Теоретические аспекты бухгалтерского учета розничных операций банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 16:22, курсовая работа

Краткое описание

Рынок розничных банковских услуг в Республике Беларусь имеет свою институциональную структуру и инфраструктуру. Институциональная структура представлена банками и их филиалами, а также небанковскими кредитно–финансовыми учреждениями, а инфраструктура – совокупностью организационно–технологических элементов, обслуживающих рынок розничных банковских услуг (мини–офисы, обменные пункты валют, банкоматы, инфокиоски, терминалы и т.д.).

Файлы: 1 файл

1ГЛАВА.docx

— 59.57 Кб (Скачать)

     1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА РОЗНИЧНЫХ ОПЕРАЦИЙ БАНКА 

     1.1 Экономическая сущность, значение и классификация розничных банковских услуг 

     В настоящее время в современной  экономической литературе нет достаточно четкого определения понятия "рынок розничных банковских услуг". И поэтому у многих авторов существуют различные точки зрения по поводу определения данного понятия, которые представлены в таблице1.1.1. 

Таблица 1.1.1 - Определение понятия «рынок розничных банковских услуг» в разрезе различных авторов. 

Авторы Определения
Бичик С.В., Даморацкая А.С. под "рынком услуг" понимают рынок, в основе которого лежат товарно–денежные отношения по поводу реализации услуг розничного характера. Выделяют рынки услуг производственного характера и услуг, оказываемых населению [1,с.104].
Азрилиян А.Н. рынок услуг  населению – это совокупность отношений (социально–экономических, юридических, материальных, финансовых), возникающих между производителями услуг – продавцами, потребителями и покупателями [2, с.617].
Концепция развития розничных банковских услуг  в Республике Беларусь до 2010г. рынок розничных  банковских услуг – это сфера  рыночных отношений, складывающихся по поводу удовлетворения потребностей массового потребителя в банковских услугах [3, с.44].

     Примечание. Источник: собственная разработка. 

     Действительно, понятие не определено ни в нормативной, ни законодательной базе, а следовательно, может пониматься по-разному. Для более удобного изучения данной темы можно выделить условную классификацию розничных операций банка. Разделение розничных банковских операций на какие-либо группы сильно зависит от целей классификации. Несколько различных подходов выделены в таблице1.1.2. 

     Таблица 1.1.2 Классификация розничных операций банка 

Подход  к определению классификации Признак классификации Пример
Технологический подход - группирует услуги по операционным технологиям и возможностям автоматизации.
  1. Операции по обслуживанию клиентов – физических лиц, не связанные с обслуживанием банком какой-либо организации.
Обмен валюты или  открытие вклада для клиента, обратившего внимание на услуги банка из-за территориальной близости к месту жительства или работы.

 

     Продолжение таблицы 1.1.2 Классификация розничных операций банка 

Подход  к определению классификации Признак классификации Пример
 
  1. Корпоративно  – розничные операции, т.е. обслуживание финансового взаимодействия физических лиц с компаниями, которые, например, являются клиентами банка, или имеют  какие-либо отдельные договоренности с банком.
  • оплаты квартир-новостроек частными лицами в пользу компании-застройщика;
  • оплата клиентами авиакомпании тарифа за сверхнормативный багаж в аэропорту;
  • оплата коммунальных услуг;
  • выплата зарплат и командировочных сотрудникам.
  1. Условно-розничные операции. Имеются в виду те виды банковских операций, которые:
  1. осуществляются не только физическими, но и юридическими лицами в связи с их коммерческой деятельностью, но по технологии их исполнения банком идентичны операциям с физическими лицами;
  1. относятся исключительно к корпоративному сектору, но по технологии близки к розничным продуктам банка.
  • операции  приема чеков на инкассо от физических и от юридических лиц и последующая их оплата являются практически идентичными и выполняются и/или координируются, как правило, одним и тем же подразделением по операциям с чеками;
  • выпуск и обслуживание корпоративных банковских карт ведется тем же подразделением, которое выпускает банковские карты для физических лиц:
  • эквайринг банковских карт по сути является частью расчетно-кассового обслуживания, но в силу ряда технологических причин относится к компетенции подразделений по банковским картам, т.е. розничным подразделениям.
 
  1. Розничные операции с VIP клиентурой ( private banking ). Рrivate banking существует только в крупных зарубежных инвестиционных банках.
Термин private banking относится к доверительному управлению денежными средствами, ценными бумагами и прочими активами клиента, например, недвижимостью. В это понятие также входят консультационные услуги, услуги так называемого финансового инжиниринга и тому подобное.
  1. Операции без счета. К этой группе относятся все операции, совершаемые между клиентом и банком   единовременно. Иными словами это операции типа «сделка».
Примером является наличный обмен валюты, отправление перевода, получение наличных в банкомате и т.д.

 

     Продолжение таблицы 1.1.2 Классификация розничных операций банка 

Подход  к определению классификации Признак классификации Пример
 
  1. Операции  со счетом. Характеризуются наличием долговременных отношений клиента и банка.
При этом речь может  идти как о совершении одной операции (срочный вклад), так и о разнообразных множественных операциях, совершаемых в течение длительного промежутка времени.
Маркетинговый подход  - классифицирует услуги с точки зрения технологии продаж и продвижения. Любая услуга, в  том числе банковская удовлетворяет какие-то потребности клиентов, за которые они готовы платить. На самом деле потребности физических лиц в финансовых услугах не отличаются большим разнообразием. Скорее банки, являясь регуляторами денежного обращения и, одновременно, распределительной системой экономики, всеми силами пытаются внедрить новые инструменты привлечения средств частных клиентов. На поверку же почти все новшества сводятся к предоставлению старых как мир услуг на основе новых технологий.
  • Сетевые электронные деньги. С одной стороны, расчет между частными лицами в электронных деньгах несет в себе явные признаки расчета наличными. С другой стороны есть ряд признаков безналичного перевода через банковскую систему. В третьих, есть признаки расчетов чеками. Вместе эти характеристики образуют по сути новую расчетную услугу, до эпохи интернета не осуществимую в принципе.
  • В качестве контрпримера можно привести внедрение банками платежных карт на основе микропроцессоров. Иными словами, карточка сама будет знать о том, где нужно получить скидку, где надо учесть «заработанные» дисконтные очки, будет содержать в себе еще много индивидуальной информации, не обязательно платежного свойства. Никакой новой банковской услуги чиповая карта не предоставляет. Лишь слегка добавляет ценности уже существующему инструменту.
Организационный подход  - возможность объединить ведение операций в рамках той или иной внутрибанковской структуры.
  1. Сберегательный бизнес.
Имеются в виду услуги по накоплению, сбережению и хранению денежных средств в различных валютах на счетах физических лиц. Либо операции с долговыми инструментами с физическими лицами, например, со сберегательными сертификатами.

 
 

     Продолжение таблицы 1.1.2 Классификация розничных операций банка 

Подход к определению классификации Признак классификации Пример
 
  1. Кредитование.
Прежде всего, потребительское и ипотечное  кредитование, а также нецелевое  розничное кредитование физических лиц.
  1. Расчеты и кассовые операции .
Все виды расчетов для физических лиц, как с открытием, так и без открытия счетов. Продажа, выкуп и инкассо дорожных и коммерческих чеков, иных расчетных инструментов для физических и юридических лиц.
  1. Валютный обмен.
Услуги по наличным и безналичным конверсионным операциям для физических лиц. Часто этот вид бизнеса функционально и организационно совмещен с межбанковскими банкнотными операциями.
  1. Хранение и перевозка ценностей.
Предоставление  в аренду сейфов, ответственное хранение ценностей и всевозможные сопутствующие услуги, например, пересчет и проверка банкнот, доставка наличности и т.д.

Примечание. Источник [21] 

     Любая классификация – это, в конечном итоге, лишь форма представления информации, наиболее удобная для решения практических задач. При этом, классифицируя, мы даем определенные характеристики услугам и операциям, позволяющие на практике сориентироваться в текущем управлении бизнесом и эффективно решать управленческие задачи.

     Рынок розничных банковских услуг в  Республике Беларусь имеет свою институциональную  структуру и инфраструктуру. Институциональная  структура представлена банками и их филиалами, а также небанковскими кредитно–финансовыми учреждениями, а инфраструктура – совокупностью организационно–технологических элементов, обслуживающих рынок розничных банковских услуг (мини–офисы, обменные пункты валют, банкоматы, инфокиоски, терминалы и т.д.). Основными участниками, действующими на рынке розничных банковских услуг, выступают банки, небанковские кредитно–финансовые учреждения и физические лица [3,с.44].

     Основополагающим  элементом или, объектом, по поводу которого возникают отношения между участниками розничного рынка является банковская услуга.

     В экономической литературе и банковской практике существует несколько основных подходов к определению понятия "банковская услуга".

     Большинство зарубежных ученых под банковскими  услугами понимают все виды операций и сделок, осуществляемых банками [4,с.412] (при этом понятия "операции" и "сделки" чаще всего отождествляются). В российской литературе по банковскому делу понятие "банковская услуга" определяется как проведение банком операций по поручению клиента в пользу последнего за определенную плату [5,с.311]. Некоторые авторы подразумевают под банковской услугой выполнение банком определенных действий в интересах клиента [6, с.198].

     В белорусской экономической литературе понятия "банковская услуга" и "банковская операция" чаще всего не разграничиваются. Например, даются следующие определения: банковские услуги – банковские операции, выполняемые по поручению клиентов; банковская услуга – непосредственно банковская операция по обслуживанию клиента [7, с.115].

     К этому подходу примыкают точки  зрения, согласно которым банковские услуги рассматриваются как разновидность банковских операций, или, напротив, банковские операции рассматриваются как разновидность банковских услуг. Причем банковские операции трактуются как основная банковская деятельность, а банковские услуги – как вспомогательная. Основное отличие банковских услуг от операций в том, что при проведении банковских операций происходит перемещение денег, а при оказании услуг – нет. Соответственно, под банковской операцией понимают комплекс взаимосвязанных действий банка и клиента, производимых от имени банка, предусматривающих перемещение денежных средств, и направленных на решение конкретной экономической задачи; к банковским услугам относят виды деятельности, связанные с информационным обслуживанием, хранением ценностей и т.п. [8,с.21].

     Анализ  содержания белорусского банковского  законодательства показывает, что и здесь понятия "банковские операции" и "банковские услуги" рассматриваются по сути как тождественные. Например, в статье 51 Банковского кодекса определяется, что к операциям, осуществляемым Национальным банком Республики Беларусь, относятся, в том числе и банковские услуги правительствам иностранных государств и посреднические услуги в качестве финансового агента Правительства Республики Беларусь [9].

Информация о работе Теоретические аспекты бухгалтерского учета розничных операций банка