Таможенный налог

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 22:51, дипломная работа

Краткое описание

Проблема злоупотребления должностными полномочиями, как разновидности злоупотребления правом, далеко не новая и, к сожалению, в обозримом будущем вряд ли полностью разрешимая. Являясь преступлением коррупционной направленности, злоупотребление должностными полномочиями приобрело тотальный характер и распространено во всех сферах общественной жизни. В рассуждениях о состоянии современной России масштабная коррупция стала одним из главных тезисов. Развитые страны мира давно признали опасность коррупционных преступлений. Еще в 1990 году на восьмом Конгрессе ООН отмечено, что коррупция стала мировой проблемой [23, c.45]. Между тем, в Российской Федерации долгое время не было законодательного акта прямо направленного на борьбу с коррупцией. Долгое время считалось, что именно этот факт является основным препятствием для успешной борьбы с коррупционными преступлениями в нашей стране.

Оглавление

Введение 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ДОЛЖНОСТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ 7
1.1. Российское законодательство о служебных преступлениях второй
половины XIX-начала XX века 7
1.2. Законодательство о служебных преступлениях советского периода истории России 15
ГЛАВА 2. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ 27
2.1. Понятие должностного лица 27
2.2. Объективные признаки злоупотребления должностными
полномочиями 37
2.3. Субъективные признаки злоупотребления должностными
полномочиями 43
Заключение 54
Список использованной литературы 58

Файлы: 1 файл

Диплом Кирсанов М.А. злоупотребление должностными полномочиями.doc

— 266.50 Кб (Скачать)

 

ГЛАВА 2. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ

 

2.1. Понятие должностного лица

 

Понятие должностного лица, как субъекта большинства предусмотренных в главе 30 УК РФ преступлений дано в примечании 1 к статье 285 УК РФ: должностными признаются лица, постоянно, или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ [3].

Данная формулировка позволяет выделить три блока признаков, которые лежат в основе признания лица должностным:

- характер выполняемых  лицом функций (полномочий и  обязанностей);

- правовое основание наделения его этими функциями;

принадлежность (характеристика) тех органов, учреждений, в которых трудится лицо.

При этом определяющим является характер выполняемых должностным лицом функций. Указание в законе на характер выполняемых функций позволяет четко очертить круг лиц, признаваемых должностными, и исключает возможность расширительного толкования субъекта этой группы преступлений. Этот признак позволяет отличить его от иных лиц, хотя и занятых на работе в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях и т.д., но выполняющих иные, технические функции.

В соответствии с примечанием 1 ст.285 УК РФ по характеру  выполняемых функций должностных лиц можно разделить на:

1 . представителей власти;

2. лиц, осуществляющих организационно-распорядительные функции;

3. лиц, выполняющих административно-хозяйственные функции.

В примечании к  статье 318 УК РФ раскрыто содержание понятия  представителя власти применительно ко всем случаям его использования в УК РФ. Так, представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости» [3].

Это определение  нельзя признать удачным, т.к. при сопоставлении понятия представитель власти с определением должностного лица обнаруживается явная тавтологичность. Так, представителем власти является должностное лицо, а должностное лицо-это лицо, осуществляющее функции представителя власти, т.е., иначе говоря, функции должностного лица.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем  Постановлении от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» уточняет понятие, изложенное в УК РФ, и добавляет к нему лиц, наделенных правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти [28, c.13].

Данная группа должностных лиц обладает властными  полномочиями в отношении физических и юридических лиц независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности. Властные или распорядительные полномочия - это возможность предъявлять обязательные для исполнения требования, налагать меры юридической ответственности или издавать нормативные акты, содержащие обязательные правила поведения и (или) меры ответственности за их нарушения.

Деятельность  представителя власти строится на взаимоотношениях с лицами, не находящимися в его  служебном подчинении. Представители  власти осуществляют функции федеральной государственной власти, государственной власти субъектов Российской Федерации, а также властные полномочия органов местного самоуправления.

Законодательную власть реализуют депутаты представительных органов соответствующего уровня. Согласно определению Конституционного Суда РФ от 01.06.2010 № 885-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Вихорева А.В. на нарушение его конституционных прав положениями примечаний к статье 285 УК РФ во взаимосвязи с частью 1 статьи 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» то обстоятельство, что Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не относит депутата представительного органа муниципального образования к числу должностных лиц местного самоуправления (статьи 2, 40), само по себе не означает, что такой депутат не может признаваться должностным лицом по смыслу пункта 1 примечаний к статье 285 и примечания к статье 318 УК РФ [10, c.9]. Таким образом, понятие должностного лица как представителя власти имеет исключительно уголовно-правовое значение.

Исполнительную  власть представляют Правительство  РФ и правительства субъектов РФ, федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов РФ, руководители органов местного самоуправления (главы муниципальных образований, местная администрация). Помимо указанный лиц представителями власти являются оперативные работники различных служб, комитетов, комиссий, инспекций, действующих на различных уровнях власти, фактически выполняющие контрольные, надзорные, разрешительные и т.п. функции, в частности, осуществляющие надзор и контроль за исполнением законов, выдачу разрешений на осуществление определенного вида деятельности.

Судебная власть осуществляется судьями Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ, федеральных судов общей юрисдикции, арбитражных судов всех уровней и мировыми судьями [2].

К признанию  некоторых лиц представителями власти следует подходить дифференцировано. Например, главный бухгалтер прокуратуры, безусловно, должностное лицо, но отнюдь не представитель власти. Технические работники и неоперативный состав правоохранительных органов, судов, арбитражных судов не могут признаваться представителями власти. Секретари, начальники пресс-служб и т.п.не обладают никакими распорядительными полномочиями в сфере выполнения соответствующих ведомственных задач.

Две другие группы должностных лиц связаны с  управлением. Под организационно-распорядительными функциями в соответствии разъяснениями, изложенными в Постановлении Пленума Верховного суда от 16 октября 2009 № 19 , следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.д. [28, c.13].

В указанном выше Постановлении  Пленума Верховного Суда РФ дается расширительная по сравнению с содержащейся в Постановлении от 10.02.2000 №6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» трактовка организационно-распорядительных функций. Помимо традиционных функций внутреннего управления, в абзаце 2 пункта 4 Постановления названы полномочия по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия. В Постановлении приводится примерный перечень таких функций: выдача медицинским работником листка временной нетрудоспособности, прием экзаменов и выставление оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии и т.д. Следует отметить, что тем самым Пленум официально признал правильной многолетнюю практику привлечения к уголовной ответственности лиц, выполняющих указанные функции.

Однако Пленум Верховного суда РФ не высказал принципиальной позиции по весьма актуальному вопросу о возможности признания должностными лицами преподавателей средних и высших учебных заведений при единоличном приеме обычных семестровых экзаменов и зачетов. В абзаце 2 пункта 4 Постановления прямо названы лишь полномочия по приему экзаменов и выставлению оценок членом экзаменационной комиссии. Данная формулировка не будет способствовать единообразному применению уголовного закона в отношении преподавателей.

В своей статье «Постановление Пленума Верховного Суда РФ о злоупотреблении и превышении должностных полномочий» Н. Егорова указывает на то, что Верховный Суд РФ при рассмотрении в кассационном и надзорном порядке уголовных дел о получении взятки за выставление нужных оценок на экзаменах и за сдачу зачетов неоднократно указывал на наличие у осужденных необходимых признаков должностного лица [17, с.31] В статье Н. Егорова приводит следующий пример из судебной практики: Л., работая доцентом кафедры государственного технического университета, как преподаватель, согласно трудовому договору, был наделен правом приема экзаменов у студентов. Не сдав зачет или экзамен, студент не допускался к следующей сессии, не переводился на следующий курс и мог быть отчислен из ВУЗа, т.е. получение им отрицательной оценки влекло наступление для него определенных правовых последствий. Выполнение студентами учебных планов учитывалось в официальных документах: экзаменационных ведомостях, листах и зачетных книжках, на основании которых принимались решения о переводе студентов на следующий курс, а в итоге — о допуске к защите дипломных работ. В нарушение своих должностных обязанностей Л. За взятки ставил зачеты и положительные оценки за экзамены без процедуры их приема. За указанные действия Л. Был осужден по п.б ч.4 ст.290 УК РФ [10, c.9].

Хоть вышеуказанное деяние и квалифицировалось по статье 290 УК РФ, не являющейся объектом рассмотрения данной дипломной работы, главное, что в приведенном примере речь идет о преподавателе, который совершил противоправное действие, не являясь членом государственной экзаменационной или аттестационной комиссии, но все же был признан должностным лицом. Полагаю, таких должностных лиц, выполняющих организационно-распорядительные функции, следовало бы прямо указать в пункте 4 Постановления Пленума от 16.10.2009 № 19.

Для административно-хозяйственных функций признак руководства деятельностью других людей не обязателен. Должностные лица, выполняющие административно-хозяйственные функции управляют и распоряжаются имуществом, денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также обладающие полномочиями по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

В большинстве  случаев должностные лица выполняют  одновременно организационно-распорядительные и административно-хозяйственные  функции.

В то же время  лица, хотя и имеющие отношение, например, к материальным ценностям, но выполняющие чисто технические или производственные функции не признаются должностными. Именно поэтому заключение договора между работником и администрацией о полной материальной ответственности за сохранность вверенных ценностей само по себе не может служить основанием для признания такого лица субъектом должностного преступления, если при этом оно не осуществляет функций по управлению или распоряжению этими ценностями (например, организует их доставку, распределяет по другим снабженческим точкам).

Критерием, который  позволяет выделить из всех лиц, работающих в органах государственной власти и управления, в органах местного самоуправления тех, кто может стать субъектами рассматриваемой группы преступлений, является совершение ими при выполнении должностных обязанностей действий, имеющих юридическое значение, то есть связанных с установлением, изменением, или прекращением прав и обязанностей физических и юридических лиц. Чтобы такие действия явились основанием для признания лица должностным, они должны быть обусловлены служебной необходимостью и вытекать из функций представителя власти или организационно-распорядительных либо административно-хозяйственных функций. Данное условие, наряду с выполнением указанных функций и совершением в связи с этим действий, имеющих юридическое значение, является обязательным для признания лица должностным.

Другие признаки должностного лица, указанные в законе, не являются определяющими.

Для признания  лица должностным не имеет значения, постоянно, временно или по специальному полномочию оно выполняет возложенные на него обязанности назначено на должность или избрано.

Верховный Суд  РФ в Постановлении от 16.10.2009 № 19 указывает, что исполнение функций  должностного лица по специальному полномочию означает, что лицо осуществляет функции представителя власти, организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, возложенные на него законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом (например, функции присяжного заседателя) [28, c.10]. Функции должностного лица по специальному полномочию могут осуществляться в течение определенного времени или однократно, а также могут совмещаться с основной работой [28, c.7].

При временном  исполнении функций должностного лица или при исполнении их по специальному полномочию лицо может быть признано должностным лишь в период исполнения возложенных на него функций.

Если лицо, назначенное  на должность с нарушением требований или ограничений, установленных законом или иными нормативными правовыми актами, к кандидату на эту должность (например, при отсутствии диплома о высшем профессиональном образовании, необходимого стажа работы, при наличии судимости и т.п.), из корыстной или иной личной заинтересованности использовало служебные полномочия вопреки интересам службы либо совершило действия, явно выходящие за пределы его полномочий, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, то такие действия следует квалифицировать соответственно как злоупотребление или превышение должностными полномочиями.

Информация о работе Таможенный налог