Теоретические основы управленческого учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 09:13, курс лекций

Краткое описание

1. Понятие управленческого учета, его предмет, объекты и принципы построения.
2. Взаимосвязь и различия управленческого и финансового учета.
3. Системы управленческого учета.
4. Метод и способы управленческого учета.
5. Виды информации, используемой в процессе управления, и ее качественные характеристики.

Файлы: 1 файл

Конспект лекций для студентов по специальности i-25 01 08 «Бухга.doc

— 977.00 Кб (Скачать)

Процесс составления  организацией бюджета называется бюджетным циклом, который состоит из таких этапов, как:

  • планирование, с участием руководителей всех центров ответственности, деятельности организации в целом, а также ее структурных подразделений;
  • определение показателей, которые будут использоваться при оценке деятельности;
  • обсуждение возможных изменений в планах, связанных с новой ситуацией;
  • корректировка планов, с учетом предложенных поправок.

Основной (общий) бюджет может быть представлен в качестве плановой модели деятельности организации. Как только бюджет подготовлен, начинается его корректировка в связи  с изменением внешних и внутренних условий и необходимостью просчета эффективности различных управленческих решений. Применение компьютера позволяет резко сократить трудоемкость этих операций.

Таким образом, планирование деятельности организации является одной из важнейших функций управления. Бюджеты используются как средство подготовки и координации планов, доведения этих планов до ответственных за их выполнение лиц, стимулирования менеджеров на всех уровнях организации, в качестве средства контроля текущей деятельности, а также в качестве нормативной базы для последующего сравнения с фактическими показателями в целях контроля затрат и управления ими.

Основной бюджет представляет собой скоординированный по всем подразделениям и функциям план работы для организации в целом. Состоит  из двух основных бюджетов - оперативного и финансового. Отправной точкой подготовки основного бюджета является бюджет продаж. Большая часть других бюджетов базируется на информации, зафиксированной в этом бюджете.

Смета (бюджет) денежных средств трансформирует доходы и  расходы в поступления и выплаты  наличных средств, облегчая тем самым финансовое планирование и формируя данные для подготовки прогнозных финансовых отчетов.

Гибкий бюджет - это бюджет, который составляется не для конкретного уровня деловой активности, а для определенного его диапазона, т.е. им предусматривается несколько альтернативных вариантов объема реализации.

Для каждого возможного уровня реализации здесь определена соответствующая сумма затрат. Таким  образом, гибкий бюджет учитывает изменение  затрат в зависимости от изменения  уровня реализации, он представляет собой динамическую базу для сравнения достигнутых результатов с запланированными показателями.

В основе составления  гибкого бюджета лежит разделение затрат на переменные и постоянные. Если в статическом бюджете затраты  планируются, то в гибком бюджете они рассчитываются.

2. Система внутрихозяйственной управленческой отчетности

В общем случае отчетность представляет собой систему взаимосвязанных показателей, характеризующих условия и результаты деятельности предприятия за истекший период.

Составление отчетности - завершающий этап учетного процесса, поэтому она состоит из обобщающих итоговых показателей, который получают в конце отчетного периода  путем соответствующей обработки (группировки, обобщения и т.д.) данных текущего учета.

Отчетность может содержать как количественные, так и качественные показатели, как в стоимостном, так и в натуральном выражении.

Цель составления внутренней отчетности, охватывающей все предприятие снизу доверху, - удовлетворение информационных потребностей управленческого персонала путем предоставления стоимостных и натуральных данных (показателей), позволяющих оценивать и контролировать, прогнозировать и планировать деятельность структурных подразделений предприятия, а также конкретных менеджеров.

Цель составления внутренней отчетности обуславливает ее периодичность и формы, а также набор показателей. Точность и объем приводимых данных должны варьировать в зависимости от организационно-технологических и экономических особенностей, присущих конкретному предприятию и конкретному объекту управленческого учета, цели управления применительно к данному объекту учета, содержанию полномочий и ответственности, которые делегированы конкретному структурному подразделению и его менеджеру. В связи с этим разработка внутренней отчетности является прерогативой предприятия. Содержание, формы, сроки и обязанности представления этой отчетности, а также пользователи изменяются в зависимости от условий хозяйствования на конкретном предприятии.

В зависимости от уровней  управления, различают следующие виды отчетов:

  • отчет об исполнении сметы затрат;
  • отчет центра прибыли;
  • отчет центра инвестиций.

В зависимости от объемов  деятельности, выделяют отчетность об отраслевых и территориальных сегментах  бизнеса.

Основными пользователями внутренней отчетности являются, во- первых, менеджеры всех уровней предприятия, во-вторых, - персонал предприятия. Сам факт ведения учета и составления отчетности по центрам ответственности повышает дисциплину и ответственность менеджера. Но главное - информация внутренней отчетности необходима для принятия управленческих решений по таким вопросам, как оценка деятельности центров ответственности менеджерами вышестоящих уровней, выявление тенденций развития, недостатков и положительных моментов в их деятельности. Внутренняя отчетность является информационным обеспечением управленческих решений по оптимизации деятельности предприятия в целом. Так, отчетность по центрам прибыли и инвестиций позволяет составить прогноз о динамике прибыли предприятия или оценить риск новых капитальных вложений.

В то же время, ознакомление персонала с данными отчетности улучшает отношения в коллективе, формирует уверенность работников в своем положении, т. е. активизирует человеческий фактор производства.

Основную группу пользователей  отчетности сегментов составляют финансовые аналитики. Они работают по найму потенциальных инвесторов, партнеров и кредиторов и должны представлять заказчикам информацию о прогнозе развития конкретных сегментов, о сравнении прибыльности по отдельным сегментам, о риске вложения капитала в данный сегмент.

Периодичность составления  внутренней отчетности - вопрос индивидуальный. Можно сформулировать лишь общий  критерий выбора периодов составления  отчетности. Им является своевременность  принятия по данным отчетности управленческих решений, т.е. когда управленческие решения способны в начальной стадии предотвратить развитие негативных тенденций или, наоборот, содействовать развитию позитивных тенденций. Поскольку на нижних уровнях роль оперативности принятия управленческих решений выше, чем на верхних, периоды представления отчетности на нижних уровнях значительно короче.

Конкретно же периоды  составления внутренней отчетности определяет само предприятие для  каждой однородной группы центров ответственности  и сегментов индивидуально, при этом важно иметь и соблюдать четкий график представления отчетности заинтересованным пользователям.

3. Принятие управленческих решений.

Одной из важных задач  бухгалтерского управленческого учета  является сбор и обобщение информации, полезной для принятия менеджерами и высшим руководством предприятия правильных управленческих решений.

Процесс принятия решения  начинается с определения цели и  задач, стоящих перед предприятием. От этого зависит отбор исходной управленческой информации и избранный алгоритм решения. Управленческий учет обладает богатым набором приемов и методов, позволяющих обрабатывать и обобщать исходную информацию.

На практике принятие решения предполагает сравнительную  оценку ряда альтернативных вариантов  и выбор из них оптимального, в наибольшей степени отвечающего целям предприятия.

На базе информации управленческого  учета решаются:

  • оперативные задачи:
  • определение точки безубыточности;
  • планирование ассортимента продукции (товаров), предназначенных для продажи;
  • определение структуры продукции с учетом лимитирующего фактора;
  • отказ или привлечение дополнительных заказов;
  • принятие решений по ценообразованию (имеет для предприятий особое значение в условиях конкуренции);
  • задачи перспективного характера, имеющие долгосрочное стратегическое значение:

о капиталовложениях;

о реструктуризации бизнеса;

о целесообразности освоения новых видов продукции.

Решение подобных задач  предполагает долгосрочное отвлечение собственных средств из оборота, в ряде случаев требует долгосрочного  привлечения заемных ресурсов, а потому заслуживает особого внимания.

Цель анализа безубыточности состоит в том, чтобы установить, что произойдет с финансовыми  результатами при изменении уровня производственной деятельности (деловой  активности) организации.

Анализ безубыточности основан на зависимости между доходами от продаж, расходами и прибылью в течение краткосрочного периода.

По существу анализ сводится к определению точки безубыточности (критической, «мертвой» точки) такого объема производства (продаж), который обеспечивает организации нулевой финансовый результат, то есть предприятие не несет убытков, но еще не имеет и прибылей.

Перед предприятиями, выпускающими несколько видов продукции, нередко  стоит задача планирования ассортимента продукции (товаров), подлежащих продаже. При формировании производственной программы в условиях ограниченных производственных мощностей, например человеко-часов или машино-часов, часто приходится выбирать определенные виды продукции, которые приносят наибольшую прибыль. Для определения, какой продукт производить (продавать) с целью максимизации прибыли, также полезно использовать маржинальный подход, при котором сначала необходимо определить маржинальную прибыль по каждому виду продукции, а затем маржинальную прибыль на единицу производственной мощности или другого ограниченного ресурса. Завершив этот этап анализа руководство должно изучить рынок по этому виду продукта, чтобы определить верхние пределы спроса на этот наиболее выгодный продукт, после чего принять окончательное решение.

Близко связанной с  анализом оптимального ассортимента продукции  является проблема элиминирования неприбыльной производственной линии, услуги или  целого подразделения предприятия. Хотя в обеих задачах может  использоваться маржинальный подход, цели их анализа различны. Если в первом случае цель - максимизация прибыли в условиях ограниченных ресурсов, то во втором акцент переносится на исключение неприбыльной производственной линии или сегмента предприятия.

Кроме этого, особое значение среди целей управленческого учета имеет установление цены на производимую продукцию или оказываемые услуги.

Процесс определения  цены заключается в возможности  осознания положения на рынке  положения в целом и в предсказании реакции потребителя на предлагаемый товар и его цену.

Устанавливая цену, менеджер в первую очередь задумывается о  том, будет ли спрос на его продукцию  по предлагаемой цене. Если высока вероятность  отрицательного ответа, то цена будет  снижена до уровня, удовлетворяющего покупателя, с одновременным снижением  издержек по производству данного продукта (работы, услуги).

В последние годы в  России многие промышленные предприятия  попали в тяжелейшее финансовое положение. Причин тому много - как объективных, так и субъективных. Отечественная  продукция в ряде случаев не выдерживает конкуренции со стороны западных фирм: низкие потребительские свойства, неоправданно высокие цены и, как следствие, отсутствие рынков сбыта ведет к затовариванию и остановке производства. Умелым руководителям в отдельных случаях удается перепрофилировать имеющиеся производственные мощности на выпуск конкурентоспособной продукции с привлечением, как правило, западных инвесторов. Однако данный процесс возможен только при наличии продуманной стратегии. Для определения стратегии бизнеса, его реструктуризации, способной вывести предприятие на качественно иной уровень, необходимо знание приемов и методов управленческого учета.

Вопрос о капиталовложениях  обычно является наиболее сложным для  любой организации, поскольку инвестиционные затраты могут принести доходы только в будущем. Поэтому, при решении подобного вопроса, организации необходимо оценить прежде всего экономическую привлекательность предложений о капиталовложениях, постараться получить наиболее точный прогноз о процессе, в который вовлекается, как правило, довольно значительная доля свободных денежных средств предприятия. Часто источником капитальных затрат являются заемные средства, и тогда предприятию необходим детальный расчет их окупаемости, с тем, чтобы убедить инвестора в целесообразности подобных вложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная литература:

1. .Андрейчикова Ж.В. Калькуляция  себестоимости продукции сельского  хозяйства: учеб.-практ. пособие  / Ж.В. Андрейчикова, М.Г. Швец. –  Мн.: Новое знание, 2007. – 48 с.

2.  Бухгалтерский учёт : учеб.-метод. пособие / Н.С. Стражева, А.В. Стражев. - 10-е изд., перераб. и доп. - Минск : Книжный Дом, 2004. - 432 с.

3.  Бухгалтерский учёт в сельском  хозяйстве / А.П. Михалкевич   [и др.] ; под.общ.ред. А.П. Михалкевича. - 4-е изд., с изм. - Минск : БГЭУ, 2006. - 688 с.

4. Керимов В.Э.Управленческий учет: Учебник. 3-е изд., изм. И доп./ В.Э.  Керимов. – М.: Издательско-торговая  корпорация «Дашков и К», 2004. –  460 с.

Информация о работе Теоретические основы управленческого учета