Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 20:01, курсовая работа
В процессе аудита решаются следующие задачи:
реальность и документированность кредитов и займов;
правильность оформления кредитных операций;
правильность отражения на счетах бухгалтерского учета;
правильность определения сумм процентов за пользование кредитами и их списание;
полнота и своевременность погашения кредитов;
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОДЕКС ЭТИКИ ПОВЕДЕНИЯ АУДИТОРОВ
5
1.1
Профессиональная этика аудиторов: основополагающие принципы и требования
5
1.2
Кодекс этики аудиторов России
11
ГЛАВА 2.
АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА КРЕДИТОВ И ЗАЙМОВ
21
2.1
Цели, этапы проверки и источники информации
21
2.2
Нормативное регулирование и учет операций по кредитам и займам
27
2.3
Типичные ошибки в учете кредитных операций и займов
35
ГЛАВА 3.
СИТУАЦИОННОЕ ЗАДАНИЕ
46
3.1
Задание 2
46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Для того
чтобы проверить погашение
Аудитору необходимо обратить внимание на то, как отражается состав суммы задолженности по заемным средствам в бухгалтерском учете, как организация-заемщик производит начисление процентов и в какие сроки. При этом необходимо проверить, что затраты по полученным займам и кредитам, включаемые в текущие расходы организации, являются ее прочими расходами и подлежат включению в финансовый результат организации. В бухгалтерском учете они должны быть отражены на субсчете «Прочие расходы» счета 91.
В соответствии с аудиторскими стандартами изучение и оценка системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля должны в обязательном порядке документироваться аудиторскими организациями в ходе аудиторской проверки. При проведении и документировании этой работы рекомендуется использовать следующие типовые формы (Приложение 2):
• специально разработанные тестовые процедуры;
• перечни типовых вопросов для выяснения мнения руководящего персонала и работников бухгалтерии;
• специальные бланки и проверочные листы;
• блок-схемы и графики;
• перечни замечаний, протоколы и акты.
Заключительный этап. На этом этапе аудитор осуществляет в том числе проверку своевременности проведения инвентаризации кредитов, займов выявление ее результатов и отражение на счетах бухгалтерского учета, а именно:
По окончании работ аудитор формирует мнение по результатам проверки данного участка учета, составляет пакет рабочих документов, формулирует часть аудиторского отчета, относящуюся к области проверки, и представляет его совместно с рабочей документацией руководителю проверки.
2.2 Нормативное регулирование и учет операций по кредитам и займам
В практике возникает немало вопросов о порядке учета операций связанных с получением кредитов и займов. Рассмотрим основные нормативные документы в соответствии, с которыми необходимо осуществлять учет кредитов и займов.
Правоотношения по договорам займа и кредита регулируются гл. 42 «Заем и кредит» ГК РФ. По договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. Иностранная валюта и валютные ценности могут быть предметом договора займа (ст. 807 ГК РФ).
Порядок бухгалтерского учета операций, связанных с получением займов и кредитов, в том числе товарного и коммерческого кредитов, у заемщика и заимодавца регулируется разными положениями по бухгалтерскому учету. Для организации-заимодавца предоставленные займы являются финансовыми вложениями и учитываются в бухгалтерском учете по правилам, установленным Положением по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02, утвержденным Приказом Минфина России от 10.12.2002 N 126н. Организация-заемщик должна руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008), утвержденным Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 107н (зарегистрирован в Минюсте России 27.10.2008, регистр. N 12523). Данный стандарт бухгалтерского учета посвящен порядку учета расходов по заемным обязательствам.
Обязанность
организаций разделять
ПБУ 15/2008 устанавливает единый порядок списания расходов по займам и кредитам в состав прочих расходов (в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы») независимо от времени оплаты приобретенных активов (фактического расходования заемных средств).
Порядок оценки суммы задолженности для ее отражения в бухгалтерском учете также отражен в ПБУ 15/2008, который допускает только один вариант оценки в бухгалтерском учете основной суммы обязательства по полученному займу (кредиту) - в соответствии с условиями договора займа (кредитного договора) в сумме, указанной в договоре (п. 2 ПБУ 15/2008).
Кредиторская
задолженность по начисленным, но не
уплаченным процентам за кредит должна
числиться в бухгалтерском
И в финансовой отчетности суммы начисленных, но не уплаченных процентов не должны включаться в показатели строк 510 и 610 Бухгалтерского баланса.
Многие организации привлекают заемные средства в иностранной валюте; также по условиям договора сумма кредита или займа может быть выражена в условных единицах.
Порядок учета курсовых разниц урегулирован Положением по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006), утвержденным Приказом Минфина России от 27.11.2006 N 154н.
Пересчет
стоимости средств в расчетах,
включая стоимость средств по
заемным обязательствам, выраженным
в иностранной валюте, в рубли
должен производиться на дату совершения
операции в иностранной валюте, а
также на отчетную дату. В результате
такого пересчета в бухгалтерском
учете и бухгалтерской
Начисленные проценты по кредитам и займам в иностранной валюте, а также курсовые разницы, относимые к прочим расходам, отражаются в бухгалтерском учете организации-заемщика на счетах 91, субсчет «Прочие расходы», 66, субсчет «Расчеты по процентам», 67, субсчет «Расчеты по процентам».
Начисление процентов может осуществляться по формулам простых процентов, сложных процентов, с использованием фиксированной либо плавающей процентной ставки в соответствии с условиями договора. Если в договоре не указывается способ начисления процентов, то их начисление осуществляется по формуле простых процентов с использованием фиксированной процентной ставки.
При начислении
суммы процентов по привлеченным
и размещенным денежным средствам
в расчет принимаются, кроме размера
предоставляемых заемных
Сумма начисленных процентов = Сумма кредита (займа) * Годовая ставка в процентах / 365 (366) дн. / 100 * Количество дней пользования кредитом (займом).
Стороны договора могут оговорить и иной порядок.
Уплата процентов по кредиту производится в сроки, предусмотренные кредитным договором. Если срок выплаты процентов кредитным договором не установлен, то проценты выплачиваются ежемесячно (п. 2 ст. 809 ГК РФ).
В ПБУ 15/2008
решен вопрос о том, каким образом
отражать суммы начисленных процентов
в бухгалтерской отчетности: в
составе дебиторской
В п. 6 ПБУ
15/2008 записано: «Расходы по займам отражаются
в бухгалтерском учете и
Д-т 91, субсчет «Прочие расходы», К-т 66 (67), субсчет «Проценты по кредитам и займам», - учтены проценты по кредиту (займу) в составе прочих расходов в зависимости от видов и сроков предоставленных кредитов и займов.
Проценты по заемным средствам, использованным для финансирования инвестиционных активов, включаются в стоимость этих активов.
Согласно п. 8 ПБУ 15/2008 проценты включаются в стоимость инвестиционного актива или в состав прочих расходов равномерно, как правило, независимо от условий предоставления займа (кредита). Проценты, причитающиеся к оплате заимодавцу (кредитору), могут включаться в стоимость инвестиционного актива или в состав прочих расходов исходя из условий предоставления займа (кредита) в том случае, когда такое включение существенно не отличается от равномерного включения.
Помимо
процентов, часто при получении
кредитов организации приходится нести
дополнительные расходы, к которым
относятся затраты на оплату полученных
юридических и консультационных
услуг, копировально-множительных работ,
на проведение экспертиз, на оказание
услуг связи и иные расходы, непосредственно
связанные с получением кредитов
и размещением заемных
Согласно п. 8 ПБУ 15/2008 организация-заемщик может выбрать и закрепить в своей учетной политике порядок включения дополнительных расходов в состав прочих расходов:
Отражение
процентов по инвестиционному кредиту
в стоимости основных средств
определено в ПБУ15/2008. Инвестиционным
активом признается имущество, подготовка
которого к предполагаемому
В п. 9 ПБУ 15/2008 определен ряд дополнительных условий, только при одновременном соблюдении которых причитающиеся к уплате проценты можно включить в балансовую стоимость объекта с момента получения кредита:
Если строительство либо изготовление актива прерывается на срок более трех месяцев (п. 11 ПБУ 15/2008), то проценты по кредиту в этом периоде признаются прочими расходами организации. Со следующего месяца после возобновления работ проценты вновь можно включать в стоимость объекта.
И если создание инвестиционного актива обходится без форс-мажорных ситуаций, то балансовую стоимость объекта увеличивают на начисленные проценты до истечения месяца, в котором его введут в эксплуатацию, - начнут фактически использовать для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, управленческих нужд инвестора (п. 13 ПБУ 15/2008).
Подпункт
2 п. 1 ст. 265 НК РФ разрешает сокращать
прибыль на проценты независимо от
характера займа - текущий он или
инвестиционный. А Минфин с ФНС
делают вывод, что, получив инвестиционный
кредит, компания сразу может уменьшить
прибыль на проценты по нему, которые
в бухгалтерских регистрах
Информация о работе Профессиональный кодекс этики поведения аудиторов