Теоретические аспекты бухгалтерского учета розничных операций банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 16:22, курсовая работа

Краткое описание

Рынок розничных банковских услуг в Республике Беларусь имеет свою институциональную структуру и инфраструктуру. Институциональная структура представлена банками и их филиалами, а также небанковскими кредитно–финансовыми учреждениями, а инфраструктура – совокупностью организационно–технологических элементов, обслуживающих рынок розничных банковских услуг (мини–офисы, обменные пункты валют, банкоматы, инфокиоски, терминалы и т.д.).

Файлы: 1 файл

1ГЛАВА.docx

— 59.57 Кб (Скачать)

     Техническая, организационная и информационная поддержка развития функционирующих  в Республике Беларусь систем расчетов с использованием банковских пластиковых карточек осуществляется ОАО «Национальный процессинговый центр», ЗАО «Платежная система «БелКарт».

     В качестве расчетных банков по операциям  с использованием банковских пластиковых карточек выступают банки, уполномоченные международными системами расчетов.

     В отчетном периоде 2010 года в целях  снижения при совершении операций с пластиковыми карточками доли наличного оборота наряду с эмиссией пластиковых карточек банками проводится работа, направленная на дальнейшую реализацию зарплатных проектов, расширение спектра услуг, оказываемых держателям банковских пластиковых карточек, а также развитие инфраструктуры по их обслуживанию.

     Однако  большинство пользователей карточек в день зачисления средств на карт-счета практически в полном объеме их обналичивают в банкоматах. Такая тенденция наблюдается, во-первых, из-за недостатка финансовой культуры в области безналичных расчетов; во-вторых, из-за привычки получать деньги (а в большинстве случаев это небольшие суммы) сразу; в-третьих, из-за отсутствия заинтересованности в использовании пластиковых карточек в качестве инструмента платежа за товары и услуги предприятий торговли и сервиса. Выбор зарплатной технологии как приоритетного направления развития системы расчетов с использованием карточек позволяет предоставить населению возможность выбора способа расходования заработной платы: наличными либо посредством совершения безналичных платежей.

     Продолжается  развитие банковских продуктов и  услуг с использованием банковских пластиковых карточек. Набор фактически предоставляемых тем или иным банком держателям пластиковых карт услуг зависит от степени технической оснащенности и проводимой банком политики на этом сегменте рынка. В настоящее время банками обеспечен прием платежей за коммунальные услуги, услуги мобильной и электрической связи, услуги Интернет–провайдеров, телевизионных каналов и другие услуги через банкоматы, инфокиоски, платежные терминалы, мобильные телефоны и др.

     Для предприятий торговли и сервиса  эффект применения карточек проявляется  в уменьшении рисков, которые присутствуют при использовании в расчетах наличных денег, в росте товарооборота и прибыли за счет реализации системы поощрительных мер для держателей карточек (программы лояльности- см. выше), снижении затрат на инкассацию наличности.

     Для предприятий и организаций других отраслей экономики, внедряющих зарплатные проекты на базе карточек, обеспечивается диверсификация выдачи заработной платы по срокам, имеется серьезный социальный эффект за счет ухода от так называемого «дня получки», минимизируется потребность в наличных деньгах в кассе предприятия.

     В настоящее время физические лица, владеющие банковскими пластиковыми карточками, наряду с минимизацией риска утери или хищения наличных денег, имеют следующие возможности:

  • получать наличные деньги в любое удобное время либо в банке или его подразделениях в рабочее время, либо в банкоматах при круглосуточном доступе;
  • оплачивать товары и услуги в торговых и сервисных предприятиях, принимающих карточки, по всей территории РБ (магазины, кафе, рестораны, бары, столовые, гостиницы, клубы, автозаправочные станции, авиа- и туристические услуги, связь, телекоммуникации и другие);
  • осуществлять платежи за коммунальные и приравненные к ним услуги;
  • получать в банкоматах выписки о состоянии карт-счета;
  • получать сведения о ежемесячном движении средств по счету и на основании этой информации наиболее оптимально использовать деньги на счете.

     В зависимости от вида карточки , а также банка , в котором открыт карт-счет, физические лица могут воспользоваться дополнительными услугами (получать кредитный лимит ежемесячно и выписки о состоянии карт-счета по электронной почте, а также открывать карт-счет в другой валюте) или какими-либо льготами.

     Новая услуга для держателей карточек - SMS-бэнкинг. Ее популярность связана с исключительным удобством для клиента, который может проводить финансовые операции независимо от места нахождения, используя мобильный телефон [14, c.11].

     В масштабах государства в целом  решаются задачи по сокращению налично-денежного оборота и затрат на его обслуживание, расширению возможностей кредитования реального сектора экономики за счет пополнения ресурсной базы банков, что, в конечном счете способствует экономическому росту. За счет привлечения денежных средств населения в банки и роста доли операций, проводимых с использованием банковских пластиковых карточек в безналичном порядке, обеспечиваются прозрачность и подконтрольность совершаемых населением операций с денежными средствами.

     В настоящее время 24 банка Республики Беларусь эмитируют банковские пластиковые карточки внутренних и международных платежных систем. Количество банковских пластиковых карточек в обращении по состоянию на 1 июля 2010 г. составило 8 437,7 тыс., в том числе 2 468,1 тыс. карточек системы "БелКарт", 5 969,0 тыс. карточек международных систем расчетов, 105 карточек внутренних частных систем расчетов и 408 карточек международных частных систем расчетов. В Республике Беларусь установлено 2 848 банкоматов, 3 213 инфокиосков и 85 импринтеров. Оснащено 14 577 организаций торговли (сервиса) 23 594 платежными терминалами [22].

     Одним из возможных путей не только привлечения  и удержания клиентов, но и создания интереса в использовании пластиковых карточек при платежах является реализация банками Республики Беларусь «программ лояльности» на основе co-brand-карточек. При получении данной карточки физическое лицо имеет возможность воспользоваться различными дополнительными услугами, а также скидками, благодаря которым можно сэкономить деньги.

     Банк-эмитент  co-brand-карточки заключает соответствующий договор с предприятием торговли (сервиса). Так, например, ОАО «Приорбанк» заключил договор на льготное обслуживание в РУПС «Белгосстрах» держателей эмитируемых им пластиковых карточек. Льготное обслуживание заключается в предоставлении скидок при страховании.

     Реализация  программ лояльности выгодна для  всех участников этих проектов, так  как:

  • повышается имидж банка как эмитента таких карточек;
  • у торгового предприятия появляются постоянные покупатели, и таким образом решаются проблемы с продажами;
  • физические лица имеют возможность сэкономить деньги и обезопасить расчеты.

     Для банковской системы Республики Беларусь в целом введение подобных программ будет способствовать:

  • увеличению доли безналичных расчетов в платежном обороте;
  • укреплению доверия населения к банковской системе;
  • росту объема ресурсной базы банков, за счет которой можно получать доходы.

     Предоставление  услуг физическим лицам с пластиковыми карточками на новой технологической  основе предполагает следующие шаги [17, с.34]:

  1. Установку банкоматов, принимающих наличные денежные средства (с функцией «cash-in»).

     Банки, устанавливающие такого рода банкоматы, предоставляют возможность населению пополнять карт-счет 24 часа в сутки 7 дней в неделю, избегая тем самым необходимости посещения банка. Банкоматы принимают деньги как в бумажных конвертах (их выдает сам банкомат), так и покупюрно. Конвертные банкоматы не позволяют сразу же зачислять средства на счет, так как нужно время, чтобы достать деньги, пересчитать их и проверить на подлинность. В связи с этим в банках, где установлены конвертные банкоматы, счет пополняется только через день-два - в зависимости от того, в какое время и день недели были приняты деньги. В один конверт можно положить до 30 купюр (больше не пройдет в щель банкомата), но количество «подходов» не ограниченно. Упаковывать нужно банкноты только одной валюты- рубли, доллары или евро – в зависимости от валюты счета, на который эти деньги должны быть зачислены. Купюрные банкоматы принимают деньги без упаковки, сразу же проверяя подлинность, «распознают» их номинал, поэтому карточный счет пополняется автоматически. Можно опускать в аппарат банкноты любого номинала, в любом порядке и в любом виде.

     Способ  приема наличных денег в конвертах  самый дешевый, так как приобретения новых аппаратов в этом случае не требуется (необходимы лишь модули, стыкуемые с обычными банкоматами). Кроме того, конвертные мини-офисы сводят риск злоупотреблений со стороны клиентов. Конверты подписываются лично клиентом, поэтому в том случае, если проверка выявит фальшивые купюры, банк точно знает, от кого они получены. В купюрных же приемниках все деньги хранятся вместе, и определить, кому принадлежала поддельная купюра (если банкомат не распознал ее сразу), невозможно, так что весь риск ложится на банк.

     С помощью «умных» банкоматов также  можно проводить платежи в  адрес Интернет-провайдеров и  операторов мобильной связи, получать информацию по действующему кредиту, обменивать валюту, и наличие карты для этого необязательно.

  1. Использование «бесконтактных» платежей.

     Речь  идет о встроенных специальных ЧИПах в карточку с магнитной полосой или крышку мобильного телефона (возможно встраивание микропроцессора в брелоки, футляры для ключей, персональные компьютеры) для расчетов за товары и услуги в предприятиях торговли и сервиса. Использование бесконтактных технологий значительно сокращает затраты времени на осуществление оплаты товаров (услуг) покупателями. А предприятия торговли и сервиса за счет повышения скорости обслуживания клиентов имеют возможность увеличить объем продаж. 

     1.2 Цели, задачи и  принципы розничных  операций банка 

     Концепция развития розничных банковских услуг  в Республике Беларусь определяет основные цели развития рынка розничных услуг. К таким целям относятся:

  • Достижение уровня обслуживания, позволяющего максимально удовлетворять потребности физических лиц в банковских услугах;
  • Приближение параметров розничных банковских услуг в республике к уровню развитых стран.

     Для достижения поставленных целей деятельность банков должна вестись по следующим направлениям:

  • стандартизация и автоматизация процесса оказания розничных банковских услуг;
  • внедрение современных стратегий продаж;
  • развитие и оптимизация филиальной сети;
  • расширение спектра розничных банковских услуг и повышение их качества.

     Клиенты банка хотят лучшей жизни по более  «справедливым» ценам – для банка  важнее всего с наибольшей выгодой  увеличить количество клиентов и повысить качество их взаимоотношений с банком (больше счетов, больше вкладов, больше услуг). Достичь этой цели можно за счет улучшения банковского обслуживания клиентов, а по чьей инициативе это произойдет – авторитетных крупных, средних или небольших банков, жилищно-строительных организаций или новых банков – значения не имеет.

     Основной  результат развития розничных банковских услуг для банковской системы будет состоять в увеличении числа клиентов, объемов привлекаемых ресурсов, улучшении их структуры, росте возможностей банков по проведению активных и посреднических операций. Исходя из этого можно выделить следующие задачи:

  • своевременное и точное отражение в учете поступающих расчетно-денежных документов;
  • оперативное и качественное обслуживание клиентов;
  • формирование полной и достоверной информации об операциях банка;
  • предупреждение возникновения ошибок, негативных явлений, незаконных действий;
  • облегчение наведения справок и последующей проверки законности и правильности совершаемых банком операций.

     При рассмотрении, принципов организации  бухгалтерского учета розничных операций банка автор считает возможным разделить их на две группы: общие принципы организации бухгалтерского учета и принципы организации бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами бухгалтерской и финансовой отчетности. 

 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рисунок 1.2.2 - Принципы бухгалтерского учета розничных операций банка

      Примечание. Источник: собственная разработка. 

     Остановимся более подробно на некоторых международных  принципах бухгалтерского учета.

     В соответствии с принципом начисления доходы и расходы банка, относящиеся исключительно к отчетному периоду, независимо от времени поступления доходов или уплаты средств, связанных с расходами. Этот принцип позволяет отразить финансовые результаты от совершения операций в те периоды, когда они имели место, а не тогда, когда происходит движение (получение или выплата) денежных средств. Поэтому принцип начисления позволяет четко разграничить свои собственные средства по периодам.

     Принцип осторожности бухгалтерского учета  предполагает, что активы и пассивы, доходы и расходы должны быть оценены  и отражены в учете с достаточной  степенью осторожности, чтобы реально  существующие риски отчетного периода  не переносить на следующие периоды. Так, розничные операции банка имеют  определенный риск. Поэтому в целях  ведения безопасной политики банк должен создавать резервы. Резерв – это признание того, что у банка есть еще возможные потери. В части оценки и учета доходов и расходов принцип осторожности предусматривает учет доходов тогда, когда существует уверенность в их поступлении, а расходы банка должны отражаться в учете в момент возникновения права на их осуществление. Принцип осторожности позволяет банку не преувеличивать свои активы, получать обоснованную (заработанную) прибыль с учетом всех факторов, которые оказали влияние на его деятельность в отчетном периоде.

Информация о работе Теоретические аспекты бухгалтерского учета розничных операций банка