Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 11:51, курсовая работа
Цель курсовой работы - исследовать сущность и механизм трансфертного ценообразования.
Задачи курсовой работы:
исследовать сущность, необходимость и цели трансфертного ценообразования;
Введение
1. Теоретические основы трансфертного ценообразования
1.1 Сущность, необходимость и цели трансфертного ценообразования
1.2 Факторы, влияющие на установление трансфертных цен
2. Экономический механизм и виды трансфертного ценообразования
2.1 Механизм трансфертного ценообразования на основе рыночной цены
2.2 Виды ценообразования на основе полных и маржинальных затрат
2.3 Прочие виды трансфертного ценообразования
3. Международное трансфертное ценообразование во внешнеэкономической политике
Заключение
Список использованной литературы
Процесс определения трансфертной цены составляет основу внутрифирменных отношений, потому, что трансфертная цена:
- во-первых, показывает, состоится
ли внутренняя торговля вообще.
В противном случае, контрактные
отношения будут расторгнуты,
а фирма прекратит свою
- во-вторых, определяет объем и частоту поставок товаров (оказания услуг) между бизнес-единицами.
- в-третьих, влияет на доходы и расходы бизнес-единиц, поскольку представляет собой доход продающего подразделения и расход покупающего.
- в-четвертых, позволяет, при
внедрении соответствующих
- в-пятых, при использовании
определенных методов (как
- а, следовательно, в-шестых, служит
базой для мотивации
Таким образом, трансфертное ценообразование
представляет собой не только необходимое,
но и достаточное условие
1.2 Факторы, влияющие на
Трансфертная цена (внутрифирменная цена) - это цена, применяемая при обмене товарами в рамках транснациональных корпораций, совместных предприятий, между их подразделениями в разных странах; обычно не предается широкой огласке.
Трансфертное ценообразование
существует там, где имеют место
трансферты товаров и услуг внутри
одной организационной единицы.
Таким образом, наличие внутриорганизационной
коммерческой деятельности (или внутренней
торговли) является предпосылкой построения
системы трансфертного
1. Наличия конкурентного рынка
для промежуточного продукта. Основной
принцип трансфертного
2. Наличия свободных мощностей
у подразделения-производителя.
3. Квалификации менеджеров. Система
трансфертного ценообразования
требует высокой квалификации
менеджеров корпоративного
4. Переговорной силы предприятий.
5. Важности для холдинга
2. Экономический механизм и виды трансфертного ценообразования
2.1 Механизм трансфертного
Под механизмом ценообразования понимается
структура правил и ограничений,
которые в совокупности характеризуют
свойства процедуры ценообразования
и благодаря которым
Механизм ценообразования
Структура правил и ограничений
механизма ценообразования
Механизм трансфертного
Основой для установления трансфертных
цен могут служить рыночные цены,
предельные затраты, издержки производства,
договорные и нормативные цены. Международная
практика управленческого учета
и финансового менеджмента
Ценообразование на основе рыночных
цен. Если для промежуточного продукта
существует совершенный конкурентный
рынок, то для принятия решений и
оценки деятельности предприятий оптимальным
является установление трансфертных цен
по ценам конкурентного рынка. Финансовые
результаты предприятия отражают реальный
экономический вклад
Когда передача продукта происходит по рыночной цене, то возможна полная оценка работы бизнес-единицы. Если поставляющего подразделения не существует, то продукт или полуфабрикат покупается на рынке по текущей цене. В свою очередь, если нет получающего подразделения, то продукт или полуфабрикат будет реализован на внешнем рынке по той же цене.
Действия по подобной схеме практически исключают конфликтные ситуации между направлениями бизнеса, так как поставляющее подразделение ничего не теряет, продавая продукт подразделению-переработчику, и, естественно, если подразделение-переработчик не нуждается в данном объеме продукта, поставляющее подразделение может легко реализовать невостребованный продукт на внешнем рынке. Наоборот, при недостатке продукта закупающее подразделение может легко восполнить недостачу путем взаимодействия с внешним рынком.
Таким образом, при формировании трансфертных цен на основе рыночных цен оба направления вносят вклад в прибыль компании независимо от метода реализации своего продукта (см. рисунок 1).
Рисунок 1 - Взаимодействие подразделений компании при внутренней цене, равной рыночной
На практике многие компании корректируют трансфертные передаточные цены на сумму дополнительных расходов, которые могут возникнуть при взаимодействиях с внешним рынком. В результате отпускная цена становится ниже ровно на сумму дополнительных расходов, если взаимодействие происходило на внутрикорпоративном рынке. Но эта цена может быть выше, если возникают отношения с внешним рынком в условиях недопроизводства или перепроизводства продукции (работ, услуг).
Тем не менее, рыночный метод трансфертного ценообразования имеет также и недостатки -- его невозможно использовать при отсутствии рынка промежуточных продуктов и стабильных цен. Следовательно, этот метод применим только в условиях минимальной внутренней зависимости подразделений друг от друга.
2.2 Виды ценообразования на
Ценообразование на основе маржинальных
затрат. Ценообразование на основе
маржинальных затрат используется, когда
рынок для промежуточного продукта
либо не существует, либо является несовершенным,
а предприятие-производитель
Во всех методах, основанных на затратах,
должны использоваться показатели нормативных
(плановых), а не фактических издержек,
чтобы предприятие-потребитель
Ценообразование на основе полных затрат.
Ценообразование на основе полных затрат
используется в тех же случаях, что
и предыдущий метод, за тем лишь исключением,
что в цену включается надбавка,
компенсирующая постоянные расходы. Надбавка
на покрытие постоянных затрат зависит
от объема реализуемой продукции. Покажем
это на примере предприятия-
Таблица 1 - Зависимость надбавки на покрытие постоянных затрат от объема реализуемой продукции
Показатель |
Объем реализации = 100 единиц |
Объем реализации = 150 единиц |
|
Переменные затраты |
150 тенге/ед. |
150 тенге/ед. |
|
Объем реализации |
100 ед. |
150 ед. |
|
Постоянные затраты |
3000 тенге |
3000 тенге |
|
Полные затраты |
150 · 100 + 3000 = 18000 тг. |
150 · 150 + 3000 = 25500 тг. |
|
Трансфертная цена на основе полных затрат |
18000/100 = 180 тг/ед. |
25500/150 = 170 тг/ед. |
|
Надбавка по сравнению с маржинальным ценообразованием |
(180 -- 150)/150 = 20% |
(170-150)/150= 13% |
|
Как видно из таблицы, при объеме
реализации в 150 единиц трансфертная цена
на основе полных затрат будет меньше,
чем при объеме реализации 100 единиц.
Таким образом, прежде чем устанавливать
трансфертную цену на плановый период,
необходимо определить плановый объем
поставляемой продукции между предприятиями.
Если фактически объем будет отличаться
от планового, то предприятие-производитель
получит прибыль или понесет
убытки по итогам периода. Предположим,
что в примере фактический
объем поставок составил 130 единиц,
а по плану он должен был равняться
100 единицам. Тогда реализация составит
130 · 180 = 23400 тенге, расходы 18000 тенге
и прибыль 23400 -- 18000 = 5400 тенге. Если фактический
объем производства окажется меньше
запланированного, тогда предприятие-
Ценообразование на основе подхода «затрат плюс». Данный метод используется в тех же случаях, что и ценообразование на основе полных затрат с той разницей, что в цену закладывается надбавка на прибыль, т.е. предприятие работает с заранее определенной рентабельностью. Базой для начисления надбавки могут служить переменные затраты или полные затраты. В первом случае надбавка покрывает постоянные затраты и прибыль, во втором -- только прибыль. На практике определение величины надбавки всегда вызывает много споров. Наилучшим решением представляется установление надбавки, равной среднеотраслевой рентабельности, при условии, что последняя может быть обоснованно рассчитана. В этом методе не снимается проблема отклонения объема производства от запланированного, описанная в предыдущем методе.
Ценообразование на основе маржинальных
затрат плюс постоянная фиксированная
надбавка. Данный метод предполагает
передачу продукции предприятию-
Предприятие А поставляет продукцию предприятию Б. Переменные затраты предприятия А составляют 40 тенге за единицу. Постоянные затраты -- 5 тыс.тенге/мес. Плановая прибыль равна 10 тыс. тенге. Плановый объем поставок составляет 1000 единиц. Тогда предприятие Б должно заплатить предприятию А 55 тыс. тенге. (40 · 1000 + 5000 + 10000), что эквивалентно 55 тенге. за единицу.
Предположим, фактический объем
потребления продукции
Информация о работе Трансфертное ценообразование в управленческом учете