Совершенствование учета инвентаря, хоз принадлежностей и спецодежды

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 15:08, реферат

Краткое описание

Инвентарь и хозяйственные принадлежности, специальная оснастка, специальная одежда отражаются на счетах бухгалтерского учета в денежной оценке, которая усложняется с развитием рыночных отношений. Рыночные цены подвержены колебаниям, они «плавают», меняются, следовательно, меняется и стоимость всех статей производственных запасов (включая и специальные предметы), что сказывается на величине показателей издержек и прибыли.

Файлы: 1 файл

Совершенствование учета инвентаря, хоз принадлежностей и спецодежды.docx

— 34.32 Кб (Скачать)

Введение

 

В составе имущества (активов) организации выделяются долгосрочные активы (основные средства, нематериальные активы и проч.) и краткосрочные активы (производственные запасы, запасы готовой продукции или товарные запасы, денежные средства и проч.).

В отдельную группу краткосрочных активов выделены инвентарь, хозяйственные принадлежности, специальная оснастка и специальная одежда. Одновременно с принятием Типового плана счетов бухгалтерского учета, был принят ряд нормативных документов, согласно которым малоценные предметы, включая инвентарь и хозяйственные принадлежности, учитываемые в составе оборотных средств, именуются термином «отдельные предметы» или «специальные предметы».

Отдельные (специальные) предметы – специальная оснастка, специальная одежда, инвентарь и хозяйственные принадлежности, выступая одной из статей производственных запасов, являются динамичной материальной составляющей имущества (активов) организации. В более широком разрезе к ним относятся инструменты и приспособления, оборудование, технологическая тара, производственный и хозяйственный инвентарь, специальная одежда, специальная обувь, специальные приспособления и прочие предметы – т.е. те активы, которые создают условия для осуществления производственного (технологического) процесса. Таким образом, специальные предметы, являясь орудиями труда, могут повлиять на производственный (технологический) процесс и его эффективность. Другими словами, специальные предметы косвенно способствуют достижению основных целей организации – производству продукции и получению максимальной прибыли от ее реализации.

Инвентарь и хозяйственные принадлежности, специальная оснастка, специальная одежда отражаются на счетах бухгалтерского учета в денежной оценке, которая усложняется с развитием рыночных отношений. Рыночные цены подвержены колебаниям, они «плавают», меняются, следовательно, меняется и стоимость всех статей производственных запасов (включая и специальные предметы), что сказывается на величине показателей издержек и прибыли.

 

1. Экономическая характеристика, классификация и оценка инвентаря, хозяйственных принадлежностей и специальной одежды.

Для выполнения специфических технологических операций при производстве продукции собственного производства организации используют специальные инструменты и специальные приспособления.

Специальный инструмент и специальные приспособления - технические средства, обладающие индивидуальными (уникальными) свойствами и предназначенные для обеспечения условий изготовления (выпуска) конкретных видов продукции (выполнения работ, оказания услуг), в т.ч.:

    • инструменты;
    • штампы;
    • пресс-формы;
    • изложницы;
    • прокатные валки;
    • модельная оснастка;
    • стапели;
    • кокили;
    • опоки;
    • плазово-шаблонная спецоснастка;
    • другие виды специальных инструментов и специальных приспособлений.

При этом в учетной политике организации должно быть указано, какие виды инструментов, приспособлений и оборудования подлежат включению в состав спецоснастки.

Не учитываются как специальный инструмент и специальные приспособления, технические средства, предназначенные для производства типовых видов продукции (работ, услуг).

Специальное оборудование — многократно используемые в производстве средства труда, которые обеспечивают условия для выполнения специфических (нестандартных) технологических операций, в том числе: оснастка специальная одежда инвентарь

    • специальное технологическое оборудование (химическое, металлообрабатывающее, кузнечнопрессовое, термическое, сварочное, другие виды специального технологического оборудования), применяемое для выполнения нестандартных операций;
    • контрольно-испытательные аппаратура и оборудование (стенды, пульты, макеты готовых изделий, испытательные установки), предназначенные для регулировок, испытаний конкретных изделий и сдачи их заказчику (покупателю);
    • реакторное оборудование;
    • дезавакционное оборудование;
    • другие виды специального оборудования.

Не учитывается как специальное оборудование технологическое оборудование для выполнения типовых (стандартных) операций по механической, термической, гальванической и иной обработке деталей и изделий, стандартное испытательное оборудование для проверки покупных полуфабрикатов, комплектующих изделий и материалов, а также иное оборудование общего применения.

В соответствии с типовым планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011г. №50, для учета отдельных предметов в составе оборотных средств предназначен счет 10 «Материалы», в частности субсчета: 10.9 – «Инвентарь и хозяйственные принадлежности»; 10.10 – «Спецоснастка и спецодежда на складе»; 10.11 – «Спецоснастка и спецодежда в эксплуатации».

Учет инвентаря и хозяйственных принадлежностей ведется по местам хранения, эксплуатации лицами, ответственными за сохранность, по следующим группам:

    • инструменты и приспособления общего пользования - режущий, абразивный, слесарно-монтажный и подобные им инструменты, измерительные приборы и приспособления;
    • специальные инструменты и приспособления - инструменты, штампы, пресс-формы и подобные им предметы, используемые для выполнения одного индивидуального заказа или производства определенных изделий;
    • технологическая тара (фляги, бидоны, бочки и др.);
    • производственный инвентарь - рабочие столы, верстаки, шкафы, сбруя, орудия лова, ульи пчел и др.;
    • хозяйственный инвентарь - конторская и другая мебель, и обстановка (столы, стулья, шкафы и др.), противопожарный инвентарь и др.;
    • прочие инвентарь и хозяйственные принадлежности - столовая посуда и принадлежности, инвентарь социально-культурных мероприятий, спортивный и туристский инвентарь и др.;
    • временные (нетитульные) сооружения - приобъектные конторы и кладовые, складские помещения и навесы при объекте строительства, настилы, стремянки, лестницы, переходные мостики, ходовые доски, обноски при разбивке здания, сооружения, приспособления и устройства по технике безопасности, предохранительные козырьки и т.п.

Поступление в организацию инвентаря, хозяйственных принадлежностей, специальной одежды может осуществляться в результате покупки у сторонней организации, изготовления собственными силами. Фактические затраты по приобретению включают: суммы, уплачиваемые поставщику в соответствии с договором; таможенные пошлины и иные платежи; затраты по доставке имущества до места их использования; иные затраты, непосредственно связанные с приобретением.

Специальная одежда — средства индивидуальной защиты работников: специальная одежда, специальная обувь и предохранительные приспособления, в том числе:

    • комбинезоны;
    • костюмы;
    • куртки;
    • брюки;
    • халаты;
    • полушубки;
    • тулупы;
    • различная обувь;
    • рукавицы;
    • очки;
    • шлемы;
    • противогазы;
    • респираторы;
    • другие виды специальной одежды.

Конкретный перечень средств труда, учитываемых в составе специальных инструментов, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, определяется организацией исходя из особенности технологического процесса в отраслях промышленности и иных отраслях экономики.

Стоимость спецодежды погашается линейным способом исходя из сроков полезного использования спецодежды, предусмотренных в типовых отраслевых нормах бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также в Правилах обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.

Вместе с тем, допускается единовременное списание стоимости спецодежды, срок эксплуатации которой согласно нормам выдачи не превышает 12 месяцев. Следовательно, организации необходимо закрепить в учетной политике способ списания спецодежды со сроком полезного использования менее 12 месяцев в учетной политике.

 

2. Документальное оформление и учет наличия и движения инвентаря, хозяйственных принадлежностей и специальной одежды.

Каждую операцию по движению спецодежды (приобретение, изготовление, оприходование на склад, выдачу работникам, возврат, обмен) следует оформлять первичными документами. Эти документы в дальнейшем будут служить основанием для отражения операций со спецодеждой в бухгалтерском и налоговом учете.

Операции по покупке, безвозмездной передаче и иному поступлению спецодежды от других организаций оформляются документами поставщиков (актами, накладными, счетами-фактурами). Если организация сама изготавливает спецодежду, то по окончании работ составляется акт по ее изготовлению. Унифицированной формы акта нет. Поэтому организация должна разработать его форму самостоятельно.

Инвентарь, хозяйственные принадлежности и специальная одежда поступают в организацию в результате:

    • внесения учредителями в счет их вкладов в уставный фонд организации;
    • приобретения за плату от поставщиков и других субъектов хозяйствования;
    • поступления от подотчетных лиц, закупивших материалы в порядке наличного расчета;
    • оприходования материалов от списания пришедших в негодность основных средств;
    • поступления материалов из собственных производств (изготовленных или возвратных отходов);
    • получения по договору дарения от других субъектов хозяйствования и физических лиц безвозмездно,
    • поступления (приобретения) материалов в качестве целевого финансирования.

Первичным документом на оприходование инвентаря, хозяйственных принадлежностей и специальной одежды, принятых от поставщиков, является Товарно-транспортная накладная ф. ТТН-1.

Данные ТТН-1 переносятся в Отчет о движении продукции и материалов ф. 215-АПК. Отчет о движении продукции и материалов применяется для отражения наличия и движения материальных ценностей, находящихся на складе у материально ответственного лица. Материально ответственное лицо на основании приходных и расходных документов по движению материальных ценностей ежемесячно составляет отчет ф. 215-АПК в двух экземплярах. Остатки материальных ценностей на начало отчетного периода материально ответственное лицо переносит в отчет ф. 215-АПК из отчета за прошлый месяц. Остаток материальных ценностей, отраженный в отчете ф. 215-АПК на конец прошлого месяца в количественном и суммовом выражении является остатком на начало отчетного месяца.

Для учета спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений, выдаваемых работникам организации в индивидуальное пользование, согласно установленным нормам применяется Личная карточка учета   спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений (ф. № 210-АПК. Данная   карточка   учета   спецодежды,   спецобуви    и предохранительных приспособлений  применяется  для  учета  спецодежды, спецобуви  и предохранительных приспособлений, выдаваемых работникам организации  в  индивидуальное  пользование,  согласно  установленным нормам. Личная    карточка    ф.   210-АПК   открывается    материально  ответственным лицом, у которого находятся ценности  на каждого  работника,  которому  в  соответствии  с  законодательством положено   выдавать   спецодежду,  спецобувь   и   предохранительные приспособления.

Личным   карточкам  ф.  210-АПК  присваиваются   индивидуальные номера,  которые  хранят  материально ответственные  лица  в  картотеках.

В   личную   карточку  ф.  210-АПК  записываются   наименование выданной  и  возвращенной спецодежды, спецобуви и  предохранительных приспособлений,  о  чем  работник,  получивший  названные  ценности, ставит свою подпись.

Для учета расхода хозяйственного инвентаря заполняется Лимитно-заборная карта ф. 201-АПК и Требование-накладная ф. 203-АПК.

Лимитно-заборная карта применяется для многократного (в течение месяца) отпуска материалов со склада и других мест хранения и является оправдательным документом для списания их с подотчета материально ответственного лица. Лимитно-заборная карта выписывается бухгалтером организации на одно или несколько наименований материальных ценностей в двух экземплярах, первый экземпляр в течение отчетного месяца находится у материально ответственного лица, второй – у получателя материальных ценностей. Материальные ценности отпускаются материально ответственным лицом при предъявлении получателем своего экземпляра имитно-заборной карты. Отпуск материальных ценностей производит материально ответственное лицо в присутствии получателя и отмечает в лимитно-заборной карте дату отпуска и количество выдаваемых материальных ценностей. При этом в первом экземпляре расписывается получатель материальных ценностей, во втором экземпляре - материально ответственное лицо. По истечении месяца материально ответственное лицо вместе с отчетом о движении продуктов и материалов сдает лимитно-заборную карту в бухгалтерию организации.

Требование-накладная используется для оформления операций по внутреннему перемещению материальных ценностей в организации. Требование-накладная выписывается бухгалтером организации в двух экземплярах. Первый экземпляр предназначен материально ответственному лицу, отпускающему материальные ценности, второй - получателю ценностей. Оба экземпляра вручаются получателю, который, после подписания руководителем организации и главным бухгалтером или лицами, уполномоченными на то руководителем организации, предъявляет ее материально ответственному лицу для получения материальных ценностей. При получении ценностей в экземпляре получателя расписывается материально ответственное лицо, в экземпляре материально ответственного лица – получатель ценностей. По истечении месяца материально ответственное лицо вместе с отчетом о движении продуктов и материалов сдает требование-накладную в бухгалтерию организации.

Для обеспечения взаимосвязи складского учета с данными синтетического учета и для составления отчетности бухгалтерией ведутся Сальдовые ведомости (формы 608-АПК, 609-АПК).

Информация о работе Совершенствование учета инвентаря, хоз принадлежностей и спецодежды