Трансфертное ценообразование в управленческом учете

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 11:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - исследовать сущность и механизм трансфертного ценообразования.
Задачи курсовой работы:
исследовать сущность, необходимость и цели трансфертного ценообразования;

Оглавление

Введение
1. Теоретические основы трансфертного ценообразования
1.1 Сущность, необходимость и цели трансфертного ценообразования
1.2 Факторы, влияющие на установление трансфертных цен
2. Экономический механизм и виды трансфертного ценообразования
2.1 Механизм трансфертного ценообразования на основе рыночной цены
2.2 Виды ценообразования на основе полных и маржинальных затрат
2.3 Прочие виды трансфертного ценообразования
3. Международное трансфертное ценообразование во внешнеэкономической политике
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсач 1.docx

— 96.77 Кб (Скачать)

Особую роль в манипуляциях с  уплатой налогов в общей системе  перераспределения прибылей играют так называемые налоговые гавани. К ним относятся страны, имеющие очень низкий уровень налогообложения и свободно осуществляющие перевод любых финансовых средств (например, Люксембург, Лихтенштейн, Монако, Кипр, Суринам, Панама, Бермудские острова, Барбадос, Багамские острова, Гаити и др.). В этих странах создаются дочерние компании, в которые путем манипуляций с трансфертными ценами на фиктивные поставки перекачиваются прибыли материнской и других родственных компаний. Так, например, материнская компания выписывает счета на имя дочерней компании, находящейся в налоговой гавани, по заниженным ценам и, не получая товара, якобы реэкспортирует его по высокой цене другой дочерней компании, которой этот товар действительно поставляется. Убытки дочерней компании, импортирующей товар, перекрываются прибылью, получаемой дочерней компанией в стране с низкими налоговыми ставками.

Особенно широко налоговые гавани используются американскими фирмами. Большинство из них имеют в  этих странах дочерние торговые и  финансовые компании, через которые  осуществляется перераспределение  прибылей.

Перекачивание прибылей и создание искусственным путем убыточных  дочерних компаний, естественно, подрывает  сам механизм хозяйствования, основанный на центрах прибыли, и принцип  децентрализации управления. Вместе с тем это повышает роль внутрифирменного и коммерческого расчета и  требует высокой степени централизации  в разработке и принятии решений  по вопросам политики цен и финансов. При этом высшее управление транснациональной  корпорации вынуждено считаться  с мерами, принимаемыми налоговыми властями разных стран против явных  манипуляций с трансфертными  ценами. Так, американские компании при разработке единой политики трансфертных цен вынуждены соблюдать положения Кодекса о налогах на внутрикорпорационные сделки, который предусматривает регулирование внутрикорпорационных цен на товарные поставки, предоставление управленческих, технических, сбытовых м других услуг; арендные операции; продажу основных фондов, и направлен на создание препятствий в отношении перевода прибылей в страны, имеющие более низкий уровень налогообложения, чем в США. В случае, если будет установлен факт чрезмерного занижения или завышения цен в целях избежания уплаты налогов в США, можно потребовать от материнской компании произвести переоценку доходов с целью перераспределения прибылей в пользу американской материнской компании.

Налоговые власти принимающих стран  также осуществляют контроль за уровнем трансфертных цен и, если они сочтут, что сделки совершены по фиктивным ценам, они могут в основу своей налоговой калькуляции положить цены, которые, по их мнению, будут более реальными. Такие действия налоговых властей до известной степени лимитируют манипуляции с трансфертными ценами.

Транснациональные корпорации широко используют трансфертные цены также  в целях снижения общей суммы  уплачиваемых таможенных пошлин в принимающей  стране. Это достигается намеренным занижением стоимости товаров, указываемых  в таможенной декларации, в стране местонахождения импортирующей  дочерней компании. Таможенные органы принимающей страны могут согласиться  с заниженным уровнем цен, если это  согласуется с налоговой политикой  этой страны, т.е. если страна намерена компенсировать недоплату по сбору  таможенных пошлин за счет получения  налогов с увеличивающейся в  результате этого прибыли. В противном  случае таможенные власти принимающей  страны могут пересмотреть цены, указанные  в таможенной декларации, и повысить их до уровня мировых рыночных цен.

С помощью трансфертных цен осуществляется также централизованный раздел рынков между дочерними компаниями с  целью ограничения внутрифирменной  конкуренции и завоевания позиций  на новых или труднодоступных  рынках. Это достигается назначением  определенному филиалу или дочерней компании низких, часто демпинговых, цен, которые ставят его экспорт  вне конкуренции на данном рынке. На это могут выделяться средства материнской компанией или изменяется структура издержек производства (занижается доля постоянных затрат).

Методология определения уровня трансфертных цен в транснациональных корпорациях  обычно не только не предается гласности, но и тщательно скрывается, чтобы  не привлекать внимания налоговых властей.

Таким образом, трансфертные цены, применяемые  в рамках внутрифирменного хозяйственного расчета, являются важным инструментом централизованной политики транснациональной  корпорации, направленной на получение  устойчивой прибыли в глобальном масштабе.

Вместе с тем в механизме  функционирования транснациональной  корпорации они тесно связаны  и переплетены с другими экономическими рычагами и инструментами внутрифирменного расчета, среди которых особо  важную роль играют инструменты финансовой политики.

Такой подход обусловлен тем, что финансовые инструменты составляют важнейшую  сторону деятельности транснациональных  корпораций, поскольку движение материальных потоков между расположенными в  разных странах родственными компаниями опосредуется денежной формой в международном  масштабе. В связи с этим использование  финансового механизма значительно  усложняется и требует приспособления к денежным рынкам как отдельных стран, так и международной валютно-кредитной системы в целом. В связи с этим разработка и осуществление единой финансовой политики занимают существенное место в общем механизме централизованного управления.

Система трансфертного ценообразования (как и качественная информационная поддержка) действительно необходима, прежде всего, крупным промышленным предприятиям, компаниям, занимающимся массовыми оптовыми поставками и  компаниям, работающим в добывающих отраслях. К тому же только крупные  компании могут себе позволить связанные  с переходом на новый способ управления затраты. Наиболее показателен этот процесс в машиностроении, строительной промышленности, добывающей и фармацевтической отраслях.

Причем, во многих отраслях проблема формирования трансфертной цены жестко связана с проблемой налогообложения. Так, в добывающей отрасли наиболее остро ставится вопрос о степени  обложения налогом доходов от добычи и доле рентных доходов, которые  остаются в распоряжении предприятий. Механизм трансфертного ценообразования  предполагает, что покупка добытых  ископаемых у дочерних добывающих предприятий  происходит по трансфертной цене, при  этом часть добытых ресурсов (30-40%) реализуется на экспорт, оставшаяся часть перерабатывает на давальческой основе на казахстанских предприятиях. Трансфертная цена, как правило, устанавливается  исходя из целей минимизации налогообложения  на уровне, не ниже текущих затрат предприятия. Обычно, при этом стремятся также  учитывать и сокращение затрат в  добыче, что реализуется за счет установления центрам ответственности  плановых ориентиров по динамике закупочных цен и разработки соответствующих  планов сокращения затрат. В результате, цена добытых ресурсов, с которой  начисляются налоги (роялти, отчисления, налог на пользователей автодорог, корпоративный подоходный налог) оказывается  ниже рыночной и существенно ниже экспортной цены. Именно здесь находится  корень конфликтов, связанных с несоответствием  «рыночной» цены на добытые ресурсы  и трансфертной цены.

Решение конфликтных ситуаций в  сфере согласование цен - это особая проблема казахстанского трансфертного  ценообразования. Аналогичные ситуации возникают и в других некоторых  производственных отраслях. Многие отрасли  вообще отказываются от системы трансфертных цен, чтобы избежать возможных проблем. Так по статистике только 19% крупных  компаний используют систему трансфертных расчетов, еще 21% находится в процессе становления, а остальные не используют ее совсем.

трансфертное ценообразование цена управленческий учет

 

Заключение

В курсовой работе было проведено  исследование механизма трансфертного  ценообразования в управленческом учете.

Хотя современный управленческий учет большинства отечественных  промышленных предприятий в значительной мере ориентирован на решение краткосрочных  и текущих задач, разработка финансовой стратегии развития позволяет не только определить ориентиры этого  развития, но и добиться понимания  общности задач работниками различных  служб предприятия, устранить ограничения  на взаимодействие между ними, особенно по вопросам решения ключевых проблем, стимулировать информационный обмен  между структурными подразделениями  предприятия. В сложившихся условиях для казахстанских крупных предприятий или финансово-промышленных групп целесообразно создать надежную и гибкую систему управленческого учета, которая, должна функционировать, опираясь на развернутую технологию бюджетирования и трансфертное ценообразование, позволяющие оценить эффективность деятельности предприятия.

Трансфертное ценообразование  представляет собой основу для методов  измерения, оценки, контроля и стимулирования деятельности центров ответственности. В настоящее время отечественная  практика бюджетного управления еще  не выработала единого подхода к  решению вопроса формирования внутрифирменных  трансфертных цен, в то время как  в странах с развитой рыночной экономикой предприятия широко используют данные методы.

Международная практика управленческого  учета и финансового менеджмента  рекомендует при расчете трансфертных цен использовать метод на основе переменной себестоимости в рамках системы "директ-костинг", разделяющей прямые затраты и косвенные, что, однако, требует значительных дополнительных затрат времени. В данном случае трансфертная цена определяется как сумма удельных переменных затрат трансфертного продукта и удельного маржинального дохода, представляющего собой совокупность удельных постоянных затрат и удельной плановой (расчетной) прибыли. Этот расчет наиболее универсален и приемлем как в случае отсутствия, так и в случае наличия недогруженных мощностей предприятия, так как подразделению-продавцу не возмещаются расходы сверх затрат, запланированных в бюджете (плюс прибыль). В связи с этим структурное подразделение предприятия (центр ответственности) приобретает в любом случае стимул для контроля переменных расходов. Постоянные расходы в рамках частных бюджетов покрываются при этом за счет совокупного дохода промышленного предприятия в целом. Однако при использовании данной концепции трансфертного ценообразования, как и в случае трансфертного ценообразования на базе полных затрат, возникает проблема оценки эффективности деятельности центров ответственности. Наценка в рамках трансфертной цены должна учитывать в большей степени характеристики конкретного подразделения, чем маржинальный доход предприятия в целом. Норма рентабельности устанавливается в рамках генерального бюджета предприятия и усредняется по частным бюджетам центров ответственности, хотя должна быть как можно более реалистичной и обоснованной для каждого центра ответственности.

казахстанских холдингов основной задачей трансфертного ценообразования до сих пор остается оптимизация налогообложения. Задачи принятия обоснованных экономических решений, повышения автономности и справедливая оценка деятельности предприятий либо отходят на второй план, либо вообще не принимаются во внимание. Это сразу же сказывается на эффективности и конкурентоспособности предприятий.

 

Список использованной литературы

Бурков В., Трапезова М. Механизмы внутрифирменного управления. - М.: Институт проблем управления , 2000.

Донская В.Ю. Трансфертные цены: достоинства и недостатки способов расчета// Математические модели и информационные технологии в менеджменте. Вып. 1. СПб.: СПбГУ, 2001. С. 148-157.

Друри К. Введение в управленческий и производственный учет. Пер. с англ. (под ред. Мабалиной С.А.) - М.: Аудит, Юнити, 1998г.

Котляров С. А. Управление затратами. -- СПб.: Питер, 2001.

Коуз Р.Г. Природа фирмы // Уроки организации бизнеса / Под ред. А.А. Демина, В.С. Катькало. СПб., 1994. С. 29-50

Крылов В.М. Трансфертное ценообразование (опыт США)//Финансы. 1998, N 7, с.54-55.

Ластовецкий В.Е. Учет затрат по факторам производства и центрам ответственности. - М.: Финансы и статистика, 1988, с.106.

Мезенцева Т.М., Саенко К.С. Финансовая стратегия развития предприятия: бюджетирование и трансфертные цены// Аудиторские ведомости. 2005, №6, с.13-15

Миславский А.В. Центры финансовой ответственности// Двойная запись №10 - 04.10.2005

Нидлз Б., Андерсон Х., Колдуэлл Д. Принципы бухгалтерского учета. Пер. с англ. Под ред.Я.В.Соколова - 2-е изд., стереотип. - М.: Финансы и статистика, 1999. - 496с.

Николаева С.А. Принципы формирования и калькулирования себестоимости продукции Аналитика-Пресс - М.: 2000

Пашигорева Г.И., О.С.Савченко, Цели и задачи управленческого учета// Бухгалтерский учет, 2000, N 19, С. 33.

Разливаева Л.В. Управленческий учет. Учебно-практическое пособие - Караганда, 2001 - 200с.

Титов В.В., Толстов В. К., Маркова  В. Д. Финансово-промышленные группы: система  управления// Новосибирск: ИЭиОПП, 1998.

Тиханков В.В. Ценообразование и экономические отношения между подразделениями внутри одного предприятия// Финансовый менеджмент, №3, 2004

Управленческий учет: Учебное  пособие/ редакцией А. Шеремета. - М: ИД ФБК-Пресс , 2000.

Хатунцев В.М. и др. Экономическое регулирование: формы и методы (финансово-кредитный аспект). - С.-Пб.: СПбУЭиФ, 1992.

Эклесс Р.Г. Проблемы трансфертного ценообразования: теория и практика. - М.: Наука-Пресс, 2000

Размещено на Allbest.ru

 

Курсовая 2

 
2.      
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 
 
      Впервые вопросы о трансфертном ценообразовании стали возникать в связи с процессами концентрации производства,  сопровождавшиеся его специализацией в 50-60-е годы XIX века. Это было время формирования крупных транснациональных корпораций, когда продукция, произведенная на одном предприятии корпорации, должна была передаваться другому предприятию этой же корпорации. Вставал вопрос о формировании цены на такую продукцию, предназначенную для передачи. Эту цену впоследствии стали называть трансфертной ценой. Трансфертная цена - это условная, расчетная цена на продукцию (услуги) одного центра ответственности, передаваемую ("продаваемую") другому центру ответственности того же предприятия. Трансфертные цены должны устанавливаться так, чтобы для каждого из центров можно было определить и реальные расходы и прибыль, что в дальнейшем позволит оценить эффективность и выявить "узкие места" в деятельности предприятия. Таким образом, трансфертное ценообразование представляет собой основу для методов измерения, оценки, контроля и стимулирования деятельности центров ответственности.  
 
        С использованием трансфертных цен модно построить, например, такую модель производственных отношений между сегментами бизнеса в пределах одного коммерческого предприятия: отдел продаж (коммерческий сегмент) покупает продукцию у производственного сегмента по трансфертной цене, а затем продает эту продукцию внешнему потребителю, установив собственную наценку. 
 
        Трансфертное ценообразование в рыночной экономике характерно для децентрализованной структуры управления, когда одним структурным подразделения организации (сегментам бизнеса) предоставлена определенная финансовая и хозяйственная самостоятельность. Администрация предприятия решает, каким подразделениям предоставить возможность самостоятельно зарабатывать прибыль (т.е. предоставить свободу внутреннего и внешнего ценообразования), выбирать поставщиков и покупателей. Кроме того, необходимо совпадение интересов менеджеров различных подразделений и всей организации . Оптимальной будет такая ТЦ, которая обеспечит максимальный маржинальный доход каждому сегменту в отдельности и предприятию в целом. Использование трансфертных цен предполагает составление сегментарной отчетности. Если сформированная на базе ТЦ управленческая отчетность обеспечит возможность объективной оценки эффективности функционирования каждого сегмента бизнеса, то такую ТЦ можно считать правильно установленной.  
 
В странах с рыночной экономикой используются следующие методики расчета трансфертных цен: 
 
-         цена на базе полных издержек; 
 
-          цена на базе переменных издержек; 
 
-          рыночная трансфертная цена; 
 
       - договорная трансфертная цена. 
 
Независимо от варианта расчета трансфертной цены во внимание должны приниматься  следующие принципы: 
 
- трансфертная цена должна отражать цели предприятия и способствовать согласованию с ними тактических целей подразделений; 
 
- трансфертная цена должна поддерживать автономность центров ответственности (децентрализованное управление внутри предприятия); 
 
- трансфертная цена должна быть побудительным мотивом к контролю затрат и обеспечивать гибкость в качестве финансового инструмента управления. 
 
Поскольку каждый центр ответственности в рамках финансовой структуры предприятия рассматривается как самостоятельное хозрасчетное подразделение, то особую популярность в странах с рыночной экономикой получил метод установления трансфертной цены на основе рыночной. Преимущество рыночных цен – в их объективном характере. Установленная на их основе трансфертная цена не зависит от взаимоотношений и квалификации менеджеров продающих и покупающих сегментов бизнеса. Использование рыночных цен в качестве трансфертных хорошо подходит к концепции центров ответственности и делает возможной оценку деятельности менеджеров и подразделений, основанную на финансовых результатах. В трансфертном ценообразовании всегда участвуют две стороны: центр ответственности, передающий свою продукцию (услугу), и центр ответственности, принимающий этот продукт (услугу) для ее последующей переработки или потребления. При формировании трансфертных цен на основе рыночных цен обеим сторонам предоставлено право взаимодействия с внешними продавцами и покупателями, с соблюдением следующих условий: 
 
- центр ответственности, приобретающий продукцию (услугу), должен покупать ее внутри предприятия до тех пор, пока продающий центр ответственности не завышает существующие рыночные цены и желает продавать свою продукцию внутри предприятия; 
 
- если продающее подразделение завышает существующие рыночные цены, то покупающий центр ответственности может приобрести их на стороне. Однако для применения рыночных трансфертных цен необходимо наличие: 
 
- хорошо развитого рынка полуфабрикатов и комплектующих, аналогичных продукции подразделений; 
 
- устойчивых равновесных цен; 
 
- достаточно высокой степени децентрализации управления, когда подразделения вправе выбирать: покупать и продавать как "у себя", так и на стороне. При этом качество продукции (услуги), своевременность и надежность поставок должны быть сопоставимы с соответствующими показателями продукции (услуги) сегментов организации. 
 
Однако, если рынок аналогичных товаров и услуг производимых сегментом недостаточно развит, то сформированная на основе рыночной трансфертная цена может оказаться неполноценной. Кроме того, маркетинговые исследования рыночных цен приведут к дополнительным расходам. 
 
Тогда следует обратиться к другому методу расчета трансфертного ценообразования – расчету  ТЦ на основе себестоимости. Здесь возможны разные варианты. В основу ТЦ может быть положена: 
 
-         полная фактическая себестоимость; 
 
-         нормативная себестоимость; 
 
-         переменная себестоимость 
 
В любом случае ТЦ рассчитывается по формуле «себестоимость плюс», т.е. в ТЦ на продукцию передающего подразделения закладывается выбранный показатель себестоимости и фиксированный в виде процента размер прибыли этого подразделения. Например, ТЦ может рассчитываться по формуле «120% от полной себестоимости», «180% от переменной себестоимости», «150% от нормативной себестоимости».  
 
К достоинствам этого метода следует отнести, во-первых, гарантированную уверенность предприятия в получении достаточной прибыли от производственного процесса в целом, если трансфертные цены на каждом уровне генерального бюджета показывают увеличение прибыли. Преимуществом варианта расчета ТЦ на базе полной фактической себестоимости является объективность и простота расчетов. Рассчитанная этим методом ТЦ близка к рыночной, что способствует принятию правильных управленческих решений. 
 
Основным недостатком метода полных издержек является то, что при расширении объема производства данный метод является плохим ориентиром, так как включает в трансфертную цену и постоянные издержки, не меняющиеся с изменением объема производства. Вследствие этого передающий центр ответственности не заинтересован в снижении своих фактических затрат, так как заранее уверен, что трансфертная цена не только покроет, но и превысит их на сумму установленной наценки. Следовательно, невозможно судить о степени эффективности работы передающего свою продукцию сегмента, а, значит, и контролировать ее. 
 
Этих недостатков лишен метод расчета ТЦ на базе нормативных затрат. В этом случае, по существу, рассчитывается нормативная ТЦ. Превышение фактической ТЦ над нормативной свидетельствует об убыточности работы передающего сегмента, а обратное соотношение – об эффективности. Однако, при высоком уровне инфляции, в условиях мелкосерийного и индивидуального производства нормирование затрат неприемлемо. 
 
Поэтому практикой западного, бюджетного управления рекомендуется  расчет трансфертных цен на основе переменной себестоимости в рамках системы "директ - костинг", разделяющей прямые издержки и косвенные. В данном случае трансфертная цена определяется как сумма удельных переменных затрат трансфертного продукта и удельного маржинального дохода, представляющего собой совокупность удельных постоянных затрат и удельной плановой (расчетной) прибыли. Этот метод более универсален и приемлем как в случае отсутствия, так и в случае наличия недогруженных мощностей предприятия, так как подразделению - продавцу не возмещаются расходы сверх затрат, запланированных в бюджете (плюс прибыль). В связи с этим центр ответственности приобретает в любом случае стимул для контроля переменных расходов. Постоянные расходы будут покрываться за счет совокупной выручки  предприятия в целом. Таким образом трансфертная цена рассчитанная данным методом  не покрывает постоянные издержки, а, следовательно, невозможно рассчитать прибыль, зарабатываемую структурным подразделением, передающим свою продукцию и оценить уровень эффективности работы менеджера данного центра ответственности с использованием показателей прибыли и дохода, что снижает стимулы менеджера к сокращению издержек. 
 
         Общий недостаток всех рассмотренных методов трансфертного ценообразования на базе себестоимости заключается в высокой вероятности того, что цена продажи продукта внешнему потребителю окажется выше рыночной, что осложнит его реализацию на внешнем рынке. 
 
      Еще один метод трансфертного ценообразования - расчет договорной трансфертной цены, которая определяется как удельная переменная себестоимость плюс удельный маржинальный доход, утраченный центром ответственности - "продавцом" в результате отказа от внешних продаж и поставкой своего полуфабриката (услуги) внутри предприятия. Достоинством данного метода является то, что он может применяться в условиях как полной, так и неполной загрузки производственных мощностей предприятия. 
 
        Независимо от применяемых методов трансфертного ценообразования верхней границей трансфертной цены является рыночная цена. Нижняя граница рассчитывается по формуле: 
ТЦ = Удельная переменная    +   Удельный маржинальный доход, 
 
          себестоимость                   утраченный продающим подразделением 
 
                                                       в результате отказа от внешних продаж 
Если полученная величина окажется ниже рыночной, то трансфертная цена на продукт будет устанавливаться путем переговоров между сегментами. Если же полученная величина окажется выше рыночной, то трансфертная  цена рассчитанная таким методом бессмысленна, т. к. продукт выгоднее покупать у внешнего продавца по рыночным ценам.  
 
    Страны с рыночной экономикой успешно применяют все рассмотренные выше методы трансфертного ценообразования. Выбор того или иного метода расчета ТЦ определяется рядом факторов: 
 
- характером решаемых в результате трансфертного ценообразования задач; 
 
- степенью децентрализации организационной структуры предприятия; 
 
- состоянием рынка продуктов и услуг, на которые устанавливаются трансфертные цены. 
 
        Трансфертная цена в странах с рыночной экономикой является инструментом принятия экономически целесообразных управленческих решений.

Информация о работе Трансфертное ценообразование в управленческом учете