Теоретические основы управленческого учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 09:13, курс лекций

Краткое описание

1. Понятие управленческого учета, его предмет, объекты и принципы построения.
2. Взаимосвязь и различия управленческого и финансового учета.
3. Системы управленческого учета.
4. Метод и способы управленческого учета.
5. Виды информации, используемой в процессе управления, и ее качественные характеристики.

Файлы: 1 файл

Конспект лекций для студентов по специальности i-25 01 08 «Бухга.doc

— 977.00 Кб (Скачать)

 

1. Виды обслуживающих  предприятий и организаций АПК.

К обслуживающим производствам  и хозяйствам в сельскохозяйственных организациях относят жилищно-коммунальное хозяйство, столовые, бани, прачечные, пошивочные мастерские, детские дошкольные учреждения, дома отдыха, санатории и другие учреждения культурно-бытового назначения.

Специфическая особенность  этих производств и хозяйств состоит  в том, что они обслуживают  бытовые нужды работников сельскохозяйственных организаций. Характер их деятельности не однороден: одни выпускают продукцию (пекарни, столовые), другие оказывают услуги (бани, прачечные), третьи выполняют специализированные функции социального и бытового обслуживания (детские учреждения, жилищно-коммунальные хозяйства, дома отдыха). Соответственно и порядок покрытия затрат на содержание обслуживающих производств и хозяйств различен. В первых затраты покрываются за счет выручки от производимой и реализуемой продукции, во вторых — от поступлений за оказываемые услуги, в третьих — от поступлений и за счет других собственных источников организации.

 

2. Учет затрат в обслуживающих производствах и хозяйствах

По каждому виду обслуживающих  производств и хозяйств должен быть организован учет затрат на их содержание.

Все затраты по содержанию и эксплуатации производств и хозяйств, обслуживающих культурно-бытовые нужды работников предприятия, учитывают на дебете счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», а по кредиту его отражают доходы и поступления или списания учтенных затрат за счет соответствующих источников.

Учет затрат в обслуживающих  производствах и хозяйствах строится по следующим субсчетам:

29-1 «Жилищно-коммунальное  хозяйство»;

29-2 «Производства бытового  обслуживания населения»;

29-3 «Производства общественного  питания»;

29-4 «Детские дошкольные  учреждения»;

29-5 «Учреждения культурно-бытового  назначения»;

29-6 «Прочие производства  и хозяйства».

По субсчету 29-1 «Жилищно-коммунальное хозяйство» открывают аналитические счета, на которых учитывают:

    1. затраты на эксплуатацию жилищного фонда,
    2. расходы на эксплуатацию общежитий коечного типа,
    3. целевые расходы и сборы.

В состав затрат на эксплуатацию жилищного фонда и общежитий  коечного типа включают: расходы на оплату труда обслуживающего персонала; отчисления на социальные нужды; затраты, связанные с содержанием домохозяйства (вывозка мусора, очистка и содержание в порядке территории, мест общего пользования); затраты на ремонт. Не включают в состав затрат по содержанию основных средств жилищного фонда затраты на ремонт внутри жилых помещений и мест общего пользования, если эти расходы производятся за счет квартиросъемщиков, а также расходы на оплату труда персонала, содержащегося за счет целевых сборов.

По кредиту аналитических  счетов эксплуатации жилищного фонда  и общежитий коечного типа учитывают поступления от пользователей (по видам поступлений).

Доходы жилищно-коммунального  хозяйства учитываются по следующим  статьям:

• квартирная плата;

• арендная плата за нежилые помещения;

•  сборы с арендаторов на эксплуатационные расходы: сборы с арендаторов (сверх арендной платы);

• прочие доходы домохозяйства.

По общежитиям коечного типа доходы учитывают в целом  без подразделения на статьи. В  качестве доходов учитываются поступления  от проживающих в общежитии (плата  за койко-место).

Арендная плата за нежилые помещения и сборы  с арендаторов в возмещение общих  для всего домохозяйства расходов за вычетом суммы амортизации (износа) и эксплуатационных расходов, приходящейся на арендуемые нежилые помещения, списывается  на счет 92 «Внереализационные доходы и расходы».

На отдельных аналитических  счетах, открываемых к счету 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», учитывают  расходы по каждому виду коммунальных услуг (вода, подогрев воды, газ, радио  и т.д.). Их покрывают за счет целевых  сборов с проживающих (потребителей).

Учет целевых сборов (доходов), получаемых по установленным  расценкам (за отопление, освещение  и т.д.), ведут на отдельном аналитическом  счете по видам этих сборов.

Сборы, как правило, покрывают  расходы по всем видам оказываемых услуг. Разница между фактическими затратами и суммами, полученными с потребителей услуг, списывают за счет источников, предусмотренных сметами на их содержание.

В сельскохозяйственных организациях отдельным категориям работников в соответствии с действующим законодательством предоставляется жилая площадь в бесплатное пользование. Расходы по эксплуатации жилищного фонда покрываются в этом случае за счет собственных источников организации.

На субсчете 29-2 «Производства бытового обслуживания» учитывают расходы на содержание различных ремонтно-пошивочных мастерских, состоящих на балансе организации. Расходы учитывают по каждому производству на отдельных аналитических счетах. По дебету счетов учитывают затраты по установленной номенклатуре статей, а по кредиту — выход продукции либо выручку, поступающую в оплату услуг в соответствии с расценками, установленными организацией.

По парикмахерским учет затрат ведут общей суммой, без  детализации по статьям.

На субсчете 29-3 «Производства общественного питания» учитывают расходы по содержанию предприятий общественного питания (столовых, буфетов), находящихся на балансе сельскохозяйственной организации, в разрезе статей, предусмотренных сметами на их содержание. На данном субсчете учитывают расходы только по стационарным столовым. Расходы по содержанию временно организованных столовых (на период уборки) на этом субсчете не учитывают, а включают в состав общепроизводственных расходов по растениеводству.

В сельскохозяйственных организациях отпуск питания работникам может осуществляться со скидкой на отпускную цену, т.е. допускается производить удешевление стоимости питания. В бухгалтерском учете эта хозяйственная операция получает следующее отражение:

Д-т счета 50 (70) — К-т  счета 90 — на сумму полученных денег  за питание;

Д-т счета 84 «Нераспределенная  прибыль (непокрытый убыток)», субсчет  «Фонд потребления» — К-т счета 90 — на сумму снижения стоимости  питания против отпускной цены.

На субсчете 29-4 «Детские дошкольные учреждения» учитывают затраты на содержание детских садов, яслей, которые находятся на балансе сельскохозяйственной организации.

Аналитический учет затрат ведут по каждому дошкольному  учреждению в разрезе следующих  статей, предусмотренных сметами  на их содержание:

•   «Расходы на оплату труда»;

•   «Отчисления на социальные нужды»;

•   «Расходы на питание»;

•   «Хозяйственные расходы»;

•   «Приобретение  оборудования и инвентаря»;

•   «Прочие расходы».

Переданные в детские  дошкольные учреждения инвентарь и  оборудование закрепляются за материально  ответственными лицами и подлежат складскому учету. Для этих целей открывают книгу или карточки складского учета, в которых инвентарь, постельные принадлежности, посуда, игрушки, продукты (не переданные на кухню) учитывают по наименованиям и количеству.

В целях организации контроля за расходами на питание в детских дошкольных учреждениях ежедневно составляют меню-раскладку, а в конце месяца — отчет о количестве израсходованных продуктов и численности детей, посещавших детские учреждения. Для этого в обязательном порядке ведется табель учета посещаемости детьми детских дошкольных учреждений.

По дебету субсчета 29-4 учитывают все расходы на содержание в корреспонденции с кредитом счетов — в зависимости от вида расходов. Продукты питания списывают  в затраты на содержание детских дошкольных учреждений в таком же порядке, как и для предприятий общественного питания.

Учтенные по дебету субсчета 29-4 затраты ежемесячно списывают  в кредит соответствующих счетов:

86 «Целевое финансирование»  — на суммы начисленных взносов  родителей за содержание детей в детских дошкольных учреждениях;

92 «Внереализационные  доходы и расходы» — на сумму  расходов, покрываемых собственными  источниками организации;

На субсчете 29-5 «Учреждения культурно-бытового назначения» учитывают затраты на содержание культурно-бытовых учреждений, которые числятся на балансе организации.

Аналитический учет затрат ведут по дебету субсчета 29-5 по каждому  виду в разрезе статей, предусмотренных  сметами на их содержание. По кредиту учитывают выручку от реализации услуг (по установленным ценам). Превышение расходов над поступившими доходами в конце отчетного периода списывается за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации или за счет других собственных источников.

На субсчете 29-6 «Прочие производства и хозяйства» учитывают затраты по прочим производствам и хозяйствам, к которым, в частности, относятся бани, прачечные, пекарни и другие обслуживающие производства и хозяйства. Расходы по баням обычного типа, постоянно действующим душевым и другим аналогичным хозяйствам учитывают по каждому их виду по установленным статьям затрат.

Доходы (выручка) от эксплуатации бань, прачечных и других аналогичных  хозяйств отражают по кредиту субсчета 29-6 и дебету счета 50 «Касса». Расходы  по баням, душевым, санпропускникам, расположенным в производственных подразделениях, где они необходимы по характеру производства, включают в состав общепроизводственных (отраслевых) расходов соответствующих подразделений.

При предоставлении работникам организации коммунальных услуг  со скидкой с установленной платы за эти услуги сумма предоставленных льгот возмещается за счет средств собственных источников.

Аналитический учет затрат в обслуживающих производствах  и хозяйствах ведут в производственном отчете по прочим производствам и  хозяйствам. Синтетический учет затрат в обслуживающих производствах и хозяйствах ведут в журнале-ордере ф. № 10-АПК.

 

 

10. БЮДЖЕТИРОВАНИЕ И  ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ.

 

1. Бюджеты и стандарты  как инструмент планирования  и контроля

2. Система внутрихозяйственной управленческой отчетности

3. Принятие управленческих решений.

 

1. Бюджеты и  стандарты как инструмент планирования  и контроля

Под бюджетированием в управленческом учете понимается процесс планирования.

Планирование наряду с контролем является одной из важнейших функций управления и представляет собой процесс определения действий, которые должны быть выполнены в будущем.

В основе планирования и  контроля лежит анализ прошлой финансовой и нефинансовой информации. Финансовая информация, необходимая для планирования, собирается и обрабатывается в системе бухгалтерского учета.

Планирование и контроль являются необходимыми атрибутами управления предприятием. При этом под управлением  понимается процесс обеспечения  деятельности предприятия для достижения его целей в соответствии с намеченными планами.

Планы могут классифицироваться следующим образом:

  • оперативные планы;
  • административные планы;
  • стратегические планы.

В управленческом учете  как самостоятельной подсистеме учета в западных странах, термин «бюджет» используется как «смета».

Бюджет - количественное выражение плана, инструмент координации и контроля за его выполнением. Его часто называют финансовым планом действий.

Бюджеты могут быть составлены как для предприятия в целом, так и для его подразделений.

Основной бюджет (master budget) охватывает производство, реализацию, распределение и финансирование. Здесь в количественном выражении рассматриваются будущая прибыль, денежный поток и поддерживающие планы. Это итог многочисленных обсуждений и решений о будущем предприятия.

Бюджет может иметь  неограниченное количество форм и видов.

Его структура зависит  от того, что является предметом  составления бюджета; размера организации; степени квалификации и опыта  разработчиков. В отличие от формализированных  отчета о прибылях и убытках и бухгалтерского баланса бюджет не имеет стандартизированных форм, которые следует строго соблюдать.

Бюджет должен представлять информацию просто и ясно, так, чтобы  его содержание было понятно пользователю.

Детализированные бюджеты  чаще всего составляются на ограниченный период, обычно не более, чем на год, с подразделением на более короткие периоды: кварталы, месяцы.

В случаях существенных изменений (например, выпуска нового продукта, внедрения новых технологий и оборудования), которые требуют  дополнительных капиталовложений, бюджеты разрабатываются на пять и более лет.

Основные функции бюджета  состоят в следующем:

  • планирование операций, обеспечивающих достижение целей организации;
  • координирование различных видов деятельности и подразделений,
  • согласование интересов отдельных работников и групп в целом по организации;
  • стимулирование руководителей всех рангов к достижению целей своих подразделений;
  • контроль текущей деятельности, обеспечение плановой дисциплины;
  • основа для оценки выполнения плана центрами ответственности и их руководителей;
  • средство обучения руководителей.

Информация о работе Теоретические основы управленческого учета