Содержание бухгалтерского баланса и порядок формирования в нем учетно-аналитической информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 10:50, курсовая работа

Краткое описание

Бухгалтерский баланс занимает центральное место в финансовой отчетности организации, т.к. он наиболее полно характеризует ее финансовое состояние на дату составления баланса, обычно на первое число месяца.
Если у предприятия есть филиалы, все они, независимо от региона их функционирования, применяют избранные головным предприятием способы ведения учета и отчетности.
В любой форме баланса принципы предоставления информации об использовании средств, предприятия значительно изменены.
В настоящее время данные баланса информируют собственника (орган, уполномоченный управлять государственным имуществом; учредителя или участника) или любое заинтересованное юридическое лицо и акционеров о платёжеспособности, ликвидности и прибыльности предприятия, об изменении структуры источников средств, об изменении или приросте оборотного капитала и т.д. А это позволяет своевременно принять необходимые меры для улучшения финансового состояния предприятия.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Бухгалтерский баланс как источник информации о состоянии активов и пассивов организации………………………………………………………………5
1.1. Сущность и значение бухгалтерского баланса……………………………….5
1.2. Виды бухгалтерских балансов………………………………………………....9
1.3. Государственное регулирование формы и содержание бухгалтерского баланса………………………………………………………………………………10
2. Содержание и порядок составления бухгалтерского баланса………………..13
2.1. Содержание, структура и оценка основных статей актива баланса………..13
2.1.1. Внеоборотные активы……………………………………………………….13
2.1.2. Оборотные активы……………………………………………………….......16
2.2. Содержание, структура и оценка основных статей пассива баланса………22
2.2.1. Капитал и резервы……………………………………………………….......22
2.2.2. Долгосрочные и краткосрочные обязательства…………………………....25
2.3. Методика составления бухгалтерского баланса……………………….…….29
2.4. Совершенствование бухгалтерского баланса………………………………..34
Заключение…………………………………………………………………….........37
Список использованных источников……………………………………………...40

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 186.00 Кб (Скачать)

Подготовительные работы по составлению отчётности фактически являются разделом в системе организации бухгалтерского учёта на предприятия. Организация бухгалтерского учёта в Республике Беларусь, отвечающая Международным стандартам учёта и отчётности, ориентированная на требования рыночной экономики, предполагает систему документов, регулирующих бухгалтерский учёт и отчётность.

Основным  нормативным документом, регламентирующим организацию бухгалтерского учёта  и отчётности является Закон «О бухгалтерском  учёте и отчетности» от 18 октября 1994 г. N 3321-XII, статьи которого конкретизируются в стандартах, дающих рекомендации о ведении учёта на отдельных его участках по видам операций и специфическим видам деятельности предприятия. К системе нормативного регулирования бухгалтерского учёта и отчётности относится также законодательные акты и решения правительства, затрагивающие вопросы бухгалтерского учёта.

а) разработка плана работы по составлению отчётности

Своевременное составление отчётности высокого качества обеспечивается последовательной группировкой данных аналитического учёта применительно к целям отчётности и контроля за соответствия нормам, сметам. При этом данные аналитического учёта должны отражаться таким образом, чтобы фактические показатели уже в самих регистрах сопоставлялись с нормативами. Такой принцип учёта, например, затрат на производство превращает учётные регистры в аналитические таблицы, которые могут использоваться в оперативном управлении.

В начале каждого нового года в  результате анализа организации бухгалтерского учета в предыдущем году и инструктивных указаний вносятся изменения или вводятся дополнительные регистр для накапливания показателей счетных форм. Таким образом, подчинение аналитического учета целям отчетности обеспечивает своевременное и более качественное составление форм периодической и годовой отчетности.

После разработки плана работ по составлению годового отчета, обсуждения его в бухгалтерии с участием экономистов и других специалистов издают приказ, где объявляют сроки  началам отдельных работ по годовому отчету, указывают исполнителей отдельных видов работ.

б) инвентаризация статей бухгалтерского баланса к составлению  годового отчета

Основной задачей  формирования годового бухгалтерского отчета предприятия является обеспечение  своевременности, полноты и достоверности данных бухгалтерской и налоговой отчетности, предъявляемой в налоговые органы и заинтересованным пользователям.

Чтобы быть уверенным  в правильности показателей годовой  бухгалтерской отчетности на предприятии  необходимо еще раз проверить записи бухгалтерского учета и убедиться в том, что:

  • на счетах бухгалтерского учета предприятия отражены все хозяйственные операции отчетного года ( полнота отражения);
  • записи в бухгалтерском учете произведены на основании соответствующих первичных документов (обоснованность отражения);
  • отражение хозяйственных операций не противоречит соответствующим положениям действующих нормативных актов (правильность отражения).

Другими словами, перед формированием  годовой бухгалтерской отчетности целесообразно провести инвентаризацию (анализ движения и сальдо) всех счетов бухгалтерского учета, в том числе имущества и денежных обязательств.

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена  инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском учете. В частности, выявлены недостачи, излишки, просроченную задолженность отражают в учетных регистрах в декабре. На основании составляют бухгалтерские справки, в которых определяют суммы, подлежащие отнесению на тот или иной счет.

в) заключительные записи к составлению бухгалтерского баланса

В системе счетов аналитического и систематического учёта должны быть отражены все хозяйственные  операции, относящиеся к данному отчетному году. Большинство показателей в годовом отчете заполняются на основании данных систематического и аналитического учёта уточнённых в процессе инвентаризации.

После отражения  результатов инвентаризации и уточнений  в учётных записях за год подсчитывают итоги в ведомостях и журналах – ордерах за декабрь. При этом итоги в учётных регистрах взаимопоследовательно сверяют. После подсчёта итогов и взаимной сверки  в соответствующих регистрах приступают к заключению (закрытию) балансовых счетов в определённой последовательности. Конечный остаток переносят в учётные регистры следующего года в качестве начального.

Обороты по кредиту  каждого счета записываются в  главную книгу только из журналов-ордеров. Обороты по дебету отдельных счетов собирают в Главной книге из ряда журналов-ордеров по корреспондирующим счетам. После подсчета оборотов и выведения остатков по всем счетам они сверяются с регистрами аналитического и синтетического учета и служат основанием для составления бухгалтерского баланса.

В соответствии с учетной политикой закрытие (реформация баланса) счета 99/1 счетом 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» на РУП «БЕЛТЭИ» производится за полугодие и год. В бухгалтерском учете реформация отражается следующими проводками:

Журнал хозяйственных  операций

№ п/п

Содержание

Дебет

Кредит

1

Отражается  реформация баланса на сумму прибыли

99/1

84

2

Отражается  реформация баланса на сумму убытка

84

99/1


Решение об распределении  прибыли принимают учредители организации. Порядок распределения отражается в учетной политике. Поэтому оставшаяся в распределении РУП «БЕЛТЭИ» прибыль распределяется на фонды:

  1. резервный фонд заработной платы (в размере 5% фонда заработной платы);
  2. накопления (30% оставшейся за вычетом резервного фонда суммы прибыли);
  3. потребления (70% оставшейся за вычетом резервного фонда суммы прибыли).

В бухгалтерии  данные операции отражаются следующими проводками:

Журнал хозяйственных  операций

№ п/п

Содержание

Дебет

Кредит

1

Отражается  увеличение резервного фонда за счет прибыли, остающейся в распоряжении РУП «БЕЛТЭИ»

84

82

2

Отражается увеличение фонда накопления

84

84/1

3

Отражается  увеличение фонда потребления

84

84/2


 

2.4. Совершенствование  бухгалтерского баланса

 

Развитие рыночных отношений, международные, хозяйственные  и финансовые связи выдвинули в число актуальных вопрос о совершенствовании бухгалтерского учета и отчетности, приближении их содержания и методов к международно-принятым нормам. Переход на применение международных норм бухгалтерского учета и отчетности начался с 1992 года и успешно продолжается в течение всего периода экономических реформ, проводимых в стране.

Центральной формой бухгалтерского учета - является баланс. Баланс характеризуется тем, что в нем объекты учета показываются дважды и рассматриваются с двух точек зрения.

Бухгалтерский учет и отчетность, действующие в  Республике Беларусь строятся на тех  же принципах, которые положены в  основу международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Если бухгалтерский учет сейчас называют «международным языком бизнеса», то и принципы, правила составления форм отчетности, должны отвечать требованиям времени. Надо признать, что методология бухгалтерского учета и отчетности, директивно предписываемая организациям сегодня, только частично отвечает требованиям мировой практики.

При составлении  форм отчетности нужно исходить из учетных принципов, обычно зависящих  от того, насколько точно они отвечают трем критериям: уместности, объективности  и осуществимости.

Отчетность  предприятия является логическим продолжением процедур финансового учета и представляет собой систему показателей, характеризующих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату.

Система показателей  отчетности - это особый вид записей, являющихся кратким извлечением  из текущего учета, отражающих сводные данные о состоянии и результатах деятельности предприятия, его подразделений, за отчетный период. Отчетность содержит количественные и качественные характеристики, стоимостные и натуральные показатели. Сводные данные о состоянии и результатах деятельности предприятия, его подразделений за определенный период формируются на основании бухгалтерского, статистического и оперативно-технического учета. Тем самым обеспечивается возможность разностороннего отражения в отчетности финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

Как известно, формирование отчетности на предприятии необходимо и для внутреннего управления, и для предприятия внешним  пользователям с целью принятия обоснованных выводов и решений.

Как показывает практика последних лет, сводиться к тому, что на место чисто процедурных учетно-экономических задач, связанные с обеспечением потребностей пользователей, это - налоговая инспекция, кредиторы организации, его собственники, акционеры, банки и др., которые имеют разные и подчас противоречивые и, как правило, несовпадающие цели. И вследствие того, что разные группы лиц подходят к оценке тех или иных учетных объектов неодинаково, неизбежна множественность методологических приемов определения результатов хозяйственной деятельности. В современной жизни важнейшей категорией становится прибыль и поэтому в центре внимания специалистов находится выбор (обсуждение) процедуры ее исчисления. В зависимости от выбранных методов ее формирования меняется и величина налогов, и суммы дивидендов, и заработная плата. С изменением условий хозяйствования происходят, и изменения в составе и содержания форм отчетности, которые в большой степени стали соответствовать требованиям Международных стандартов бухгалтерского учета.

В системе экономической  информации бухгалтерская отчетность является одним из важнейших инструментов управления содержащих наиболее синтезированную и обобщенную информацию.

Данные бухгалтерской  отчетности используются для различных  целей на разных уровнях управления. Систематическое изучение бухгалтерских отчетов раскрывает причины достигнутых успехов, а также недостатков в работе предприятия, помогает наметить пути повышения эффективности его деятельности.

Бухгалтерская отчетность является основой объективной  оценки хозяйственной деятельности предприятия, базой текущего и перспективного планирования, действенным инструментом для принятия управленческих решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В данной курсовой работе рассмотрены следующие вопросы: бухгалтерский баланс как источник о состоянии активов и пассивов организации, содержание и порядок составления бухгалтерского баланса, рассмотрение предложений направленных на его совершенствование, анализ финансового состояния РУП «БЕЛТЭИ».

Что касается предложений, направленных на совершенствование  бухгалтерского баланса, я соглашусь с тем, что не совсем правомерно отражать в составе оборотных активов расходы будущих периодов, которые по своей сущности не являются оборотными активами и которые требуется исключать из их состава при расчете целого ряда показателей. Это позволило бы значительно повысить аналитичность баланса и упростить вычислительные процедуры при определении величины многих финансовых коэффициентов [13, c.184].

В настоящее  время развиваются рекомендации по уточнению бухгалтерской отчётности предприятий с целью интеграции финансовых показателей в систему счетов по секторам экономики. Ближайшей задачей, стоящей перед экономической наукой, является обеспечение через бухгалтерский баланс и другие формы отчётности информационной базы системы национального счетоводства.

Данная курсовая работа написана на практическом материале  РУП «БЕЛТЭИ» с использованием специальной  литературы и нормативных документов Республики Беларусь.

Изучая вопрос о порядке  составления бухгалтерского баланса, в данной курсовой работе представлена краткая характеристика хозяйственной деятельности по данным годового отчета РУП «БЕЛТЭИ». Поэтому, определив изменения финансового положения за 2007 год по сравнению с 2006 годом, наблюдается увеличение прибыли. Так в 2006 году она составила 943 млн. руб., а в 2007 году – 1248 млн. руб.. На изменение прибыли повлиял следующий фактор: себестоимость.

Информация о работе Содержание бухгалтерского баланса и порядок формирования в нем учетно-аналитической информации