Учет инвентаря и хозяйственных принадлежностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 15:23, реферат

Краткое описание

Учет инвентаря и хозяйственных принадлежностей ведется по местам хранения, эксплуатации лицами, ответственными за сохранность, по следующим группам:
инструменты и приспособления общего пользования - режущий, образивный, слесарно-монтажный и подобные им инструменты, измерительные приборы и приспособления;
специальные инструменты и приспособления - инструменты, штампы, пресс-формы и подобные им предметы, используемые для выполнения одного индивидуального заказа или производства определенных изделий;
технологическая тара (фляги, бидоны, бочки и др.);

Файлы: 1 файл

Учет инвентаря и хозяйственных принадлежностей.docx

— 18.86 Кб (Скачать)

Учет инвентаря  и хозяйственных принадлежностей  ведется по местам хранения, эксплуатации лицами, ответственными за сохранность, по следующим группам: 

инструменты и приспособления общего пользования - режущий, образивный, слесарно-монтажный и подобные им инструменты, измерительные приборы и приспособления; 

специальные инструменты  и приспособления - инструменты, штампы, пресс-формы и подобные им предметы, используемые для выполнения одного индивидуального заказа или производства определенных изделий; 

технологическая тара (фляги, бидоны, бочки и др.); 

производственный  инвентарь - рабочие столы, верстаки, шкафы, сбруя, орудия лова, ульи пчел и  др.; 

 хозяйственный  инвентарь - конторская и другая  мебель и обстановка (столы, стулья, шкафы и др.), противопожарный инвентарь и др.; 

прочие инвентарь  и хозяйственные принадлежности - столовая посуда и принадлежности, инвентарь социально-культурных мероприятий, спортивный и туристский инвентарь  и др.; 

временные (нетитульные) сооружения - приобъектные конторы и кладовые, складские помещения и навесы при объекте строительства, настилы, стремянки, лестницы, переходные мостики, ходовые доски, обноски при разбивке здания, сооружения, приспособления и устройства по технике безопасности, предохранительные козырьки и т.п. 

Поступление в организацию  инвентаря, хозяйственных принадлежностей, специальной одежды может осуществляться в результате покупки у сторонней  организации, изготовления собственными силами. Фактические затраты по приобретению включают: суммы, уплачиваемые поставщику в соответствии с договором; таможенные пошлины и иные платежи; затраты  по доставке имущества до места их использования; иные затраты, непосредственно  связанные с приобретением.  

В случае изготовления инвентаря, хозяйственных принадлежностей, специальной одежды собственными силами, их стоимость складывается из стоимости  материалов и затрат по изготовлению.  

Сельскохозяйственным  организациям предоставлено право  вести учет амортизируемого имущества (спецодежды, спецобуви, временных (нетитульных) сооружений) по первоначальной стоимости с отражением на отдельном субсчете суммы износа (например, на субсчете 10-16 «Износ предметов») либо вести учет предметов по остаточной стоимости.  

Для отражения в  учете операций по начислению износа и списанию инвентаря, хозяйственных  принадлежностей, специальной одежды необходимо руководствоваться постановлением № 41, Основными положениями по составу  затрат, включаемых в себестоимость  продукции (работ, услуг), утвержденными  Минэкономики РБ 26.01.1998 № 19-12/397, Минфином РБ 30.01.1998 № 3, Минстатом РБ 30.01.1998 № 01-21/8 и Минтрудом РБ 30.01.1998 № 03-02-07/300 (с изменениями и дополнениями), письмом МНС РБ от 05.10.2006 № 2-2-12/22586 «О порядке отражения (признания) затрат, учитываемых при налогообложении прибыли». В соответствии с данными нормативными актами погашение стоимости инвентаря, инструментов, хозяйственных принадлежностей, средств индивидуальной защиты, лабораторного оборудования и других учитываемых в обороте предметов отражается в элементе «Материальные затраты» в составе себестоимости продукции, и в частности в составе затрат по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении прибыли, в следующем порядке: 

по специальным  инструментам и специальным приспособлениям (инструменты и приспособления целевого назначения, штампы, пресс-формы и  подобные им предметы) - в соответствии с нормативными ставками, рассчитанными  исходя из сметы расходов на их изготовление (приобретение) и срока их полезного  использования до двух лет; стоимость  специальных инструментов и специальных  приспособлений, предназначенных для  индивидуальных заказов - в момент передачи их в производство данного заказа; 

по предметам, по которым установлены сроки службы (спецодежда, спецобувь и др.), - ежемесячно исходя из сроков их службы; 

по временным (нетитульным) сооружениям и приспособлениям - ежемесячно исходя из срока их эксплуатации (в зависимости от продолжительности строительства) с учетом стоимости возвратных материалов от разборки; 

по остальным предметам - в соответствии с учетной политикой  организации: в размере 50% стоимости  предметов - при передаче их со складов  в эксплуатацию и 50% стоимости (за вычетом  стоимости этих предметов по цене возможного использования) - при выбытии  их за непригодностью; 

по предметам до одной базовой величины - единовременно  на затраты по производству и реализации продукции, работ, услуг по мере передачи их в эксплуатацию.  

С учетом вышеизложенного в организациях должны быть утверждены нормы выдачи специальной одежды и обуви (т.е. средств индивидуальной защиты (СИЗ)), сроки их носки в разрезе каждой профессии и должности. На каждого работника, которому в соответствии с законодательством положено выдавать СИЗ, открывается личная карточка учета спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений (форма 210-АПК). Личная карточка открывается кладовщиком, в нее записывается наименование выданной и возвращенной спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений, о чем работник, получивший названные ценности, подтверждает своей подписью. Личная карточка формы 210-АПК служит основанием для подачи иска к лицам, уволившимся из организации и не сдавшим спецодежду, срок службы по которой не истек. 

На затраты стоимость  СИЗ относится в процессе эксплуатации в размере начисленного износа. Сумма износа СИЗ должна рассчитываться бухгалтерской службой по каждому виду выданной специальной одежды и специальной обуви. Ежемесячная сумма износа определяется путем деления стоимости одной единицы СИЗ на нормативный срок службы (количество месяцев).

При истечении нормативного срока службы и непригодности  специальной одежды и обуви к  дальнейшей эксплуатации они подлежат списанию. Основанием для списания морально устаревших, изношенных и  негодных для дальнейшего использования  инвентаря, хозяйственных принадлежностей, спецодежды и спецобуви является составленный комиссией, создаваемой руководителем сельскохозяйственной организации, акт на списание инвентаря, спецодежды и спецобуви (форма 209-АПК). Полученные от списания (ликвидации) указанных ценностей отходы и ветошь должны быть приняты к учету на склад организации по требованию-накладной. В случае если в инвентаре, инструментах или в других предметах согласно паспортным данным содержатся драгметаллы, они в обязательном порядке должны быть отражены отдельной строкой с указанием количества и веса металла, сданного на склад по требованию-накладной. Акт формы 209-АПК утверждается руководителем организации или его заместителем.  
 

Если СИЗ приходят в негодность до истечения срока службы, то их остаточная стоимость подлежит списанию. Для отражения досрочного выбытия СИЗ должен применяться счет 91 «Операционные доходы и расходы». В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета в сельскохозяйственных организациях и Инструкцией по его применению по дебету счета 91 «Операционные доходы и расходы» в течение отчетного периода находит отражение остаточная стоимость активов, по которым начислялась амортизация, списываемых организацией.

В некоторых случаях (увольнение, смерть работника) СИЗ после приведения их в годное для дальнейшей эксплуатации состояние могут быть переданы другому работнику.

Особую группу хозяйственных  принадлежностей составляют временные  нетитульные сооружения. Расходы по их возведению, ремонту, сборке, разборке учитываются на счете 23 «Вспомогательные производства», субсчет 9 «Возведение временных (нетитульных) сооружений». Ввод в эксплуатацию временных (нетитульных) зданий, сооружений, приспособлений и устройств оформляется актом об устройстве нетитульного временного здания и сооружения формы С-5. В нем указывается наименование принятого в эксплуатацию объекта, площадь и объем, фактическая себестоимость, ожидаемый возврат материалов, расходы по разборке, срок полезного использования, лицо, ответственное за возврат материалов.

Согласно постановлению  № 41 стоимость временных (нетитульных) сооружений учитывается в составе оборотных активов и переносится на затраты по производству и реализации ежемесячно исходя из срока их эксплуатации (в зависимости от продолжительности строительства) с учетом стоимости возвратных материалов от разборки. Таким образом, расчет ежемесячной суммы износа производится по формуле:

Фактическая стоимость - стоимость возвратных материалов / срок эксплуатации объекта.

По истечении срока  эксплуатации временные сооружения подлежат разборке. По каждому разбираемому нетитульному зданию и сооружению комиссией составляется акт о разборке нетитульного временного здания и сооружения формы С-6 в трех экземплярах. Акт составляется в подтверждение факта разборки объекта и получения от разборки возвратных материалов, их количества, стоимости и процента годности.

После составления  акта о разборке объекта в зависимости  от количества и стоимости материалов, фактически поступивших от разборки, возникает необходимость в перерасчете  суммы износа. 
 
 
 
 
 
 
 

Первичными учетными документами по отпуску материалов со складов организации в подразделения  организации являются лимитно-заборная карта (типовая форма М-8), требование-накладная (типовая форма М-11), накладная (типовая форма М-15). 
 
 

Исходя из конкретных условий деятельности, организация  может применять самостоятельно разработанные формы первичных  учетных документов по движению материалов. 
 
 

Лимитно-заборные карты предназначены для отпуска материалов, систематически потребляемых для изготовления продукции (выполнения работ, оказания услуг), а также для контроля за соблюдением лимитов. 
 
 

Лимитно-заборные карты выписываются подразделениями организации, выполняющими снабженческие или плановые функции, в двух или трех экземплярах сроком на один месяц. При небольших объемах отпуска материалов они могут выписываться на квартал. На каждый склад выписывается отдельная лимитно-заборная карта. 
 
 

Один экземпляр  лимитно-заборной карты до начала месяца (квартала) ее действия передается подразделению организации – получателю материалов, второй экземпляр – соответствующему складу. Третий экземпляр (если он оформляется) остается в подразделениях, выполняющих снабженческие или плановые функции для контроля. 
 
 

Лицо, осуществляющее отпуск материалов, отмечает в обоих  экземплярах лимитно-заборной карты дату и количество отпущенных материалов, которые подтверждаются подписями получателя и заведующего складом (кладовщика). 
 
 

Лимитно-заборная карта может выписываться в одном экземпляре. В этом случае получатель расписывается в получении материалов непосредственно в карточках складского учета, а в лимитно-заборной карте расписывается лицо, ответственное за отпуск материала со склада. По лимитно-заборной карте может производиться также возврат неиспользованных материалов на склад. 
 
 

В конце месяца (квартала) лимитно-заборные карты сдаются в бухгалтерскую службу организации. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Отпуск материалов со складов (кладовых) подразделения  организации на производство может  оформляться путем записи в карточках  складского учета. В этом случае расходные  документы на отпуск материалов не оформляются. Лимит отпуска указывается  в самой карточке. Получатель расписывается  в получении материалов в карточке складского учета. В карточке складского учета указывается шифр или наименование заказа (затрат). 
 
 

При этой системе  отпуска материалов со склада карточка складского учета является регистром  аналитического учета и первичным  учетным документом. 
 
 
 
 
 

Списание материалов со счетов учета может осуществляться в следующих случаях:

если материалы  пришли в негодность по истечении  сроков хранения;

если морально устарели;

выявления недостач, хищений или порчи. 
 
 

81. При списании  материалов составляется акт  на списание материалов, в котором  указываются:

наименование списываемых  материалов и их отличительные признаки;

количество;

фактическая себестоимость;

установленный срок хранения;

дата (месяц, год) поступления  материалов;

причина списания;

информация о взыскании  материального ущерба с виновных лиц. 

Акт на списание материалов утверждается руководителем организации  или уполномоченным лицом.

Информация о работе Учет инвентаря и хозяйственных принадлежностей