Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 21:59, курсовая работа
Поэтому цель данной курсовой работы – раскрыть сущность и роль бухгалтерской отчетности в системе управления ОАО «БРИК» Г. Кимры Тверской области.
В условиях развития рыночной экономики роль бухгалтерского учета заключается в формировании максимально достоверной информации о финансовом состоянии и финансовых результатах деятельности организации, а отчетность выступает средством коммуникации в рамках национальных и международных рынков.
Введение 3
1. Теоретические аспекты формирования годовой бухгалтерской отчётности
1.1 Понятие и состав бухгалтерской отчётности 7
1.2 Принципы формирования годовой бухгалтерской отчётности 8
1.3 Правила формирования и требования к составлению бухгалтерской
отчетности 10
2. Правила и принципы формирования годовой бухгалтерской отчётности на примере организации ОАО «БРИК»
2.1 Краткая экономическая характеристика организации и анализ показателей «бухгалтерского баланса», «отчета о прибылях и убытках» ОАО «БРИК» 21
2.2 Порядок составления баланса ОАО «БРИК» 24
2.3 Порядок составления отчета о финансовых результатах ОАО «БРИК» 28
2.4 Сроки и способы представления бухгалтерской отчётности в организации 32
3. Рекомендации по совершенствованию составления отчётной информации 40
Заключение 42
Список использованной литературы 44
Приложение 1 46
5. Промежуточная бухгалтерская
(финансовая) отчетность составляется
за отчетный период менее
6. Бухгалтерская (финансовая)
отчетность должна включать
7. Бухгалтерская (финансовая)
отчетность составляется в
8. Бухгалтерская (финансовая)
отчетность считается
9. Утверждение и опубликование
бухгалтерской (финансовой) отчетности
осуществляются в порядке и
случаях, которые установлены
10. В случае опубликования
бухгалтерской (финансовой) отчетности,
которая подлежит
11. В отношении бухгалтерской
(финансовой) отчетности не может
быть установлен режим
12. Правовое регулирование
консолидированной финансовой
Юридически ни одна организация, независимо от организационно-правовой формы собственности, масштабов ее деятельности, не может функционировать без ведения бухгалтерского учета, поскольку данные бухгалтерского учета обеспечивают полную информацию о ее имущественном и финансовом состоянии, о состоянии материальных, трудовых и денежных ресурсов, о результативности инвестиционной и кредитной политики и пр., что позволяет управлять финансово-хозяйственной деятельностью, контролировать выполнение запланированных целей, разрабатывать перспективные планы развития экономического субъекта. Таким образом, бухгалтерский учет является составной частью управленческой и информационной системы организации. Учетная информация служит основой для принятия управленческих и финансовых решений как внутри организации, так и во вне.
Уже в настоящее время, отчетность, представляемая российскими компаниями по окончании отчетного года, существенно не отличается от отчетности, формируемой в соответствии с Международными стандартами бухгалтерской отчетности (МСФО) (табл. 1).
Таблица1 - Состав бухгалтерской отчетности по РСБУ и МСФО
РСБУ (п. 5 ПБУ 4/99) |
МСФО |
Бухгалтерский баланс |
Отчет о финансовом положении |
Отчет о прибылях и убытках |
Отчет о совокупном доходе |
Отчет об изменениях собственного капитала |
Отчет о совокупном доходе |
Отчет о движении денежных средств |
Отчет об изменениях в собственном капитале |
Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках |
Отчет о движении денежных средств |
Пояснительная записка |
Учетная политика и примечания к отчетности |
Между тем, необходимо отметить, что состав отчетности, подготовленной в формате МСФО, не ограничивается только перечисленными обязательными формами отчетов. В связи с тем, что применение международных стандартов дает возможность получить более достоверные сведения о работе компаний любых отраслей и сфер деятельности, в МСФО настаивается на обязательном представлении в первой отчетности информации, на основе которой внутренние и внешние пользователи смогут составить мнение о степени влияния использования концепций и методик международных стандартов на финансовое положение компании, ее финансовые результаты, величину фактических и прогнозируемых потоков денежных средств. В российской законодательной базе, пока такого требования нет.
До недавнего времени в качестве еще одного различия в формировании отчетности по российским правилам и МСФО, можно было отметить - периодичность ее составления и продолжительность отчетных периодов.
Так, в соответствии с МСФО, финансовая отчетность должна составляться как минимум ежегодно. Никаких требований к срокам начала и окончания отчетного периода МСФО не указывают. Составление промежуточной отчетности за периоды меньшие, чем год, в соответствии с МСФО - это право компании, а не ее обязанность.
В свете последних изменений, которые произошли в российском законодательстве, начиная с 01.01.2013г. для российских компаний предусмотрены следующие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности. В соответствии со ст. 13 Федерального Закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ «экономический субъект составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не установлено другими федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный год. Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, нормативно правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный период менее отчетного года» [2]. Данное правило, по нашему мнению, еще более сближает требования к составлению отчетности по российским стандартам и МСФО.
Необходимо отметить, что в последние годы в России, в повседневной бухгалтерской практике международные стандарты финансовой отчетности находят все большее применение, но для одних категорий организаций это является обязательным в силу закона, для других - из-за требований учредителей и инвесторов.
Впервые в России на законодательном уровне было заявлено о необходимости сближения российских стандартов бухгалтерского учета (далее - РСБУ) и МСФО в конце 90-х гг. двадцатого века. Это проявилось в принятии Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.1998г. № 283. Данная Программа определяла цели и задачи перехода, основные направления предполагаемой реформы, а также конкретный план по реформированию РСБУ.
Далее, существенным этапом в сближении РСБУ и МСФО стала Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобренная Приказом Минфина России от 01.07.2004г. № 180. В соответствии с Концепцией, рассчитанной на 2004 - 2010 гг., «все общественно значимые компании - открытые акционерные общества, финансовые институты и пр. - должны составлять консолидированную отчетность по МСФО начиная с 2007 г. Остальные компании, составляющие консолидированную отчетность, должны были начать использовать МСФО не позднее 2010г».
Начиная с 2010г. процесс реформирования бухгалтерского учета и формирования отчетности в нашей стране, в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), значительно активизировался. Наиболее важные шаги на пути сближения с МСФО следующие:
1. принят Федеральный Закон от 06 декабря 2011года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», который вступает в силу с 01.01.2013 года;
2. принят Федеральный
закон от 27.07.2010 г. № 208-ФЗ «О консолидированной
финансовой отчетности», устанавливающий
общие требования к
3. принято Постановление
Правительства РФ от 25.02.2011г. «
107 «Об утверждении Положения
о признании Международных
4. 07.07.2011г. определен экспертный
орган для проведения
5. Приказом Минфина России от 02.07.2010г. № 66н утверждены новые формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, а также формы Приложений к ним, которые организации обязаны применять, начиная с отчетности за 2011г.;
6. Приказом Минфина России
от 02.02.2011г. № 1н утверждено новое
Положение по бухгалтерскому
учету «Отчет о движении
Как уже было отмечено выше, с 01.01.2013г. требования к формированию бухгалтерской (финансовой) отчетности в России устанавливаются статьей 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ.
Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных Федеральным законом, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и приложений к ним.
Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации, общественного объединения, за исключением случаев, установленных данным Федеральным законом и иными федеральными законами, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.
Состав промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, за исключением случаев, установленных данным Федеральным законом, устанавливается национальными стандартами. Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций бюджетной сферы устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации. Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности Центрального банка Российской Федерации устанавливается Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
В соответствии со ст. 15, выше указанного закона, отчётным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (отчетным годом) является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно, за исключением случаев реорганизации и ликвидации юридического лица.
Первым отчетным периодом (годом) является период с даты государственной регистрации экономического субъекта по 31 декабря того же календарного года включительно.
В случае если государственная регистрация экономического субъекта, за исключением кредитной организации, произведена после 30 сентября, первым отчетным годом является период с даты государственной регистрации по 31 декабря календарного года, следующего за годом государственной регистрации, включительно. Допускается сокращение указанного периода с даты государственной регистрации по 31 декабря того же года включительно.
Отчетным периодом для промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности является период с 1 января по отчетную дату периода, за который составляется промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность, включительно.
В случае если государственная регистрация экономического субъекта произведена после 1 января, первым отчетным периодом для промежуточной бухгалтерской отчетности является период с даты государственной регистрации по отчетную дату периода, за который составляется промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность, включительно.
Датой, на которую составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность (отчетной датой), является последний календарный день отчетного периода, за исключением случаев реорганизации и ликвидации юридического лица.
Изменившиеся требования к представлению финансовой отчетности, по нашему мнению, помогут еще более сблизить российскую отчетность с отчетностью, представляемой в соответствии с МСФО.
В бухгалтерском балансе организации теперь обязаны будут раскрывать сравнительную информацию за предыдущий период. Ведь согласно МСФО финансовая отчетность представляется как минимум за два периода: отчетный и предшествующий ему.
В отчете о прибылях и убытках организации будут обязаны представлять информацию о совокупном финансовом результате периода. В отличие от международной практики, по которой информация о совокупном доходе представляется справочно, (отметим, что в международной практике новые требования к представлению финансовой отчетности вступили в силу с отчетности за 2009г).
Изменилось и содержание «Отчета об изменениях капитала», новая форма которого, тоже приближена к требованиям МСФО. В частности, новый отчет об изменениях капитала стал состоять из трех разделов: («Движение капитала», «Корректировка в связи с изменением учетной политики и исправлением ошибок»; «Чистые активы»). Из отчета об изменениях капитала полностью исключен раздел «Резервы», в котором отражалась не только информация о резервах в составе собственного капитала (образованных в соответствии с законодательством, учредительными документами), но и информация о других видах резервов: оценочных резервах, резервах предстоящих расходов, резервах под условные факты хозяйственной деятельности, прочих резервах.
Данные виды резервов никакого отношения к собственному капиталу не имели, их исключение из отчета - шаг на пути сближения с МСФО. Также исключена из отчета справка о сумме предоставленного финансирования из бюджета и внебюджетных источников на покрытие расходов по обычным видам деятельности, на капитальные вложения во внеоборотные активы. Эта информация будет раскрываться в пояснениях.
Несколько трансформирован и «Отчет о движении денежных средств» в него внесены изменения в структуре показателей, изменено название ряда показателей: показатель «чистые денежные средства от операционной (инвестиционной, финансовой) деятельности» заменен на «результат движения - денежные средства от операционной (инвестиционной, финансовой) деятельности». Хотя представление в отчете процентов, дивидендов, налога на прибыль по-прежнему не соответствует международной практике.