Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2015 в 23:56, курсовая работа
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать понятие и рассмотреть классификацию и оценку основных средств в бухгалтерском и налоговом учете;
- изучить законодательную и нормативную базу учета основных средств;
- представить бухгалтерский и налоговый учет движения и амортизации основных средств;
- дать краткую характеристику деятельности предприятия;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ………………………………………………….
1.1. Понятие, классификация и оценка основных средств в бухгалтерском и налоговом учете………………………
1.2. Законодательная и нормативная база учета основных средств……………….
1.3. Бухгалтерский и налоговый учет движения и амортизации основных средств
2. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЁТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ОАО «КамАЗ-Дизель»………...
Краткая характеристика деятельности предприятия
Бухгалтерский и налоговый учет движения основных средств………
Бухгалтерский и налоговый учет амортизации основных средств……
Отражение затрат на ремонт основных средств в бухгалтерском и налоговом учете……………..
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ………….
3.1. Пути сближения бухгалтерского и налогового учета основных средств
3.2. Рекомендации по совершенствованию бухгалтерского и налогового учета основных средств
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Учет основных средств в целях бухгалтерского учета и налогообложения прибыли до 1 января 2002 г. регулировался Правилами ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, от 18 июня 1997 г. № 61.
С 1 января 2002 г., после вступления в силу главы 25 НК РФ, учет основных средств в целях налогообложения прибыли стал регулироваться нормами главы 25 НК РФ. Правила налогового учета оказались существенно отличными от бухгалтерских, установленных ЦБ РФ.
Вступившие в силу с 1 января 2003 г. Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации (Положение ЦБ РФ от 5 декабря 2002 г. № 205-П) внесли ряд изменений в порядок учета основных средств, нематериальных активов, материальных запасов. Данными нововведениями ЦБ РФ попытался сблизить налоговый и бухгалтерский учет.
В статье рассмотрены основные отличия в порядке ведения бухгалтерского и налогового учета основных средств.
А. ВЕТВИЦКИЙ, аудитор ЛИСТИК и ПАРТНЕРЫ™, Инфо-Центр UBA.RU
Материал предоставлен журналом Бухгалтерия и Банки № 8 - 2003
Отнесение имущества к объектам основных средств
До 1 января 2002 г. учет основных средств в кредитных организациях производился в соответствии с требованиями бухгалтерского учета, закрепленными в приложении 6 к Правилам № 61.
В п. 3 приложения давалось определение основных средств: «К основным средствам относятся здания, сооружения, оборудование и приборы, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь, земельные участки в собственности кредитных организаций, книги — независимо от их стоимости, оружие — независимо от стоимости, объекты сигнализации, телефонизации — независимо от стоимости, не включенные в стоимость здания при строительстве. К основным средствам не относятся и учитываются в составе малоценных и быстроизнашивающихся предметов: предметы, служащие менее одного года, независимо от их стоимости; предметы стоимостью на дату приобретения не более установленной стоимости за единицу независимо от срока их службы...» Таким образом, в Правилах № 61 содержался как стоимостной, так и критерий по сроку использования.
С 1 января 2002 г. вступившая в силу глава 25 НК РФ дает свою трактовку основных средств для целей налогообложения, определяя их как часть имущества со сроком полезного использования, превышающим 12 месяцев, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией (п. 1 ст. 257 НК РФ). То есть для целей налогообложения налогом на прибыль отсутствует стоимостной критерий отнесения объектов к основным средствам, применяется только временной фактор использования имущества. Таким образом, до 1 января 2003 г. «налоговое» определение основных средств не полностью соответствовало «бухгалтерскому».
По сравнению с определением основных средств, содержащимся в НК РФ, в новых Правилах ведения бухгалтерского учета несколько расширен перечень имущества, относящегося к основным средствам. Так, в соответствии с п. 2.1: «В целях настоящего порядка под основными средствами понимается часть имущества со сроком полезного использования, превышающим 12 месяцев, используемого в качестве средств труда для оказания услуг, управления организацией, а также в случаях, предусмотренных санитарно-гигиеническими, технико-эксплуатационными и другими специальными техническими нормами и требованиями».
Отличие «налогового» и «бухгалтерского» определения основных средств нельзя рассматривать как существенное. В Правилах более подробно учтена деятельность по управлению кредитной организацией и перечислены основания (санитарно-гигиенические, технико-эксплуатационные) отнесения имущества, необходимого для управленческой деятельности, к основным средствам.
Таким образом, можно сделать вывод, что понятие основного средства, содержащееся в новых Правилах бухгалтерского учета, соответствует определению основного средства, применяемого в налоговом законодательстве.
Отнесение основных средств к амортизируемому имуществу
В целях налогообложения существует определенный подход к начислению амортизации. Возможность отнесения стоимости основных средств на затраты организации определяется включением данного имущества в состав амортизируемого. Так в соответствии с п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности и используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации.
Из данного определения следует, что объекты основных средств и НМА, используемые не для получения дохода, не признаются для целей налогообложения амортизируемым имуществом, а следовательно, и не погашаются начислением амортизации. При этом не относятся к амортизируемому имуществу земля и иные объекты природопользования, а также материально-производственные запасы, товары, ценные бумаги, финансовые инструменты срочных сделок. Согласно подп. 7 п. 2 ст. 256 НК РФ имущество, первоначальная стоимость которого составляет до 10 000 руб., включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию.
В соответствии с п. 2.3 Правил бухгалтерского учета руководитель кредитной организации имеет право установить лимит стоимости предметов для принятия к бухгалтерскому учету в составе основных средств. Предметы стоимостью ниже установленного лимита, независимо от срока службы, учитываются в составе материальных запасов.
Таким образом, руководитель кредитной организации самостоятельно может решить, будет ли бухгалтерский учет основных средств в этой части соответствовать налоговому, установив определенный лимит стоимости. По нашему мнению, для соответствия учетов необходимо установить лимит в размере 10 000 руб.
Следует также отметить, что в соответствии с п. 6.2 Положения № 205-П объектами для начисления амортизации являются объекты основных средств и нематериальных активов, находящиеся в кредитной организации на праве собственности. Таким образом, в отличие от налогового в бухгалтерском учете для отнесения имущества к амортизируемому нет требования об использовании основных средств, являющихся амортизируемым имуществом для извлечения дохода.
Однако говорить о том, что в этом состоит отличие бухгалтерского и налогового учетов некорректно. В данном вопросе следует обратить внимание на позицию Минфина, так как методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета находятся в компетенции Правительства РФ.
Одним из условий принятия активов к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, установленных Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, является способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Таким образом, по моему мнению, Центральным банком допущена неточность в определении основного средства.
В целом порядок исключения основных средств из состава амортизируемого имущества в бухгалтерском учете соответствует налоговому учету.
Формирование первоначальной стоимости основных средств
Определение первоначальной стоимости, по которой объекты относятся к учету, является основополагающей базой для расчета амортизации, а следовательно, и для формирования налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.
В Правилах № 61 было дано следующее определение первоначальной стоимости основных средств: «Первоначальная оценка приобретенных за плату основных средств определяется исходя из фактически произведенных затрат, включая расходы по доставке, монтажу, сборке, установке».
Согласно п. 1.6 приложения 10 Положения № 205-П первоначальной стоимостью имущества, приобретенного за плату, в том числе бывшего в эксплуатации, признается сумма фактических затрат кредитной организации на приобретение, сооружение (строительство), создание (изготовление) и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования. Конкретный состав затрат на приобретение, сооружение и создание имущества (в том числе налогов) определяется в соответствии с законодательством РФ.
В налоговом же учете порядок определения первоначальной стоимости предусмотрен п. 1 ст. 257 НК РФ. Первоначальная стоимость («налоговая») амортизируемого основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с НК РФ.
По сравнению с Правилами № 61 определение первоначальной стоимости в бухгалтерском учете максимально приближено к налоговому определению. Однако, выпустив новый документ, ЦБ РФ все-таки четко не определил порядок включения сумм налогов в первоначальную стоимость основных средств, указав только, что состав затрат, в том числе налогов, определяется законодательством.
Минфин более четко определяет первоначальную стоимость для целей бухгалтерского учета в организациях и на предприятиях. Согласно п. 8 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 первоначальной стоимостью основного средства признается сумма фактических затрат на приобретение, изготовление, сооружение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов. Минфином вопрос включения НДС в первоначальную стоимость решен однозначно, чего нельзя сказать о Центральном банке. Хотя бухгалтерский учет в кредитных организациях регулирует Центральный банк, не принимать во внимание позицию Минфина по вопросам методологии бухгалтерского учета нельзя.
Наиболее актуальным является вопрос: следует ли включать в первоначальную стоимость основных средств суммы НДС и ЕСН, уплаченные поставщикам (НДС) или начисленные на выплаты при изготовлении основных средств (ЕСН)?
Для начала необходимо разобраться, каким законодательством следует руководствоваться при определении состава затрат.
Начнем с того, что общие принципы налогообложения устанавливаются НК РФ.
Хотите продать автомобиль?
Система продажи автомобилей на Avto.Ru. Удобно и бесплатно.
user.avto.ru
"Живой журнал" Артемия...
Дневник дизайнера Артемия Лебедева на блог-сервисе LiveJournal
www.newsland.ru
GZT.RU: "Остаться в живых".
Советы тем, кто хочет пережить кризис!
www.gzt.ru
Реклама на Бегуне
Стать партнером
Следовательно,
при определении порядка
Глава 21 НК РФ регулирует вопросы налогообложения налогом на добавленную стоимость. Статьей 170 НК РФ установлен порядок отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг). В соответствии с п. 5 ст. 170 банки имеют право включать в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль, суммы налога, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам). При этом вся сумма налога, полученная ими по операциям, подлежащим налогообложению, подлежит уплате в бюджет. Хотя могут применяться и общие правила, установленные пп. 1–4 ст. 170 главы 21 НК РФ.
Таким образом, кредитная организация (заявив об этом в учетной политике) может относить уплаченный НДС:
на расходы — единовременно, в момент оплаты, применив п. 5 ст. 170 НК РФ;
пропорционально выручке от реализации принимать к вычету (учитывать в стоимости основных средств);
учитывать в стоимости основных средств в случае, если кредитная организация не осуществляет операций, облагаемых НДС.
То есть в кредитных организациях наиболее распространенными являются варианты учета НДС, когда суммы налога либо относятся на расходы, либо принимаются к вычету. Значит, в налоговом учете первоначальная стоимость амортизируемого имущества формируется без сумм налога на добавленную стоимость, уплаченного при приобретении основного средства. Соответственно, и в бухгалтерском учете суммы налога на добавленную стоимость не должны учитываться при формировании первоначальной стоимости основных средств.
Согласно п. 6.11 Положения № 205-П порядок отражения в бухгалтерском учете сумм налога на добавленную стоимость должен быть определен учетной политикой кредитной организации в соответствии с требованиями налогового законодательства. Если, например, налогоплательщик, на основании п. 5 ст. 170 НК РФ весь уплаченный НДС относит на расходы, то и бухгалтерском учете НДС должен отражаться аналогичным образом.
Следует также рассмотреть ситуацию, когда амортизируемое имущество не приобретается, а изготавливается, например, физическим лицом по договору подряда. Вознаграждение, выплачиваемое по данному договору, является объектом налогообложения единым социальным налогом. На практике возникает вопрос: следует ли суммы ЕСН относить на расходы или их следует учитывать при формировании первоначальной стоимости основных средств?
Как уже отмечалось выше, в состав затрат, формирующих первоначальную стоимость основных средств (как «налоговую», так и «бухгалтерскую»), не включаются суммы налогов, которые в соответствии с законодательством (НК РФ) относятся на расходы или подлежат вычету. Согласно п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам относятся налоги и сборы, начисленные в установленном законодательством РФ о налогах и сборах порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 Кодекса. В свою очередь, в ст. 270 указано, что при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде сумм налога, а также суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (п. 4), в виде сумм налогов, предъявленных в соответствии с Кодексом налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (п. 19). Таким образом, суммы ЕСН, начисленные на выплаты при изготовлении амортизируемого имущества, не включаются в первоначальную стоимость основных средств, а относятся на расходы как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.
Отметим, что в отличие от состава затрат, учитываемых при формировании первоначальной стоимости основного средства, данного в НК РФ (ст. 257), в п. 1.6 приложения 10 к Положению № 205-П не включены расходы на доставку основного средства в состав затрат, формирующих первоначальную стоимость в бухгалтерском учете.
Информация о работе Пути сближения бухгалтерского и налогового учета основных средств