Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 22:21, курсовая работа
Цель курсовой работы ─ рассмотреть порядок аттестации аудиторов в России.
Задачи курсовой работы:
– рассмотреть международное регулирование вопросов аттестации специалистов аудита;
– раскрыть квалификационные требования к аудиторам;
– охарактеризовать систему аттестации аудиторов в Российской Федерации;
– показать роль квалификационного экзамена и квалификационного аттестата;
– изучить проблемы подготовки бухгалтеров и аудиторов;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ В РОССИИ 6
1.1 Международное регулирование вопросов аттестации специалистов аудита 6
1.2 Квалификационные требования к аудиторам 9
1.3 Система аттестации аудиторов в Российской Федерации 13
ГЛАВА 2. КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН 18
2.1 Подготовка к квалификационному экзамену................................................18
2.2 Организация проведения квалификационного экзамена.............................19
2.3 Порядок проведения квалификационного экзамена...................................21
2.4 Выдача и аннулирование квалификационного аттестата...........................24
ГЛАВА 3. ПРОЦЕСС РЕФОРМИРОВАНИЯ АТТЕСТАЦИИ АУДИТОРОВ В РОССИИ.............................................................................................................26
3.1 Новый порядок аттестации аудиторов с 1 января 2011 года......................26
3.2 Новые требования к действующим аудиторам.............................................31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
Новый порядок аттестации аудиторов облегчает процедуру изменения отраслевой специализации аудитора, поскольку освобождает его от повторной сдачи сложного и трудоемкого квалификационного экзамена и тем самым делает профессию аудитора более мобильной.
Квалификационный экзамен на единый квалификационный аттестат аудитора в зарубежных странах проводится уже в течение многих лет, соответствующий опыт обобщен Международной организацией бухгалтеров (IFAC) и представлен в Международных стандартах профессионального образования бухгалтеров (IFS). Наибольшее внимание этому вопросу уделено в стандарте IES8 «Образовательные требования для профессиональных аудиторов», который вступил в силу с 1 июня 2008 г.
Рассмотрим кратко основные положения данного стандарта.
Дальнейшее профессиональное развитие аудитор должен получить, прежде чем он примет на себя ответственность за аудит финансовой отчетности в специфических отраслях – банковской, финансовой, добывающей, страховой (п. 74).
Ни один профессиональный бухгалтер или профессиональный аудитор не может быть специалистом высокого уровня во всех областях знаний. Специализация необходима для получения исключительно «глубоких» знаний и навыков в определенных областях (п. 18).
Аудит финансовой отчетности может различаться по типу, объему, сложности. Соответственно должны различаться уровни профессиональной компетентности, необходимой для выполнения этих заданий. Персональной обязанностью аудитора является следование Кодексу профессиональной этики IFAC в части отказа от выполнения заданий, в которых аудитор некомпетентен (п. 70).
Аудитор приобретает способности
и компетентность, необходимую для
того, чтобы стать профессиональным
аудитором, с момента получения
единого квалификационного
Международные образовательные стандарты содержат минимальные образовательные требования, которым должен соответствовать любой член IFAC, 1чтобы получить право быть профессиональным аудитором (пп. 12, 13).
Члены IFAC и аудиторские организации должны быть убеждены в том, что аудитор, ответственный за существенные профессиональные суждения, выполняющий аудит финансовой отчетности в особых условиях и отраслях, обладает надлежащими профессиональными знаниями и практическим опытом, необходимыми для соответствующих особых условий и отраслей экономики (п. 73).
Члены IFAC, профессиональные аудиторы и аудиторские компании несут солидарную ответственность за то, что профессиональный аудитор должен обладать достаточной компетентностью для выполнения своих функций (п. 80).
В России подготовка аудиторов осуществляется в настоящее время по Временной программе квалификационных экзаменов на аттестат аудитора (далее - Программа). Права, которые предоставляет единый аттестат аудитора, обусловливают и содержание этой Программы.
Программа состоит из двух частей.
Первая часть – это фундаментал
Вторая часть – это знания,
связанные с особенностями
Поскольку в соответствии со ст. 11 Закона № 307-ФЗ к квалификационному экзамену на получение единого аттестата аудитора допускается претендент, имеющий высшее образование независимо от специализации, возникает новый принципиальный вопрос – как довести начальный уровень образования претендента до того уровня, когда он сможет результативно изучать Программу квалификационного экзамена на аттестат аудитора.
Дело в том, что согласно Программе (а следовательно, и программе предквалификационной подготовки) знания в рассматриваемом контексте могут быть разделены на два блока.
Первый блок – бухгалтерский учет и отчетность, аудит, финансы и их анализ. Второй блок – налогообложение, правовое регулирование хозяйственной и трудовой деятельности.
Овладеть знаниями первого блока на том уровне, который необходим аудитору, без экономического образования любой специализации невозможно. И это не только российская проблема. В Международных стандартах образования профессиональных бухгалтеров и аудиторов, в соответствующих образовательных профессиональных программах США отмечается, что для доведения начального высшего образования до уровня, который позволяет изучить и овладеть знаниями квалификационных экзаменов, необходим дополнительный срок предквалификационной подготовки.
Предквалификационная
На первом этапе начальный уровень
высшего образования
На втором этапе претендент получает знания и навыки в соответствии с Программой. Обучение может осуществляться самостоятельно или в специализированных учебных заведениях (УМЦ).
На третьем этапе претендент овладевает знаниями и навыками по дисциплине «Профессиональные ценности, этика и профессиональные отношения». Это возможно только в процессе профессиональной работы претендента при непосредственном деловом общении с клиентами и сотрудниками. Данный этап предквалификационной подготовки должен проходить в той аудиторской компании, в которой претендент согласно ст. 11 Закона № 307-ФЗ обязан проработать не менее двух лет. Для этого претенденту (как правило, ассистенту аудитора) назначается наставник, который руководит его работой и по окончании обучения оценивает ее в письменной форме.
Кроме того, в процессе работы претендент углубляет свои знания по дисциплине «Информационные технологии». Особое внимание данному предмету уделяется в первой половине производственного стажа, а затем знания и навыки постоянно обновляются по мере появления тех или иных новаций.
Заметим, что на данном этапе важно, чтобы претендент овладел навыками излагать свои мысли в письменной форме. Наставник претендента, убедившись в необходимости совершенствования его в этом направлении, должен включить соответствующее задание в план предквалификационной подготовки.
Организация профессионального обучения лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью, относится к компетенции СРО аудиторов и является их обязанностью (ст. 17 Закона № 307-ФЗ).
Исходя из установленного ст. 11 Закона № 307-ФЗ стажа предэкзаменационной работы претендента и рассмотренного перечня знаний и умений, которыми претендент должен владеть к началу экзаменов, можно предложить следующий примерный график предквалификационной подготовки к квалификационным экзаменам на получение аттестата аудитора.
Подготовку к экзамену необходимо начать заблаговременно, до начала обязательного трехлетнего стажа работы. Приняв решение стать аудитором и изучив правила получения квалификационного аттестата аудитора, который открывает к этому путь, претенденту в первую очередь необходимо определить, насколько его высшее образование отвечает требованиям Программы. С учетом этого составляется план приведения начального высшего образования в соответствие с указанной Программой, устанавливается объем дополнительных знаний, которые претенденту предстоит приобрести.
Таким образом, чтобы, получив единый аттестат, аудитор мог аудировать финансовую отчетность в одной из специальных отраслей экономики, он должен дополнительно овладеть глубокими знаниями по выбранной особой отрасли экономики в соответствии с программами, утвержденными СРО аудиторов.
Минфин России утвердил новую форму
квалификационного аттестата
Обратите внимание, что аттестаты, выданные до 1 января 2011 г., не подлежат обмену после 1 января 2011 г. А аудиторы, имеющие квалификационные аттестаты, не обязаны проходить какое-либо переобучение и/или пересдачу экзамена (однако для них установлены ограничения, см. следующий пункт).
Аудитор, который является членом одной из СРО, и имеет аттестат, выданный до 1 января 2011 г., вправе участвовать в аудиторской деятельности:
с 1 января 2011 г. до 1 января 2012 г. – в соответствии с типом имеющегося у него квалификационного аттестата аудитора;
с 1 января 2012 г. – в соответствии с типом имеющегося у него квалификационного аттестата аудитора, за исключением участия в проведении аудита у кредитных, страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, госкорпораций, а также аудита консолидированной отчетности (п. 3 ст. 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»).
Аудиторы, желающие осуществлять аудиторскую
деятельность без ограничений, могут
сдать квалификационный экзамен:
- в упрощенном порядке, который установлен
Приказом Минфина России от 30 сентября
2009 г. N 118н (до 1 января 2013 г.) или
- в общем порядке, установленном статьей
11 Федерального закона «Об аудиторской
деятельности» (с 1 января 2011 г.).
В заключение хотелось бы отметить, что процесс подготовки, аттестации, переподготовки бухгалтерско-аудиторских кадров требует усиления контроля за качеством работы учебно-методических центров, готовящих аудиторов и профессиональных бухгалтеров, со стороны как органов управления бухгалтерскими, аудиторскими и финансовыми вопросами в стране (Минфина России), так и общественных организаций (ИПБ).
Координация общих усилий, обмен методиками и опытом практической работы позволят решить задачу кардинального улучшения качества подготовки и переподготовки профессионалов в области аудита и бухгалтерского учета, способствовать повышению престижа профессии аудитора и бухгалтера в России.
Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности – это проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью.
Аттестация осуществляется в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора без ограничения срока его действия.
Порядок аттестации на право
осуществления аудиторской
Высокий уровень профессионализма аудиторов - залог того, что проведение аудиторских проверок и оказание иных аудиторских услуг будет осуществлено на самом высоком уровне.
Именно поэтому государство в лице органов, на которые возложено регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации, предъявляет достаточно высокие требования к лицам, как только изъявляющим желание заниматься аудиторской деятельностью, так и уже имеющим статус аудитора, получившим квалификационный аттестат аудитора в установленном порядке.
Государство предъявляет достаточно высокие требования к лицам, как только изъявляющим желание заниматься аудиторской деятельностью, так и уже имеющим статус аудитора. Требования к уровню профессионализма аудиторов (лиц, получивших квалификационный аттестат аудитора) определяются Временным положением о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в РФ (Приказ МФ РФ от 12.09.2002г.).
Элементами образования аудитора служат:
1) базовое образование;
2) практический опыт;
3) специальное профессиональное образование (в настоящее время это требование носит рекомендательный характер);
4) свободное владение деловым русским языком.
Базовое образование включает в себя высшее экономическое или юридическое образование, полученное в учебном учреждении России, имеющем государственную аккредитацию, либо в учебном учреждении иностранного государства, дипломы которого имеют юридическую силу в РФ.
Владение деловым русским языком включает наличие навыков владения русским языком в объеме, необходимом для изучения нормативных актов, проверки бухгалтерской и иной документации, ведения рабочей документации, делового общения с клиентами, составления аудиторского заключения и письменной информации аудитора руководству предприятия по результатам проверки.
Квалификационный аттестат аудитора выдается при условии, что лицо, претендующее на его получение (претендент):
1) сдало квалификационный экзамен;
2) имеет ко дню объявления результатов квалификационного экзамена стаж работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, не менее трех лет. Не менее двух лет из последних трех лет указанного стажа работы должны приходиться на работу в аудиторской организации.