Проверка составления и исполнения сметы доходов и расходов бюджетного учреждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 10:51, реферат

Краткое описание

Бюджетным кодексом определено, что бюджетное учреждение - это организация, созданная органами государственной власти РФ для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов. Бюджетная организация любой ведомственной принадле

Файлы: 1 файл

Проверка составления и исполнения сметы.docx

— 30.65 Кб (Скачать)

│290 "Прочие расходы" │Налоговый кодекс, иные нормативные документы,│Нормативный │

│ │регламентирующие уплату налогов, сборов,│ │

│ │пошлин, плату за выдачу лицензий в бюджеты│ │

│ │всех уровней │ │

├──────────────────────────┼─────────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤

│310 "Увеличение стоимости│Нормы обеспеченности основными средствами│Плановый │

│основных средств" │(утв. главным распорядителем). Сведения о│ │

│ │фактической обеспеченности основными│ │

│ │средствами. Сведения о ценах на объекты│ │

│ │основных средств │ │

├──────────────────────────┼─────────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤

│320 "Увеличение стоимости│Сведения о потребности в объектах немате-│Плановый │

│нематериальных активов" │риальных активов. Сведения о ценах на объекты│ │

│ │нематериальных активов │ │

├──────────────────────────┼─────────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤

│340 "Увеличение стоимости│Нормы обеспеченности материальными запасами│Плановый │

│материальных запасов" │(утв. главным распорядителем). Данные о│ │

│ │количестве автотранспорта, утвержденных│ │

│ │нормах пробега и расхода ГСМ. Данные о│ │

│ │стоимости ГСМ. Средние данные о количестве и│ │

│ │цене запчастей, используемые в год на один│ │

│ │автомобиль. Данные о годовой потребности в│ │

│ │канцтоварах, бумаге, картриджах, хозтоварах и│ │

│ │т.п., стоимости единицы материалов. Сведения│ │

│ │о потребности в котельно-печном топливе,│ │

│ │стоимость топлива и др. │ │

└──────────────────────────┴─────────────────────────────────────────────┴─────────────────────────┘

 

В последнее время в  связи с реформированием бюджетного учета бюджет формируется исходя из целей и планируемых результатов  деятельности. Выделяемые бюджетные  ассигнования имеют четкую связь  с конечными результатами деятельности бюджетных учреждений. Следовательно, при составлении бюджетным учреждением  сметы расходов в нее должен быть заложен тот объем денежных средств, использование которых позволит достичь поставленных перед бюджетным  учреждением целей и задач (то есть конечных результатов его деятельности на определенный период).

Достижение данных результатов  осуществляется с помощью:

- установления долгосрочных  лимитов с их ежегодной корректировкой  в соответствии с выполнением  конкретных показателей среднесрочного (трехлетнего) плана;

- создания "глобальных  бюджетов" на выполнение определенных  функций, в рамках которых администраторы  сами определяют направления  расходования средств для достижения  наилучших результатов;

- возложения ответственности  за принимаемые решения на  распорядителей (получателей) средств  федерального бюджета.

Ядром организации бюджетного процесса является широко применяемая  в мире концепция (модель) бюджетирования, ориентированного на результаты в рамках среднесрочного финансового планирования. Ее суть - распределение бюджетных  ресурсов между администраторами бюджетных  средств и реализуемыми бюджетными программами с учетом достижений конкретных результатов в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической  политики и в пределах объемов  бюджетных ресурсов.

При составлении финансовых планов используются следующие понятия:

- "текущий год" - год,  в котором разрабатывается план;

- "очередной год" - год,  следующий за текущим;

- "отчетный год" - год,  предшествующий текущему;

- "отчетный период" - год, предшествующий отчетному,  отчетный год, текущий год;

- "плановый период" - очередной год и последующие  два года;

- "субъекты бюджетного  планирования" - федеральные министерства, федеральные службы и агентства,  имеющие право распределять ассигнования  и лимиты бюджетных обязательств  федерального бюджета по подведомственным  распорядителям (в соответствии  с Указом Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре  федеральных органов власти");

- "бюджет субъекта бюджетного  планирования" - используемый для  целей бюджетного планирования  общий объем расходов субъекта.

Таким образом, план на очередной  финансовый год является составной  частью ежегодно обновляемого и смещаемого на один год вперед финансового документа (например, 2007 год - первый год трехлетнего  плана на 2007-2009 гг. и т.д.). Поэтому  составленная на год смета бюджетного учреждения является частью сметы, составленной на три года. Причем ежегодно составляются сметы не только на год, но и на два  последующих года.

Данные в цифровом и  натуральном выражении, необходимые  для планирования, отражаются снизу  вверх, от распорядителей (получателей) средств бюджета к главным  распорядителям и субъектам бюджетного планирования (главным распорядителям).

При организации бюджетного процесса в настоящее время сохранена  трехуровневая система финансирования, в соответствии с которой:

- Минфин выделяет объемы  финансирования и направляет  бюджетные средства главному  распорядителю средств бюджета  (органу государственной власти  РФ, органу государственной власти  субъекта РФ, органу местного  самоуправления или иному прямому  получателю средств бюджета);

- главный распорядитель  распределяет выделенные ассигнования  по распорядителям и получателям  средств бюджета, находящимся  в его ведении;

- распорядитель средств  бюджета (орган государственной  власти РФ, орган государственной  власти субъекта РФ или орган  местного самоуправления, бюджетное  учреждение, получающее ассигнования  бюджета от главного распорядителя)  распределяет ассигнования между  получателями средств бюджета,  находящимися в его ведении;

- получатель средств бюджета  (бюджетное учреждение) непосредственно  расходует бюджетные средства.

Система бюджетных расходов формируется в зависимости от характера функций, выполняемых  органами власти, согласно ведомственной  классификации.

Ведомственная классификация  расходов федерального бюджета является группировкой расходов, отражающей распределение  бюджетных средств по главным  распорядителям средств федерального бюджета.

Необходимо отметить, что  ведомственная структура расходов бюджетов субъектов РФ и местных  бюджетов, а также функциональная классификация расходов, устанавливающая  расходы соответствующих бюджетов по разделам, подразделам, целевым статьям  и видам расходов в разрезе главных распорядителей средств соответствующего бюджета, утверждаются законами (решениями) о соответствующем бюджете на очередной финансовый год.

Что содержит смета? В типовой  смете бюджетного учреждения отражаются:

- реквизиты учреждения;

- свод расходов;

- свод доходов;

- производственные показатели  учреждения;

- расчеты и обоснования  расходов и доходов.

Составление смет бюджетных  учреждений позволяет решать задачи:

- обеспечения бюджетных  учреждений государственным финансированием;

- анализа предполагаемых  проектов расходов и отчетов  об использовании средств;

- контроля за эффективным  и экономным расходованием средств.

 

Бюджетный учет

 

Учет лимитов бюджетных  обязательств, как выделенных, так  и полученных и принятых, ведется  на следующих счетах бюджетного учета:

- 501 00 000 "Лимиты бюджетных  обязательств" - предназначен для  учета утвержденных сумм лимитов  бюджетных обязательств, сумм принятых  и переданных лимитов бюджетных  обязательств текущего года в  бюджетных учреждениях, органах,  организующих исполнение бюджетов;

- 502 01 000 "Принятые бюджетные  обязательства текущего года" - предназначен для учета получателями  средств бюджета принятых бюджетных  обязательств по соответствующим  счетам Плана счетов бюджетного  учета. Аналитический учет принятых  бюджетных обязательств ведется  в Журнале регистрации бюджетных  обязательств (ф. 0504064);

- 503 01 000 "Бюджетные ассигнования" - предназначен для учета главными  распорядителями бюджетных средств  утвержденных бюджетных ассигнований  по соответствующим счетам Плана  счетов бюджетного учета.

Учреждения - получатели бюджетных  средств в основном используют следующие  счета учета лимитов бюджетных  обязательств:

- 501 03 000 "Лимиты бюджетных  обязательств получателей бюджетных  средств" - предназначен для учета  получателями бюджетных средств  (в том числе главными распорядителями  и распорядителями как получателями) доведенных до них главными  распорядителями (распорядителями)  бюджетных средств сумм лимитов  бюджетных обязательств, а также  внесенных изменений (сумм увеличения  со знаком "плюс", сумм уменьшения  со знаком "минус") на основании уведомлений о лимитах бюджетных обязательств (ф. 0504822) по соответствующим счетам Плана счетов бюджетного учета;

- 501 05 000 "Полученные лимиты  бюджетных обязательств" - предназначен  для учета распорядителями, получателями  бюджетных средств сумм лимитов  бюджетных обязательств, а также  внесенных изменений (сумм увеличения  со знаком "плюс", сумм уменьшения  со знаком "минус"), полученных  в соответствии с Уведомлением  о лимитах бюджетных обязательств (ф. 0504822) главного распорядителя,  распорядителя бюджетных средств  по соответствующим счетам Плана  счетов бюджетного учета;

- 501 06 000 "Лимиты бюджетных  обязательств в пути" - предназначен  для учета распорядителями, получателями  бюджетных средств сумм лимитов  бюджетных обязательств, доведенных  главными распорядителями, распорядителями  бюджетных средств в отчетном  периоде, а полученных распорядителями,  получателями бюджетных средств  в периоде, следующем за отчетным, по соответствующим счетам Плана  счетов бюджетного учета.

Данные счета предназначены  для ведения учета сумм лимитов  бюджетных обязательств, принятых бюджетных  обязательств, бюджетных ассигнований.

Счета ведутся в течение  финансового (бюджетного) года. Остатки  по завершении финансового (бюджетного) года по счетам санкционирования расходов на следующий год не переходят.

Все первичные документы (расходные расписания, сметы, лимиты и др.), подтверждающие получение  лимитов бюджетных обязательств и их принятие, подлежат брошюровке вместе с журналом по прочим операциям  ежемесячно.

Таким образом, при проведении проверки составления и исполнения сметы доходов и расходов желательно учитывать вышеперечисленные моменты, для того чтобы решить каждую из поставленных задач.

Проверке должны быть подвергнуты  следующие действия бухгалтерских  служб бюджетных учреждений:

- составление сметы (по  бюджетным средствам и средствам,  полученным от приносящей доход  деятельности);

- расчет (обоснование) составляющих  сметы;

- внесение изменений в  смету (должно быть обоснованным);

- своевременное утверждение  сметы;

- ведение бюджетного учета  лимитов бюджетных обязательств;

- исполнение сметы.

Последний вопрос пересекается со всеми остальными вопросами проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Как правило, исполнение сметы отражается в акте в виде анализа произведенных расходов со сметными назначениями и финансированием.

 

Характерные ошибки и нарушения

 

1. Отсутствие сметы доходов  и расходов. Встречается довольно  часто, так как многие бухгалтеры  полагают, что лимиты бюджетных  обязательств заменяют сметы.  Нарушение бюджетного законодательства, а именно несоставление сметы  доходов и расходов, в принципе, не оказывает существенного влияния  на деятельность бюджетного учреждения, поскольку оно получает финансирование  и производит расходование средств  с ведома вышестоящей организации  и на основании лимитов бюджетных  обязательств. Однако до тех пор,  пока не будут внесены поправки  в Бюджетный кодекс, утверждение,  приведенное в ст. 161 БК РФ, о  том, что бюджетное учреждение - это организация, созданная органами  государственной власти РФ: для  осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций  некоммерческого характера, деятельность  которой финансируется из соответствующего  бюджета на основе сметы доходов  и расходов, действует применительно  ко всем бюджетным учреждениям  без исключения.

Проверяющими органами факт отсутствия сметы доходов и расходов трактуется как нарушение бюджетного законодательства.

2. Отсутствие расчетов  и обоснований к сметам. Встречается  тоже довольно часто, поскольку  методик расчетов смет, которые  должны утверждаться вышестоящими  организациями, нет либо само  вышестоящее учреждение производит  расчет сметных назначений для  подведомственного учреждения. Кроме  того, встречаются случаи, когда  расчет сметы производится по  фактическим показателям прошлого  периода методом индексации расходов  с помощью коэффициентов по  каждой позиции. При чем расчеты  ничем не подтверждаются.

Информация о работе Проверка составления и исполнения сметы доходов и расходов бюджетного учреждения