Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 22:51, дипломная работа
Проблема злоупотребления должностными полномочиями, как разновидности злоупотребления правом, далеко не новая и, к сожалению, в обозримом будущем вряд ли полностью разрешимая. Являясь преступлением коррупционной направленности, злоупотребление должностными полномочиями приобрело тотальный характер и распространено во всех сферах общественной жизни. В рассуждениях о состоянии современной России масштабная коррупция стала одним из главных тезисов. Развитые страны мира давно признали опасность коррупционных преступлений. Еще в 1990 году на восьмом Конгрессе ООН отмечено, что коррупция стала мировой проблемой [23, c.45]. Между тем, в Российской Федерации долгое время не было законодательного акта прямо направленного на борьбу с коррупцией. Долгое время считалось, что именно этот факт является основным препятствием для успешной борьбы с коррупционными преступлениями в нашей стране.
Введение 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ДОЛЖНОСТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ 7
1.1. Российское законодательство о служебных преступлениях второй
половины XIX-начала XX века 7
1.2. Законодательство о служебных преступлениях советского периода истории России 15
ГЛАВА 2. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ 27
2.1. Понятие должностного лица 27
2.2. Объективные признаки злоупотребления должностными
полномочиями 37
2.3. Субъективные признаки злоупотребления должностными
полномочиями 43
Заключение 54
Список использованной литературы 58
Правовым основанием наделения лица соответствующими функциями является закон, устав, инструкция или иные нормативные правовые акты, приказ о назначении на должность в которых сформулированы права и обязанности лица, занимающего конкретную должность. Установление такого правового основания в каждом конкретном случае обязательно. Игнорирование этого требования приводит к судебным ошибкам.
Установление прав и обязанностей представителей власти - должностных лиц в нормативном правовом акте обеспечивает их четкость и полноту, но даже при четкой регламентации прав и обязанностей допускаются различные толкования предоставленных лицу полномочий. Эти ситуации возможны, например, когда, назначая на должность или давая специальное полномочие на осуществление функций власти, лицу не разъясняют его права и обязанности. Если в подобных случаях представитель власти, например, превысил свои полномочия, привлекать его к ответственности надо весьма осторожно.
Для решения вопроса об ответственности важно знать, с какого момента лицо считается должностным. Лицо приобретает комплекс должностных прав и обязанностей со дня, указанного в приказе о зачислении на работу или в акте выборов, даже в тех случаях, когда необходимо последующее утверждение назначения. Если же вышестоящий орган государства выразил несогласие с назначением, то лицо всё-таки признается должностным, но лишь на период с момента издания приказа о зачислении на работу до момента выражения несогласия.
Названные признаки должностного лица присущи всем трем категориям работников, которые могут быть субъектами преступлений, предусмотренных в главе 30 УК РФ.
Первая категория
субъектов — должностные лица,
которые отвечают признакам, названным в примечании
1 к ст. 285 УК РФ. Причем, субъектом преступлений,
предусмотренных указанной правовой нормой,
является лицо, осуществляющее функции
представителя власти, выполняющее организационно-
Вторая категория субъектов - лица, занимающие государственные должности РФ. Под таковым в соответствии с примечанием 2 к ст. 285 УК РФ понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. К ним в первую очередь относятся должности Президента РФ, Председателя Правительства РФ, Председателей палат Федерального Собрания РФ, федеральных министров, Председателей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генерального Прокурора РФ, Председателя Счетной палаты и т. д. Полный перечень государственных должностей Российской Федерации утвержден Указом президента РФ от 11.01.1995 №32 [8].
Наряду с лицом, занимающим государственную должность РФ или субъекта РФ, субъектом ответственности по ч.2 ст.285 УК РФ является Глава органа местного самоуправления. Пленум Верховного Суда РФ, поясняет, что под указанным лицом следует понимать только главу муниципального образования - высшее должностное лицо муниципального образования, наделенное уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения [6].
В различных муниципальных образованиях эта должность может именоваться по-разному (глава администрации, мэр, председатель, староста и т.п.), что определяется уставом муниципального образования в соответствии с законодательством субъектов РФ.
Главой муниципального образования «Город Псков» является Глава города Пскова - высшее должностное лицо города Пскова [12].
Третья категория субъектов - лица, занимающие государственные должности субъектов РФ. К ним в соответствии с примечанием 3 к ст. 285 УК РФ относятся лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Это - президенты республик, губернаторы краев, областей, депутаты органов законодательной власти и т. д.
2.2. Объективные признаки злоупотребления
должностными полномочиями
Закон определяет
злоупотребление должностными полномочиями
как использование должностным
лицом своих служебных
Деяние относится к числу преступлений средней тяжести, однако при наличии квалифицирующих обстоятельств, предусмотренных ч. 2 и ч. 3 ст. 285 УК (о них же), оно становится тяжким преступлением.
В пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» [32, c.24] отражена позиция высшей судебной инстанции России по поводу непосредственного объекта злоупотребления должностными полномочиями: регламентированная нормативными правовыми актами деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований РФ, в результате чего существенно нарушаются права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества и государства. Несмотря на центробежные тенденции в современном учении об объекте преступления, господствовавшая в советский период концепция объекта преступления как общественных отношений не утратила своей значимости и имеет много сторонников. Так, на взгляд Егоровой Н. корректнее была бы следующая формулировка объекта преступления, предусмотренного ст. 285 УК РФ «Лица, злоупотребляющие должностными полномочиями, посягают на общественные отношения, обеспечивающие регламентированную нормативными правовыми актами деятельность...» [17, с.33].
Поскольку преступное злоупотребление должностными полномочиями приводит к существенному нарушению прав и законных интересов граждан, организаций, охраняемых законом интересов общества и государства, то наряду с основным непосредственным объектом имеются и дополнительные объекты для данного преступления, которыми в зависимости от обстоятельств совершения преступления могут быть конституционные права и свободы человека гражданина, имущественные и иные экономические интересы граждан, организаций или государства и др..
Объективная сторона злоупотребления должностными полномочиями включает в себя три обязательных признака:
1) использование
должностным лицом своих
2) наступление
последствий в виде
3) причинную
связь между деянием и
В теории и практике утвердилось понимание, что данное преступление может быть совершено как путем действия, активного использования должностным лицом своих полномочий, так и путем бездействия, когда должностное лицо сознательно не исполняет своих обязанностей (например, попустительствует преступлению) [23, с.270]. Хотя при неисполнении должностным лицом обязанностей по службе трудно говорить об использовании полномочий; скорее это будет их не использование вопреки интересам службы.
Закон говорит
об использовании должностным
Однако законодатель внес определенную путаницу в этот вопрос, указав в наименовании статьи 285 УК РФ на «должностные полномочия», а непосредственно в диспозиции статьи - на «служебные полномочия». Полагаю, данное несоответствие необходимо исключить из рассматриваемой статьи, указав в диспозиции термин «должностные полномочия».
Деяние, совершенное вопреки интересам службы, - это деяние не вызываемое служебной необходимостью. При этом интересы службы, вопреки которым должностное лицо использует в данном случае свои служебные полномочия, определяются не только потребностями функционирования конкретного государственного органа или органа местного самоуправления, государственного или муниципального учреждения, воинского формирования, но и интересам деятельности публичного аппарата управления в целом. Нарушение субъектом должностных обязанностей по государственной или муниципальной службе либо службе в государственных или муниципальных учреждениях следует считать деянием вопреки интересам службы. В то же время не могут быть признаны преступными в соответствии с положениями закона о крайней необходимости действия должностного лица, связанные с использованием служебных полномочий, если они были совершены в целях предупреждения вредных последствий, более значительных, чем фактически причиненный вред, когда этого было нельзя сделать другими средствами (ст.41 УК РФ) либо при исполнении обязательного для него приказа или распоряжения (ст.42 УК РФ).
Конкретные формы злоупотребления должностными полномочиями весьма различны, поскольку они совершаются в самых разнообразных сферах деятельности должностных лиц. Это может быть незаконная эксплуатация труда подчиненных в личных интересах (например, использование подчиненных военнослужащих, иных работников при строительстве личных дач, ремонте квартир); присвоение результатов труда подчиненных; злоупотребление при распределении жилья; использование служебного положения в процессе приватизации государственных или муниципальных предприятий в целях приобретения их в частную собственность или завладения значительным числом акций самим чиновником, близкими ему лицами или иными частными лицами, в чьих интересах действует должностное лицо; незаконная передача из корыстных или иных побуждений коммерческими организациями финансов и кредитов, предназначенных для общегосударственных нужд; нецелевое использование бюджетных средств, в том числе так называемое прокручивание этих средств в коммерческих банках; использование не предусмотренных правовыми актами преимуществ в получении кредитов, ссуд, приобретении ценных бумаг, недвижимости, иного имущества; использование в личных или групповых целях предоставленных для служебной деятельности помещений, средств транспорта и связи, электронно-вычислительной техники, денежных средств и другого государственного или муниципального имущества; попустительство совершению преступлений и их сокрытие и др.
Обязательным элементом объективной стороны злоупотребления должностными полномочиями является существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо государственных или общественных интересов, охраняемых законом, находящееся в причинной связи с соответствующим поведением должностного лица вопреки интересам службы. Эта причинная связь устанавливается, если существенное нарушение является необходимым следствием, вытекающим из злоупотребления служебными полномочиями. Наступление указанных в законе последствий — признак оконченного преступления.
В статьях Уголовного
кодекса РФ не предлагается никаких
критериев для определения
Поскольку существенное нарушение – это в значительной степени оценочное понятие, в обвинительных документах предварительного следствия и в приговоре суда такая оценка причиненных деянием должностного лица последствий должна быть достаточно мотивирована.
Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 16.10.2009 №19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» под существенным нарушением прав граждан или организаций понимает нарушение прав и свобод физических и юридических лиц, гарантированных общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией Российской Федерации (например, права на уважение чести и достоинства личности, личной и семейной жизни граждан, права на неприкосновенность жилища и тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также права на судебную защиту и доступ к правосудию, в том числе права на эффективное средство правовой защиты в государственном органе и компенсацию ущерба, причиненного преступлением, и др.). При оценке существенности вреда необходимо учитывать степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу организации, характер и размер понесенного ею материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им физического, морального или имущественного вреда [28, c.13].