  по статистике только 19% крупных российских компаний используют систему трансфертных расчетов, еще 21% находится в процессе становления, а остальные не используют ее совсем.

Не менее остро  стоит проблема трансфертного ценообразования  и на российском фармацевтическом рынке. Крупные фармацевтические компании, занимающиеся оптовыми поставками лекарственных  препаратов, сталкиваются с проблемой  согласования трансфертных цен при  взаимодействии с таможенными службами (в процессе закупки импортных  медикаментов) и транспортными службами (в процессе поставок медикаментов). Для решения этой проблемы компании вынуждены объединять в единый трансфертный процесс отделы закупок и продаж с таможенным и транспортным отделами, объединяя в единое информационное пространство, внутри которого формируются  внутренние цены на фармацевтическую продукцию. При вовлечении в эту  систему поставщиков и клиентов возникает цельная трансфертная структура, позволяющая реализовывать  эффективную систему расчетов [23].

Повсеместная практика трансфертного ценообразования  в России - это пока еще фантастика. Современное состояние трансфертной системы, наносит инвестиционному  климату России несравнимый ни с  чем, кроме политической нестабильности, урон. Решение же этой проблемы может  существенно поднять российский приоритет на мировом рынке.

Заключение

Решение конфликтных  ситуаций в сфере согласования цен - это особая проблема российского  трансфертного ценообразования. Аналогичные  ситуации возникают и в других добывающих и некоторых производственных отраслях. Многие отрасли вообще отказываются от системы трансфертных цен, чтобы  избежать возможных проблем. Так  по статистике только 19% крупных российских компаний используют систему трансфертных расчетов, еще 21% находится в процессе становления, а остальные не используют ее совсем.

В заключении хочется  сказать, что трансфертное ценообразование  в рыночной экономике характерно для децентрализованной структуры  управления предприятием, когда отдельным  структурным подразделениям организации (центрам ответственности) делегированы определенная хозяйственная и финансовая самостоятельность.

Трансфертное ценообразование  предполагает четкое фиксирование факта  приемки-передачи между центрами ответственности  изделия (услуги), что невозможно без  организованной системы сегментарного  учета и отчетности. В его основе лежит принцип, согласно которому оптимальными являются те трансфертные цены, которые  обеспечивают организации максимально  возможный маржинальный доход. По трансфертным ценам составляется сегментарная отчетность организации. Поэтому установленная  трансфертная цена будет справедливой в том случае, если обеспечит возможность  объективной оценки эффективности функционирования каждого центра ответственности организации.

Список литературы

1. Егерев И.А. "Стоимость  бизнеса, искусство управления" М. "Дело": 2003г.

2. Бушуев С.А., Гребеник В.В. "Экономическая теория. Международная академия оценки и консалтинга" - М.: 2005г.

3. Виссема Х. "Менеджмент в подразделениях фирмы. Предпринимательство и координация в децентрализованной компании" - М.: 2003г.

4. Герасименко В.В. "Ценовая политика фирмы" - М. "Финстантинформ" 2000г.

5. Карпова Т.П. "Основы  управленческого учета" Учебное  пособие М.: ИНФРА-М, 2003г.

6. Касьянова Г.Ю., Колесников С.Н. "Управленческий  учет по формуле "три в  одном": Учебник. М.: Издательско-консультационная  компания "Статус-Кво97", 2004г.

7. Палий В., Вандер Вил Р. "Управленческий учет: Пособие" - М: ИНФРА-М, 2003г.

8. Савицкая Г.В. "Анализ  хозяйственной деятельности предприятия:  Учебное пособие" Минск: Новое  знание, 2004г.

Информация о работе Трансфертное ценообразование в управленческом учете